ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1988/18 от 30.11.2018 Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Дело № 2-1988/18 г.

Приокский районный суд г.Нижний Новгород в составе:

Председательствующего судьи Кузичевой И.Н.,

При секретаре Корниловой М.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску ФИО1 к Акционерному обществу «Домоуправляющая Компания Приокского района» о перерасчете за коммунальную услугу - отопление,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском к АО «Домоуправляющая Компания Приокского района» о перерасчете за коммунальную услугу - отопление.

В обоснование требований указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в которой постоянно проживает.

Оплата за коммунальную услугу «отопление» происходит в течение года равными долями, определенными по среднемесячному потреблению за предыдущий календарный год, с последующей корректировкой начислений по показаниям общедомового прибора учета текущего года не позднее 1 квартала.

Потребление дома за ДД.ММ.ГГГГ год составило 1290,67 Гкал, что существенно меньше потребления за ДД.ММ.ГГГГ 1666,94 Гкал. Вместе с тем, ежегодная корректировка платы за отопление не произведена, ответ на претензию от ДД.ММ.ГГГГ не получен.

Основывая свои требования на п. 155(2) Правил № 354, ст.ст. 13, 15, 17, 22, 23, 31 Закона о защите прав потребителей, истец просит суд:

1. Обязать произвести перерасчет за коммунальную услугу отопление за 2017 год из показаний ОДПУ за ДД.ММ.ГГГГ

2. Обязать выплатить штрафы за ежемесячное нарушение порядка расчетов за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

3. Взыскать в качестве компенсации морального вреда 100 000 руб.

4. Взыскать расходы, понесенные истцом на оплату услуг юриста, представителя, а также расходы на проезд, почтовые расходы, другие признанные судом необходимыми расходы.

Впоследствии истец уточнил исковые требования, просит суд:

1. Взыскать в АО «ДК Приокского района» 4643 руб. 17 коп. за ДД.ММ.ГГГГ

2. Обязать ответчика произвести перерасчет за коммунальную услугу отопление за ДД.ММ.ГГГГ исходя из среднемесячных показаний ОДПУ за ДД.ММ.ГГГГ

3. Обязать выплатить штраф за нарушение порядка расчетов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года включительно (расчет за ДД.ММ.ГГГГ на сумму 16 549,45 руб.)

4. Взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда 100 тыс. руб.

5. Взыскать расходы, понесенные истцом на оплату услуг юриста, представителя, а также расходы на проезд, почтовые расходы, другие признанные судом необходимыми расходы (л.д.88-89).

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика АО «ДК Приокского района» ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования признала частично, представила письменный отзыв, а также пояснила, что необходимо произвести перерасчет платы за отопление за ДД.ММ.ГГГГ в связи с неверным указанием площадей в расчетах за ДД.ММ.ГГГГ. АО «ДК Приокского района» в АО «Теплоэнерго» показания ОДПУ жилого дома № 115 по пр. Гагарина не передавало по причине неисправности прибора учета, о чем свидетельствует акт от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с отсутствием сведений о фактических объемах потребленной тепловой энергии по ОДПУ за полный ДД.ММ.ГГГГ, начисления платы за отопление в ДД.ММ.ГГГГ производятся исходя из размера общей площади, принадлежащей каждому потребителю и норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, который составляет 0,0115610 Гкал/кв.м, и проведение корректировки за ДД.ММ.ГГГГ исходя из показаний ОДПУ невозможно. Просит отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа, компенсации морального вреда и судебных расходов.

Представитель АО «Теплоэнерго» ФИО3, действующая по доверенности, представила письменный отзыв, в котором указала, что АО «Теплоэнерго» не имеет договорных отношений с истцом, перерасчеты за ЖКУ должны быть проведены АО «ДК Приокского района». ОДПУ, установленный в жилом <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, являлся нерасчетным, в связи с чем показания ОДПУ за потребленную тепловую энергию по данному дому за ДД.ММ.ГГГГ в АО «Теплоэнерго» исполнителем коммунальных услуг не передавались. В связи с отсутствием показаний за потребленную тепловую энергию за полный ДД.ММ.ГГГГ корректировка по отоплению по итогам ДД.ММ.ГГГГ действующим законодательством не предусмотрена.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила договоров энергоснабжения (параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации). Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Абонент обязан оплатить фактически принятое количество энергии (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 541 ГК РФ).

Порядок расчета размера платы за поданный ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован с исполнителем и указан в соответствии со ст. 544 ГК РФ в договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Единоличное определение (расчет) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса в соответствии с законодательством РФ не допускается.

Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за отопление (тепловую энергию) (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Судом установлено, что ФИО1 на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/3 доли квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, другими участниками долевой собственности являлись родители истца: ФИО6 и ФИО7, каждый из них в 1/3 доле. После их смерти право собственности на принадлежащие им доли в квартире в порядке наследования перешло к истцу. Данные обстоятельства установлены решением Приокского районного суда от 11.09.2017г, вступившим в законную силу.

Управление многоквартирным домом по <адрес> осуществляет ОАО «ДК <адрес>» в соответствии с договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ДК Приокского района» изменило организационно-правовую форму на АО «ДК <адрес>».

По условиям договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ управляющая организация обеспечивает организацию начисления, сбора, распределения и перерасчета платежей собственника за содержание и ремонт помещения, коммунальные и прочие услуги (п.2.1.9 договора).

Управляющая организация обязалась обеспечивать предоставление собственнику коммунальных услуг, производить начисления и сбор платежей, обеспечивая выставление квитанций-извещений. С целью предоставления собственнику коммунальных услуг выбрать ресурсоснабжающие организации и заключить с ними от своего имени и за счет собственника договоры купли-продажи соответствующих коммунальных ресурсов (п.3.1.5 - 3.1.6 договора).

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги указан в Приложении к договору (п.4.4 договора).

Согласно Приложению договора управления многоквартирным домом размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством.

Указанный многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.

Согласно условиям договора управления многоквартирным домом, нормативом потребления коммунальных услуг является месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов собственником (потребителем), принятый и утвержденный органом местного самоуправления, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и используемый для осуществления расчетов с собственником (потребителем) при отсутствии индивидуальных, общих или квартирных приборов учета коммунальных ресурсов, а также в иных случаях, указанных законодательством.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации приняло Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

В соответствии с п. 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.

Так, абзац четвертый пункта 42(1) Правил детализирует определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В соответствии с формулой 3(1) Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1):

Pi = Si x VT x TT,

где:

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;

TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных пунктами 42(1), 54 и 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов;

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно формуле № 3 в указанном расчете применяется показатель общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения (п. 3 Приложения N 2).

В соответствии с формулой при расчете платы за отопление должна быть учтена площадь дома S (об), которая формулой определена как общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Предусмотренный абзацем четвертым пункта 42(1) Правил порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема тепловой энергии, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади занимаемого помещения в многоквартирном доме.

Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, исходя из объема тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, что также согласуется с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации - собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 40 Правил услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Расчет по указанной формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем, в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.

Обращаясь в суд с иском, истец ФИО1 просит произвести перерасчет по услуге отопление-энергия за период 2017 год, указав, что расчет размера платы за отопление не соответствует действующему законодательству. При начислении платы за тепловую энергию за принадлежащее ему жилое помещение ответчиком неправильно применялись показатели общей площади жилых и нежилых помещений в указанном многоквартирном доме, вследствие чего им была излишне уплачена денежная сумма за коммунальную услугу отопление.

Согласно справке Волго-Вятского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ площадь жилых помещений дома составляет без учета лоджий и балконов 8989,3 кв.м, с учетом лоджий и балконов 9437,2 кв.м; площадь нежилых помещений - 2276,3 кв.м.

Истец с информацией, содержащейся в данной справке, согласен.

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что расчет платы за отопление в спорный период по жилому помещению истца произведен ответчиком не в соответствии с требованиями действующего законодательства. При определении размера платы за отопление за период 2017 года учитывалась площадь жилых и нежилых помещений не соответствующая действительной площади, в связи с чем, истец вправе поставить вопрос о возврате излишне уплаченных сумм за данную коммунальную услугу, исковые требования ФИО1 о перерасчете коммунальной услуги по отоплению-энергия подлежат частичному удовлетворению.

При расчете размера излишне уплаченных за отопление-энергию денежных средств ФИО1 не учтены проведенные корректировки в марте 2017 года на 157,21 руб. в сторону уменьшения и в декабре 2018 года на 180,91 руб. в сторону уменьшения. Итого в 2017 году размер платы за отопление-энергию скорректирован в сторону уменьшения на 339,12 руб.

В 2017 году начислено за отопление-энергию 11759,97 руб.

Размер платы за отопление-энергию, подлежащий начислению, составляет 10937,58 руб., а именно:

общая площадь жилого помещения истца -74,2 кв.м

общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме - 11265,6 кв.м

тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации - 986,35 руб/кв.м. (с января по июнь 2017 года включительно); 1006,09 руб./кв.м. (с июля по декабрь 2017 года включительно).

среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление по дому за предыдущий год - 1666,94/12 = 138,91 Гкал;

Таким образом, размер платы за отопление-энергию определяется по формуле и равен:

74,2 * 138,91 * 986,35/11265,6 = 902,44 руб.

902,44 * 6 мес. = 5414,64 руб.

74,2 * 138,91 * 1006,09/11265,6 = 920,49 руб.

920,49 * 6 мес. = 5522,94 руб.

5414,64 руб.+5522,94 руб.=10937,58 руб.

Таким образом, излишне начисленная плата за отопление-энергию в 2017 году составила: 11759,97 руб. - 10937,58 руб. = 822,39 руб.

В соответствии с пунктом 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

Сумма превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить составила 822,39 руб., то есть размер штрафа составляет 411,20 руб. (822,39 * 50%).

Плата за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а если нет сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию. При этом размер платы за отопление корректируется один раз в год. На основании данных корректировки плату пересчитывают (п. п. 42(1), 43, 53 Правил N 354).

В связи с тем, что ОДПУ, установленный на спорном многоквартирном доме, вышел из строя и не работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, показания тепловой энергии за 12 месяцев отсутствуют, поэтому в связи с отсутствием сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год, расчет платы за отопление-энергию в 2018 году произведен по нормативу в соответствии с действующим законодательством.

В 2019 году будет произведена ежегодная корректировка размера платы за отопление-энергию в соответствии с фактическими показаниями ОДПУ за 2018 год, поэтому оснований для удовлетворения требований о перерасчете за отопление-энергию за 2018г удовлетворению не подлежит.

В соответствии с формулой 3(2). Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2):

где:

Р к.пр. - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);

Si - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

Sd - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);

Pfn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).

С учётом приведённых выше норм права и установленных обстоятельств, корректировка размера платы по формуле N 3(2) Правил N 354 производится только при наличии показаний прибора учёта за период, равный календарному году (12 месяцев), и, исходя из совокупного объёма тепловой энергии, измеренного показаниями ОДПУ за соответствующий период, равный 12 месяцам.

Судом установлено, что ОДПУ, установленный на многоквартирном <адрес>, вышел из строя и не работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, установив факт отсутствия совокупного объёма тепловой энергии, измеренного показаниями ОДПУ за 12 месяцев 2017 года, суд пришел к выводу о том, что ответчиком правомерно не проведена корректировка размера платы за отопление по итогам 2017 года, поскольку проведение корректировки могло и должно было осуществляться только при наличии показаний прибора учёта за весь отопительный период прошедшего года.

Как следует из материалов дела и установлено судом, для предоставления коммунальной услуги по отоплению <адрес> ОАО "ДК Приокского района г. Н. Новгорода" и ОАО "Теплоэнерго" заключили договор купли-продажи тепловой энергии N от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с условиями договора энергоснабжающая организация приняла обязательства отпустить домоуправляющей компании для объектов согласно приложению в соответствии с планом отпуска на границе раздела эксплуатационной ответственности сторон тепловую энергию.

Истец, считая, что расчет тепловой нагрузки не соответствует фактической и является завышенной, исходя из обоснования расчета приведенного в исковом заявлении, полагает действия ответчика по выставлению ему ежемесячной платы по коммунальной услуге за тепловую нагрузку (отопление-мощность) отопления квартиры не на основании показаний ОДПУ, а по расчетным показателям тепловой энергии, теплоносителя - незаконной, в связи с чем, обратился в суд с иском о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет платы по коммунальной услуге отопление-мощность.

В пункте 2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" от (далее - Закон о теплоснабжении) предусмотрено, что потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.

Договор теплоснабжения должен определять величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии (пункт 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении).

Согласно статье 2 Закона о теплоснабжении под тепловой нагрузкой понимается количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени, а под тепловой мощностью понимается количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени.

Согласно пункту 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение) является существенным условием договора теплоснабжения.

Договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя заявляется потребителем ежегодно (за исключением граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями) единой теплоснабжающей организации до 1 марта года, предшествующего году, в котором предполагается поставка. Если объем потребления не заявлен в указанные сроки, в следующем году действуют объемы потребления текущего года.

Договорный объем потребления фиксируется в договоре теплоснабжения раздельно по тепловой энергии и теплоносителю с разбивкой по месяцам. Договорные объемы фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по видам потребления (пункт 22 Правил N 808).

Потребитель вправе не менее чем за 90 дней до окончания срока действия договора теплоснабжения направить заявку на изменение заявленного объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя. Изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 38 Правил N 808). Отношения между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (мощности), возникающие при установлении и изменении (пересмотре) величин тепловых нагрузок, используемых при расчете стоимости использования тепловой мощности по договору энергоснабжения, регулируются Правилами N 610 (Приказ Минрегиона РФ от 28.12.2009 N 610 "Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок").

В соответствии с пунктами 4, 5 Правил N 610 установление или изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется путем закрепления соответствующих величин в договоре энергоснабжения на основании заявки потребителя, поданной им в энергоснабжающую организацию в порядке, установленном настоящими Правилами. Установленные в соответствии с настоящими Правилами тепловые нагрузки теплопотребляющих установок являются основанием для расчета ставки платы за тепловую мощность, устанавливаемой для теплоснабжающей организации при установлении двухставочного тарифа на тепловую энергию (мощность) и двухставочного тарифа на горячую воду. Тепловые нагрузки устанавливаются по объекту теплопотребления в целом. В случае, если помещения в объекте теплопотребления принадлежат на праве собственности или ином законном основании разным лицам, распределение тепловых нагрузок объекта теплопотребления по договорам энергоснабжения осуществляется путем применения методов определения нагрузки, указанных в пункте 11 настоящих Правил, с учетом долей в праве собственности на общее имущество.

Согласно пункту 23 Правил N 610 изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется на основании заявки потребителя на установление тепловой нагрузки, которая должна быть направлена в энергоснабжающую организацию не позднее 1 марта текущего года.

Основания для изменений тепловых нагрузок по инициативе потребителя установлены в пункте 21 Правил N 610, при этом пунктом 22 названных Правил предусмотрено, что снижение тепловых нагрузок возможно при выполнении одновременно всех следующих условий:

- если учет потребления тепловой энергии в отношении объекта теплопотребления, по которому снижается нагрузка, осуществляется по показаниям приборов коммерческого учета тепловой энергии (мощности) на протяжении не менее одного отопительного периода до подачи потребителем заявки на изменение (пересмотр) тепловых нагрузок в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;

- подтверждения снижения максимальной тепловой нагрузки документами, указанными в пункте 25 настоящих Правил;

- подтверждения фактического выполнения мероприятий по снижению тепловой нагрузки;

- неущемления интересов иных собственников или владельцев помещений в объекте теплопотребления;

- обеспечения надлежащего качества коммунальных услуг и соблюдения санитарных норм и правил;

- согласия потребителя на проведение в отношении объектов теплопотребления мероприятий по мониторингу (контролю) сниженных тепловых нагрузок.

В силу пункта 24 Правил N 610 заявка потребителя должна включать следующие сведения: 1) полное и сокращенное наименование потребителя - юридического лица, фамилия, имя, отчество потребителя - физического лица и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место нахождения (место жительства), почтовый адрес и иные способы обмена информацией (телефоны, факс, адрес электронной почты); 2) адрес (место нахождения) теплопотребляющей установки потребителя, по которой планируется пересмотр (изменение) тепловой нагрузки; 3) реквизиты договора энергоснабжения; 4) основания для пересмотра (изменения) тепловой нагрузки (мощности); 5) имеющуюся у потребителя информацию о проектных видах и величинах тепловых нагрузок (мощности); 6) информацию о видах и величинах тепловых нагрузок (мощности), установленных в действующем договоре энергоснабжения; 7) информацию о видах и величинах изменяемых тепловых нагрузок, которые не должны превышать величину снижения тепловой нагрузки, содержащуюся в подтверждающих документах, установленных в пункте 20 настоящих Правил; 8) перечень документов, прилагаемых к заявлению.

В соответствии с п. 25 Правил N 610 заявление потребителя направляется в энергоснабжающую организацию с приложением документов, подтверждающих изменение максимальной тепловой нагрузки теплопотребляющих установок и сохранение сниженной нагрузки при условии сохранения результатов проведенных потребителем мероприятий. Такими документами могут являться:

- проектная документация на реконструкцию или капитальный ремонт, в отношении которой проведена государственная экспертиза, если данная проектная документация подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в ней указана величина снижения тепловой нагрузки;

- проектная документация на реконструкцию или капитальный ремонт, в отношении которой проведена негосударственная экспертиза, если в ней указывается величина снижения тепловой нагрузки;

- акты уполномоченных органов о приемке завершенных переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, подтверждающие проведение мероприятий по снижению максимальной тепловой нагрузки;

- заключения организаций, имеющих лицензию на осуществление архитектурно-строительного проектирования, или являющихся членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, обосновывающие снижение тепловой нагрузки;

- согласованные сторонами данные приборов коммерческого или технического учета тепловой энергии не менее чем за 12 месяцев, предшествующих подаче заявки на изменение (пересмотр) тепловой нагрузки, свидетельствующие о фактическом снижении тепловой нагрузки, удовлетворяющие пунктам 11 - 16 настоящих Правил.

На основании пункта 31 Правил N 610 изменение величин тепловых нагрузок вступает в силу с 1 января года, следующего за годом, в котором подана заявка.

Данное правило является императивным и подлежит применению сторонами в отношениях по поставке тепловой энергии. Положения данного пункта связаны с порядком государственного установления тарифов на тепловую энергию и распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии, а также обязательствами теплоснабжающей организации по поддержанию резервной тепловой мощности.

Представитель АО «Теплоэнерго» пояснила, что заявки от потребителя тепловой энергии о перерасчете (снижении) тепловой нагрузки в отношении объекта теплопотребления - многоквартирного <адрес>, соответствующей требованиям действующего нормативного регулирования, как энергоснабжающей организации, не поступало.

Кроме того, согласно п. 8 Правил N 610 тепловые нагрузки устанавливаются по каждому объекту теплопотребления, указанному в договоре энергоснабжения, раздельно по видам теплопотребления и теплоносителя. Доказательств того что квартира истца является самостоятельным объектом теплопотребления и не зависит от теплопотребления многоквартирного дома как объекта в целом истцом не представлено.

Согласно п.39 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 если при расчете размера платы за коммунальную услугу применению подлежит двухставочный тариф (цена), то исполнитель в целях расчета постоянной составляющей платы обязан рассчитать в порядке согласно приложению N 2 приходящееся на каждое жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме количество единиц той постоянной величины (мощность, нагрузка и т.д.), которая установлена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов для расчета постоянной составляющей платы.

Расчет платы за отопление-мощность производился с учетом постоянной составляющей - расчетной нагрузки для 10-14 этажных домов, общей площади жилого помещения и тарифа в расчетном периоде.

Расчет начислений по коммунальным услугам производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. (Правила). Региональной службой по тарифам Нижегородской области для всех категорий потребителей ОАО "Теплоэнерго" с 01.07.2013 установлены двухставочные тарифы на тепловую энергию (мощность) и горячую воду. Начисления за тепловую энергию включают в себя стоимость тепловой энергии (количество тепловой энергии в Гкал, умноженное на ставку за энергию тарифа на тепловую энергию) и стоимости мощности (договорная тепловая нагрузка на отопление в Гкал/час, умноженная на ставку за мощность тарифа на тепловую энергию). Начисления за мощность производятся ежемесячно в течение всего года вне зависимости от потребления и являются величиной постоянной. Расчет платы за мощность осуществляется в порядке, определенном п. 25 Приложения N 2 к Правилам. В отношении отопления распределение производится пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения.

Так, расчеты по услугам с гражданами, проживающими в жилищном фонде, производятся с использованием расчетных тепловых нагрузок по отоплению и ГВС. Размер платы за услугу «отопление-мощность» определяется путем умножения соответствующей нагрузки на отопление, общей площади жилого помещения и ставки за мощность тарифа на тепловую энергию.

Согласно расчету тепловая нагрузка на отопление для 10-14 этажных многоквартирных домов (<адрес>и этажный), составила 0,073477 мкал/ч.

Расчет платы за отопление-мощность за период с января по ДД.ММ.ГГГГ составил: 0,073477 (расчетная нагрузка) х 74,2кв.м (площадь квартиры истца) х тариф 301,73 руб./Гкал = 1645,03 руб.; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 0,073477 (расчетная нагрузка) х 74,2 кв.м ( площадь квартиры истца) х тариф 334,16 руб./Гкал = 1821,84 руб., что соответствует начислениям истца в платежных документах.

Таким образом, суд полагает, что расчет за отопление-мощность произведен в соответствии с действующим законодательством, требования ФИО1 в этой части о перерасчете не подлежат удовлетворению.

Истец считает, что действиями ответчика по неправильному начислению за коммунальную услугу - отопление ему причинен моральный вред. Других оснований для компенсации морального вреда истцом не заявлено.

Согласно п.149 Правил № 354:

149. Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за: г) моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.

Согласно п.155 Правил № 354:

155. Если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Основываясь на положении п. 155 названных выше Правил, суд считает, что по смыслу приведенной нормы, моральный вред компенсируется только в случае доказанности причинения в результате действий исполнителя физических или нравственных страданий, а не по факту установления неправильности начислений за ЖКУ, при этом доказательств причинения истцу по вине ответчика физических или нравственных страданий не представлено.

Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 94 ГПК РФ:

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;

расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;

расходы на оплату услуг представителей;

расходы на производство осмотра на месте;

компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса;

связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами;

другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ст. 98 ГПК РФ:

1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»:

10. Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Расходы истца на изготовление копий документов в общей сумме 95 руб. 50 коп. - необходимые расходы, поскольку несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд, подтверждаются материалами дела(л.д.11-16), подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Доказательств, подтверждающих, что истец понес иные судебные расходы, не представлено.

В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика АО «ДК Приокского района» подлежит взысканию госпошлина в госдоход в сумме 400 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Акционерное общество «Домоуправляющая Компания Приокского района» произвести ФИО1 перерасчет платы за коммунальную услугу - отопление (отопление-энергия) за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за ДД.ММ.ГГГГ в размере 822 рублей 39 копеек и выплатить штраф в размере 411 рублей 20 копеек.

Взыскать с Акционерного общества «Домоуправляющая Компания Приокского района» в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 95 руб. 50 коп.

Взыскать с Акционерного общества «Домоуправляющая Компания Приокского района» государственную пошлину в доход государства в сумме 400 рублей.

В остальной части иска, в том числе об обязании произвести ежегодную корректировку размера платы за отопление за 2017 год исходя из среднемесячных показаний ОДПУ, компенсации морального вреда, выплате штрафов, взыскании расходов на оплату услуг юриста, представителя, расходов на проезд, почтовые расходы, расходов на подготовку документов, об обязании произвести перерасчет платы по коммунальной услуге отопление-мощность, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца через Приокский районный суд г. Нижний Новгород.

Судья Кузичева И.Н.

<данные изъяты>