ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1989/2016 от 25.05.2016 Анапского городского суда (Краснодарский край)

К делу №2-1989/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2016 года г.-к. Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Карпенко О.Н.

при секретаре Сулименко Д.В.

с участием помощника Анапского межрайонного прокурора Полякова А.Ю., представителя ООО «Скала грез» ФИО1, действующего на основании доверенности от 24.05.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Скала грез» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести специальную оценку условий труда, суд,

УСТАНОВИЛ:

Анапский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Скала грез» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести специальную оценку условий труда. В обоснование иска указал, что в марте 2016 года Анапской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов ГКУ КК «Центр занятости населения в г.Анапа» проведена плановая проверка соблюдения трудового законодательства, об охране труда предприятий МО г-к.Анапа. Установлено, что ООО «Скала грез» ИНН ; ОГРН ; зарегистрировано по адресу: г.Анапа, <адрес> Штатная численность – 59,5 единиц. В нарушение установленного Законом порядка проведения специальной оценки условий труда, а именно, в нарушение требования части 1 статьи 9 Федерального закона №426-ФЗ комиссия по проведению специальной оценки условий труда приказом работодателя не создавалась, график проведения специальной оценки условий труда работодателем не утверждался. Гражданско-правой договор между ООО «Скала грез» и организацией или организациями, осуществляющими проведение СОУТ, заключение которого предусмотрено ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ не заключался. Соответственно, по согласованию с организацией проводящей СОУТ решения о поэтапном проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» не принималось. Лишь после направления уведомления о предоставлении документов по принятым мерам для проведения специальной оценке условий труда в организации, в связи с проводимыми Анапской межрайонной прокуратурой мероприятиями по проведению проверок о выполнении работодателями города-курорта требований Федерального закона «О специальной оценке условий труда» ООО «Скала грез» начало подготовку к проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах, где не проводилась аттестация: заключен договор № 133 от 01.03.2016 года с экспертной организацией ООО «Марка качества» на оказание услуг по выполнению комплекса работ по специальной оценке условий труда работников на рабочих местах в количестве 28 рабочих мест. Однако, директором ООО «Скала грез» приказ о создании комиссии по проведению специальной оценке условий труда не издан, график проведения СОУТ работодателем не утвержден. При таких обстоятельствах нарушен установленный Федеральным законом от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, выразившийся в нарушении требований части 1, 2 статьи 8, части 1 статьи 9, части 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ. Из анализа штатного расписания и ранее проведенной аттестации рабочих мест следует, что в нарушение требований абзаца 9 части 2 статьи 212 ТК РФ и части 2 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель не обеспечил проведение специальной оценки условий на рабочих местах в ООО «Скала грез» по профессиям: менеджер по персоналу, управляющий административно-хозяйственной службы, уборщик служебных и производственных помещений, дворник, уборщик территории, инструктор фитнес центра, агроном, озеленитель, техник по обслуживанию зданий и сооружений, инженер-электрик, руководитель отдела продаж. Таким образом, не выработаны конкретные меры по улучшению условий труда, контролю за соблюдением норм по охране труда, недопущению производственного травматизма. В связи с чем, просит суд признать бездействие ООО «Скала грез» ИНН выразившиеся в нарушении федерального закона о специальной оценке условий труда, незаконным. Обязать ООО «Скала грез» заключить договор с уполномоченной организацией на проведение специальной оценки условий по профессиям: менеджер по персоналу, управляющий административно-хозяйственной службы, уборщик служебных и производственных помещений, дворник, уборщик территории, инструктор фитнес центра, агроном, озеленитель, техник по обслуживанию зданий и сооружений, инженер-электрик, руководитель отдела продаж. Издать приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда, утвердить график проведения специальной оценки условий труд.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Скала грез» подтвердил факт выявления нарушений Федерального закона от 28.12.2013 года № 426- ФЗ «О специальной оценке условий труда» и пояснил, что в настоящее время все нарушения устранены, что подтверждается отчетом о проведении специальной оценки условий труда.

Помощник Анапского межрайонного прокурора заявленные требования уточнил, просил признать бездействие ООО «Скала грез» ИНН , выразившиеся в нарушении федерального закона о специальной оценке условий труда, незаконным.

Выслушав участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований Анапский межрайонный прокурора по следующим основаниям.

Статья 37 Конституции РФ гарантирует право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Статьей 22 Трудового кодекса РФ закреплено право руководителя реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда, в то же время, обязан исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе, законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Статьей 212 ТК РФ установлена обязанность работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Согласно ч. 1 и 2 ст. 3 Закона «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Частью 1 ст. 8 вышеуказанного закона установлено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

В соответствии с частью 2 данной статьи специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

В целях подготовки к проведению специальной оценки условий труда работодатель образовывает комиссию по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждает график проведения специальной оценки условий труда (часть 1 статьи 9 Закона); комиссии по специальной оценке условий труда до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень всех рабочих мест, на которых должна проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (часть 5 статьи 9 Закона).

По данному делу установлено, что Анапской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов ГКУ КК «Центр занятости населения в г.Анапа» была проведена плановая проверка соблюдения трудового законодательства, об охране труда ООО «Скала грез» ИНН ; ОГРН , адрес регистрации: г.Анапа, <адрес>. Штатная численность – 59,5 единиц. По результатам проверки установлено, что в ООО «Скала грез» комиссия по проведению специальной оценки условий труда приказом работодателя не создавалась, график проведения специальной оценки условий труда работодателем не утверждался. Гражданско-правой договор между ООО «Скала грез» и организацией или организациями, осуществляющими проведение СОУТ не заключался.

В тоже время ООО «Скала грез» проводило подготовку к проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах, где не проводилась аттестация: заключен договор № 133 от 01.03.2016 года с экспертной организацией ООО «Марка качества» на оказание услуг по выполнению комплекса работ по специальной оценке условий труда работников на рабочих местах в количестве 28 рабочих мест.

Согласно представленного в материалах дела отчета от 29.04.2016г. ООО «Скала грез» провело специальную оценку условий труда по перечню рабочих мест.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком выявленные в ходе проверки нарушения требований об охране труда устранены в полном объеме. В тоже время в данном случае бездействие ООО «Скала грез» суд признает неправомерными, поскольку нарушались права и законные интересы работников, в связи с чем, уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненное исковое заявление Анапского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие ООО «Скала грез», ИНН , выразившиеся в нарушении федерального закона о специальной оценке условий труда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарском краевом суде через Анапский городской суд в течение месяца.

Председательствующий: