ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1988/20 от 03.07.2020 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-1988/2020

УИД-59RS0001-01-2020-001497-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 июля 2020 года город Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Хусаиновой О.В.,

при секретаре Найденовой И.Н.,

с участием представителя истца помощника прокурора Апаницина С.О.,

представителя третьего лица Малышева Т.И., действующего на основании доверенности от Дата,

представителя ответчика Лугаськовой Р.А., действующей на основании доверенности от Дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Хостел» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористического законодательства,

установил:

Прокурор Дзержинского района г. Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Хостел» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно:

- разработать и обеспечить наличие на объекте проектной документации, содержащей решения по обеспечению пожарной безопасности и пожарно-технические характеристики объекта защиты;

- отделить жилую часть здания от частей здания другого назначения противопожарными стенами не ниже 2-го типа;

- оборудовать дверные проемы (выход в коридор на путь эвакуации) в ограждениях лифтовых шахт, расположенные на этажах здания, противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее Е1 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее Е1 45, автоматически закрывающиеся дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа;

- разработать декларацию пожарной безопасности на объект защиты;

- обеспечить ежедневную передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (посетителей), находящихся на объекте защиты;

- провести расчет необходимого количества огнетушителей;

- обеспечить подачу светового и звукового сигналов системы автоматической пожарной сигнализации о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал организации;

- оборудовать дверь электрощитовой на первом этаже механизмом для самозакрывания противопожарной двери;

- выполнить отделку путей эвакуации на 2, 3, 4, 5, 6 этажах материалами с известными показателями пожарной опасности;

- выделить пищеблоки на 3, 4, 5, 6 этажах противопожарными стенами не ниже 2 типа

в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Возложить на ООО «Хостел» обязанность устранить нарушения требований антитеррористического законодательства, а именно:

- оборудовать помещение хостела по Адрес системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории гостиницы, архивирование и хранение данных в течение 30 дней;

- оборудовать помещение гостиницы по Адрес системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- оборудовать помещение гостиницы по Адрес тревожной сигнализации (кнопкой вызова наряда полиции);

- оборудовать помещения гостиницы по Адрес информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефонами ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту нахождения гостиницы;

в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Приостановить эксплуатацию помещений по Адрес ООО «Хостел» и иными лицам в качестве гостиницы, хостела или иного места временного размещения граждан до устранения нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, антитеррористического законодательства.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Адрес проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности, законодательства о пожарной безопасности в хостеле по Адрес, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. В ходе проверки установлено, что по адресу: Адрес осуществляет деятельность по временному размещению людей в гостинице ООО «Хостел». Гостиница расположена на 3-6-этажах, 6-ти этажного здания. В хостеле имеется 138 койко-мест. В ходе проверки установлены множественные нарушения требований пожарной безопасности, нарушения антитеррористического законодательства, а также нарушения санитарных норм и правил. В нарушение ч.ч. 4, 5, 6, 78, 80 ст. 4 ФЗ-123, п.п. 23, 33, 61 ППР в РФ, п. 1.3 СНиП 21-01-97 на объекте отсутствует проектная документация, содержащая решения по обеспечению пожарной безопасности и пожарно-технические характеристики объекта защиты. В нарушение п. 5.2.5 СП 4.13130 на объекте защиты касса функциональной опасности В 1.1 жилая часть здания не отделена от частей здания другого назначения противопожарными стенами не ниже 2-го типа. В нарушение п. 16 ст. 88 ФЗ-123 дверные проемы (выход в коридор на путь эвакуации) в ограждениях лифтовых шахт, расположенные на этажах здания, не защищены противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее Е1 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее Е1 45, автоматически закрывающиеся дверные проемы лифтовых шахт при пожаре либо тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа. В нарушение ст. 64 ФЗ-123 на объект защиты не составлена декларация пожарной безопасности. В нарушение п. 10 ППР в РФ руководитель организации не обеспечил ежедневную передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (посетителей), находящихся на объекте защиты. В нарушение п.п. 465, 468, 474 ППР в РФ не проведен расчет необходимого количества огнетушителей. Не подтвержден расчетами выбор типа и необходимое количество огнетушителей на объекте защиты в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, функционального назначения и категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара. В нарушение ч. 7 ст. 83 Ф3-123 система автоматической пожарной сигнализации объекта защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.2 (хостел) не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующий этот сигнал организации. На 1 этаже, в нарушение п. 37.1, 62 ППР в РФ руководитель организации не обеспечил исправное состояние механизма для самозакрывания противопожарной двери электрощитовой. На 2 этаже, в нарушение п. 4.3.2 СП 1.13130.2009 отделка путей эвакуации выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум). На 3 этаже в нарушение п. 4.3.2 СП 1.13130.2009 отделка путей эвакуации выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум). В нарушение п. 5.2.6 СП 4.13130.2013 пищеблок не выделен противопожарными стенами не ниже 2-го типа. 4-6 этажи, в нарушение п. 4.3.2 СП 1.13130.2009 отделка путей эвакуации выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум). В нарушение п. 5.2.6 СП 4.13130.2013 пищеблок не выделен противопожарными стенами не ниже 2-го типа. Кроме того, в ходе проверки выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности гостиниц. В нарушение требований антитеррористического законодательства к гостиницам и иным средствам размещения в помещении отсутствуют системы видеонаблюдения, обеспечивающего хранение информации не менее 30 суток, и оповещения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, тревожной сигнализации (кнопкой вызова наряда полиции), информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту нахождения гостиницы. Таким образом, опасности ежедневно подвергаются жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - клиентов гостиницы и их гостей, жителей, работников гостиницы, организаций, обслуживающих дом, работников экстренных служб и т.д.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю поддержал исковые требования прокурора.

Представитель ответчика в судебном заседании иск о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности признала, в остальной части иск не признает, пояснила, что в соответствии с положениями «Требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения», утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата, руководством ООО «Хостел» с участием заинтересованных лиц, в период с Дата по Дата было проведено обследование в целях категорирования хостела. По результатам категорирования составлен акт, в котором хостелу присвоена 3-я категория, также был составлен паспорт безопасности ООО «Хостел», который также согласован и утвержден в установленном порядке. В акте обследования и категорирования хостела отражены выводы и предложения комиссии по антитеррористической защищенности объекта, которые согласно п. 15 требования должны быть реализованы руководством гостиницы (хостела) в срок не позднее 12 месяцев с даты подписания акта. Акт обследования и категорирования объекта утвержден генеральным директором ООО «Хостел» Дата. Таким образом, срок завершения проведения необходимых мероприятий для обеспечения антитеррористической защищенности объекта истекает только Дата, и отсутствие указанных в справке прокурора на момент проверки элементов защиты не является обстоятельством, препятствующим деятельности хостела. С учетом изложенного, считает необоснованным заявление прокурора о невыполнении требований по антитеррористической защищенности объекта на момент проверки, которая проходила в январе 2020 года. Тем не менее, руководством ответчика было принято немедленное решение о приостановлении оказания услуг, и фактически, с Дата и по настоящее время эксплуатация помещений не осуществляется. Деятельность приостановлена обществом добровольно, до получения ответчиком определения суда о принятии обеспечительных мер. В период с 18 по Дата администрацией хостела произведено снятие с регистрационного учета всех проживающих лиц, из хостела выехали все проживавшие в нем граждане, что подтверждается реестром выбывших с 18 по Дата, переданного в установленном порядке в отдел адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю. Также, после проведения проверки, в феврале 2020 года из здания выехали все арендаторы нежилых помещений, всего на момент проверки их было трое. С Дата по настоящее время в помещениях ООО «Хостел» по адресу: Адрес отсутствуют какие-либо лица, как проживающие, так и арендующие офисные помещения. Собственником объекта планируется проведение капитального ремонта здания. Устранение выявленных нарушений пожарной безопасности будет осуществлено в процессе проведения общих ремонтных работ.

Установив позицию сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится участие в разработке технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил, содержащих требования пожарной безопасности (норм и правил), правил пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ-123) положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты.

Во исполнение указанных положений Закона постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утверждены «Правила противопожарного режима в РФ»

Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171 утвержден свод правил «Системы противопожарной защиты эвакуационные пути и выходы» (далее - СП 1.13130.2009).

Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 утвержден свод правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173 утвержден «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности СП 3.13130.2009».

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Возложение обязанности на органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, совершить определенные действия в целях пресечения угрозы причинения вреда, жизни и здоровья граждан, в том числе направленных на предупреждения пожаров, является одним из способов защиты гражданских прав, каковым может быть пресечение действий, создающих угрозу их нарушения (ст. 12 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая, продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Судом установлено, что ООО «Хостел» является собственником помещений, общей площадью 4144,7 кв.м., расположенных на 1-6 этажах, а также подвале по адресу: Адрес (л.д. 24).

В данных помещениях ООО «Хостел» осуществляло деятельность по временному размещению людей, гостиница располагается на 3-6 этажах, в хостеле имеется 138 койко-мест.

На основании решения заместителя прокурора Дзержинского района г. Перми от Дата проведена проверка ООО «Хостел» с целью выявления нарушений требований федерального законодательства о пожарной безопасности, антитеррористического, миграционного законодательства, а также соблюдения санитарных норм и правил.

Старшим инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Дзержинскому району 1 ОНПР по г. Перми Малышевым Т.И., привлеченным в качестве специалиста при проверке ООО «Хостел» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

1) отсутствует соответствующая проектная документация, содержащая решения по обеспечению пожарной безопасности и пожарно-технические характеристики объекта защиты, в результате чего не представляется возможным; в полной мере оценить соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности (по факту определить соответствующие пожарно-технические характеристики здания, в том числе степень огнестойкости здания, пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций, а также площадь пожарного отсека не представляется возможным) (соответствующая документация не предоставлена) (ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ ст. 4 ч. 4, 5, 6, 78, 80; Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 п. 23, 33, 61; СНиП 21-01-97 п. 1.3);

2) на объекте защиты класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2 жилая часть здания не отделена от частей здания другого назначения противопожарными стенами не ниже 2-го типа (ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ ст. 4 ч. 4, п. 1 ст. 88; СП 4.13130.2013 п.5.2.5);

3) дверные проемы (выход в коридор на путь эвакуации) в ограждениях лифтовых шахт расположенные на этажах здания, не защищены противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее E1 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее E1 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре либо тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа (ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ п. 16 ст. 88);

4) на объект защиты не составлена декларация пожарной безопасности (ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ ст. 64);

5) руководитель организации не обеспечил (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (посетителей), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время) (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 пункт 10);

6) не подтвержден расчетами выбор типа и необходимое количество огнетушителей на объекте защиты в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, функционального назначения и категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 п. 465, 468, 474 приложение № 1,2);

7) система автоматической пожарной сигнализации объекта защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.2 (хостел) не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно­контрольное устройство в помещении дежурного персонала с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ ст. 83 ч. 7);

8) руководитель организации не обеспечил исправное состояние механизма для самозакрывания противопожарной двери электрощитовой, расположенной на первом этаже (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 пункт 37.1, 62);

9) отделка путей эвакуации выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум) (второй этаж) (ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ ст. 4 ч. 4, ст. 134 п. 6 таблица 28, СП 1.13130.2009 п. 4.3.2; СНиП 21-01-97* п.6.25*);

10) отделка путей эвакуации выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум) (3-й этаж) (ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ ст. 4 ч. 4, ст. 134 п. 6 таблица 28, СП 1.13130.2009 п. 4.3.2; СНиП 21-01-97* п.6.25*);

11) пищеблок, предусмотренный в составе объекта класса Ф 1.2 не выделен противопожарными стенами не ниже 2-го типа (3-й этаж) (ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ ст. 4 ч. 4; СП 4.13130.2013 ц. 5.2.6);

12) отделка путей эвакуации выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум) (4-й этаж) (ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ ст. 4 ч. 4. ст. 134 п. 6 таблица 28, СП 1.13130.2009 п. 4.3.2; СНиП 21-01-97* п.6.25*);

13) пищеблок, предусмотренный в составе объекта класса Ф 1.2 не выделен противопожарными стенами не ниже 2-го типа (4-й этаж) (ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ ст. 4 ч. 4; СП 4.13130.2013 п. 5.2.6);

14) отделка путей эвакуации выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум) (5-й этаж) (ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ ст. 4 ч. 4, ст. 134 п. 6 таблица 28, СП 1.13130.2009 п. 4.3.2; СНиП 21-01-97* п.6.25*);

15) пищеблок, предусмотренный в составе объекта класса Ф 1.2 не выделен противопожарными стенами не ниже 2-го типа (5-й этаж) (ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ ст. 4 ч. 4; СП 4.13130.2013 п. 5.2.6);

16) отделка путей эвакуации выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум) (6-й этаж) (ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ ст. 4 ч. 4, ст. 134 п. 6 таблица 28, СП 1.13130.2009 п. 4.3.2; СНиП 21-01-97* п.6.25*);

17) пищеблок, предусмотренный в составе объекта класса Ф 1.2, не выделен противопожарными стенами не ниже 2-го типа (6-й этаж) (ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ ст. 4 ч. 4; СП 4.13130.2013 п. 5.2.6).

В судебном заседании представитель ответчика требования о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности признала в полном объеме.

В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно положениям ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом (ст. 198 ГПК РФ).

Признание иска ответчиком в данной части не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, принимается судом, иск прокурора Дзержинского района г. Перми, заявленный в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Хостел» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, подлежит удовлетворению.

Также в ходе проверки ООО «Хостел» от Дата выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности гостиниц.

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Пункт 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы безопасности этих объектов» установлены обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований.

Понятие «гостиница и иное средство размещения» используется в значении, указанном в Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».

В соответствии с п. 3 вышеназванных Правил «гостиничные услуги» - комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем; «гостиница и иное средство размещения» - имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания гостиничных услуг (далее - гостиница).

Вышеназванные Правила распространяются на деятельность гостиниц и иных средств размещения, за исключением деятельности молодежных туристских лагерей и туристских баз, кемпингов, детских лагерей, ведомственных общежитий, сдачи внаем для временного проживания меблированных комнат, а также деятельности по предоставлению мест для временного проживания в железнодорожных спальных вагонах и прочих транспортных средствах.

В соответствии с п.п. 5, 6 Постановления Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы безопасности этих объектов» в целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц осуществляется их категорирование.

Категорирование гостиниц осуществляется с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов на территории гостиниц, а также масштабов возможных последствий совершения таких террористических актов.

В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы безопасности этих объектов» на территории каждой гостиницы независимо от ее категории опасности выделяются потенциально опасные участки, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) критические элементы, совершение террористического акта на которых приведет к прекращению нормального функционирования гостиницы в целом, ее повреждению или аварии на ней.

В соответствии с п.п. 18, 20, 21, 22 Постановления Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы безопасности этих объектов» все гостиницы независимо от установленной категории опасности оборудуются: системой видеонаблюдения; системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; системой охранного освещения; системой пожарной безопасности; средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции); информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения гостиницы.

Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории гостиницы, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Система экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна обеспечивать оперативное информирование работников и посетителей гостиницы об опасностях, возникающих при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об угрозе совершения или о совершении террористического акта, о правилах поведения людей при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иметь возможность подключения к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения. Указанная система должна иметь возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, угрозе совершения или совершении террористического акта, о правилах поведения и способах защиты населения в таких ситуациях.

Технические средства оповещения должны обеспечивать сохранение работоспособности при отключении централизованного энергоснабжения не менее 6 часов в режиме ожидания и не менее 1 часа в режиме передачи сигналов и информации оповещения.

Количество оповещателей (громкоговорителей) и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории гостиницы.

Система пожарной безопасности должна включать в себя способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара, к которым в первую очередь относятся: установка систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; оснащение гостиницы средствами защиты людей от опасных факторов пожара; оснащение гостиницы средствами пожаротушения и поддержание их в рабочем состоянии.

В ходе проверки выявлено, что в нарушение вышеназванных требований антитеррористического законодательства к гостиницам и иным средствам размещения, в помещении отсутствуют системы видеонаблюдения, обеспечивающим хранение информации не менее 30 суток, и оповещения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, тревожной сигнализации (кнопкой вызова наряда полиции), информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту нахождения гостиницы.

Из пояснений представителя ответчика следует, что в соответствии с положениями «Требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.04.2017, № 447 руководством ООО «Хостел» с участием заинтересованных лиц, в период с Дата по Дата было проведено обследование в целях категорирования хостела. По результатам категорирования составлен акт, в котором хостелу присвоена 3-я категория, также был составлен паспорт безопасности ООО «Хостел», который согласован и утвержден в установленном порядке (л.д. 60-73). В акте обследования и категорирования хостела отражены выводы и предложения комиссии по антитеррористической защищенности объекта, которые согласно п. 15 требований, должны быть реализованы руководством гостиницы (хостела) в срок не позднее 12 месяцев с даты подписания акта. Акт обследования и категорирования объекта утвержден генеральным директором ООО «Хостел» Дата. Таким образом, срок завершения проведения необходимых мероприятий для обеспечения антитеррористической защищенности объекта истекает Дата. Вместе с тем, из пояснений представителя ответчика следует, что в указанный срок мероприятия для обеспечения антитеррористической защищенности объекта выполнены не будут. Таким образом, факт нарушения требований антитеррористической защищенности ответчиком не оспаривается.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что ООО «Хостел» длительное время не предпринимает мер по устранению выявленных нарушений требований антитеррористической защищенности, что может угрожать жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Хостел» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в хостеле по Адрес, а именно:

- разработать и обеспечить наличие на объекте проектной документации, содержащей решения по обеспечению пожарной безопасности и пожарно-технические характеристики объекта защиты;

- отделить жилую часть здания от частей здания другого назначения противопожарными стенами не ниже 2-го типа;

- оборудовать дверные проемы (выход в коридор на путь эвакуации) в ограждениях лифтовых шахт, расположенные на этажах здания, противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее Е1 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее Е1 45, автоматически закрывающиеся дверные проемы лифтовых шахт при пожаре либо тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1- го типа и перекрытиями 3-го типа;

- разработать декларацию пожарной безопасности на объект защиты;

- обеспечить ежедневную передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (посетителей), находящихся на объекте защиты;

- провести расчет необходимого количества огнетушителей;

- обеспечить подачу светового и звукового сигналов системы автоматической пожарной сигнализации о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;

- оборудовать дверь электрощитовой на первом этаже механизмом для самозакрывания противопожарной двери;

- выполнить отделку путей эвакуации на 2, 3, 4, 5, 6 этажах материалами с известными показателями пожарной опасности;

- выделить пищеблоки на 3, 4, 5, 6 этажах противопожарными стенами не ниже 2 типа.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Хостел» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований антитеррористического законодательства, а именно оборудовать помещение хостела по Адрес:

- системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории гостиницы, архивирование и хранение данных в течение 30 дней;

- системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- тревожной сигнализацией (кнопкой вызова наряда полиции);

- информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту нахождения гостиницы.

Приостановить эксплуатацию помещений по Адрес Обществом с ограниченной ответственностью «Хостел» и иными лицами в качестве гостиницы, хостела или иного места временного размещения граждан до устранения нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, антитеррористического законодательства.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья - подпись.

Копия верна

Судья О.В.Хусаинова

Мотивированное решение изготовлено Дата.