Дело № 2-1988/2021 УИД:23RS0013-01-2021-003725-59
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 18 ноября 2021 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Бочко И.А.,
при секретаре Чеботаревой В.Н.,
с участием представителя истца - прокурора Гулькевичского района Рахвалова А.Ю.,
представителя третьего лица ГКУ КК «Управление социальной защиты населения в Гулькевичском районе» - ФИО1 по доверенности от 06 апреля 2021 года № 12-66/21-02.01.02,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, Муниципальному казенному учреждению «Физкультурно-оздоровительный спортивный клуб по месту жительства «Гулькевичи» Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района об обязании исполнения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов,
установил:
Прокурор Гулькевичского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам и с учетом уточнения исковых требований просит обязать администрацию Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, Муниципальное казенное учреждение «Физкультурно-оздоровительный спортивный клуб по месту жительства «Гулькевичи» Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района оборудовать объект социальной инфраструктуры - стадион «Венец», расположенный по адресу: <...> в соответствии с требованиями «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (утвержден и введен в действие с 01.07.2021 Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр), «СП 285.1325800.23016. Свод правил. Стадионы футбольные. Правила проектирования» (утверждены Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 984/пр):
- вход на территории стадиона «Венец» бордюрным пандусом и искусственной неровностью при высоте порога у калитки до 20 см;
- на автостоянке стадиона «Венец» специализированные машинно-места для транспортных средств инвалидов обозначить дорожной разметкой, в том числе для транспорта инвалидов на кресле-коляске размером 6,0x3,6 м;
- съезд (заезд) с тротуара на парковку с уклоном выполнить с плавным понижением с уклоном не более 1:20;
- высота порога и перепады высот пола на пути движения для доступа в зону оказания услуг не должна превышать 0,014 м;
- на внутренней лестнице в зону оказания услуги - на трибуну установить предупреждающую тактильную полосу перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша, противоскользящие контрастные полосы общей шириной 8-10 см на проступях краевых ступеней лестничных маршей;
- определить места обслуживания маломобильных групп населения из расчета 1% мест для всех категорий маломобильных групп населения - из них 1/2 мест для инвалидов на креслах-колясках и сопровождающих их лиц, остальные поровну распределить по категориям свободного доступа;
- размеры мест для инвалидов-колясочников установить не менее 0,9 - ширина х 1,4 (глубина) м, мест для инвалидов-колясочников и сопровождающего не менее 1,4 х 1,4 м, ширину прохода между рядами, предназначенными для инвалидов на креслах-колясках - не менее 1,6 м;
- в санитарно-гигиеническом помещение определить долю доступных кабин уборных от общего количества в количестве 5% (но не менее 1), размер кабины не менее 1,65 х 2,2 м, пространство для размещения кресла-коляски рядом с унитазом не менее 0,8 м, установить откидные опорные поручни, штанги, систему тревожной сигнализации, обеспечивающую связь с персоналом;
- оборудовать специальными символами доступные элементы здания и указателями направления движения, техническими средствами информации, обеспечивающие визуальную, звуковую и тактильную информацию.
Требования обоснованны тем, что государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон №181-ФЗ). Статьей 15 Закона №181-ФЗ определено, что органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной Информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. В силу требований ст. 5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» при разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур независимо от форм собственности этих объектов должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации. Кроме того, Постановлением главы администрации Краснодарского края от 08.10.2007 № 950 «О согласовании заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их строительстве, реконструкции и капитальном ремонте с управлениями социальной защиты населения в муниципальных образованиях Краснодарского края в части обеспечения беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан» рекомендовано главам муниципальных образований Краснодарского края применять форму задания на проектирование объектов социальной инфраструктуры, финансируемых из муниципальных бюджетов, с учетом требования законодательства по обеспечению доступности к объектам социальной инфраструктуры маломобильных граждан. Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Ранее в 2019 году в целях обеспечения доступности стадиона «Венец» МКУ «Физкультурно-оздоровительный спортивный клуб по месту жительства «Гулькевичи» Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района указывалось о проведении основных мероприятий, направленных на соблюдение требований СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (действующих до 01.08.2020), в целях чего УСЗН в Гулькевичском районе выдавался паспорт доступности от 08.10.2019. С учетом проведения капитального ремонта мониторинг доступности объекта в 2020 году не осуществлялся. Проверка соблюдения федерального законодательства при выполнении работ по капитальному ремонту стадиона «Венец» в г. Гулькевичи Гулькевичского района за счет бюджетных средств показала, что между администрацией Гулькевичского городского поселения и ООО «КРД-СТРОЙ» заключен муниципальный контракт от 12.08.2019 №0118300000619000225 на приобретение комплекта футбольного поля с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками. Срок поставки - 45 календарных дней со дня заключения контракта, цена контракта: 25258,7 тыс. рублей. Также 30.09.2019 администрацией заключен муниципальный контракт с ООО «АСП Групп» № 0118300000619000301 на выполнение капитального ремонта стадиона «Венец» по ул. Ленинградской, 1/1 в г. Гулькевичи Краснодарского края на сумму 226414 тыс. рублей, расторгнутый по фактически выполненным работам, позже 11.08.2020 заключены контракты №0118300000620000296-297 на капитальный ремонт стадиона «Венец». Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения с 01.07.2021 конкретизированы в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (утв. и введен в действие с 01.07.2021 Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр). Настоящая проверка показала, что вход на территории стадиона «Венец» бордюрным пандусом и искусственной неровностью при высоте порога у калитки до 20 см, не обустроен (п. 5.1.5), на автостоянке стадиона «Венец» специализированное место для транспорта инвалидов дорожной разметкой не обозначено, для транспорта инвалидов на кресле-коляске размером 6,0x3,6 м места не выделены (п. 5.2.1), съезд (заезд) с тротуара на парковку с уклоном не выполнен с плавным понижением с уклоном не более 1:20 (п. 5.1.8); пути движения для доступа в зону оказания услуг не соответствуют требованиям п. 6.2.4; предупреждающая тактильная полоса перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша, противоскользящие контрастные полосы общей шириной 8-10 см на проступях краевых ступеней лестничных маршей отсутствует на лестнице внутренняя в зону оказания услуги - на трибуну (п. 6.2.8); места обслуживания маломобильных групп населения в общественных зданиях и сооружениях в силу п. 6.29 «СП 285.1325800.2016. Свод правил. Стадионы футбольные. Правила проектирования» (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 984/пр) из расчета 1% мест для всех категорий маломобильных групп населения - из них 1/2 мест для инвалидов на креслах- колясках и сопровождающих их лиц, остальные поровну распределяются по категориям свободного доступа, не предусмотрены на стадионе «Венец»; размеры места для инвалидов-колясочников (не менее 0,9 - ширина х 1,4 (глубина) м), мест для инвалидов-колясочников и сопровождающего (не менее 1,4 х 1,4 м), ширина прохода между рядами, предназначенными для инвалидов на креслах-колясках (должна составлять в чистоте не менее 1,6 м) не соответствуют п. 8.1.4, 8.5.3 СП 59.13330.2020, п. 6.28 СП 285.1325800.2016; при реконструкции стадиона «Венец» не учтены требования п.п. 6.2.4, 6.3.3, 6.3.6, 6.3.7 СП 59.13330.2020, которыми определено, что доля доступных кабин уборных от общего количества составляет 5% (но не менее 1), размер кабины не менее 1,65 х 2,2 м, пространство для размещения кресла-коляски рядом с унитазом не менее 0,8 м, наличие откидных опорных поручней, штанг, системы тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с персоналом; стадион «Венец» специальными символами доступных элементов здания и указателями направления движения не обустроен (п.6.5.1), технические средства информации, обеспечивающие визуальную, звуковую и тактильную информацию, отсутствуют (п. 6.5.2). Выявленные нарушения подтверждены паспортом доступности, составленным УСЗН в Гулькевичском районе от 28.09.2021. В ГКУ КК - УСЗН в Гулькевичском районе на согласование проектная документация ремонта стадиона «Венец» не представлялась. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Исходя из требований ст. ст. 14, 49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения и которое составляет экономическую основу местного самоуправления. Постановлением главы Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 24.12.2008 №194 муниципальное имущество городского поселения - стадион «Венец», передано в оперативное управление МУ «Физкультурно-оздоровительный спортивный клуб по месту жительства «Гулькевичи» Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, что также следует из вышеперечисленных муниципальных контрактов. Таким образом, мероприятия, направленные на расширение реабилитационного пространства для людей с ограниченными возможностями, администрацией Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, Муниципальным казенным учреждением «Физкультурно-оздоровительный спортивный клуб по месту жительства «Гулькевичи» Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района не выполнены. В результате непринятия должных мер к соблюдению требований законодательства ответчиками нарушаются права неограниченного круга лиц из числа инвалидов и маломобильных групп населения, выразившиеся в отсутствие доступа к объекту социальной инфраструктуры на территории муниципальном образования.
В судебном заседании прокурор Гулькевичского района Рахвалов А.Ю. поддержал требования иска по доводам, изложенным выше. В части предоставления отсрочки исполнения решения суда не возражал, полагая, что разумным будет срок для исполнения до 01 сентября 2022 года.
Представители ответчиков, надлежаще уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились. В своих заявлениях дело просили рассмотреть в их отсутствие. Направили в суд отзыв на иск, в котором исковые требования признали в полном объеме. Указали, что в настоящее время разрабатывается проектная документация на благоустройство территории Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, от стадиона «Венец» до улицы Олимпийская в г. Гулькевичи Краснодарского края, работы по благоустройству намечены на 2022 год. В рамках благоустройства территории общего пользования от стадиона «Венец» до улицы Олимпийская г. Гулькевичи будут предусмотрены следующие виды работ: укладка тротуара возле стадиона «Венец», в которую входит вход на территорию стадиона «Венец» с бордюрным пандусом и искусственной неровностью при высоте порога у калитки до 20 см; организована автостоянка со специализированными машинно-местами для транспортных средств инвалидов, в том числе для транспорта инвалидов на кресле-коляске; съезд (заезд) с тротуара на парковку с уклоном с плавным понижением не более 1:20. В рамках реконструкции здания, проектно-сметная документация на которую будет разработана, расположенного на территории стадиона «Венец», запланированная на 2022 год: в здании будет оборудовано отдельное санитарно-гигиеническое помещение для маломобильных групп населения, с размером кабины не менее 1,65х 2,2 м., с пространством для размещения кресла-коляски рядом с унитазом не менее 0,8 м., с установкой откидных опорных поручней, шлангов, системы тревожной сигнализации, обеспечивающую связь с персоналом; на внутренней лестнице в зону оказания услуги - на трибуну будут установлены предупреждающие тактильные полоски перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша, противоскользящие контрастные полосы общей шириной 8-10 см. на приступах краевых ступеней лестничных маршей; определены места обслуживания маломобильных групп населения из расчета 1% мест для всех категорий маломобильных групп населения - из них 1\2 мест для инвалидов на креслах-колясках и сопровождающих их лиц; будет оборудовано специальными символами доступные элементы здания с указателями направления движения, техническими средствами информации, обеспечивающие визуальную, звуковую и тактильную информацию. Учитывая вышеизложенное и тот факт, что бюджет Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на 2022 год будет утвержден решением Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района в декабре 2021 года, вступит в силу в январе 2022 года, бюджетные ассигнования муниципальным учреждениям Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района будут доведены в январе 2022 года, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» процедуры закупок оказания услуг и выполнения работ требуют временного промежутка, просили предоставить отсрочку исполнения решения до 01 декабря 2022 года.
Представитель третьего лица ФИО1 иск прокурора поддержал.
Суд, выслушав прокурора Гулькевичского района, представителя третьего лица, изучив материалы дела, находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в частности, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации. Одним из основных направлений реабилитации инвалидов включают в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт (ст. 9 Федерального закона № 181-ФЗ).
Статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ определено, что органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В соответствии со ст. 5 Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 года №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» при разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур независимо от форм собственности этих объектов должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 08 октября 2007 года № 950 «О согласовании заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их строительстве, реконструкции и капитальном ремонте с управлениями социальной защиты населения в муниципальных образованиях Краснодарского края в части обеспечения беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан» рекомендовано главам муниципальных образований Краснодарского края применять форму задания на проектирование объектов социальной инфраструктуры, финансируемых из муниципальных бюджетов, с учетом требования законодательства по обеспечению доступности к объектам социальной инфраструктуры маломобильных граждан.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В судебном заседании установлено, что между администрацией Гулькевичского городского поселения и ООО «КРД-СТРОЙ» заключен муниципальный контракт от 12 августа 2019 года №0118300000619000225 на приобретение комплекта футбольного поля с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками. Срок поставки - 45 календарных дней со дня заключения контракта, цена контракта: 25258,7 тысяч рублей. 30 сентября 2019 года администрацией заключен муниципальный контракт с ООО «АСП Групп» № 0118300000619000301 на выполнение капитального ремонта стадиона «Венец» по улице Ленинградской, 1/1 в городе Гулькевичи Краснодарского края на сумму 226414 тыс. рублей, расторгнутый по фактически выполненным работам, о чем имеются сведения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, позже 11 августа 2020 года заключены контракты №№0118300000620000296-297 на капитальный ремонт стадиона «Венец».
В 2021 году прокуратурой Гулькевичского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства при выполнении работ по капитальному ремонту стадиона «Венец» в городе Гулькевичи Гулькевичского района за счет бюджетных средств, выделенных в рамках реализации национального проекта «Демография» федерального проекта «Спорт - норма жизни».
Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения с 01.07.2021 конкретизированы в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (утвержден и введен в действие с 01.07.2021 Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр) (далее - СП 59.13330.2020).
В ходе проверки установлено:
вход на территории стадиона «Венец» бордюрным пандусом и искусственной неровностью при высоте порога у калитки до 20 см не обустроен, как предусмотрено п. 5.1.5 СП 59.13330.2020;
согласно п. 5.2.1 СП 59.13330.2020 на всех стоянках (парковках) общего пользования около или в объеме жилых, общественных (в том числе объектов физкультурно-спортивного назначения, культуры и др.) и производственных зданий, зданий инженерной и транспортной инфраструктуры, а также у зон рекреации следует выделять не менее 10% машинномест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машинно-мест для транспортных средств. Однако на автостоянке стадиона «Венец» специализированное место для транспорта инвалидов дорожной разметкой не обозначено, для транспорта инвалидов на кресле-коляске размером 6,0x3,6 м места не выделен;
съезд (заезд) с тротуара на парковку с уклоном не выполнен с плавным понижением с уклоном не более 1:20 (п. 5.1.8 СП 59.13330.2020);
пути движения для доступа в зону оказания услуг не соответствуют требованиям п. 6.2.4 СП 59.13330.2020, согласно которым дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м;
предупреждающая тактильная полоса перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша, противоскользящие контрастные полосы общей шириной 8-10 см на проступях краевых ступеней лестничных маршей отсутствует на лестнице внутренняя в зону оказания услуги - на трибуну (п. 6.2.8 СП 59.13330.2020);
места обслуживания маломобильных групп населения в общественных зданиях и сооружениях в силу п. 6.29 «СП 285.1325800.2016. Свод правил. Стадионы футбольные. Правила проектирования» (утверждены Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 984/пр) из расчета 1% мест для всех категорий маломобильных групп населения - из них 1/2 мест для инвалидов на креслах- колясках и сопровождающих их лиц, остальные поровну распределяются по категориям свободного доступа, не предусмотрены на стадионе «Венец». Размеры места для инвалидов-колясочников (не менее 0,9 — ширина х 1,4 (глубина) м), мест для инвалидов-колясочников и сопровождающего (не менее 1,4 х 1,4 м), ширина прохода между рядами, предназначенными для инвалидов на креслах-колясках (должна составлять в чистоте не менее 1,6 м) не соответствуют п. 8.1.4, 8.5.3 СП 59.13330.2020, п. 6.28 СП 285.1325800.2016;
не учтены требования п.п. 6.2.4, 6.3.2, 6.3.3, 6.3.6, 6.3.7 СП 59.13330.2020, которыми в санитарно-гигиеническом помещение определено, что доля доступных кабин уборных от общего количества составляет 5% (но не менее 1), размер кабины не менее 1,65 х 2,2 м, пространство для размещения кресла-коляски рядом с унитазом не менее 0,8 м, наличие откидных опорных поручней, штанг, системы тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с персоналом;
стадион «Венец» специальными символами доступных элементов здания и указателями направления движения не обустроен (п.6.5.1 СП 59.13330.2020), технические средства информации, обеспечивающие визуальную, звуковую и тактильную информацию, отсутствуют (п. 6.5.2 СП 59.13330.2020).
Выявленные нарушения подтверждены паспортом доступности, составленным УСЗН в Гулькевичском районе от 28 сентября 2021 года, которое в соответствии с нормами законодательства Краснодарского края уполномочено согласовывать задания на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их капитальном ремонте или реконструкции, однако на согласование проектная документация ремонта стадиона «Венец» не представлялась.
Публичная обязанность, вытекающая из норм федерального законодательства по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями выдвижения возлагается на собственников зданий и сооружений (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч. 2).
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Исходя из требований ст. ст. 14, 49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения и которое составляет экономическую основу местного самоуправления.
Постановлением главы Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 24.12.2008 №194 муниципальное имущество городского поселения - стадион «Венец», передано в оперативное управление МУ «Физкультурно-оздоровительный спортивный клуб по месту жительства «Гулькевичи» Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, что также следует из вышеперечисленных муниципальных контрактов.
Учитывая изложенное, мероприятия, направленные на расширение реабилитационного пространства для людей с ограниченными возможностями, подлежат исполнению администрацией Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, муниципальным казенным учреждением «Физкультурно-оздоровительный спортивный клуб по месту жительства «Гулькевичи» Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, однако ими не выполнены, что не отрицали сами ответчики в своих возражениях на иск, направленных в суд.
В результате непринятия должных мер к соблюдению требований законодательства администрацией Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, муниципальным казенным учреждением «Физкультурно-оздоровительный спортивный клуб по месту жительства «Гулькевичи» Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, нарушаются права неограниченного круга лиц из числа инвалидов и маломобильных групп населения, выразившиеся в отсутствие доступа к объекту социальной инфраструктуры на территории муниципальном образования, в связи с чем суд полагает иск прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Принимая во внимание, что исполнение настоящего решения связано с необходимостью для ответчиков заключать соответствующие договоры с соблюдением требований ст. 93 п. 4 ч. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует определенных временных затрат, а также с необходимостью внесения изменений в бюджет муниципального образования с целью изыскания средств на исполнение данного решения, суд полагает возможным предоставить Администрации Гулькевичского городского поселения и Муниципальному казенному учреждению «Физкультурно-оздоровительный спортивный клуб по месту жительства «Гулькевичи» отсрочку исполнения решения до 01 сентября 2022 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, Муниципальному казенному учреждению «Физкультурно-оздоровительный спортивный клуб по месту жительства «Гулькевичи» Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района об обязании исполнения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов - удовлетворить.
Обязать Администрацию Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, Муниципальное казенное учреждение «Физкультурно-оздоровительный спортивный клуб по месту жительства «Гулькевичи» Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района оборудовать объект социальной инфраструктуры - стадион «Венец», расположенный по адресу: <...>, в соответствии с требованиями «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (утвержден и введен в действие с 01.07.2021 Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр), «СП 285.1325800.23016. Свод правил. Стадионы футбольные. Правила проектирования» (утвержден Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 984/пр):
- вход на территории стадиона «Венец» бордюрным пандусом и искусственной неровностью при высоте порога у калитки до 20 см;
- на автостоянке стадиона «Венец» специализированные машинно-места для транспортных средств инвалидов обозначить дорожной разметкой, в том числе для транспорта инвалидов на кресле-коляске размером 6,0x3,6 м;
- съезд (заезд) с тротуара на парковку с уклоном выполнить с плавным понижением с уклоном не более 1:20;
- высота порога и перепады высот пола на пути движения для доступа в зону оказания услуг не должна превышать 0,014 м;
- на внутренней лестнице в зону оказания услуги - на трибуну установить предупреждающую тактильную полосу перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша, противоскользящие контрастные полосы общей шириной 8-10 см на проступях краевых ступеней лестничных маршей;
- определить места обслуживания маломобильных групп населения из расчета 1% мест для всех категорий маломобильных групп населения - из них 1/2 мест для инвалидов на креслах-колясках и сопровождающих их лиц, остальные поровну распределить по категориям свободного доступа;
- размеры мест для инвалидов-колясочников установить не менее 0,9 - ширина х 1,4 (глубина) м, мест для инвалидов-колясочников и сопровождающего не менее 1,4 х 1,4 м, ширину прохода между рядами, предназначенными для инвалидов на креслах-колясках - не менее 1,6 м;
- в санитарно-гигиеническом помещение определить долю доступных кабин уборных от общего количества в количестве 5% (но не менее 1), размер кабины не менее 1,65 х 2,2 м, пространство для размещения кресла-коляски рядом с унитазом не менее 0,8 м, установить откидные опорные поручни, штанги, систему тревожной сигнализации, обеспечивающую связь с персоналом;
- оборудовать специальными символами доступные элементы здания и указателями направления движения, техническими средствами информации, обеспечивающие визуальную, звуковую и тактильную информацию.
Предоставить отсрочку исполнения настоящего решения до 01 сентября 2022 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 19 ноября 2021 года.
Судья И.А.Бочко