№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кисловодский городской суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Стойлова С.П.
при секретаре судебного заседания Якимовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по иску Прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Кисловодск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кисловодский городской суд с иском к ответчику ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск», в котором просит: признать незаконными бездействие ООО «Газпром теплоэнергоКисловодск», ИНН 2628057299, выраженное в непринятии мер, направленных на постановку на кадастровый учет охранных зон всех 279 тепловых сетей, находящихся на балансе данной ресурсоснабжающей организации; возложить обязанность на ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск», ИНН 2628057299, в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет охранных зон тепловых сетей, в том числе в отношении следующих сетей: сеть тепловая от Т/т от ТК99 до ТК100 по <адрес>; сеть тепловая по <адрес> от ТК 151 а до ТК2; сеть тепловая по <адрес> от ТК2 (ТК97) до угла поворота №; сеть тепловая <адрес> - камера ТК 83; сеть тепловая ГПТУ-29 - ЦТП внутриплощадочные сети ГПТУ-29; сеть тепловая от <адрес> до городского военкомата; трубопровод от котельной Катыхина 155 до ТК6 Крылова; трубопровод от котельной до стены ж/д по <адрес>; трубопровод от котельной Замковая 72 до ТК-35; трубопровод котельная Чкалова 44 - Чкалова 46; трубопровод от котельной -ТК-29,ТК-30,ТК-32,ТК-47, ТК-33; трубопровод от общежития по <адрес>; сеть тепловая от котельной Островского, 35 до ТК - 28, ТК - 40 (<адрес>); сеть тепловая от Островского 35 до ТК № №, 6, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 19,20,21,22, 23; сеть тепловая от Губина 30 до Куйбышева 55; сеть тепловая от ж/д Фоменко 106 до ТК 15; сеть тепловая от закрытой котельной Калинина 10 до ТК-146 около Д/сада №; сеть тепловая от Катыхина 155 до ТК 1а, ТК 12, ТК 7, ТК 6 Крылова; сеть тепловая от <адрес> до <адрес> (от ТК 6 СШ № доТК-14); сеть тепловая от котельной Северная до ТКЗ по <адрес>; сеть тепловая от котельной Осипенко 6 до насосной и до стены ж/д по <адрес>; сеть тепловая от котельной <адрес>а до ЦТП горбольницы; сеть тепловая от котельной по Островского до ЦТП 3-Ш; сеть тепловая от УТ-2 до ЦТП м/р С-2, а всего в отношении 279 теплосетей, находящихся на балансе ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск».
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, во исполнение задания прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. № прокуратурой города проведена проверка исполнения -требований земельного и градостроительного законодательства, по результатам которой выявлены нарушения закона в сфере установления и соблюдения охранных зон тепловых сетей на территории <адрес>.
Проведенной проверкой выявлены нарушения земельного и градостроительного законодательства, а также Типовых правил охраны коммунальных сетей, утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила), в отношении земельных участков и объектов строительства, расположенных в <адрес>.
При этом были установлены факты бездействия ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск», выраженного в нереализации законодательно установленных полномочий и обязанностей собственника тепловых сетей.
Проверкой установлено, что ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» до настоящего времени не приняты исчерпывающие меры по охране тепловых сетей, находящихся на балансе данной ресурсоснабжающей организации, и устранению нарушений закона, направленных на освобождение земельных участков, путем реализации права на обращение в суд, а также не приняты меры по постановке на кадастровый учет охранных зон тепловых сетей, что создает предпосылки для нарушения закона и угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
По вышеуказанным нарушениям закона прокуратурой города генеральному директору ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» внесено представление об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с ответом ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона по постановке на кадастровый учет охранных зон теплосетей, находящихся на балансе данной организации, не принято, в том числе в отношении следующих сетей: сеть тепловая от Т/т от ТК99 до ТК100 по <адрес>; сеть тепловая по <адрес> от ТК 151 а до ТК2; сеть тепловая по <адрес> от ТК2 (ТК97) до угла поворота №; сеть тепловая <адрес> - камера ТК 83; сеть тепловая ГПТУ-29 - ЦТП внутриплощадочные сети ГПТУ-29; сеть тепловая от <адрес> до городского военкомата; трубопровод от котельной Катыхина 155 до ТК6 Крылова; трубопровод от котельной до стены ж/д по <адрес>; трубопровод от котельной Замковая 72 до ТК-35; трубопровод котельная Чкалова 44 - Чкалова 46; трубопровод от котельной -ТК-29,ТК-30,ТК-32,ТК-47, ТК-33; трубопровод от общежития по <адрес>; сеть тепловая от котельной Островского, 35 до ТК - 28, ТК - 40 (<адрес>); сеть тепловая от Островского 35 до ТК № №, 6, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 19,20,21,22, 23; сеть тепловая от Губина 30 до Куйбышева 55; сеть тепловая от ж/д Фоменко 106 до ТК 15; сеть тепловая от закрытой котельной Калинина 10 до ТК-146 около Д/сада №; сеть тепловая от Катыхина 155 до ТК 1а, ТК 12, ТК 7, ТК 6 Крылова; сеть тепловая от <адрес> до <адрес> (от ТК 6 СШ № доТК-14); сеть тепловая от котельной Северная до ТКЗ по <адрес>; сеть тепловая от котельной Осипенко 6 до насосной и до стены ж/д по <адрес>; сеть тепловая от котельной <адрес>а до ЦТП горбольницы; сеть тепловая от котельной по Островского до ЦТП 3-Ш; сеть тепловая от УТ-2 до ЦТП м/р С-2, а всего в отношении 279 теплосетей.
В связи с чем, в соответствии со ст.1065, 12, 206 ГК РФ, ст.90, 196 ЗК РФ, ст.1, 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О теплоснабжении», истец просит удовлетворить вышеуказанные требования.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Ахрамеев А.В. поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске, пояснив суду, полагает, что доводы представителя ответчика основаны на неверном понимании действующего законодательства.
Представитель ответчика ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» - Сафонова О.П., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в возражениях. Также пояснила суду, что в случае удовлетворения исковых требований прокурора в сроки указанные в исковом заявление не возможно произвести действия в указанный прокурором срок в виду большого объёма и дополнительных материальных затрат, которыми в настоящее время ответчик не обладает.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к нижеследующему.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Как следует из ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст.55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 6 ст. 90 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов.
В соответствии с п. 28 ст. 106 ЗК РФ к видам зон с особыми условиями использования территорий относятся охранные зоны тепловых сетей.
Федеральными законами «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в названной сфере, правила обеспечения безопасной эксплуатации систем и объектов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О теплоснабжении», данный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношении, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Подпунктами 1, 2, 8 пункта 1 статьи 4 Закона № к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся: разработка государственной политики в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии России, утверждение правил организации теплоснабжения и порядка определения системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения.
В пределах предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации.
Согласно пункту 121 Правил № определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти, теплоснабжающие и теплосетевые организации, потребители обязаны предоставлять сведения, необходимые для проведения анализа и оценки надежности теплоснабжения на территории поселений, городских округов.
Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, содержат положения, обязывающие предприятия, в ведении которых находятся тепловые сети, независимо от их организационно-правовой формы проводить мероприятия по охране тепловых сетей, за неисполнение которых может наступить ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В силу п.5 Правил № в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе, устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
В судебном заседании установлено, что как следует из ответа ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № на территории города - курорта Кисловодска имеются тепловые сети, находящиеся на балансе ответчика, охранные зоны которых не поставлены на кадастровый учёт, а именно: сеть тепловая от Т/т от ТК99 до ТК100 по <адрес>; сеть тепловая по <адрес> от ТК 151 а до ТК2; сеть тепловая по <адрес> от ТК2 (ТК97) до угла поворота №; сеть тепловая <адрес> - камера ТК 83; сеть тепловая ГПТУ-29 - ЦТП внутриплощадочные сети ГПТУ-29; сеть тепловая от <адрес> до городского военкомата; трубопровод от котельной Катыхина 155 до ТК6 Крылова; трубопровод от котельной до стены ж/д по <адрес>; трубопровод от котельной Замковая 72 до ТК-35; трубопровод котельная Чкалова 44 - Чкалова 46; трубопровод от котельной -ТК-29,ТК-30,ТК-32,ТК-47, ТК-33; трубопровод от общежития по <адрес>; сеть тепловая от котельной Островского, 35 до ТК - 28, ТК - 40 (<адрес>); сеть тепловая от Островского 35 до ТК № №, 6, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 19,20,21,22, 23; сеть тепловая от Губина 30 до Куйбышева 55; сеть тепловая от ж/д Фоменко 106 до ТК 15; сеть тепловая от закрытой котельной Калинина 10 до ТК-146 около Д/сада №; сеть тепловая от Катыхина 155 до ТК 1а, ТК 12, ТК 7, ТК 6 Крылова; сеть тепловая от <адрес> до <адрес> (от ТК 6 СШ № доТК-14); сеть тепловая от котельной Северная до ТКЗ по <адрес>; сеть тепловая от котельной Осипенко 6 до насосной и до стены ж/д по <адрес>; сеть тепловая от котельной <адрес>а до ЦТП горбольницы; сеть тепловая от котельной по Островского до ЦТП 3-Ш; сеть тепловая от УТ-2 до ЦТП м/р С-2.
Вышеуказанные обстоятельства, установленные в судебном заседании сторонами не оспаривалось.
Доводы представителя ответчика о том, что в действующем законодательстве отсутствуют единые целостные подходы к правовому регулированию порядка установления ЗОУИТ, также до настоящего времени не утверждено Положение об охранной зоне тепловых сетей, т.е. отсутствует порядок оформления таких зон, а также то, что в соответствии с п 14 ст.26 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3, если ЗОУИТ, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до ДД.ММ.ГГГГ либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи. Соответственно, в качестве общего правила переходные положения предполагают, что до ДД.ММ.ГГГГ внесение сведений о вновь устанавливаемых ЗОУИТ в ЕГРН не является обязательным, а возникшие до указанной даты соответствующим образом (без внесения сведений в ЕГРН) ЗОУИТ считаются установленными до ДД.ММ.ГГГГ в случае отсутствия сведений о них в ЕГРН. Это означает, что в связи с изменением сроков установления ЗОУИТ у Общества имеется срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в печение которого (после установления порядка подготовки и принятия решений об установлении (изменении, прекращении) существования указанных зон) будут проведены работы по установке на кадастровый учет охранных зон тепловых сетей, что, по мнению представителя ответчика, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований истца.
Однако как следует из подпункта 3 пункта 8 статьи 26 Закона № 342-ФЗ, в соответствии с которой до ДД.ММ.ГГГГ ЗОУИТ считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до ДД.ММ.ГГГГ в том числе нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 статьи 26" Закона № 342-ФЗ, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (пункт 9 статьи 26 Закона № 342-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 26 Закона № 342-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до ДД.ММ.ГГГГ нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 данной статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 26 Закона № 342-ФЗ.
Из указанных положений действующего законодательства следует, что до ДД.ММ.ГГГГ (переходный период) зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными даже в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до ДД.ММ.ГГГГ в том числе нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В настоящем споре таким нормативным актом, установившим ЗОУИТ теплосетей, является Приказ Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей» (далее - Правила).
Пункт 5 Правил содержит тестовое описание местоположения границ ЗОУИТ теплосетей, а именно охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Таким образом, в силу подпункта 3 пункта 8 статьи 26 Закона № 342-ФЗ границы ЗОУИТ теплосетей, собственником которых является ответчик ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск», установлены нормативным актом Правительства РФ до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд считает, что вышеуказанные доводы ответчика подлежат отклонению.
Поэтому суд удовлетворяет заявленные исковые требования истца части за исключением срока в течении которого ответчик обязан устранить допущенные нарушения закона.
Испрашиваемый истцом в размере 90 дней, по мнению суда, не отвечает требованиям разумности и справедливости в виду большого количества объектов в отношении которых следует провести кадастровые работы в целях постановки на учет охранных зон тепловых сетей.
Указанный срок, по мнению суда, с учётом объёма работ должен был установлен в размере 9 (девяти) месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Кисловодск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, - удовлетворить в части.
Признать незаконными бездействие ООО «Газпром теплоэнергоКисловодск», ИНН 2628057299, выраженное в непринятии мер, направленных на постановку на кадастровый учет охранных зон всех 279 тепловых сетей, находящихся на балансе данной ресурсоснабжающей организации.
Возложить обязанность на ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск», ИНН 2628057299, в течение 9 (девяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет охранных зон тепловых сетей, в том числе в отношении следующих сетей: сеть тепловая от Т/т от ТК99 до ТК100 по <адрес>; сеть тепловая по <адрес> от ТК 151 а до ТК2; сеть тепловая по <адрес> от ТК2 (ТК97) до угла поворота №; сеть тепловая <адрес> - камера ТК 83; сеть тепловая ГПТУ-29 - ЦТП внутриплощадочные сети ГПТУ-29; сеть тепловая от <адрес> до городского военкомата; трубопровод от котельной Катыхина 155 до ТК6 Крылова; трубопровод от котельной до стены ж/д по <адрес>; трубопровод от котельной Замковая 72 до ТК-35; трубопровод котельная Чкалова 44 - Чкалова 46; трубопровод от котельной -ТК-29,ТК-30,ТК-32,ТК-47, ТК-33; трубопровод от общежития по <адрес>; сеть тепловая от котельной Островского, 35 до ТК - 28, ТК - 40 (<адрес>); сеть тепловая от Островского 35 до ТК № №, 6, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 19,20,21,22, 23; сеть тепловая от Губина 30 до Куйбышева 55; сеть тепловая от ж/д Фоменко 106 до ТК 15; сеть тепловая от закрытой котельной Калинина 10 до ТК-146 около Д/сада №; сеть тепловая от Катыхина 155 до ТК 1а, ТК 12, ТК 7, ТК 6 Крылова; сеть тепловая от <адрес> до <адрес> (от ТК 6 СШ № доТК-14); сеть тепловая от котельной Северная до ТКЗ по <адрес>; сеть тепловая от котельной Осипенко 6 до насосной и до стены ж/д по <адрес>; сеть тепловая от котельной <адрес>а до ЦТП горбольницы; сеть тепловая от котельной по Островского до ЦТП 3-Ш; сеть тепловая от УТ-2 до ЦТП м/р С-2, а всего в отношении 279 теплосетей, находящихся на балансе ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск».
В удовлетворении исковых требований Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Кисловодск» об определении срока необходимого для принятия мер по постановке на кадастровый учет охранных зон тепловых сетей в течении именно 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.
Судья С.П. Стойлов