ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1987/19 от 25.03.2019 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-1987/19

УИД 26RS0001-01-2019-002075-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2019 года г. Ставрополь

Резолютивная часть решения объявлена дата.

Решение изготовлено в полном объеме дата.

Промышленный районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Воробьева В.А.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес>ФИО2 по доверенности,

при секретаре Оганесян Р.А.

рассмотрев материалы по исковому заявлению ФИО1 к комитету труда и социальной защиты населения администрации <адрес> о признании права на ежемесячную денежную выплату и о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением к комитету труда и социальной защиты населения администрации <адрес> о признании права на ежемесячную денежную выплату и о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату.

В обоснование требований указав, что датаФИО1 после рождения 3-го ребенка, обратилась в комитет труда и социальной защиты населения администрации <адрес>» с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения у них после дата третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет. Однако в дата, ФИО1 было отказано в назначении выплаты - уведомление комитета по труду и социальной защите населения администрации <адрес> от дата "Об отказе в предоставлении государственной услуги назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения у них после дата третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет."

Основанием к отказу послужило несоблюдение условия наличия регистрации по месту жительства на территории СК у родителей и несовершеннолетних на дату рождения в семье третьего ребенка.

В связи с чем ФИО1 обратилась в Октябрьский районный суд <адрес> с заявлением об установлении юридического факта постоянного проживания на территории <адрес>. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от дата данное заявление было удовлетворено.

После вступления решения Октябрьского районного суда <адрес> в законную силу, ФИО1 вновь обратилась с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты. По результатам рассмотрения заявления было принято решение о назначении выплаты ЕДВ с дата.

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 №571 (ред. от 13.10.2016) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" установлена ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в размере величины прожиточного минимума для детей в Ставропольском крае, ежегодно устанавливаемой нормативным правовым актом Правительства Ставропольского края (далее соответственно - ежемесячная денежная выплата, семьи).

Пунктом 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 (ред. от 17.01.2018) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий:

- наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей;

- среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в <адрес> по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой;

- наличие регистрации по месту жительства на территории <адрес> у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после дата.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства определяется как постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение (пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.06.2011 N 11-П).

Так, факт постоянного проживания на территории <адрес> подтвержден решением Октябрьского районного суда <адрес> от дата.

Пунктом 6 Постановления Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 N 498-п (ред. от 27.04.2017) "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае" при обращении заявителя за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату, она назначается и выплачивается ему за истекший период, но не более чем за три месяца до месяца, в котором им было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, и не ранее даты рождения ребенка, с рождением которого возникло право на указанную выплату.

Первоначальное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после дата третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет было подано дата. Таким образом, истец считает, что имеет право на ежемесячную денежную выплату с дата.

Признать право за ФИО1, на назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения после дата третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, предусмотренного Указа Президента Российской Федерации № 606 от 07.05.2012 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», Постановлением Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 № 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Обязать Комитет труда и социальной защиты населения администрации <адрес> назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории <адрес>, назначаемую в случае рождения в них после дата третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, за три месяца до месяца, в котором им было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, т.е. с дата.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, и просила суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес>ФИО2 по доверенности поддержал письменные возражения, согласно которым указано следующее.

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 13.10.2016 № 524 «О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. № 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее, соответственно, -Постановление № 571, Постановление № 524) были внесены изменения, предусматривающие дополнительное условие, при соблюдении которого назначается ЕДВ - наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка родившегося после 31 декабря 2012 года.

Данная норма предусматривает, что семья, обратившаяся за получением ЕДВ, должна быть зарегистрирована по месту жительства на территории Ставропольского края на дату рождения в семье третьего ребенка.

Постановление № 524 было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru 14.10.2016 года, оно применялось в данной редакции при обращении за назначением ЕДВ начиная с 15.10.2016 года.

Постановление № 571, с внесенными в него изменениями от 13.10.2016 года, на момент обращения истца в Комитет, в установленном порядке никем не обжаловано, не отменено, принято в рамках полномочий, представленных субъекту Российской Федерации. Внесенные изменения, лишь устанавливали порядок применения Постановления Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 № 498-п «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего или последующих детей до достижения ребенком трех лет, в Ставропольском крае» и никаким образом не ухудшали положение получателей ЕДВ.

Истец состояла на учете в комитете за период с дата по дата (до достижения ребенком возраста трех лет). Выплата ЕДВ прекращена с дата. Исковое заявление об обязании комитета назначить и выплатить ЕДВ начиная с дата представлено ФИО1дата, т.е. после достижения ребенка возраста трех лет. В случае вынесения решения судом решения об удовлетворении исковых требований, обращение за выплатой после достижения возраста трех лет, что противоречит Порядку и условиям назначения выплат ЕДВ.

Просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения сторон, рассмотрев поданное заявление, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства, по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

В соответствии с указанной Концепцией решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя создание механизма оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами.

Для решения задач, поставленных в настоящей Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.

Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 (ред. от 13.10.2016) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» установлена ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в размере величины прожиточного минимума для детей в Ставропольском крае, ежегодно устанавливаемой нормативным правовым актом Правительства Ставропольского края (далее соответственно - ежемесячная денежная выплата, семьи).

Пунктом 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий:

- наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей; - среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой;

- наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31.12.2012 года.

Действительно, абз.4 п. 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 № 571 (ред. от 17.01.2018) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" предусматривает, что ЕДВ предоставляется при наличии регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года.

Однако данная норма не может применяться как противоречащая Конституции РФ, международному договору РФ и федеральному законодательству.

В соответствии с 4.5 ст.76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу ч.1 ст.15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Стоит отметить и противоречие в Постановлении Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 № 571 и принятом в соответствии с ним Постановлении Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 N 498-п «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае».

Согласно абз. 3 п. 5 данного Порядка условием получения ЕДВ является постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату. Также данный порядок содержит исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты и не предусматривает отсутствие регистрации именно у несовершеннолетних детей, как основание для отказа в ее назначении.

То есть сам Порядок не противоречит Конституции РФ, международному договору РФ и федеральному законодательству, поскольку не требует от заинтересованных лиц наличие регистрации, а предусматривает лишь необходимость постоянного проживания на территории Ставропольского края, что находится в пределах дискреционных полномочий органов власти и соответствует цели правового регулирования, не ущемляя права граждан формальными ограничениями.

Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 7 февраля 2018 года изменил решение Ставропольского краевого суда от 6 октября 2017 года в части признания не действующим абзаца 4 пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года № 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 " О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года № 524, признав оспариваемый абзац недействующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, не обязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства определяется как постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства. В силу статьи 3 вышеуказанного Закона регистрационный учет граждан Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Вместе с тем названной нормой также устанавливается, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Соответственно, невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение (пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от дата N 11-П).

По смыслу указанных норм определяющим является сам факт постоянного проживания граждан на территории субъекта Российской Федерации для реализации ими права на получение государственной поддержки как лиц, относящихся к категориям граждан, нуждающихся в данной поддержке.

Таким образом, установление юридического факта постоянного проживания истца и членов ее семьи на момент рождения третьего ребенка влечет за собой право на назначение ежемесячной денежной выплаты.

В судебном заседании установлено, что истец датаФИО1 после рождения 3-го ребенка, обратилась в комитет труда и социальной защиты населения администрации <адрес>» с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения у них после дата третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет. Однако в дата, ФИО1 было отказано в назначении выплаты - уведомление комитета по труду и социальной защите населения администрации <адрес> от дата "Об отказе в предоставлении государственной услуги назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения у них после дата третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет."

Основанием к отказу послужило несоблюдение условия наличия регистрации по месту жительства на территории СК у истца и членов ее семьи на дату рождения в семье третьего ребенка.

Так, решением Октябрьского районного суда <адрес> от дата установлен факт постоянного проживания на территории <адрес> истца и членов ее семьи на дату рождения третьего ребенка.

После вступления решения Октябрьского районного суда <адрес> в законную силу, ФИО1 вновь обратилась с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты. По результатам рассмотрения заявления было принято решение о назначении выплаты ЕДВ с дата.

Из анализа норм Постановления <адрес> от дата N 498-п следует, что право на ежемесячную денежную выплату у истца возникло после рождения у нее третьего ребенка, то есть дата. Следовательно, на момент первоначального обращения – дата, ФИО1 имела право на ЕДВ, однако ввиду неполного предоставления документов, ей было отказано в выплате. В судебном заседании установлено, что выплата производилась истцу с дата, поскольку на момент ее первоначального обращения в комитет не было подтверждено фактическое проживание на территории <адрес>, что в последующем было установлено решением Октябрьского районного суда <адрес> от дата.

Суд, полагает необходимым отметить, что решением Октябрьского районного суда <адрес> не признано право за ФИО1 на выплату ЕДВ, а установлен лишь факт проживания на территории <адрес>, позволяющий реализовать право, возникшее у него с момента рождения в семье третьего ребенка.

Суд относиться критически к доводу ответчика о том, что с настоящим иском истец обратилась после достижения ребенком возраста трех лет, а значит требования не могут быть удовлетворены, ввиду того, что первоначально истец обратилась за выплатой – дата (до достижения возраста 3 лет).

Пунктом 6 Постановления <адрес> от дата N 498-п (ред. от дата) "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после дата третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в <адрес>" при обращении заявителя за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату, она назначается и выплачивается ему за истекший период, но не более чем за три месяца до месяца, в котором им было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, и не ранее даты рождения ребенка, с рождением которого возникло право на указанную выплату.

В судебном заседание установлено и подтверждается материалами дела, что заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после дата третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет было подано дата.

Таким образом, на основании выше изложенных норм, суд приходит к выводу о необходимости обязать Комитет труда и социальной защиты населения администрации <адрес> назначить ФИО1 ЕДВ за три месяца до месяца, в котором ею было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, т.е. с дата.

Учитывая, что Постановление <адрес> от дата принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от дата N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и направлено на оказание помощи нуждающимся в поддержке семьям, родивших третьего и последующих детей, истец, а также члены ее семьи, как постоянно проживающие на территории <адрес>, имеющие гражданство Российской Федерации, имеет право на получение указанной поддержки.

При изложенных обстоятельствах исковые требования ФИО1 о признании права на ежемесячную денежную выплату и о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к комитету труда и социальной защиты населения администрации <адрес> о признании права на ежемесячную денежную выплату и о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату - удовлетворить.

Признать право за ФИО1, на назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения после дата третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, предусмотренного Указа Президента Российской Федерации от дата «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», Постановлением <адрес> от дата «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от дата «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» с дата.

Обязать Комитет труда и социальной защиты населения администрации <адрес> назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории <адрес>, назначаемую в случае рождения в них после дата третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, за три месяца до месяца, в котором им было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, т.е. с дата.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья подпись В.А. Воробьев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>