Мотивированное решение изготовлено: 18.11.2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13.11.2015 Сысертский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бесовой Е.В., с участием ФИО1, при секретаре Мирзиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1983/2015 по иску ФИО3 ФИО7, ФИО2 ФИО8, ФИО2 ФИО9 к Администрации Арамильского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения в связи с выселением,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО4, ФИО1 обратились в суд с иском к Администрации Арамильского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения в связи с выселением.
В обоснование своих требований указали, что они являются собственниками квартиры (каждый по 1/3 доле) общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>. Им сообщили о расселении аварийного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, включённого в муниципальную адресную программу Переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учётом развития малоэтажного жилищного строительства на территории Арамильского городского округа на 2011-2013 годы». В рамках вышеуказанной программы им предложено жилое помещение – квартира-студия, где жилая комната и кухня не изолированы друг от друга. На данное уведомление ими направлено ответчику Администрации Арамильского городского округа требование о предоставлении равнозначной квартиры, а именно: в настоящее время они занимают и пользуются однокомнатной квартирой общей площадью <данные изъяты> кв.м, состоящей из: жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, кухни площадью <данные изъяты> кв.м, где кухня и жилая комната изолированы друг от друга, что подтверждается техническим паспортом «Сысертского БТИ и РН». Однако им предлагается квартира, где жилая комната и кухня не изолированы друг от друга, а жилая площадь значительно меньше площади, занимаемой ее семьей. Кроме того, предлагаемая квартира-студия не отвечает санитарным нормам – все стены квартиры поражены грибком, что является следствием нарушения строительных норм и правил РФ, действующими в строительстве.
Истцы просили обязать Администрацию Арамильского городского округа предоставить им в собственность благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным санитарным и строительным нормам.
В дальнейшем истцы уточнили исковые требования, просили обязать Администрацию Арамильского городского округа предоставить им в собственность благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей и жилой площади, ранее занимаемому жилому помещению, которым они в настоящее время пользуются – однокомнатной квартирой общей площадью <данные изъяты> кв.м, состоящей из жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, кухни площадью <данные изъяты> кв.м, где кухня и жилая комната изолированы друг от друга.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал уточненные требования и просил их удовлетворить.
В судебное заседание истцы ФИО3, ФИО4, представитель ответчика Администрации Арамильского городского округа в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно отзыву ответчика Администрации Арамильского городского округа следует, что исковые требования не признает по следующим основаниям. В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права общая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> кв.м. <адрес>, предоставляемого ФИО3, ФИО4, ФИО1 жилого помещения по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> кв.м. Согласно п.5.7 Свода правил «Здания жилые многоквартирные» СП 54.13330.2011 от 20.05.2011 в однокомнатных квартирах допускается проектировать кухни или кухни-ниши. Согласно акту осмотра помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ все помещения находятся в удовлетворительном техническом состоянии и пригодны для проживания, однако, истцом не предоставлены доказательства о том, что предоставляемого ему жилое помещение не отвечает санитарным нормам. Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является равнозначной изымаемому у собственника жилого помещения.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Исходя из положений ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Судом установлено, что ФИО3, ФИО4, ФИО1 являются собственниками квартиры (каждый по 1/3 доле) общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи (передачи) дома (доли дома) в собственность граждан №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о реальном разделе жилого дома и прекращении долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>, №40817810604900317040, №40817810604900317040.
Согласно заключению межведомственной комиссии указанный жилой дом признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес истцов направлены уведомления, согласно которым им сообщили о расселении аварийного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, включенного в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного жилищного строительства на территории Арамильского городского округа на 2011-2013 года». В рамках вышеуказанной программы семье ФИО3 из 3 человек (3 собственника), проживающей по адресу: <адрес> (общая площадь <данные изъяты> кв.м.), предлагается <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м во вновь построенном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, которая является благоустроенной (имеется централизованная канализация, отопление, водоснабжение, отдельный санузел с ванной, туалетом, кроме того, установлен водогрейный котел, после заключения договора на вселение будут выданы электроплиты), равнозначной по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и находится в границах Арамильского городского округа, то есть отвечает требованиям, предъявляемым законодательством.
В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что по общему правилу, если иное не предусмотрено федеральным законом, предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения (статья 87 Жилищного кодекса Российской Федерации) носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Кроме того, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
При этом равнозначность жилого помещения предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь жилого помещения, но и, в частности, в соотношении обособленности жилых помещений от вспомогательных.
Таким образом, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, в частности именно обособленностью от вспомогательных помещений определяются его потребительские свойства, постольку предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по размеру общей площади жилых помещений не исключает обязанности органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений не только равнозначных по размеру жилой площади, но и не совмещенных со вспомогательными помещениями.
Иное толкование положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет ухудшать жилищные условия граждан, что недопустимо с учетом компенсационного характера жилого помещения, предоставляемого в связи со сносом дома.
К гражданам, которые являются собственниками квартир, признанных аварийными, применяется ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений не осуществили в установленный срок снос многоквартирного дома, орган местного самоуправления принимает решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия собственника жилого помещения в силу содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на орган местного самоуправления возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Согласно нормам Гражданского законодательства договор мены предполагает необходимость подбора абсолютно равноценного по своей рыночной стоимости жилого помещения, при этом стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Кроме того, подпунктами 2, 3 пункта 2.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений в связи с переселением их из ветхого жилищного фонда и зон застройки /сноса/», утвержденного постановлением Администрации Арамильского городского округа от 02.08.2013 № 291, перечислены способы переселения граждан из жилых помещений: заключение договора социального найма жилого помещения с нанимателем жилого помещения в доме, подлежащем сносу; заключение договора мены с собственником жилого помещения в доме, подлежащем сносу, жилого помещения муниципального жилищного фонда. Выплата выкупной цены либо денежных средств вместо квартиры нормативными правовыми актами Арамильского городского округа и <адрес> не предусмотрена.
В данном случае Администрация Арамильского городского округа предоставляет квартиры собственникам по договору мены без доплаты за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений.
Согласно техническому паспорту, выданного СОГУП «Областной Центр недвижимости» филиал «Сысертское БТИ и РН» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, занимаемое ФИО3, ФИО4, ФИО1 жилое помещение является изолированной квартирой под №40817810604900317040, общей площадью <данные изъяты> кв.м, общей площадью жилых помещений <данные изъяты> кв.м, в том числе основной <данные изъяты> кв.м, вспомогательной <данные изъяты> кв.м, состоящей из жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, кухни площадью <данные изъяты> кв.м, при этом кухня отделена от жилой комнаты.
Исходя из кадастрового паспорта помещения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, в <адрес>, расположена <адрес>, предоставленная ФИО3, ФИО4, ФИО1 вместо вышеназванного жилого помещения, подлежащего сносу, общей площадью <данные изъяты> кв.м, где жилая комната и кухня не изолированы друг от друга.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике применения Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, суду следует проверить, в частности, не будут ли ухудшены жилищные условия граждан, выселяемых в предоставляемое жилое помещение.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 5) общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Таким образом, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений, в связи с чем площадь кухни, которая в силу вышеназванной нормы является вспомогательным жилым помещением, подлежит учету при определении размера общей площади жилого помещения, но не может включаться в жилую площадь помещения.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (в ред. от 02.08.2007) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, и именно размером жилой площади помещения и обособленностью от вспомогательных помещений определяются его потребительские свойства, постольку предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по размеру общей площади жилых помещений не исключает обязанности органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений не только равнозначных по размеру жилой площади, но и не совмещенных со вспомогательными помещениями.
Иное означало бы нарушение права каждого на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное жилище, признаваемое Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (данная правовая позиция отражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 21.06.2011 по делу № 67-В11-3).
Таким образом, в предоставленной квартире кухня, являющаяся вспомогательным помещением, совмещена с жилой комнатой, то есть, не обособлена от неё, в отличие от квартиры, в которой ФИО3, ФИО4, ФИО1 проживают в настоящее время. Следовательно, является очевидным тот факт, что предоставление указанной квартиры ухудшает их жилищные условия, что противоречит требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, по коллективному обращению собственников квартир, подлежащих переселению из аварийного жилья в <адрес>, Сысертской межрайонной прокуратурой проведена проверка, согласно которой установлено нарушение жилищного законодательства при предоставлении гражданам взамен занимаемых квартир – квартир-студий, где жилая комната и кухня не изолированы друг от друга.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования истцов к Администрации Арамильского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения в связи с выселением, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО3 ФИО10, ФИО2 ФИО11, ФИО2 ФИО12 к Администрации Арамильского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения в связи с выселением удовлетворить.
Обязать Администрацию Арамильского городского округа предоставить ФИО3 ФИО13, ФИО2 ФИО14, ФИО2 ФИО15 благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта – <адрес>, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению (равнозначное по размеру жилой площади, и не совмещенное со вспомогательными помещениями), отвечающее установленным требованиям, и находящееся в границах населенного пункта <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В. Бесова