Дело № 2-1985/2020
УИД 32RS0033-01-2019-002618-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2020 года город Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Мазур Т.В.,
при секретаре Сафроновой А.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
представителя третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области» о признании недействительным требования о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Фокинский районный суд города Брянска с указанным иском к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области» о признании недействительным требования о взыскании задолженности за капитальный ремонт, компенсации морального вреда, в обоснование которого указал, что ответчиком с 2015 года неправомерно производятся начисления взносов за капитальный ремонт.
На основании изложенного, просит суд признать недействительными требования ответчика о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт в сумме 7 589 рублей 18 копеек, указанной в счете–квитанции №... за октябрь 2019 года в связи с истечением срока исковой давности, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Определением суда от 24 января 2020 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области» о признании недействительным требования о взыскании задолженности за капитальный ремонт, компенсации морального вреда, передано по подсудности в Советский районный суд города Брянска.
В ходе судебного разбирательства для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечено ООО «РИРЦ Брянской области».
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить. Заявил ходатайство о пропуске ответчиком срока исковой давности по взысканию взносов на капитальный ремонт.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать. Суду пояснила, что с 01 сентября 2014 года у собственников помещений в МКД на территории Брянской области возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. Оснований для применения срока исковой давности не имеется.
Представитель третьего лица ООО «РИРЦ Брянской области» ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что начисление взносов на капитальный ремонт производится ООО «РИРЦ Брянской области» в рамках заключенного с Региональным фондом агентского договора. Изначально, в период с 01 сентября 2014 года по 30 сентября 2015 года начисление взносов на капитальный ремонт на жилое помещение, принадлежащее истцу, производилось, исходя из имеющейся информации о том, что квартира находится в муниципальной собственности в отношении муниципального образования «город Брянск». Впоследствии, при уточнении указанной информации была произведена корректировка начисления взносов на капитальный ремонт, в результате которой взносы на капитальный ремонт в размере 5 762,90 рублей за период 01 сентября 2014 года по 30 сентября 2015 года были доначислены истцу ФИО1
Выслушав лиц участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры, общей площадью 78, 6 кв.м. кадастровый №..., расположенной <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 30 июня 2020 года.
Как следует из Устава Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области является, не имеющей членства унитарной некоммерческой организацией в организационно – правовой форме – фонд, утверждается на основе добровольного имущественного взноса ее учредителя для целей, определенных настоящим Уставом (пункт 1.1. Устава).
Региональный фонд капитального ремонта МКД Брянской области является единым региональным оператором, созданным в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе финансового обеспечения, формирования средств и имущества для такого ремонта на территории Брянской области (пункт 1.3 Устава).
Учредителями регионального оператора является субъект Российской Федерации – Брянская область в лице департамента топливо – энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (пункт 1.5 Устава).
Для достижения указанных целей региональный оператор осуществляет, в том числе функции по аккумуляции взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирном доме, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора (пункт 2.3 Устава).
Постановлением Брянской городской администрации от 08 июля 2014 года №1824-п «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Брянска на счете Регионального оператора Брянской области» приложение к постановлению «Адресный перечень многоквартирных домов города Брянска, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован» многоквартирный дом <адрес> формирует фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по внесению которых возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (ч. 2).
В силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч. 1). Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (ч. 3).
Согласно статье 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта.
В соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, в соответствии с частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором.
В соответствии с частью 2 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, в частности, ежемесячно вносят взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
В силу статей 3, 4, 6 Закона «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Брянской области от 30 мая 2013 года (с изменениями на 6 марта 2019 года) минимальный размер взноса определяется в рублях на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
Минимальный размер взноса устанавливается Правительством Брянской области в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на каждый очередной год реализации региональной программы капитального ремонта. Минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, составляет пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором. В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок, установленный для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Региональный оператор вправе заключить с управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, ресурсоснабжающей организацией договор о включении в платежный документ, на основании которого вносится плата за содержание и ремонт жилого помещения и (или) коммунальные услуги, сведений о размере взноса на капитальный ремонт с указанием наименования регионального оператора, номера его банковского счета и банковских реквизитов, его адреса (места нахождения).
Собственники нежилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представляемых лицами, уполномоченными в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые вправе представить платежный документ, содержащий расчет размеров взноса на капитальный ремонт на предстоящий календарный год, однократно в течение первого расчетного периода такого года. Собственник нежилого помещения вправе оплатить такой платежный документ единовременно в месяце, следующем за месяцем, в котором он представлен, либо ежемесячно равными долями в течение календарного года в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В случае, если собственником нежилого помещения является юридическое лицо, платежный документ доставляется по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - ЖК РФ в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года № 10-П).
В целях организации порядка начислений и уплаты собственниками помещений взносов на капитальный ремонт 25 сентября 2014 года между Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (принципал) и ООО «РИРЦ» Брянской области (агент) заключен агентский договор №1, по которому принципал поручает, а агент принимает на себя обязательства по оказанию услуг от имени и за счет принципала по: начислению и обработке вносов на капитальный ремонт, а также процентов, начисленных собственникам помещений в многоквартирном доме в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт; сбору взносов на капитальный ремонт, а также процентов, оплаченных собственникам помещений в многоквартирном доме в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт; обработке сведений о поступивших на счет (счета) принципала платежах на оплату взносов на капитальный ремонт, а также процентов, оплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт; печати счетов – квитанций на оплату взносов на капитальный ремонт, а также процентов, начисленных собственниками помещений в многоквартирном доме в связи с ненадлежащем исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт; фальцеванию счетов – квитанций на оплату взносов на капитальный ремонт, а также процентов, начисленных собственниками помещений в многоквартирном доме в связи с ненадлежащем исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт; доставке счетов – квитанций на оплату взносов на капитальный ремонт, а также процентов, начисленных собственниками помещений в многоквартирном доме в связи с ненадлежащем исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно статье 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах обязан представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт по адресу нахождения помещения, за которое вносится взнос.
Согласно части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из материалов дела следует, что направленные истцу ФИО1 платежные извещения для внесения платы получателю платежа за октябрь 2015 года, ноябрь 2015 года, декабрь 2015 года, сентябрь 2019 года, октябрь 2019 года, содержат, сведения о размере взноса на капитальный ремонт.
Наличие задолженности истца перед ответчиком по состоянию на октябрь 2015 года в размере 5 762,90 рублей, связанной с перерасчетом подтверждается расчетом задолженности, имеющимся в материалах гражданского дела, из которого также следует, что за период с октября 2015 года по март 2020 года у истца имеется задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере 6 131,52 рублей, а также задолженность по пени в размере 1 651,52 рублей.
Кроме того, справкой ООО «РИРЦ Брянской области» подтверждено, что счета-квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт направлялись в адрес истца ежемесячно в период с октября 2015 года по март 2020 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы истца фактически, сводятся к нежеланию оплачивать взносы на капитальный ремонт, которые начислялись до октября 2015 года, что приводит к ежемесячному увеличению суммы задолженности истца. Ввиду чего, оснований для признания данной задолженности недействительной у суда не имеется.
В нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены доказательства того, что ответчик обязан произвести перерасчет, и имеющаяся задолженность истца является недействительной.
Как следует из материалов дела, в отношении ФИО1 мировым судьей судебного участка № 20 Фокинского судебного района города Брянска вынесен судебный приказ от 11 апреля 2018 года о взыскании в пользу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и пени в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с октября 2015 года по февраль 2019 года в размере 6 144 рубля 62 копеек, пени за период с декабря 2016 года по февраль 2019 года в размере 1 187 рублей 19 копеек., который отменен определением мирового судьи судебного участка №20 Фокинского судебного района города Брянска от 07 мая 2019 года.
В связи с наличием у истца задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, действия ответчика по ее выставлению в квитанции нельзя признать незаконными, ввиду чего, суд приходит к выводу об отказе истцу в иске о признании недействительным требования о взыскании задолженности за капитальный ремонт.
При рассмотрении настоящего дела требования о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг к ФИО1 не предъявлялись, в связи с чем, положения статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации о сроках исковой давности при рассмотрении данного дела не могут быть применены.
Поскольку нарушения прав истца ответчиком установлено не было, суд приходит к выводу, что производные требования, предъявленные к ответчику о взыскании компенсации морального вреда, также не подлежат удовлетворению.
Ввиду чего, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области» о признании недействительным требования о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Мазур
Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2020 года
Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2020 года