ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1985/2021 от 07.09.2021 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кисловодский городской суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Стойлова С.П.

при секретаре судебного заседания Якимовой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по иску Прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Кисловодск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кисловодский городской суд с иском к ответчику ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск», в котором просит: признать незаконными бездействие ООО «Газпром теплоэнергоКисловодск», ИНН 2628057299, выраженное в непринятии мер, направленных на постановку на кадастровый учет охранных зон всех 279 тепловых сетей, находящихся на балансе данной ресурсоснабжающей организации; возложить обязанность на ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск», ИНН 2628057299, в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет охранных зон тепловых сетей, в том числе в отношении следующих сетей: сеть тепловая от Т/т от ТК99 до ТК100 по <адрес>; сеть тепловая по <адрес> от ТК 151 а до ТК2; сеть тепловая по <адрес> от ТК2 (ТК97) до угла поворота ; сеть тепловая <адрес> - камера ТК 83; сеть тепловая ГПТУ-29 - ЦТП внутриплощадочные сети ГПТУ-29; сеть тепловая от <адрес> до городского военкомата; трубопровод от котельной Катыхина 155 до ТК6 Крылова; трубопровод от котельной до стены ж/д по <адрес>; трубопровод от котельной Замковая 72 до ТК-35; трубопровод котельная Чкалова 44 - Чкалова 46; трубопровод от котельной -ТК-29,ТК-30,ТК-32,ТК-47, ТК-33; трубопровод от общежития по <адрес>; сеть тепловая от котельной Островского, 35 до ТК - 28, ТК - 40 (<адрес>); сеть тепловая от Островского 35 до ТК № , 6, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 19,20,21,22, 23; сеть тепловая от Губина 30 до Куйбышева 55; сеть тепловая от ж/д Фоменко 106 до ТК 15; сеть тепловая от закрытой котельной Калинина 10 до ТК-146 около Д/сада ; сеть тепловая от Катыхина 155 до ТК 1а, ТК 12, ТК 7, ТК 6 Крылова; сеть тепловая от <адрес> до <адрес> (от ТК 6 СШ доТК-14); сеть тепловая от котельной Северная до ТКЗ по <адрес>; сеть тепловая от котельной Осипенко 6 до насосной и до стены ж/д по <адрес>; сеть тепловая от котельной <адрес>а до ЦТП горбольницы; сеть тепловая от котельной по Островского до ЦТП 3-Ш; сеть тепловая от УТ-2 до ЦТП м/р С-2, а всего в отношении 279 теплосетей, находящихся на балансе ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск».

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, во исполнение задания прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. прокуратурой города проведена проверка исполнения -требований земельного и градостроительного законодательства, по результатам которой выявлены нарушения закона в сфере установления и соблюдения охранных зон тепловых сетей на территории <адрес>.

Проведенной проверкой выявлены нарушения земельного и градостроительного законодательства, а также Типовых правил охраны коммунальных сетей, утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), в отношении земельных участков и объектов строительства, расположенных в <адрес>.

При этом были установлены факты бездействия ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск», выраженного в нереализации законодательно установленных полномочий и обязанностей собственника тепловых сетей.

Проверкой установлено, что ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» до настоящего времени не приняты исчерпывающие меры по охране тепловых сетей, находящихся на балансе данной ресурсоснабжающей организации, и устранению нарушений закона, направленных на освобождение земельных участков, путем реализации права на обращение в суд, а также не приняты меры по постановке на кадастровый учет охранных зон тепловых сетей, что создает предпосылки для нарушения закона и угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.

По вышеуказанным нарушениям закона прокуратурой города генеральному директору ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» внесено представление об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с ответом ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» от ДД.ММ.ГГГГ исх. действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона по постановке на кадастровый учет охранных зон теплосетей, находящихся на балансе данной организации, не принято, в том числе в отношении следующих сетей: сеть тепловая от Т/т от ТК99 до ТК100 по <адрес>; сеть тепловая по <адрес> от ТК 151 а до ТК2; сеть тепловая по <адрес> от ТК2 (ТК97) до угла поворота ; сеть тепловая <адрес> - камера ТК 83; сеть тепловая ГПТУ-29 - ЦТП внутриплощадочные сети ГПТУ-29; сеть тепловая от <адрес> до городского военкомата; трубопровод от котельной Катыхина 155 до ТК6 Крылова; трубопровод от котельной до стены ж/д по <адрес>; трубопровод от котельной Замковая 72 до ТК-35; трубопровод котельная Чкалова 44 - Чкалова 46; трубопровод от котельной -ТК-29,ТК-30,ТК-32,ТК-47, ТК-33; трубопровод от общежития по <адрес>; сеть тепловая от котельной Островского, 35 до ТК - 28, ТК - 40 (<адрес>); сеть тепловая от Островского 35 до ТК № , 6, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 19,20,21,22, 23; сеть тепловая от Губина 30 до Куйбышева 55; сеть тепловая от ж/д Фоменко 106 до ТК 15; сеть тепловая от закрытой котельной Калинина 10 до ТК-146 около Д/сада ; сеть тепловая от Катыхина 155 до ТК 1а, ТК 12, ТК 7, ТК 6 Крылова; сеть тепловая от <адрес> до <адрес> (от ТК 6 СШ доТК-14); сеть тепловая от котельной Северная до ТКЗ по <адрес>; сеть тепловая от котельной Осипенко 6 до насосной и до стены ж/д по <адрес>; сеть тепловая от котельной <адрес>а до ЦТП горбольницы; сеть тепловая от котельной по Островского до ЦТП 3-Ш; сеть тепловая от УТ-2 до ЦТП м/р С-2, а всего в отношении 279 теплосетей.

В связи с чем, в соответствии со ст.1065, 12, 206 ГК РФ, ст.90, 196 ЗК РФ, ст.1, 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О теплоснабжении», истец просит удовлетворить вышеуказанные требования.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Ахрамеев А.В. поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске, пояснив суду, полагает, что доводы представителя ответчика основаны на неверном понимании действующего законодательства.

Представитель ответчика ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» - Сафонова О.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в возражениях. Также пояснила суду, что в случае удовлетворения исковых требований прокурора в сроки указанные в исковом заявление не возможно произвести действия в указанный прокурором срок в виду большого объёма и дополнительных материальных затрат, которыми в настоящее время ответчик не обладает.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к нижеследующему.

В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Как следует из ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст.55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 6 ст. 90 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов.

В соответствии с п. 28 ст. 106 ЗК РФ к видам зон с особыми условиями использования территорий относятся охранные зоны тепловых сетей.

Федеральными законами «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в названной сфере, правила обеспечения безопасной эксплуатации систем и объектов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О теплоснабжении», данный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношении, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Подпунктами 1, 2, 8 пункта 1 статьи 4 Закона к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся: разработка государственной политики в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии России, утверждение правил организации теплоснабжения и порядка определения системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения.

В пределах предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации.

Согласно пункту 121 Правил определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти, теплоснабжающие и теплосетевые организации, потребители обязаны предоставлять сведения, необходимые для проведения анализа и оценки надежности теплоснабжения на территории поселений, городских округов.

Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, содержат положения, обязывающие предприятия, в ведении которых находятся тепловые сети, независимо от их организационно-правовой формы проводить мероприятия по охране тепловых сетей, за неисполнение которых может наступить ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В силу п.5 Правил в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе, устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.

В судебном заседании установлено, что как следует из ответа ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» от ДД.ММ.ГГГГ исх. на территории города - курорта Кисловодска имеются тепловые сети, находящиеся на балансе ответчика, охранные зоны которых не поставлены на кадастровый учёт, а именно: сеть тепловая от Т/т от ТК99 до ТК100 по <адрес>; сеть тепловая по <адрес> от ТК 151 а до ТК2; сеть тепловая по <адрес> от ТК2 (ТК97) до угла поворота ; сеть тепловая <адрес> - камера ТК 83; сеть тепловая ГПТУ-29 - ЦТП внутриплощадочные сети ГПТУ-29; сеть тепловая от <адрес> до городского военкомата; трубопровод от котельной Катыхина 155 до ТК6 Крылова; трубопровод от котельной до стены ж/д по <адрес>; трубопровод от котельной Замковая 72 до ТК-35; трубопровод котельная Чкалова 44 - Чкалова 46; трубопровод от котельной -ТК-29,ТК-30,ТК-32,ТК-47, ТК-33; трубопровод от общежития по <адрес>; сеть тепловая от котельной Островского, 35 до ТК - 28, ТК - 40 (<адрес>); сеть тепловая от Островского 35 до ТК № , 6, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 19,20,21,22, 23; сеть тепловая от Губина 30 до Куйбышева 55; сеть тепловая от ж/д Фоменко 106 до ТК 15; сеть тепловая от закрытой котельной Калинина 10 до ТК-146 около Д/сада ; сеть тепловая от Катыхина 155 до ТК 1а, ТК 12, ТК 7, ТК 6 Крылова; сеть тепловая от <адрес> до <адрес> (от ТК 6 СШ доТК-14); сеть тепловая от котельной Северная до ТКЗ по <адрес>; сеть тепловая от котельной Осипенко 6 до насосной и до стены ж/д по <адрес>; сеть тепловая от котельной <адрес>а до ЦТП горбольницы; сеть тепловая от котельной по Островского до ЦТП 3-Ш; сеть тепловая от УТ-2 до ЦТП м/р С-2.

Вышеуказанные обстоятельства, установленные в судебном заседании сторонами не оспаривалось.

Доводы представителя ответчика о том, что в действующем законодательстве отсутствуют единые целостные подходы к правовому регулированию порядка установления ЗОУИТ, также до настоящего времени не утверждено Положение об охранной зоне тепловых сетей, т.е. отсутствует порядок оформления таких зон, а также то, что в соответствии с п 14 ст.26 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3, если ЗОУИТ, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до ДД.ММ.ГГГГ либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи. Соответственно, в качестве общего правила переходные положения предполагают, что до ДД.ММ.ГГГГ внесение сведений о вновь устанавливаемых ЗОУИТ в ЕГРН не является обязательным, а возникшие до указанной даты соответствующим образом (без внесения сведений в ЕГРН) ЗОУИТ считаются установленными до ДД.ММ.ГГГГ в случае отсутствия сведений о них в ЕГРН. Это означает, что в связи с изменением сроков установления ЗОУИТ у Общества имеется срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в печение которого (после установления порядка подготовки и принятия решений об установлении (изменении, прекращении) существования указанных зон) будут проведены работы по установке на кадастровый учет охранных зон тепловых сетей, что, по мнению представителя ответчика, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований истца.

Однако как следует из подпункта 3 пункта 8 статьи 26 Закона № 342-ФЗ, в соответствии с которой до ДД.ММ.ГГГГ ЗОУИТ считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до ДД.ММ.ГГГГ в том числе нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 статьи 26" Закона № 342-ФЗ, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (пункт 9 статьи 26 Закона № 342-ФЗ).

В соответствии с пунктом 10 статьи 26 Закона № 342-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до ДД.ММ.ГГГГ нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 данной статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 26 Закона № 342-ФЗ.

Из указанных положений действующего законодательства следует, что до ДД.ММ.ГГГГ (переходный период) зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными даже в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до ДД.ММ.ГГГГ в том числе нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

В настоящем споре таким нормативным актом, установившим ЗОУИТ теплосетей, является Приказ Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей» (далее - Правила).

Пункт 5 Правил содержит тестовое описание местоположения границ ЗОУИТ теплосетей, а именно охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

Таким образом, в силу подпункта 3 пункта 8 статьи 26 Закона № 342-ФЗ границы ЗОУИТ теплосетей, собственником которых является ответчик ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск», установлены нормативным актом Правительства РФ до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд считает, что вышеуказанные доводы ответчика подлежат отклонению.

Поэтому суд удовлетворяет заявленные исковые требования истца части за исключением срока в течении которого ответчик обязан устранить допущенные нарушения закона.

Испрашиваемый истцом в размере 90 дней, по мнению суда, не отвечает требованиям разумности и справедливости в виду большого количества объектов в отношении которых следует провести кадастровые работы в целях постановки на учет охранных зон тепловых сетей.

Указанный срок, по мнению суда, с учётом объёма работ должен был установлен в размере 9 (девяти) месяцев.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Кисловодск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, - удовлетворить в части.

Признать незаконными бездействие ООО «Газпром теплоэнергоКисловодск», ИНН 2628057299, выраженное в непринятии мер, направленных на постановку на кадастровый учет охранных зон всех 279 тепловых сетей, находящихся на балансе данной ресурсоснабжающей организации.

Возложить обязанность на ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск», ИНН 2628057299, в течение 9 (девяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет охранных зон тепловых сетей, в том числе в отношении следующих сетей: сеть тепловая от Т/т от ТК99 до ТК100 по <адрес>; сеть тепловая по <адрес> от ТК 151 а до ТК2; сеть тепловая по <адрес> от ТК2 (ТК97) до угла поворота ; сеть тепловая <адрес> - камера ТК 83; сеть тепловая ГПТУ-29 - ЦТП внутриплощадочные сети ГПТУ-29; сеть тепловая от <адрес> до городского военкомата; трубопровод от котельной Катыхина 155 до ТК6 Крылова; трубопровод от котельной до стены ж/д по <адрес>; трубопровод от котельной Замковая 72 до ТК-35; трубопровод котельная Чкалова 44 - Чкалова 46; трубопровод от котельной -ТК-29,ТК-30,ТК-32,ТК-47, ТК-33; трубопровод от общежития по <адрес>; сеть тепловая от котельной Островского, 35 до ТК - 28, ТК - 40 (<адрес>); сеть тепловая от Островского 35 до ТК № , 6, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 19,20,21,22, 23; сеть тепловая от Губина 30 до Куйбышева 55; сеть тепловая от ж/д Фоменко 106 до ТК 15; сеть тепловая от закрытой котельной Калинина 10 до ТК-146 около Д/сада ; сеть тепловая от Катыхина 155 до ТК 1а, ТК 12, ТК 7, ТК 6 Крылова; сеть тепловая от <адрес> до <адрес> (от ТК 6 СШ доТК-14); сеть тепловая от котельной Северная до ТКЗ по <адрес>; сеть тепловая от котельной Осипенко 6 до насосной и до стены ж/д по <адрес>; сеть тепловая от котельной <адрес>а до ЦТП горбольницы; сеть тепловая от котельной по Островского до ЦТП 3-Ш; сеть тепловая от УТ-2 до ЦТП м/р С-2, а всего в отношении 279 теплосетей, находящихся на балансе ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск».

В удовлетворении исковых требований Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Кисловодск» об определении срока необходимого для принятия мер по постановке на кадастровый учет охранных зон тепловых сетей в течении именно 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.

Судья С.П. Стойлов