ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1988/18 от 21.08.2018 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2018 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Булаткиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара, ООО ФинЮрСтрой-Эксперт» об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

Установил:

ФИО1 обратился в Ленинский районный суд <адрес> с иском к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара и ООО «ФинЮрСтрой-Эксперт» об истребовании имущества из чужого незаконного владения, указав, что является собственником 5 конструкций рекламных щитов. В апреле 2016г. ООО «ФЮСЕ» на основании муниципального контракта с Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара и по его заявкам конструкции были демонтированы. Он не был своевременно уведомлен о демонтаже рекламных конструкций. 27.04.2018г. и 28.04.2018г. в адрес ответчиков им были направлены письма, в которых он просил возвратить принадлежащие ему на праве собственности рекламные конструкции. Добровольно вернуть принадлежащее ему имущество ответчики отказываются, ссылаясь на отсутствие доказательств принадлежности рекламных конструкций истцу на праве собственности. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил истребовать из незаконного владения Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара и ООО «ФинЮрСтрой-Эксперт» принадлежащие ему конструкции рекламных щитов (двухсторонние, с размером рекламного поля 6 м * 3 м, на металлической трубе-опоре с железобетонными фундаментами «подушками»), ранее располагавшихся по адресам: <адрес>, 443048, <адрес>, участок 124 (напротив СНТ «Старая жила», район пос.41-й км/по направлению из города); <адрес>, 443048, <адрес>, напротив участка 124 (со стороны СНТ «Старая жила», район пос.41-й км/по направлению в город); <адрес> АЗС «ДиОйл» (въезд на АЗС); <адрес> АЗС «ДиОйл» (выезд с АЗС); <адрес>, в районе напротив <адрес> «Супермаркет» (по направлению «в город»).

Впоследствии истец заявленные требования уточнил, просил истребовать из незаконного владения Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара и ООО «ФинЮрСтрой-Эксперт» принадлежащие ему железобетонные фундаменты (так называемые «подушки») от выше указанных конструкций рекламных щитов.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнениях к нему.

Представитель ответчика Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара по доверенности ФИО3 иск не признала по мотивам, изложенным в письменных отзывах на иск и на уточненный иск. Пояснила, что указанные в иске рекламные конструкции были установлены без соответствующего разрешения. Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара при демонтаже, хранении и утилизации рекламных конструкций действовал в рамках Закона о рекламе и Порядке демонтажа утвержденного постановлением Администрации г.о.Самара. Кроме того, рекламные конструкции, находящиеся на хранении, идентифицируются по адресам установки, на которых они были демонтированы. В данном случае, места установки рекламных конструкций не соответствуют адресам мест установки демонтированных конструкций, в связи с чем данных предоставленных истцом не достаточно для идентификации объектов (л.д.45-49). В настоящее время демонтированные рекламные конструкции, в том числе железобетонные фундаменты «подушки», уничтожены (утилизированы) в соответствии с утвержденным Порядком и условиями контрактов, в связи с чем, возврат рекламных конструкций не представляется возможным.

Представитель ответчика ООО «ФинЮрСтрой-Эксперт», уведомленный о слушании дела в установленном порядке, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку действия по демонтажу и утилизации рекламных конструкций, в том числе железобетонных фундаментов - «подушек», производились в рамках договорных обязательств (контракта) и в соответствии с действующим законодательством РФ.

Учитывая, что лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания судом извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Формат» (продавцом) и истцом (покупателем) был заключен договор купли-продажи конструкций рекламных щитов индивидуальные характеристики которых, определены в приложениях к указанному договору (л.д. 9-10).

Статья 19 Закона о рекламе определяет требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций как способу распространения рекламной информации, обязательные для владельца рекламной конструкции.

Под рекламными конструкциями, на которых размещается наружная реклама, понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары и иные технические средства стабильного размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта (часть 1 статьи 19 Закона о рекламе).

В соответствии с частью 9 статьи 19 названного Закона установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Как установлено из пояснений представителя Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара, и не оспаривалось истцом, на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, указанных в исковом заявлении, разрешения органом местного самоуправления не выдавались.

В силу части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Части 21.1 и 21.3 статьи 19 Закона о рекламе устанавливают, что в тех случаях, когда владелец рекламной конструкции не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции на основании предписания органа местного самоуправления или неизвестен владелец рекламной конструкции, присоединенной к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

По смыслу взаимосвязанных положений частей 5, 9 и 10 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, выданного компетентным органом местного самоуправления, является самовольной, не разрешена никому, и представляет собой заведомо противоправные действия, нарушающие вышеприведенные требования Закона о рекламе.

Согласно п.1.2, 3.1, 3.3, 3.4, 3.6-3.8 Порядка осуществления демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности г.о. Самара, с нарушением требований законодательства о рекламе, утвержденного постановлением Администрации г.о.Самара от 20.07.2012г. рекламная конструкция, установленная и (или) эксплуатируемая с нарушением требований законодательства о рекламе на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности г.о. Самара, признается незаконно установленной в случаях, если рекламная конструкция установлена и (или) эксплуатируется без разрешения, срок действия которого не истек, по истечении срока действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, после аннулирования разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции или признания его недействительным в соответствии. Демонтаж, доставка к месту хранения, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности г.о. Самара, осуществляются Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара с привлечением сил организации, с которой заключен соответствующий договор, за счет средств бюджета г.о. Самара на основании выданных уполномоченным органом на выдачу предписаний о демонтаже рекламных конструкций предписаний о демонтаже рекламных конструкций. По требованию Департамента владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

При проведении демонтажа рекламных конструкций представителем Департамента составляется акт, в котором указываются место, время, основание проведения демонтажа рекламной конструкции, состояние рекламной конструкции до начала работ по демонтажу, состояние рекламной конструкции после окончания работ по демонтажу, место и срок хранения рекламной конструкции. После демонтажа подрядная организация принимает по акту приема-передачи, составленному в произвольной форме, демонтированную рекламную конструкцию на хранение и несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение рекламной конструкции, принятой на хранение, а также за ущерб, причиненный владельцу рекламной конструкции вследствие ненадлежащего выполнения работ по демонтажу. Срок хранения демонтированной рекламной конструкции составляет не менее одного месяца со дня принятия демонтированной рекламной конструкции на хранение по акту приема-передачи, составленному в произвольной форме.

С целью возврата демонтированной рекламной конструкции её собственник (владелец) направляет письменное заявление в Департамент с приложением документов, подтверждающих право собственности или иное вещное право на демонтированную рекламную конструкцию либо владения и пользования демонтированной рекламной конструкцией, и возвращения понесенных г.о. Самара расходов при их наличии.

Департамент в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления направляет письменное обращение в подрядную организацию с приложением копии заявления и приложенных к нему документов.

Возврат демонтированных рекламных конструкций собственнику (владельцу) осуществляется подрядными организациями на основании письменного обращения Департамента в месячный срок с даты его поступления.

16.04.2018г. и 26.04.2018г. Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара были заключены муниципальные контракты -ПР/18 и -ПР/18, соответственно, (л.д.52-86) с ООО «ФЮСЭ», в соответствии с которым ООО «ФЮСЭ» приняло на себя обязательства подрядной организации по демонтажу, хранению и уничтожению незаконно установленных рекламных конструкций.

На основании предписаний Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара ООО «ФЮСЭ», произвело демонтаж пяти незаконно установленных рекламных конструкций, что подтверждается соответствующими актами от 16.04.2018г. , (л.д.86-99), от 26.04.2018г. , , (л.д.100-132).

27.04.2018г. и 28.04.2018г. истец обратился в Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара с заявлением о возвращении рекламных конструкций (л.д.18-21), однако названный Департамент в возврате рекламных конструкций отказал, ссылаясь на то, что истцом не были предоставлены доказательства их принадлежности истцу (л.д.22-23). Истцом был представлен договор купли-продажи, однако технический паспорт, позволяющий идентифицировать указанные рекламные конструкции, не был приложен. Иные документы, позволяющие идентифицировать рекламные конструкции, не были представлены ни ответчику, ни суду в ходе судебного разбирательства.

Поскольку Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара ставит под сомнение право истца на рекламные конструкции, их возврат по процедуре, установленной Порядком осуществления демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности г.о.Самара, с нарушением требований законодательства о рекламе, не представляется возможным. Как следствие, собственник может прибегнуть к исковой защите вещного права.

В соответствии со ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (виндикационный иск). Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество.

Объектом виндикации является индивидуально-определенная вещь, отличающаяся от вещей, определенных родовыми признаками, конкретными, присущими только ей характеристиками.

Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен (абзац 1 пункта 32); лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика (абзац 1 пункта 36); право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (абзац 2 пункта 36).

К числу юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению судом при рассмотрении виндикационного иска, относятся наличие права собственности истца на истребуемое индивидуально-определенное имущество, наличие спорного имущества в натуре и нахождение его у ответчика, незаконность владения ответчиком спорным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемого имущества.

Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.

Согласно условиям муниципальных контрактов ПР/18 от 16.04.2018г. и ПР/18 от 26.04.2018г., срок хранения демонтированных рекламных конструкций составляет один месяц с даты приема подрядчиком конструкций на ответственное хранение. Уничтожение (утилизация) данных конструкций осуществляется подрядчиком в течении 14 рабочих дней с момента истечения срока хранения. Демонтированных рекламных конструкций.

Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, истребуемое истцом имущество, а именно демонтированные рекламные конструкции и железобетонные фундаменты, являющиеся составной частью рекламных конструкций, уничтожено (утилизировано), в связи с истечением срока хранения в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Администрации г.о Самара от 20.07.2012г. , что подтверждается представленными ответчиком актами от 18.06.2018г. , , , , . При этом демонтаж рекламных конструкций, установленных без соответствующего разрешения, является исполнением ответчиком норм Федерального закона "О рекламе".

Таким образом, судом установлено, что ответчики произвели действия по демонтажу и уничтожению (утилизации) рекламных конструкций в соответствии с действующим законодательством.

В виду уничтожения спорного имущества, отсутствия спорного имущества в натуре, решение об истребовании рекламных конструкций и фундаментов, описанных в исковом заявлении, не исполнимо.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара, ООО ФинЮрСтрой-Эксперт» об истребовании имущества из чужого незаконного владения – оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья (подпись) Э.Н.Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь