Дело № 2-1988/2013 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2013 года г.Тверь
Московский районный суд города Твери в составе председательствующего судьи Пержуковой Л.В., при секретаре Вишняковой Т.Н.,
с участием представителей истца Крупенниковой Е.О. и Полянина А.А., ответчика Бурцева М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Тверской области к Бурцеву М.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Тверской области обратилась в суд с иском к Бурцеву М.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2009-2011 годы в сумме 7540,01 руб., в том числе налог – 7460 руб. и пени – 80,01 руб. В обоснование иска указала, что ответчик является налогоплательщиком транспортного налога на следующие транспортные средства: МАZDA ВТ50 гос.рег.знак № и MITSUBISHI L200 2,5 гос.рег.знак №. 21 июля 2012 года ответчику было направлено налоговое уведомление № об уплате транспортного налога за 2009-2011 годы. В установленный срок, а именно 01 ноября 2012 года, налогоплательщиком налог не был уплачен, поэтому в установленный законом срок ответчику было направлено требование № от 07 декабря 2012 года об уплате транспортного налога и пени с предложением погасить числящуюся задолженность в срок до 16 января 2013 года. Ответчик требование не исполнил. Выданный 25 марта 2013 года мировым судьей судебный приказ о взыскании с ответчика транспортного налога был отменен определением мирового судьи от 03 апреля 2013 года.
В судебном заседании представитель истца поддержал иск, обосновав его обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении. Дополнительно пояснял, что истец не оспаривает, что ответчиком транспортный налог был уплачен частично. В рассматриваемом случае обязанность по уплате транспортного налога ответчиком исполнена не в полном объеме, поскольку в первоначальном уведомлении и требовании об уплате налога при исчислении суммы транспортного налога истцом была применена пониженная ставка налога в связи с неточными данными, представленными органами ГИБДД относительно типа автотранспортного средства. С учетом изложенного основания для прекращения исполнения обязанности по уплате налога отсутствует. Ненадлежащее исполнение ответчиком своей обязанности в связи с ошибочными действиями третьих лиц влечет его освобождение от налоговой ответственности, но не является основанием для освобождения от законной обязанности по уплате налога. В связи с предоставлением органами ГИБДД уточненных сведений относительно типа принадлежащих ответчику транспортных средств у истца возникла необходимость перерасчета налога, и была применена ставка 40 руб. С учетом ранее уплаченных сумм налога истец произвел его перерасчет и на сумму неуплаченного налога направил ответчику налоговое уведомление №№, после чего ему было направлено требование об уплате налога №№. Данное требование не является повторным. Оно выставлено в связи с установлением в 2012 году факта задолженности по налогу за 2009-2011 годы в сроки, предусмотренные ст.70 НК РФ. Требование соответствует налоговой обязанности и не может являться повторным. Утверждение ответчика о том, что данный автомобиль является легковым, ошибочно. В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, утвержденных приказом ФНС России от 17 сентября 2007 года №ММ-3-09/536, предусмотрены показатели «Тип транспортного средства» и «Назначение (категория) транспортного средства». Тип транспортного средства определяется в ПТС. Согласно приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении от 18 ноября 1968 года) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). С учетом изложенного указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида транспортного средства (грузовой, легковой автомобили, мотоцикл, автобус и т.д.). При этом для одной и той же мощности двигателей для указанных категорий транспортных средств могут быть установлены различные ставки. По мнению специалистов Минфина и налогового ведомства при определении вида транспортного средства необходимо руководствоваться графой «тип транспортного средства», в которой как раз указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями. В соответствии с Отраслевой нормой ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 ПТС «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из букв, цифр или смешанное. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид), которым следует руководствоваться при выборе налоговой ставки. Согласно сведениям УГИБДД оба принадлежащих ответчику транспортных средства по типу являются грузовыми-бортовыми, код 1. К легковым автомобилям согласно кодификатору типов транспортных средств, установленных Приказом МВД РФ от 18 июня 1996 года №328 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9.06.1995 №647» относятся автомобили с 21 по 29 код, код 1 относится к наименованию грузовые-бортовые. Ранее НК РФ не содержал норм, предусматривающих возможность направления налогового уведомления по истечении установленного срока, а также порядок и сроки такого направления, а применение при разрешении спора новой редакции пункта 3 статьи 363 НК РФ приводило бы к ухудшению положения налогоплательщика, что не соответствовало бы пункту 2 статьи 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на случаи, имевшие место до его вступления в законную силу. Действовавшая до 01 января 2010 года глава 28 «Транспортный налог» НК РФ не содержала ограничений по срокам привлечения налогоплательщика, являющегося физическим лицом, к уплате транспортного налога, в связи с чем ответчик мог быть привлечен к уплате транспортного налога за весь период владения транспортным средством, начиная с расчета налога за 2003 год. С 01 января 2010 года вступила в силу новая редакция п.3 ст.363 НК РФ, устанавливающая ограничение по срокам привлечения налогоплательщика, являющегося физическим лицом, к уплате транспортного налога не более чем тремя годами, предшествующими календарному году направления налогового уведомления. При этом в соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №324-ФЗ новые правила распространяются на правоотношения по взысканию недоимки, требования об уплате которой были направлены после 03 января 2011 года. Согласно п.4 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за налогоплательщиком в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №330-ФЗ безденежными к взысканию признаются и подлежат к списанию недоимка по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01 января 2009 года, в отношении которых налоговый орган утратил возможность взыскания в связи с истечением установленного срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) – физического лица, срока для предъявления к исполнению исполнительного документа, но не более размера таких недоимки и задолженности по пеням и штрафам по состоянию на день принятия решения об их списании. Указанная норма признает правомерность направления налоговых уведомлений и требований в пределах трехгодичного срока, предшествующих году направления таких уведомлений и требований, в том числе за 2009 год. На основании изложенного представители истца просили удовлетворить заявленный иск.
Ответчик, возражая против иска, представил суду письменные возражения, в которых указал, что с учетом положений п.п.1п.1 ст.23, ч.1 ст.362, ч.3 ст.363, ст.357 НК РФ обязанность по уплате налога у физического лица возникает с момента вручения налогового уведомления. Согласно уведомлению №№ за 2009 год уплате ответчиком подлежал налог на автомобиль МАZDA из расчета налоговой ставки 21, который был им уплачен 02 апреля 2010 года. Согласно уведомлению №№ за 2010 год уплате ответчиком подлежал налог на автомобиль МАZDA из расчета налоговой ставки 21, который был им уплачен 26 апреля 2010 года. Согласно уведомлению №№ за 2011 год уплате ответчиком подлежал налог на автомобили МАZDA и MITSUBISHI L200, который из расчета налоговой ставки 21 был им уплачен 27 ноября 2012 года. Согласно п.п.1 п.3 ст.44 НК РФ ответчик, исполнив свою обязанность по уплате налогов на основании полученных им налоговых уведомлений, счел прекращенной свою обязанность по уплате транспортного налога за требуемые истцом периоды. Довод истца о том, что он был вправе направить ответчику налоговое уведомление об уплате уточненной суммы налога за предыдущий период исходя из положений п.3 ст.363 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2009 года №283-ФЗ), нельзя признать обоснованным. Согласно этой норме физические лица, уплачивающие транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором данного пункта. Однако эти положения закона подлежат применению во взаимосвязи с иными нормами налогового законодательства, в том числе устанавливающими сроки направления налогового уведомления. В силу ч.2 ст.7 Федерального закона от 28 ноября 2009 года №283-ФЗ статья 4 этого Закона, которой введен приведенный выше абзац, вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующим налогам. До введения указанного абзаца Кодекс не содержал норм, предусматривающих возможность направления налогового уведомления по истечении установленного срока, а поскольку при отсутствии такого уведомления обязанность по уплате налога не могла возникнуть, взыскание недоимки за период, в котором налоговое уведомление не направлялось, было исключено. Согласно п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Пунктом 2 ст.5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. С учетом изложенного нормы абзаца 3 п.3 ст.363 НК РФ не имеют обратной силы и не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку ухудшают положение налогоплательщика. Кроме того, истцом при расчете суммы налога используются характеристики типа транспортного средства, а не данные об его категории. Наличие у автомобиля истца грузового кузова является признаком вспомогательной функции, а не основной, в связи с чем для расчета суммы налога подлежит применению ставка, равная 21 руб. за 1 лошадиную силу, как за легковой автомобиль. Согласно ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, при этом в данной статье не сказано, что транспортный налог устанавливается по типу транспортного средства. В связи с этим налог должен определяться в зависимости от категории транспортного средства. Согласно ПТС тип принадлежащего истцу автомобиля определен как грузовой-бортовой, категория «В», на основании этих данных истцом был рассчитан транспортный налог. Между тем, в пункте 27 Приказа МВД РФ №496, Минпромэнерго РФ №192, Минэкономразвития РФ №134 от 23 июня 2005 года «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» указано, что в строке 3 «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением. Пункт 28 данного приказа устанавливает, что в строке 4 «Категория ТС (А,В,С,D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года (далее –Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров. Взыскателем доказательства того, что данные автомобили используются для перевозки грузов, в дело не представлены. В ПТС автомобиля ответчика в строке 3 (тип ТС) указан «грузовой-бортовой», а в строке 4 (категория ТС) – «В». Мощность двигателя автомобиля составляет 136 л.с., транспортное средство застраховано как легковой автомобиль. Согласно Конвенции к категории «В» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг., и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. На основании изложенного оба принадлежащие истцу автомобили являются легковыми категории «В» массой до 3500 кг., тип кузова грузовой-бортовой, что свидетельствует о типе кузова транспортного средства, а не об его функциональном назначении. Кроме того, ответчик ссылался на несоответствие направленного ему уведомления документу о выявлении недоимки, утвержденной формы, на неясность расчета задолженности по налогу, а также указывал, что имеющиеся автомобили он использует исключительно для семейных нужд.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Статьей 356 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоге.
В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.
В силу п.1 ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Согласно приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении от 08 ноября 1968 года) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сиденья (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Таким образом, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что оно относится к легковому или грузовому транспортному средству.
В соответствии с положениями ст.28 НК РФ и закона Тверской области от 06 ноября 2002 года №75-ЗО №О транспортном налоге в Тверской области» при исчислении транспортного налога на объект налогообложения - автомобиль следует руководствоваться мощностью его двигателя, а также тем, к какому типу транспортных средств: грузовому либо легковому он относится, что согласуется с положениями пункта 3 статьи 361 НК РФ, предусматривающего возможность установления дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств.
В судебном заседании установлено, что на имя ответчика в течение двух полных налоговых периодов – 2009 года и 2010 года, а также в течение 8 месяцев налогового периода 2011 года было зарегистрировано транспортное средство МАZDA ВТ50 гос.рег.знак № (категория В, код типа 1 грузовой-бортовой), а также в течение 1 месяца налогового периода 2011 года - транспортное средство MITSUBISHI L200 2,5 гос.рег.знак № (категория В, код типа 1 грузовой-бортовой). Законные основания для отнесения зарегистрированных на имя ответчика автомобилей к легковым отсутствуют.
При таких обстоятельствах исчисление налога по ставке 40 руб. за лошадиную силу представляется правомерным.
На основании ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.1); в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ (п.2).
В том случае, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 НК РФ).
До вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 2009 года №283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положениями главы 28 «Транспортный налог» НК РФ не было определено, за какой срок налогоплательщики транспортного налога, уплачивающие их на основании налогового уведомления, должны уплачивать эти налоги в случае, если они не были своевременно привлечены к их уплате, что не исключало возможности привлечения указанных налогоплательщиков к уплате транспортного налога за неограниченный период времени.
Статьей 4 Федерального закона №283-ФЗ были внесены изменения в ст.363 НК РФ, устанавливающие предельный срок привлечения к уплате транспортного налога налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающих эти налоги на основании налогового уведомления. Так, согласно п.3 ст.363 НК РФ (в редакции Федерального закона №283-ФЗ) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Установление такого ограничения не может рассматриваться как ухудшающее положения налогоплательщиков.
В силу п.2 ст.7 Федерального закона №283-ФЗ статья 4 настоящего закона вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Федеральный закон №283-ФЗ официально опубликован 30 ноября 2009 года.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п.1 ст.360 НК РФ).
Из совокупности изложенного следует, что налоговый орган имел право в 2012 году, как в рассматриваемом случае, направить налоговое уведомление и требование об уплате транспортного налога за три предыдущих налоговых периода – за 2009-2011 г.г.
В силу п.4 ст.52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
21 июля 2012 года в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № на уплату транспортного налога. Последний срок добровольной уплаты платежа согласно закону наступил 01 ноября 2012 года.
Ответчик в добровольном порядке транспортный налог в размере 7460 руб. не уплатил.
Согласно п.2 и п.п.1 п.3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налоговым органом в адрес ответчика было направлено требование № от 07 декабря 2012 года об уплате налога и пени за просрочку уплаты налога в срок до 16 января 2013 года, однако ответчик данное обязательство также не исполнил.
В установленные ст. 48 НК РФ сроки и в установленном п.1 ст.48 Налогового Кодекса размере истец обратился к мировому судье судебного участка №6 Московского района г. Твери с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу. 25 марта 2013 года мировым судьей был выдан судебный приказ, однако определением от 03 апреля 2013 года на основании заявления должника судебный приказ мировым судьей был отмен. В обоснование заявления об отмене судебного приказа ответчик сослался на право должника, предусмотренное ст.ст.128,129ГПК РФ, подать возражения относительно исполнения судебного приказа, влекущие его отмену. Каких-либо доказательств, подтверждающих уплату налога за требуемый истцом период, ни мировому судье, ни в районный суд представлено не было.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени ответчик не исполнил обязательство по уплате налога за 2009-2011 годы, поэтому задолженность по налогу в размере 7460 руб. подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии с п.5 ст.23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Поскольку ответчик не выполнил обязанность по уплате транспортного налога в установленный законом срок – 01 ноября 2012 года, налоговым органом правомерно со 02 ноября 2012 года были начислены пени в размере 83,54 руб.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать госпошлину в соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ в сумме 400 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61.2, пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ госпошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты городских округов по нормативу 100%.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 246 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Бурцева М.Ю. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Тверской области задолженность по транспортному налогу за 2009-2011 годы в размере 7460 руб. и пени 80,01 руб., а всего 7540,01 руб.
Взыскать с Бурцева М.Ю. госпошлину в размере 400 руб. в доход муниципального городского округа город Тверь.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд г. Твери путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Л.В. Пержукова