ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1989/202017И от 17.07.2020 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-1989/2020 17 июля 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Сафонова Р. С.

при секретаре Поковба А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования «Северодвинск» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрация муниципального образования «Северодвинск» обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Северодвинску от 24 июня 2014 года. В обоснование требований указано, что основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей послужило неисполнение решения Северодвинского городского суда Архангельской области по делу <№>. Названным решением на истца возложена обязанность предоставить Белозёровой Н. В. на состав семьи из двух человек, включая ...., по договору социального найма жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, в квартире, состоящей не более чем из шести комнат, равнозначное ранее занимаемому, жилой площадью не менее 25,1 кв. м., общей площадью не менее 41,7 кв. м., расположенное в черте ..., отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску. 20 марта 2014 года на основании выданного судом исполнительного листа судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по городу Северодвинску возбуждено исполнительное производство <№>. В рамках данного исполнительного производства постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Северодвинску от 24 июня 2014 года с Администрации муниципального образования «Северодвинск» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Указанное постановление поступило в Администрацию муниципального образования «Северодвинск» 29 мая 2020 года. У истца существовали уважительные причины неисполнения решения суда в установленный пятидневный срок, связанные с отсутствием свободных жилых помещений, подлежащих распределению взамен непригодных для проживания, и дефицитом местного бюджета. Между тем, Администрацией муниципального образования «Северодвинск» принимались все зависящие от неё меры для исполнения решений суда о предоставлении жилых помещений.

Стороны, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и ответчика.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с положениями части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Частью 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 31 января 2014 года по делу <№> на Администрацию муниципального образования «Северодвинск» возложена обязанность предоставить ... на состав семьи из двух человек, включая ...., по договору социального найма жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, в квартире, состоящей не более чем из шести комнат, равнозначное ранее занимаемому, жилой площадью не менее 25,1 кв. м., общей площадью не менее 41,7 кв. м., расположенное в черте ..., отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску.

Во исполнение указанного решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Северодвинску от 20 марта 2014 года на основании исполнительного листа, выданного Северодвинским городским судом Архангельской области, возбуждено исполнительное производство <№>, взыскателем по которому является ....

В установленный постановлением пятидневный срок истец не исполнил требование исполнительного документа.

Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Северодвинску от 24 июня 2014 года в связи с неисполнением решения суда с Администрации муниципального образования «Северодвинск» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П установленный частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер взыскания (семь процентов) представляет допустимый максимум или верхнюю границу, следовательно, с учётом характера правонарушения, размера вреда, степени вины, имущественного положения правонарушителя и других обстоятельств он может быть снижен правоприменителем. Кроме того, санкции штрафного характера, к числу которых относится и исполнительский сбор, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым интересам и ценностям. Исходя из смысла статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции должны отвечать требованиям справедливости и соответствовать характеру совершённого деяния.

В силу части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суду предоставлено право с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со статьёй 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В данном случае судом учитывается отсутствие вины должника в неисполнении решения в срок для добровольного исполнения, а также его имущественное положение.

Как следует из материалов дела, свободные жилые помещения, соответствующие требованиям исполнительного листа, подлежащие распределению по договорам социального найма, на момент вступления в силу решения суда по делу <№> в городе Северодвинске отсутствовали. Предоставление жилых помещений гражданам по решению суда возможно при вводе в эксплуатацию новых жилых домов.

Администрацией муниципального образования «Северодвинск» предпринимались все зависящие от неё меры для исполнения решений суда о предоставлении жилых помещений. Так, Администрацией муниципального образования «Северодвинск» осуществлялось переселение граждан, проживающих в многоквартирных домах, включённых в перечень аварийных многоквартирных домов и реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2018 годы, утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 23 апреля 2013 года № 173-пп. Указанная адресная программа принята в целях реализации мероприятий по сокращению доли аварийного жилья в жилищном фонде Архангельской области в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и реализуется посредством выделения Администрации муниципального образования «Северодвинск» субсидии на осуществление мероприятий, направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, равнозначные ранее занимаемым. Адресной программой установлена очерёдность сноса аварийного жилищного фонда муниципальных образований Архангельской области и переселения граждан. Утверждён график расселения многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования «Северодвинск», признанных аварийными.

..., в котором проживала Белозёрова Н. В., включён в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2018 годы.

Срок расселения дома – III квартал 2015 года.

Строительство новых домов, приобретение жилых помещений на рынке недвижимости требует значительных материальных и временных затрат. Бюджет муниципального образования «Северодвинск» на 2013-2016 годы являлся дефицитным.

Решением Совета депутатов Северодвинска от 11 декабря 2012 года № 114 «О местном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на цели, направленные на жилищное строительство (муниципальная программа «Развитие жилищного строительства Северодвинска»), на 2013 год выделено 151 399 900 рублей.

Решением Совета депутатов Северодвинска от 12 декабря 2013 года № 42 «О местном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» на цели, направленные на жилищное строительство (муниципальная программа «Развитие жилищного строительства Северодвинска»), на 2014 год выделено 7 828 800 рублей.

Решением Совета депутатов Северодвинска от 12 декабря 2014 года № 105 «О местном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на цели, направленные на жилищное строительство (муниципальная программа «Развитие жилищного строительства Северодвинска»), на 2015 год выделено 223 838 900 рублей.

16 июня 2015 года с ... заключён договор социального найма жилого помещия <№>, в соответствии с которым ей предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: ....

УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не оспаривает указанные обстоятельства, доказательств обратного суду не представлено.

Суд принимает во внимание и то, что Администрация муниципального образования «Северодвинск» является органом местного самоуправления. В соответствии с частью 2 статьи 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В силу статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект местного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития. В соответствии с бюджетным законодательством произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При недостаточности в бюджете денежных средств, предназначенных для исполнения решения суда, орган местного самоуправления не имеет возможности произвольно израсходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.

Учитывая принцип справедливости, соразмерности, социальную направленность деятельности должника, состояние бюджета муниципального образования «Северодвинск», суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

При этом представление истцом доказательств того, что исполнение требований исполнительного документа оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, не требуется, поскольку неисполнение Администрацией муниципального образования «Северодвинск» исполнительного документа не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, на что указывает норма пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд также учитывает, что обеспечение должнику возможности подтвердить наличие у него объективных обстоятельств, находящихся вне его контроля, вызвавших нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению судебного акта, является обязанностью судебного пристава-исполнителя.

При указанных обстоятельствах суд полагает возможным освободить Администрацию муниципального образования «Северодвинск» от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Северодвинску УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 24 июня 2014 года в рамках исполнительного производства <№>.

В силу положений части 8 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Администрации муниципального образования «Северодвинск» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Администрацию муниципального образования «Северодвинск» от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 24 июня 2014 года в рамках исполнительного производства <№> от 20 марта 2014 года.

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Р. С. Сафонов