ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1984/2014 от 24.04.2014 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

 Дело № 2-1984/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 24 апреля 2014 года                                     г. Омск

 Кировский районный суд города Омска в составе:

 председательствующего судьи Анфаловой Е.В.

 при секретаре Ляшенко Ю.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 ФИО6 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центржилсервис» о защите прав потребителей,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО2 ФИО7 обратился в Кировский районный суд <адрес> с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центржилсервис» (далее по тексту ООО «УК «Центржилсервис») о защите прав потребителей.

 В обоснование требований истцом указано, что он является собственником квартир №75, 88 в <адрес> в <адрес>, выполняет функции председателя совета дома, является потребителем коммунальных услуг по содержанию и ремонту общего имущества.

 Управление названным жилым домом на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ осуществляется ООО «УК «Центржилсервис».

 Апелляционным определением Омского областного суда ответчик обязан установить общедомовой прибор учета по холодному водоснабжению. В этой связи истцом в адрес ответчика направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу организации установки общедомового прибора учета по холодному водоснабжению. Ответ получен не был.

 Вместе с тем, в соответствии с требованиями действующего законодательства ответчик обязан был дать ответ в течение 5 дней с даты обращения с данной претензией, бездействие ответчика также нарушает условия договора от ДД.ММ.ГГГГ.

 В исковом заявлении истец просил признать незаконным бездействие ООО «УК «Центржилсервис» по неисполнению требований подпункта а пункта 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, пункта 2.2.4 договора от ДД.ММ.ГГГГ по непредоставлению плана мероприятий по выполнению работ по установке общедомового прибора учета по холодному водоснабжению; обязать ООО «УК «Центржилсервис» исполнить положения пункта 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, пункта 2.2.4 договора от ДД.ММ.ГГГГ – предоставить план мероприятий по выполнению работ по установке общедомового прибора учета по холодному водоснабжению, взыскать в его пользу с ответчика 30 000 рублей компенсации морального вреда на основании Закона РФ «О защите прав потребителей», а также судебные расходы на копирование документов в сумме 156 рублей.

 Истец в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился, ходатайство об отложении не заявил, о причинах неявки не уведомил.

 В соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

 Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

 Поскольку сведения о причинах неявки истца в судебное заседание истцом в нарушение требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлены, суд лишен возможности сделать самостоятельно вывод об уважительности причин неявки истца в судебное заседание, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

 Ранее в судебном заседании истец пояснял, что управляющая компания как исполнитель коммунальной услуги в течение 5 дней обязана была предоставить истребуемые им в претензии от ДД.ММ.ГГГГ сведения. Установка общедомового прибора учета входит в число обязанностей управляющей компании на основании договора управления многоквартирным домом, соответственно, на данные правоотношения распространяются требования Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в частности пункта 40. Обязанность дать ответ в укороченные сроки также предусмотрена договором от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик в течение 5 дней ответ на претензию не дал, его ссылка на направление почтой истцом не принимается, поскольку ответ до настоящего времени он не получил.

 Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала, дала пояснения, аналогичные возражениям, указала, что истребуемая истцом информация не включена в перечень информации, предоставляемой в течение 5 дней в соответствии с пунктом 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Истцом не указано, какое конкретно его право нарушено. Обращение с настоящим иском расценивается ответчиком как злоупотребление истцом правом.

 Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

 Судом установлено, что ФИО1 является собственником 1/24 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> (л.д. 5).

 В соответствии с договором № управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> передали полномочия по управлению многоквартирным домом ООО «УК «Центржилсервис».

 Управление данным многоквартирным домом на момент рассмотрения спора осуществляется ответчиком, что подтверждено сторонами в судебном заседании.

 ФИО1 обратился к ООО «УК «Центржилсервис» с претензией, которой просил составить и выдать план мероприятий по установке общедомового прибора учета на холодное водоснабжение, предоставить смету, качество материалов, перечень деталей для установки общедомового прибора учета, документацию (проект на установку), стоимость работы и определить место установки общедомового прибора учета. Претензия принята представителем ответчика ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется отметка в тексте претензии.

 Ответ на указанную претензию ФИО1 просил предоставить в течение 5 дней, с указанием на личное получение ответа.

 Поскольку в течение 5 дней ответ на претензию ответчиком дан не был, что по мнению истца, нарушает его права как потребителя коммунальных услуг, ввиду чего ему причинен моральный вред, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.

 Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

 Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

 Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

 Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

 Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №354. Данными Правилами также установлены права и обязанности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.

 Согласно пункту 2 названных Правил под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

 Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

 На данные правоотношения распространяется действие Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-I «О защите прав потребителей».

 Пунктом 2.2.4 договора от ДД.ММ.ГГГГ определено, что потребитель вправе требовать от управляющей компании в течение 10 дней письменные ответы, связанные с исполнением данного договора.

 Согласно подпункту а пункта 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен.

 Таким образом, данными правилами строго ограничен перечень информации, которая может быть получена потребителем в течение 5 рабочих с дней с даты обращения.

 Оценивая содержания претензии (составить и выдать план мероприятий, смету, качество материалов, перечень деталей для установки общедомового прибора учета, документацию – проект на установку, стоимость работ, определить место установки общедомового прибора учета), суд приходит к выводу, что запрашиваемая истцом у управляющей компании информация не входит в перечень сведений, которые подлежат предоставлению истцу в укороченные сроки – в течение 5 дней.

 Кроме того, данной претензией истец просил не только предоставить информацию, но и совершить действия по составлению плана мероприятий, определению места установки общедомового прибора учета, что явно не охватывается положениями подпункта а пункта 40 указанных Правил.

 Указанное не ограничивает потребителя в получении иной испрашиваемой информации, но предоставляет исполнителю коммунальных услуг право ответить в течение более длительного периода. При этом суд полагает, что и в данном случае срок предоставления информации является ограниченным, должен определяться с учетом положений статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и составлять не более 30 дней.

 Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к ООО «УК «Центржилсервис» о возложении обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ на ООО «УК «Центржилсервис» возложена обязанность установить общедомовой прибор учета на систему холодного водоснабжения в жилом <адрес> в <адрес>, собственником доли жилого помещения в котором является истец.

 Судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Кировскому административному округу <адрес> УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №11934/14/07/55, предметом исполнения которого помимо прочего является обязание ООО «УК «Центржилсервис» произвести установку общедомового прибора учета на систему холодного водоснабжения. Взыскателем по данному исполнительному производству является ФИО1

 Требуя у управляющей компании предоставления ему сведений, документов, совершения действий в отношении прибора учета, по мнению суда, истец фактически испрашивал у ООО «УК «Центржилсервис» сведения об исполнении судебного постановления.

 ООО «УК «Центржилсервис» как исполнитель не обязано предоставлять информацию об исполнении судебных постановлений в специальный срок, определенный пунктом 40 Правил.

 Суд считает, что ответ на данную претензию должен был быть дан ответчиком в течение 30 дней.

 Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «УК «Центржилсервис» дало ответ ФИО1 на поступившую претензию. Ответ был направлен заказным письмом с уведомлением ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовой квитанцией №12651.

 Таким образом, ответ был дан ФИО1 в пределах установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока.

 Доводы ФИО1 относительно невручения ему лично на «участке» данного ответа судом не принимаются. Из пояснений истца, представителя ответчика следует, что под участком истец понимает структурное подразделение, непосредственно осуществляющее деятельность по обслуживанию дома, решение текущих технических вопросов. Между тем, ответ на претензии подлежит рассмотрению уполномоченными лицами юридического лица.

 В соответствии с требованиями закона на ООО «УК «Центржилсервис» лежала обязанность дать ответ, обеспечить его получение просителем. Ввиду чего, направление ответа заказным письмом с уведомлением надлежит рассматривать как надлежащий способ извещения просителя.

 Письмо с ответом на претензию было возвращено органом почтовой связи с отметкой об истечении срока хранения, конверт представлен в материалы дела.

 По мнению суда, в случае наличия заинтересованности у подателя претензии в получении ответа на нее, способ получения данного ответа не должен иметь принципиального значения.

 В этой связи суд приходит к выводу, что поскольку ответ на претензию был направлен ФИО1 ответчиком в течение 30 дней, сокращенный – пятидневный - срок для получения испрашиваемой истцом информации, а также ответа на указание совершить определенные действия законом не предусмотрен, суд не усматривает нарушения прав и законных интересов ФИО1

 При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным бездействия ООО «УК «Центржилсервис» по неисполнению требований подпункта а пункта 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, пункта 2.2.4 договора от ДД.ММ.ГГГГ по непредоставлению плана мероприятий по выполнению работ по установке общедомового прибора учета по холодному водоснабжению; обязании ООО «УК «Центржилсервис» исполнить положения пункта 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, пункта 2.2.4 договора от ДД.ММ.ГГГГ – предоставить план мероприятий по выполнению работ по установке общедомового прибора учета по холодному водоснабжению, взыскании в его пользу с ответчика 30 000 рублей компенсации морального вреда на основании Закона РФ «О защите прав потребителей».

 Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО2 ФИО8 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центржилсервис» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья:                                  Е.В. Анфалова

 Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2014 года

 Решение вступило в законную силу 09.07.2014 года

 Согласовано судья Анфалова Е.В.