ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1989/18 от 14.12.2018 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

№ 2-1989/2018

РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации

14 декабря 2018 г. г. Нерюнгри

Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Софронова П.А., при секретаре Козловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

прокурора города Нерюнгри, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Республиканская специализированная спортивная школа по футболу» о возложении обязанности устранить нарушения требований безопасности,

установил:

прокурор г. Нерюнгри обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя тем, что при проверке мероприятий по соблюдению законодательства о пожарной безопасности в торговых комплексах, имеющих развлекательные центры, досуговых детских организациях, на объектах культуры и спорта и в иных местах с массовым пребыванием людей», прокуратурой г. Нерюнгри совместно с ОНД Нерюнгринского района УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я) проведены внеплановые выездные проверки торговых комплексов, объектов культуры и спорта и иных мест с массовым пребыванием людей, в том числе проведена проверка соблюдения ГБУ PC (Я) «РССШ по футболу», расположенного по <адрес>, требований федерального законодательства о пожарной безопасности.

В ходе проведенной проверки установлено, что ответчиком допущены нарушения законодательства о пожарной безопасности. Так, в здании АБК в универсальном зал, в нарушении п. 5.12 и 7.4 СНиП 21-01.97, ст. 88 ФЗ № 123 отсутствуют противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее 30 мин в пожароопасных помещениях склада в цокольном этаже здания. В нарушении требований ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности, ст. 78 ФЗ № 123, ст. 5, 8, 15 и 17 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не предоставлена (отсутствует) копия у проекта на реконструкцию помещения в АБК (гостиница на 2 этаже); универсальный зал (подтрибунные помещения). В нарушении требований ст. 6, 37 ФЗ № 69, ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, ст. 39 ФЗ № 384 не предоставлен (отсутствует) акт ввода в эксплуатацию (разрешение на ввод в эксплуатацию) на здание АБК (универсальный зал). В здании бассейна в нарушении п. 5.12 и 7.4 СНиП 21-01.97, ст. 88 ФЗ № 123 отсутствуют противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее 30 мин в пожароопасных помещениях в вентиляционных камерах в здании плавательного бассейна на 2 этаже. В нарушении требований ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 78 ФЗ № 123, ст. 5, 8, 15 и 17 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и у сооружений» не предоставлена (отсутствует) копия проекта на реконструкцию помещения.

В связи с выявленными нарушениями в адрес ГБУ PC (Я) «РССШ по футболу» прокурором ответчику внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В ответе ГБУ PC (Я) «РССШ по футболу» от ДД.ММ.ГГГГ на представление указано, что меры по устранению нарушений приняты, нарушения устраняются.

Позднее прокуратурой г. Нерюнгри с привлечением специалистов ОНД и ПР по Нерюнгринскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я) проведена проверка фактического устранения нарушений, выявленных по итогам проведенных в марте-апреле 2018 года. По результатам проверки установлено, что ответчиком часть нарушений, изложенных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, не устранены. В связи с чем прокурор г. Нерюнгри просит обязать ГБУ РС (Я) «РССШ по футболу» устранить нарушения требований пожарной безопасности: в АБК, универсальный зал, установить противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее 30 мин в пожароопасных помещениях склада в цокольном этаже здания, разработать проект на реконструкцию помещения, копию проекта предоставить в ОНД и ПР по Нерюнгринскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я), предоставить акт ввода в эксплуатацию (разрешение на ввод в эксплуатацию) в ОНД и ПР по Нерюнгринскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я); в здании бассейна установить противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее 30 мин в пожароопасных помещениях в вентиляционных камерах в здании плавательного бассейна на 2 этаже, разработать проект на реконструкцию помещения, копию проекта предоставить в ОНД и ПР по Нерюнгринскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я).

В судебном заседании прокурор Цепилова М.С. исковые требования поддержала в части, отказавшись от требования обязать ответчика установить противопожарные двери, поскольку они ответчиком установлены до судебного разбирательства.

Также прокурор уточнила, что требование о разработке проекта на реконструкцию помещения в здании АБК и предоставлении его копии в ОНД и ПР по НР УНД и ПР ГУ МЧС Россси по РС (Я) касается устройства гостиницы на 15 человек. А акт ввода в эксплуатацию имеет отношение к подтрибунным помещениям универсального зала.

Представители ГБУ РС (Я) «РССШ по футболу» - Григорьева А.Н. и Рогалева Г.С. с иском не согласны с исковыми требованиями о предоставлении акта ввода в эксплуатацию (разрешения на ввод в эксплуатацию) в ОНД и ПР по НР УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я) в части касающейся подтрибунных помещений, поскольку представитель МЧС не считает, что предоставление указанного документа связана с требованиями пожарной безопасности. С остальной частью исковых требований согласны.

В письменном отзыве указывает, что в АБК, универсальный зал, противопожарные двери в цокольном этаже здания установлены (акт установки от ДД.ММ.ГГГГ); проводится работа по разработке проекта на реконструкцию подтрибунных помещений. В плавательном бассейне противопожарные двери в вентиляционных камерах мужского и женского отделениях установлены (акты установки от ДД.ММ.ГГГГ); проект реконструкции помещений Плавательного бассейна разработан <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. Относительно требования о предоставлении акта ввода в эксплуатацию здания АБК, универсальный зал указывает, что согласно техническому паспорту на здание АБК, универсального зала СОК «Шахтер», год постройки объекта приходится на 1985 год. Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ), признаются действительными (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191 -ФЗ). В период с ДД.ММ.ГГГГ здание эксплуатировалось по назначению, т.е. оказание спортивно-оздоровительных услуг и проведение физкультурно-массовых мероприятий с массовым пребыванием людей. В случае отсутствия акта ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, указанный объект не был бы допущен государственной комиссией по приемке объектов к его эксплуатации. Объекты СОК «Шахтер» принадлежали ранее <данные изъяты>, <данные изъяты>, группе компаний <данные изъяты>, т.е. предприятиям с различными формами собственности и организационно-правовой формой (государственной, унитарной, частной), в которых в свою очередь менялись руководители и учредители. ГБУ PC (Я) «РССШ по футболу» является государственным учреждением Республики Саха (Якутия). Функции и полномочия Учредителя, в части управления государственным имуществом Учреждения, осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ были закреплены здания и земельные участки на праве оперативного управления за ГБУ PC (Я) «РССШ по футболу». При передаче бывшим собственником <данные изъяты> группой компаний <данные изъяты> объектов СОК «Шахтер» (универсальный зал, АБК, Плавательный бассейн, Крытый каток) Республике Саха (Якутия), проектная документация в полном объеме отсутствовала. В адрес ОАО ХК «Якутуголь» направлены запросы о предоставлении проектной документации на объекты, а так же актов ввода в эксплуатацию. Был дан ответ об отсутствии в архиве организации актов ввода в эксплуатацию объектов СОК «Шахтер». В адрес <данные изъяты> так же был направлен запрос о предоставлении проектной документации на объекты СОК «Шахтер». ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ об отсутствии в <данные изъяты> запрашиваемых документов. На сегодняшний день ГБУ PC (Я) «РССШ по футболу» не имеет возможности устранить нарушения в части предоставления Акта ввода в эксплуатацию здания АБК (универсальный зал), ввиду невозможности восстановления акта, в связи с его утерей предыдущими собственниками объекта. В связи с чем просит снять пункт нарушения о предоставлении Акта ввода в эксплуатацию здания АБК (универсальный зал), в связи с невозможностью его восстановления. Также просит продлить срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности в части разработки проекта на реконструкцию подтрибунных помещений в универсальном зале здания АБК СОК «Шахтер» до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ОНД Нерюнгринского района УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я), участвующего в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Питаева Н.А. считает, то исковые требования в части обязания ответчика предоставить акта ввода в эксплуатацию (разрешения на ввод в эксплуатацию) в ОНД и ПР по НР УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я) в части касающейся подтрибунных помещений, не подлежат удовлетворению, поскольку не влияют на пожарную безопасность помещений. Остальную часть исковых требований поддержала.

Изучив доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Представителями ответчика в части иск признан, что принимается судом, поскольку права сторон этим не нарушаются. Учитывая это обстоятельство и правила ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, предусматривающее, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом, доказательства по делу судом не исследуются.

В части не признанной представителями ответчика - требованиями о предоставлении акта ввода в эксплуатацию (разрешения на ввод в эксплуатацию) в ОНД и ПР по НР УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я) в части, касающейся подтрибунных помещений, суд приходит к следующему.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.Поскольку реализация задач по соблюдению требований пожарной безопасности направлена на защиту интересов граждан, при этом круг таких лиц точно определен быть не может, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в целях исполнения законов, действующих на территории РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Частью 1 статьи 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

В статье 8 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались требования, в частности, касающиеся возможности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения.

В силу ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5.12 СНиП 21-01-97, противопожарные преграды предназначены для предотвращения распространения пожара и продуктов горения из помещения или пожарного отсека с очагом пожара в другие помещения. К противопожарным преградам относятся противопожарные стены, перегородки и перекрытия.

Части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливается с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания (п. 7.4 СНиП 21-01-97).

Из материалов гражданского дела следует, что крытый каток с помещениями для летнего отдыха, плавательный бассейн и другое сопутствующее имущество закреплены на праве оперативного управления за ГБУ РС (Я) «РССШ по футболу», что подтверждается распоряжением Министерства имущественных и земельных отношения РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ.

В марте и апреле 2018г прокуратурой г. Нерюнгри совместно с ОНД Нерюнгринского района УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я) проведены внеплановые выездные проверки торговых комплексов, объектов культуры и спорта и иных мест с массовым пребыванием людей, в том числе проведена проверка соблюдения ГБУ PC (Я) «РССШ по футболу», расположенного по <адрес>, требований федерального законодательства о пожарной безопасности. В ходе проведенной проверки установлено, что в ГБУ PC (Я) «РССШ по футболу» имеются нарушения законодательства о пожарной безопасности.

По результатам проверки в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ.

Из сообщения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление прокуратуры г. Нерюнгри было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ с участием помощника прокурора г. Нерюнгри. По результатам рассмотрения были приняты меры по устранению выявленных нарушений.

После этого прокуратурой г. Нерюнгри с привлечением специалистов ОНД и ПР по Нерюнгринскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я) проведена проверка устранения нарушений, выявленных по итогам проведенных в марте-апреле 2018 года.

Согласно информации ОНД и ПР по Нерюнгринскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проверки фактического устранения нарушений, выявленных по итогам проведенных в ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что выявленные ранее нарушения в полном объеме не устранены.

В АБК в универсальном зале произведена реконструкция помещения и устроены подтрибунные помещения. Акт ввода указанных помещений не предоставлен.

Представитель МЧС не считает, что предоставление указанного документа связано с требованиями пожарной безопасности.

По мнению суда, отсутствие указанного документа не свидетельствует о нарушении требований пожарной безопасности, поэтому в указанной части требования прокурора признаются несостоятельными в силу чего удовлетворению не подлежащими.

Таким образом, требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, с ответчика в доход МО «Нерюнгринский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб., определенном по правилам п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора города Нерюнгри, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Республиканская специализированная спортивная школа по футболу» о возложении обязанности устранить нарушения требований безопасности удовлетворить частично.

Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканская специализированная спортивная школа по футболу» разработать проект на реконструкцию гостиницы на 15 человек в здании АБК и подтрибунных помещений универсального зала и копию этих проектов предоставить в ОНД и ПР по Нерюнгринскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я).

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская специализированная спортивная школа по футболу» государственную пошлину в бюджет МО «Нерюнгринский район» в размере 6 000 руб.

Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья