ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1984/18 от 11.07.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Иркутск 11 июля 2018 г.

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Белоусовой Д.Н.,

с участием истца Григорьевой Р.З., представителя ответчика Мичник Л.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Григорьевой Р.З. к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» о признании уведомления об отказе в назначении государственной социальной помощи незаконным, признании семьи находящейся в трудной жизненной ситуации, обязании назначить государственную социальную помощь,

УСТАНОВИЛ:

Григорьева Р.З. обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» о признании уведомления об отказе в назначении государственной социальной помощи незаконным, признании семьи находящейся в трудной жизненной ситуации, обязании назначить государственную социальную помощь.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что 30.01.2018г. она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей государственной социальной помощи на основании закона Иркутской области № 73-оз от 19.07.2010г. «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» как малоимущая семья. 10.02.2018г. она получила уведомление от 02.02.2018г. об отказе в назначении «Государственной социальной помощи» на основании п. 1 ст. 5 Закона -оз от 19.07.2010г. «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в <адрес>» - государственная социальная помощь назначается получателям государственной социальной помощи при условии, если наличие у них дохода ниже величины прожиточного минимума для семьи обусловленного объективными обстоятельствами, не зависящими от них самих (инвалидность, потеря кормильца, безработица, чрезвычайная ситуация и тому подобное). В своем заявлении на предоставление государственной социальной помощи она указала, что семья нуждается в ней так как её ребенок является аллергиком и нуждается в гипоаллергенном питании, кроме того ребенок часто болеет, а лечение которое назначает врач не выкупается по бесплатным рецептам, предоставленным им законом до 3 лет и список этих лекарств очень ограниченный. Кроме того, указала, что её мама Урбановичене М.Ю. с ними совместного хозяйства не ведет и материально не помогает. Тем не менее, обязали предоставить её доходы, поскольку в справке о составе семьи она указана и её доходы также необходимы при подсчете прожиточного минимума. По той же непонятной логике ответчику необходимы доходы её мужа, поскольку он отец ребенка и неважно указан он в справке о составе семьи или нет, но расходы на него как на члена семьи проживающего с ней и ребенком не считают. Детский сад ребенку не положен, поскольку они стоят в очереди в сад с 3 лет, поэтому она как мама находится до сих пор в отпуске по уходу за ребенком и выйти на работу не может, чтобы помогать обеспечивать семью. По последним данным очередь в детский сад № . Сведения о том, что ребенок болеет, может подтвердить копией медкарты или справки от педиатра. В соответствии с законом о социальной помощи, для получения данной помощи необходимо помимо иных документов предоставить сведения о доходах за последние 3 месяца, то есть на момент подачи документов, это сведения за декабрь, ноябрь, октябрь 2017г. Со слов специалиста, принимавшего документы, доход на каждого члена семьи на тот момент не должен превышать 10 200 рублей, то есть в их случае 4 человека – <данные изъяты> рублей на месяц, а если отнять расход её мужа Григорьева А.А. то <данные изъяты> рублей. Данный подсчет им указал специалист. Если предположить, что ответчик пользуется системой подсчета прожиточного минимума в соответствии с вышеуказанными постановлениями и не считать расходов её мужа, то трудоспособных человека*<данные изъяты> рублей. Их доход не должен превышать <данные изъяты> рублей. Если считать доходы семьи за последние три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь): доход истца – <данные изъяты> руб. (ежемесячное пособие на ребенка, выплачивается раз в квартал), доход Григорьева А.А. – <данные изъяты> рублей, доход Урбановичене М.Ю. – <данные изъяты> руб. Итого среднемесячный доход: <данные изъяты> руб./3 месяца=<данные изъяты> руб. в месяц. Однако она считает действия ответчика при исключении расходов на Григорьева А.А. незаконными, и они также должны быть учтены, так как он проживает совместно и точно также как все питается, пользуется средствами гигиены, а также тратит горячую и холодную воду, которая с последних лет учитывается отдельно в квартплате. В этом случае доход семьи явно не соответствует установленному прожиточному минимуму. Таким образом, видно, что как по подсчету специалиста они являются малоимущей семьей, так и по подсчету прожиточного минимума в соответствии с постановлениями. Также отмечает, что 30.01.2018г. этому же специалисту она подавала документы на продление ежемесячных пособий на ребенка до 16 (18) лет, и ей их одобрили. В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области от 17.12.2008г. № 130-оз «О пособии на ребенка в Иркутской области», пособие выплачивается одному из родителей, усыновителей на каждого рожденного, усыновленного, совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательной организации до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает утвержденную величину прожиточного минимума в целом по области в расчете на душу населения. То есть, исходя из одних и тех же понятий, ответчик в одном виде социальной помощи считает, что их семья является семьёй со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, а в другом виде - нет. Считает действия ответчика незаконными, так же как и оспариваемое уведомление, так все сведения о трудовой жизненной ситуации она описала в заявлении, то же видно и из представленных ей документов.

Просит суд, с учетом уточнений заявленных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, признать уведомление Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по <адрес>» от 02.02.2018г. об отказе в назначении государственной социальной помощи незаконным; признать семью, состоящую из Григорьевой Р.З., Григорьева А.А., Григорьевой С.А. находящейся в трудной жизненной ситуации, обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» назначить государственную социальную помощь.

Определением суда от 19.06.2018г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Григорьев А.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Григорьевой С.А.

В судебном заседании истец Григорьева Р.З., заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам и правовым основаниям, изложенным в исковом и уточненном заявлениях, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» Мичник Л.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, просила в их удовлетворении отказать.

Третье лицо Григорьев А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в свое отсутствие.

Выслушав мнения сторон, изучив материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Во исполнение вышеуказанных положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ был принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в <адрес>» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), который определяет размеры, условия и порядок назначения и выплаты за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, в <адрес>.

В статье 2 вышеуказанного закона дается понятие малоимущей семье - круг лиц, связанных родством и (или) свойством, совместно проживающих, ведущих совместное хозяйство и имеющих по не зависящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума для семьи.

В соответствии с настоящим Законом (статья 3) оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее - получатели государственной социальной помощи) осуществляется в следующих видах:

1) выплата социального пособия;

2) предоставление натуральной помощи (продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи).

Согласно статье <адрес>-оз государственная социальная помощь назначается получателям государственной социальной помощи при условии, если наличие у них дохода ниже величины прожиточного минимума для семьи (величины прожиточного минимума для одиноко проживающего гражданина) обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от них самих (инвалидность, потеря кормильца, безработица, чрезвычайная ситуация, отсутствие возможности осуществления трудовой или иной приносящей доход деятельности в связи с получением образования по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета и тому подобное).

В силу ст. 7 Закона государственная социальная помощь назначается решением исполнительного органа государственной власти области, осуществляющего функции в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан, уполномоченного <адрес> (далее - уполномоченный орган), в соответствии с настоящим Законом и нормативным правовым актом уполномоченного органа о порядке организации предоставления государственной социальной помощи.

Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина от себя лично (малоимущий одиноко проживающий гражданин) или от имени своей семьи (малоимущая семья) либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявления опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, вид государственной социальной помощи, а также сведения о желании заключить социальный контракт.

Согласно статье 8 Закона для назначения государственной социальной помощи необходимы следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность получателя государственной социальной помощи, его законного представителя;

2) документы, удостоверяющие личность членов семьи получателя государственной социальной помощи, - для малоимущей семьи;

3) справка о составе семьи;

4) документы, подтверждающие, что наличие у получателя помощи дохода ниже величины прожиточного минимума для семьи (величины прожиточного минимума для одиноко проживающего гражданина) обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от него самого (инвалидность, потеря кормильца, безработица, чрезвычайная ситуация и тому подобное): а) справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности, - для инвалидов;

б) медицинское заключение о необходимости проведения лечения, либо направление на госпитализацию, либо выписка из медицинской карты - для граждан, нуждающихся в проведении лечения;

в) выписка из медицинской карты - для нетрудоспособных граждан, пребывавших на длительном лечении;

г) листок нетрудоспособности - для трудоспособных граждан, обращающихся в связи с длительным лечением или дорогостоящим лечением;

д) рецепты на лекарственные препараты для медицинского применения и кассовые чеки - для граждан, обращающихся в связи с дорогостоящим лечением;

е) документ, выданный государственным учреждением службы занятости населения, подтверждающий признание гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, - для безработных граждан;

ж) документ, подтверждающий факт чрезвычайной ситуации, а также факт утраты (разрушения) либо повреждения жилого помещения и (или) утраты либо повреждения движимого имущества, - для граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации;

з) правоустанавливающий документ на жилое помещение, подтверждающий право собственности или право пользования жилым помещением, - для граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации;

и) свидетельство о смерти и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык, в случае если это свидетельство выдано компетентными органами иностранного государства, - для граждан, потерявших кормильца;

к) в иных случаях - акт комиссионного обследования.

Статьей <адрес>-оз определены основания для принятия решения об отказе в назначении государственной социальной помощи: представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; отсутствие условий назначения государственной социальной помощи.

Судом установлено, что 30.01.2018г. Григорьева Р.З. обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Иркутску» с заявлением об оказании государственной социальной помощи, указав состав семьи: Григорьева Р.З. (заявитель); ФИО3, Григорьева С.А.. Сведения о доходах гражданина и членов семьи: <данные изъяты>.); доходы мамы: <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей (с октября по декабрь 2017г.); доход мужа: <данные изъяты> (с октября по декабрь 2017г.). Григорьева Р.З. также указала об имуществе, принадлежащее ей на праве собственности: ? доли собственности в квартире по адресу: <адрес>52.

В заявлении Григорьева Р.З. указала доходы членов семьи за три месяца, предшествующие обращению. Общий размер дохода за три месяца составил <данные изъяты> руб. Среднедушевой доход на каждого члена семьи – <данные изъяты> рублей, что ниже величины прожиточного минимума, установленного Постановлением <адрес> от 30.01.2018г. -пп «Об установлении величины прожиточного минимума по <адрес> за 4 квартал 2017г.

К заявлению Григорьева Р.З. приложила: копии паспортов Григорьевой Р.З., Григорьва А.А., Урбановичене М.Ю., справку о составе семьи, копии трудовых книжек Григорьевой Р.З., Григорьева А.А., справки о доходах, свидетельство о браке, свидетельство о рождении ребенка.

Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» № 1 от 02.02.2018г. Григорьевой Р.З. было отказано в назначении МСП «Государственная социальная помощь», на основании п.1 ст. 5 Закона -оз «государственная социальная помощь назначается получателям государственной социальной помощи при условии, если наличие у них дохода ниже величины прожиточного минимума для семьи обусловленного объективными обстоятельствами, не зависящими от них самих (инвалидность, потеря кормильца, безработица, чрезвычайная ситуация и тому подобное).

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. Григорьева Р.З. поставлена в известность о принятом решении.

В ходе судебного разбирательства истица Григорьева Р.З. суду пояснила, что её семья нуждается в государственной социальной помощи, так как ребенок не ходит в сад, из-за того, что очередь не подошла, она не работает, ухаживает за ребенком, при этом имеет заболевание, препятствующее трудоустройству. Муж работает водителем в частной компании, размер его заработной платы составляет 10 000 рублей. Кроме того, ребенок очень часто болеет, является аллергиком, ему требуется медикаментозное лечение, лекарственные препараты стоят дорого. Мама Урбановичене М.Ю. с ними не проживает, совместное хозяйство не ведет, материальной помощи не оказывает. Возможности трудоустроится, пока ребенок не ходит в детский сад у неё не имеется. Бабушки не могут заниматься ребёнком, так как у каждого есть свои заботы.

В соответствии с представленным уведомлением о постановке на учет для зачисления в ДОУ, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГг. о постановке на учет и зачислении ребенка в образовательное учреждение, принято решение о постановке ребенка Григорьевой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для зачисления в ДОУ МБДОУ <адрес>, детский сад . Номер по ДОУ МБДОУ <адрес> детский сад (с учетом льготников) – 38 (от 2 до 3 лет на 31.10.2018г.), в том числе льготников 13. Желаемая дата поступления: ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ., выданной ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» Григорьева Р.З. зарегистрирована с 08.05.2002г. по адресу: <адрес>. По данному адресу зарегистрировано 3 человека: владелец Урбановичене М.Ю., Григорьева С.А. – дочь.

Из трудовой книжки Григорьевой Р.З. усматривается, что 03.05.2011г. она была принята на должность стажера адвоката в Иркутскую областную коллегию адвокатов; 31.10.2011г. уволена в связи с истечением действия срока трудового договора. Иных записей о трудовой деятельности Григорьевой Р.З. трудовая книжка не содержит.

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ. Григорьева Р.З. получает меры социальной поддержки: бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецептам на лекарственные препараты, при амбулаторном лечении ребенка с ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с <адрес> 63-оз от 23.10.2006г. «О социальной поддержке в <адрес> семей, имеющих детей»; государственную социальную помощь с ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с <адрес> 73-оз от 19.07.2010г. «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в <адрес>»; пособие на ребенка до 16 (18) лет с ДД.ММ.ГГГГ. на основании закона <адрес> 130-оз от 17.12.2008г. «О пособии на ребенка в <адрес>». Выплаты составили в июле <данные изъяты> руб.

Согласно паспорту Григорьева Р.З. состоит в зарегистрированном браке с Григорьевым А.А.

Из трудовой книжки Григорьева А.А. усматривается, что он работает с ДД.ММ.ГГГГ. в ООО ДЭП «Байкал-138» в должности <данные изъяты>.

Согласно справке о доходах физического лица Григорьева А.А. за 2017г. от 21.02.2018г., сумма дохода составила <данные изъяты> рублей.

В соответствии со справкой МУП «Комбинат питания <адрес>» от 27.02.2018г. , доход Урбановичене М.Ю. (мать истца) за период с августа 2017г. по январь 2018г. составил <данные изъяты> руб.

Из представленных доказательств усматривается, что общий размер дохода за три месяца составил <данные изъяты> рублей. Среднедушевой доход на каждого члена семьи – 7 <данные изъяты>), что ниже величины прожиточного минимума, установленного Постановлением <адрес> от 30.01.2018г. -пп «Об установлении величины прожиточного минимума по <адрес> за IV квартал 2017 года».

Вместе с тем, государственная социальная помощь назначается получателям государственной социальной помощи при условии, если наличие у них дохода ниже величины прожиточного минимума для семьи обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от них самих.

Оценивая представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Григорьевой Р.З. при обращении к ответчику с заявлением о назначении государственной социальной помощи не представлено документов, свидетельствующих о том, что наличие дохода семьи ниже прожиточного минимума обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от них самих.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ни истец, ни её муж Григорьев А.А. не являются нетрудоспособными, доказательств совершения действий, которые могли бы привести к увеличению дохода семьи, суду не представлено, факт невозможности по объективным причинам получать доход в большем размере истцом не доказан.

Из представленных суду медицинских документов, не усматривается, что истец имеет ограничения по труду по специальности.

Доводы истца о том, что их семья находится в трудной жизненной ситуации, суд считает несостоятельными. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» «трудная жизненная ситуация» представлена в виде "обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно".

Из материалов гражданского дела усматривается, что семья Григорьевой Р.З. признана малоимущей, Григорьевой Р.З. предоставлены меры социальной поддержки на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецептам на лекарственные препараты, при амбулаторном лечении ребенка с 03.02.2016г. по 31.08.2017г.; государственная социальную помощь с 01.01.2017г. по 31.12.2017г.; выплачивается пособие на ребенка до 16 (18) лет с 02.01.2016г. по 31.01.2032г.

Вместе с тем, после признания семьи малоимущей, предоставления в 2016г. мер социальной поддержки, семьей Григорьевых не было предпринято каких-либо действий по изменению материального положения в сторону увеличения. При этом истица не признана в установленном законом порядке безработной. Доказательств невозможности трудоустроиться на работу по специальности, суду не представлено, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.

Доводы истца о том, что она сидит дома с ребёнком, так как место в детском саду не предоставлено и ребенок часто болеет, суд оценивает критически. Из медицинских документов не усматривается, что у ребенка имеются противопоказания к посещению ДДУ. А отсутствие места в детском саду, само по себе, не свидетельствует о невозможности истице устроиться на работу и привлечь к уходу за ребенком иных родственников.

Доводы истицы, что ее мать проживает отдельно и не является членом ее семьи, также ничем не подтверждены. Так истцом не представлено документов, подтверждающих раздельное ведение хозяйства (свидетельство о регистрации по месту пребывания по другому адресу, оплату жилищно-коммунальных услуг по отдельным лицевым счетам, другое), что позволяет считать Урбановичене М.Ю. и Григорьевых членами одной семьи, учитывая их родство.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что семья Григорьевой Р.З. не может быть признана семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, из-за обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности их семьи и последствия которых они не могут преодолеть самостоятельно.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Григорьевой Р.З. к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» о признании уведомления об отказе в назначении государственной социальной помощи незаконным, признании семьи находящейся в трудной жизненной ситуации, обязании назначить государственную социальную помощь, у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Григорьевой Р.З. к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» о признании уведомления об отказе в назначении государственной социальной помощи незаконным, признании семьи находящейся в трудной жизненной ситуации, обязании назначить государственную социальную помощь – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья О.В. Луст

Мотивированный текст решения суда изготовлен 23.07.2018г.

Судья О.В. Луст