УИД №
Дело № 2-1989/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2023 года Кировский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Терентьевой М.А., при секретаре Биллер Е.А., с участием прокурора Бушуевой В.Д., представителя ответчика администрации Кировского района г. Перми и третьего лица администрации г. Перми Логинова Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кировского района г. Перми о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Кировского района г. Перми, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к администрации Кировского района г. Перми о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку на государственный кадастровый учет (в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН), на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, а также получить технические паспорта на следующие объекты теплоснабжения: 1) от ТК-131-5 до здания по <адрес>, протяженностью 32,4 п.м., 2d 57 мм, 2) транзитных участков сети теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого дома <адрес>, протяженностью 28 п.м., 2 d 108/108 мм; 3) транзитных участков сети теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженностью 22 п.м., 2 d 108/108 мм; 4) транзитных участков сети теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженностью 24 п.м., 2 d 108/108 мм.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Кировского района г. Перми на основании обращения заместителя директора ГКУСО ПК СРЦН филиал «Доверие» А. проведена проверка исполнения жилищно-коммунального законодательства, регулирующего вопросы принятия в муниципальную собственность бесхозяйных участков коммунальных сетей. Установлено, что ГКУСО ПК СРЦН филиал «Доверие» неоднократно, начиная с 2013 года, доводит до администрации Кировского района г. Перми информацию о бесхозяйном участке тепловой трассы от тепловой камеры ТК 131-5 до ввода в здание по <адрес>. Из информации администрации Кировского района г. Перми следует, что начата процедура признания сети теплоснабжения от ТК-131-5 до здания по <адрес>, протяженностью 43,4 п.м., 2 d 57 мм бесхозяйным имуществом с целью дальнейшей передачи в муниципальную собственность. Получено заключение Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми о наличии оснований приобретения выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми, запланирована инвентаризация и паспортизация данного объекта в 2023 году при выделении бюджетных средств. Кроме того, установлено, что администрация Кировского района г. Перми в соответствии положениями Регламента направила в Департамент документацию о подготовке заключения о целесообразности и необходимости приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры – сети теплоснабжения от ТК-131-5 до здания по <адрес>, протяженностью 43,4 п.м., 2 d57 мм. 22 июля 2022 года от департамента получено заключение о наличии оснований приобретения выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми. В соответствии с пунктом 3.2.5 Регламента территориальный орган (администрация Кировского района г. Перми) в течение 90 дней с даты получения заключения о наличии оснований приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми, предусмотренного пунктом 3.3.1 настоящего Регламента, обеспечивает постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет (в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН), на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, а также получение технического паспорта на него (в ред. Постановлений Администрации г. Перми от 27 мая 2019 года №, от 20 декабря 2021 года №). Однако вышеперечисленные мероприятия администрацией района в отношении указанной сети теплоснабжения в установленные сроки не проведены. Помимо указанного бесхозяйного объекта теплоснабжения, администрацией Кировского района г. Перми не приняты меры по постановке бесхозяйных объектов теплоснабжения на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества: 1) транзитных участков сети теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженностью 28 п.м., 2 d 108/108 мм. Получено заключение о наличии оснований приобретения выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми № от 07 апреля 2022 года; 2) транзитных участков сети теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженностью 22 п.м., 2 d 108/108 мм. Получено заключение о наличии оснований приобретения выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми № от 07 апреля 2022 года; 3) транзитных участков сети теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженностью 24 п.м., 2 d 108/108 мм. Получено заключение о наличии оснований приобретения выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми № от 07 апреля 2022 года. Бездействие администрации Кировского района г. Перми, выразившееся в непринятии мер по проведению инвентаризации, получения технического паспорта на объект и постановке указанных объектов на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей. Недостаточность финансирования на указанные цели не является в данном случае основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Представитель истца – помощник прокурора Кировского района г. Перми Бушуева В.Д. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, подтвердив изложенные обстоятельства. Дополнительно пояснила, что в настоящее время указанные в иске объекты до сих пор не поставлены на учет, срок в 3 месяца является разумным для постановки данных объектов на учет, каких-то длительных мероприятий по данной процедуре не предусмотрено.
Представитель ответчика администрации Кировского района г. Перми и третьего лица администрации г. Перми Логинов Д.О. в судебном заседании исковые требования не признал. В письменных пояснениях указано, что согласно регламенту взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации г. Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории г. Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность г. Перми, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 22 февраля 2008 года №, администрацией Кировского района г. Перми проведена процедура признания сетей бесхозяйным имуществом с целью дальнейшей передачи в муниципальную собственность: 1) сеть теплоснабжения от ТК-131-5 до здания по <адрес>, протяженностью 43,4 п.м., 2d 57мм. Получено заключение о наличии оснований приобретения выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми № от 22 июля 2022 года; 2) транзитные участки сетей теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого <адрес>, № от 07 апреля 2022 года; 3) транзитные участки сетей теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого <адрес>, № от 07 апреля 2022 года; 4) транзитные участков сетей теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого дома <адрес>, <адрес> от 07 апреля 2022 года. Акт выявления бесхозяйного объекта составлен при подготовке документов по 130 постановлению. Бюджетный процесс в г.Перми урегулирован Бюджетным кодексом РФ, Решением Пермской городской Думы от 25 августа 2015 года № 150 «О принятии Устава г.Перми», Решением Пермской городской Думы от 28 августа 2007 года № 185 «об утверждении Положения о бюджете и бюджетном процессе в г. Перми». Администрация г. Перми не наделена полномочиями по выделению денежных средств из бюджета г. Перми. Администрацией района работа не проводится, так как отсутствует финансирование. Запланирована инвентаризация и паспортизация объекта – «Сеть теплоснабжения от ТК-131-5 до здания по <адрес>» в 2023 году. Транзитные участки сетей теплоснабжения, проходящие по подвальным помещениям жилых домов <адрес> в 2024 году.
Третье лицо – Департамент имущественных отношений администрации г. Перми извещено о месте и времени рассмотрения дела, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В ранее представленных пояснениях указывает, что в адрес департамента поступили заключения департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми о целесообразности приема в муниципальную собственность объектов от 22 июля 2022 года №, от 07 апреля 2022 года <адрес>. Иных документов, предусмотренных регламентом, в адрес департамента не поступало.
Третье лицо – департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми извещено о месте и времени рассмотрения дела, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В ранее представленных возражениях на исковое заявление указывает, что администрацией Кировского района г. Перми в соответствии с типовым положением и Регламентом № была проведена работа по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории г. Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность г. Перми, в том числе проведено обследование данного участка сети. В рамках проведения необходимых мероприятий администрацией Кировского района г. Перми был направлен пакет документов от 18 марта 2022 года № в адрес департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми с просьбой подготовить заключение о целесообразности либо нецелесообразности приема в муниципальную собственность г. Перми данного участка сети теплоснабжения, а именно транзитных участков теплоснабжения, проходящих по подвальным помещениям жилых домов № по <адрес> является функциональным органом администрации г. Перми, одной из функций которого является обеспечение содержания и проведения ремонта объектов инженерной инфраструктуры до даты принятия указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по предоставлению государственный услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество по Пермскому краю и ликвидации неблагоприятных последствий указанных работ либо до даты определения собственника указанных объектов. Департаментом в силу своих полномочий и в соответствии с Регламентом № письмом от 07 апреля 2022 года № принято решение о целесообразности принятия данного участка сети теплоснабжения в муниципальную собственность г. Перми. В соответствии с постановлением администрации г. Перми от 14 мая 2021 года «Об утверждении Регламента взаимодействия департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, территориальных органов администрации г. Перми и муниципального казенного учреждения «Городская муниципальная служба» по вопросам организации аварийного ремонта бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры» определена обслуживающая организация МКУ «Городская коммунальная служба». Также департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми вынесено заключение о наличии оснований приобретения в муниципальную собственность по участку сети теплоснабжения от ТК 131-5 до здания по <адрес>, протяженностью 43,4 п.м., 2d 57. При этом следует учитывать, что администрация г. Перми, являясь органом местного самоуправления, действует в рамках требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственный и муниципальных нужд», а также Бюджетным кодексом РФ, поэтому в случае удовлетворения исковых требований на администрацию Кировского района г. Перми, исполнить решение суда в указанные в исковом заявлении сроки, будет затруднительно, поскольку процедура постановки бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры представляет собой длительный процесс. Считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в иске просит отказать.
Третье лицо – ПАО «Т Плюс» в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено. Ранее в судебном заседании представитель ПАО «Т Плюс» просил исковые требования удовлетворить, поскольку ФЗ «О теплоснабжении» установлена обязанность органа местного самоуправления определить тепловую организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения. Обслуживающей организацией, обеспечивающей надлежащее состояние транзитных участков, является МКУ «Городская коммунальная служба». Объекты на обслуживание в ПАО «Т Плюс» не передавались.
Третьи лица – ГКУ СО ПК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и МКУ «Городская коммунальная служба» в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствие с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или тепло-сетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Исходя из требований части 6 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» закреплено, что в течении шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа.
В соответствии с условиями частей 6.1, 6.2 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения. При несоответствии бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности и (или) при отсутствии документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа организует приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц.
Судом установлено, что прокуратурой Кировского района г. Перми на основании обращения заместителя директора ГКУСО ПК СРЦН филиал «Доверие» А. проведена проверка исполнения жилищно-коммунального законодательства, регулирующего вопросы принятия в муниципальную собственность бесхозяйных участков коммунальных сетей.
Как следует из представленных в материалы дела документов, а также не оспаривается сторонами, ГКУСО ПК СРЦН филиал «Доверие» неоднократно доводил до администрации Кировского района г. Перми информацию о бесхозяйном участке тепловой трассы от тепловой камеры ТК 131-5 до ввода в здание по <адрес>.
Из информации администрации Кировского района г. Перми следует, что начата процедура признания сети теплоснабжения от ТК-131-5 до здания по <адрес>, протяженностью 43,4 п.м., 2 d 57 мм бесхозяйным имуществом с целью дальнейшей передачи в муниципальную собственность. Получено заключение департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми о наличии оснований приобретения выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми, запланирована инвентаризация и паспортизация данного объекта в 2023 году при выделении бюджетных средств.
Согласно пункту 1.2 Типового положения о территориальном органе администрации Кировского района г. Перми, утвержденного решением Пермской городской думы № 7 от 29 января 2013 года администрация Кировского района г. Перми является территориальным органом администрации г. Перми.
На основании статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава города Перми, в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и решения вопросов обеспечения коммунальными услугами жителей города постановлением Администрации города Перми от 22 февраля 2008 года № 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми.
Пунктом 3.1 Регламента предусмотрено, что выявление бесхозяйных объектов осуществляется территориальными органами путем непосредственного обнаружения объектов, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения (выявления) отказа собственника от права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 3.3.1 Регламента функциональный орган в соответствии с отраслевой принадлежностью объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, ранее бесхозяйного объекта (департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми) в течение 7 рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 3.2.4 настоящего Регламента, направляет в соответствующий территориальный орган и Департамент одно из заключений, в том числе о наличии оснований для приобретения недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Пермь.
Судом установлено, что 16 июня 2022 года администрация Кировского района г. Перми в соответствии положениями регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации г. Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории г. Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность г. Перми, утвержденным постановлением администрации г. Перми от 22 февраля 2008 года № 130, направила в департамент жилищно-коммунального хозяйства документацию о подготовке заключения о целесообразности и необходимости приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры – сети теплоснабжения от ТК-131-5 до здания по <адрес>, протяженностью 43,4 п.м., 2 d57 мм (л.д. 16).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15 июня 2022 года, сооружение по адресу: <адрес>, участок сети теплоснабжения, проходящий от ТК131-5 до здания по <адрес>, площадь 0,1 кв.м., в реестре не значится (л.д. 17).
22 июля 2022 года от департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми получено заключение о наличии оснований приобретения выявленного бесхозяйного объекта - сети теплоснабжения от ТК-131-5 до здания по <адрес>, протяженностью 43,4 п.м., 2d 57 мм, в муниципальную собственность города Перми (л.д. 29).
Помимо указанного бесхозяйного объекта теплоснабжения, администрацией Кировского района г. Перми не приняты меры по постановке бесхозяйных объектов теплоснабжения на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества:
- транзитных участков сети теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженностью 28 п.м., 2 d 108/108 мм. Получено заключение о наличии оснований приобретения выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми № от 07.04.2022.
- транзитных участков сети теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженностью 22 п.м., 2 d 108/108 мм. Получено заключение о наличии оснований приобретения выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми № от 07.04.2022.
- транзитных участков сети теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженностью 24 п.м., 2 d 108/108 мм. Получено заключение о наличии оснований приобретения выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми № от 07.04.2022.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости сведения о правообладателях следующего имущества отсутствуют: 1) транзитные участки сети теплоснабжения, проходящие по подвальному помещению <адрес>, протяженность 28 п.м., 2d 108/108 мм; 2) транзитные участки сети теплоснабжения, проходящие по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженность 22 п.м., 2d 108/108 мм, 3) транзитные участки сети теплоснабжения, проходящие по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженность 24 п.м., 2d 108/108 (л.д. 71,73, 75).
Согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Перми объекты инженерной инфраструктуры: транзитные участки сетей теплоснабжения, проходящие по подвальному помещению жилого <адрес> в <адрес>, протяженностью 28 п.м., 2d 108/108 мм, транзитные участки сетей теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженностью 22 п.м., 2d 108/108 мм; транзитные участки сети теплоснабжения, проходящие по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженностью 24 п.м., 2d 108/108 мм, в реестре муниципального имущества г. Перми не числятся (л.д. 200).
Согласно актам комиссионного обследования сетей теплоснабжения от 26 января 2022 года (л.д.105-107), произведен осмотр транзитных участков сетей теплоснабжения, проходящих по подвальным помещениям жилых домов № по <адрес>. Техническое состояние сетей – неудовлетворительно, коррозия, общий износ, хомуты.
18 марта 2022 года администрация Кировского района г. Перми в соответствии положениями регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации г. Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории г. Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность г. Перми, утвержденным постановлением администрации г. Перми от 22 февраля 2008 года № 130, направила в департамент жилищно-коммунального хозяйства документацию о подготовке заключения о целесообразности и необходимости приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов – транзитные участки сетей теплоснабжения, проходящие по подвальному помещению жилых домов № по <адрес>, общей протяженностью 74 п.м., диаметром 108 м.м. (л.д. 104).
07 апреля 2022 года департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми направил в адрес администрации Кировского района г. Перми заключение о наличии оснований приобретения выявленных бесхозяйных объектов: 1) транзитные участки сети теплоснабжения, проходящие по подвальному помещению <адрес>, протяженность 28 п.м., 2d 108/108 мм; 2) транзитные участки сети теплоснабжения, проходящие по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженность 22 п.м., 2d 108/108 мм, 3) транзитные участки сети теплоснабжения, проходящие по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженность 24 п.м., 2d 108/108, в муниципальную собственность города Перми (л.д. 40).
В соответствии с пунктом 3.2.5 Регламента территориальный орган (администрация Кировского района г. Перми) в течение 90 дней с даты получения заключения о наличии оснований приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми, предусмотренного пунктом 3.3.1 настоящего Регламента, обеспечивает постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет (в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН), на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, а также получение технического паспорта на него (в ред. Постановлений Администрации г. Перми от 27 мая 2019 года № 214, от 20 декабря 2021 года № 1159).
Однако вышеперечисленные мероприятия администрацией района в отношении указанных сетей теплоснабжения в установленные сроки не проведены.
Прокурор Кировского района г. Перми, указывая на то, что администрацией Кировского района г. Перми до настоящего времени вопрос о проведении мероприятий в отношении указанной сети теплоснабжения в установленные сроки не решен, должных мер по включению сооружения в муниципальную собственность не принято, обратился в суд с рассматриваемым иском.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании абзаца 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Типовым положением о территориальном органе администрации г.Перми, утвержденным решение Пермской городской Думы от 29 января 2013 года №7 «О территориальных органах администрации города Перми» (далее – Типовое положение) установлена компетенция (цели, задачи, функции, права и обязанности) территориального органа администрации города Перми и определен порядок его деятельности.
Администрация Кировского района г. Перми является территориальным органом администрации города Перми (пункт 1.2 Типового положения).
Основной целью деятельности Территориального органа является эффективное управление соответствующей территорией.
В соответствии с пунктом 3.2.5.2 Типового положения, в пределах административных границ Территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующую функцию: проводит работу по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества, за исключением тепловых, газовых сетей и сетей электро-, водоснабжения и водоотведения, автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, сетей ливневой канализации, сетей наружного освещения, в пределах границ района (поселка Новые Ляды), определению необходимости в приемке и признанию права муниципальной собственности на данное имущество согласно установленному порядку приемки бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации, в порядке, установленном действующим законодательством.
Пунктом 3.1 Регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в собственность муниципального образования город Пермь, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 22 февраля 2008 года №130 предусмотрено, что выявление бесхозяйных объектов осуществляется территориальными органами путем непосредственного обнаружения объектов, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения (выявления) отказа собственника от права собственности на недвижимое имущество.
Судом установлено, что 19 июня 2023 года администрацией Кировского района г. Перми заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по проведению технической инвентаризации им паспортизации бесхозяйных сетей инженерной инфраструктуры на территории Кировского района г. Перми в 2023 году (л.д. 158-179).
Согласно техническому заданию (приложение № 1 к муниципальному контракту), начало выполнения работы – с даты подписания контракта, окончание выполнения работ – 30 ноября 2023 года. Перечень объектов инженерной инфраструктуры (бесхозяйных сетей) на территории Кировского района г. Перми содержит: 1) участок сети горячего водоснабжения, идущий от бойлера, расположенного в подвальном помещении жилого <адрес> до стены жилого <адрес>, включай бойлер (пункт 44); 2) участок сети теплоснабжения от ТК-131-5 до здания ГКУ ПК СОН «Соц. реб. Центр для несовершеннолетних г. Перми» по <адрес>» (пункт 50).
Разрешая заявленные требования, принимая во внимание то обстоятельство, что объекты теплоснабжения: 1) от ТК-131-5 до здания по <адрес>, протяженностью 32,4 п.м., 2d 57мм, 2) транзитных участков сети теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженностью 28 п.м., 2d 108/108 мм, 3) транзитных участков сети теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженностью 22 п.м., 2d 108/108 мм, 4) транзитных участков сети теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого <адрес>, протяженностью 24 п.м., 2d 108/108 мм, - являются бесхозяйным имуществом, суд приходит к выводу о том, что администрация Кировского района г. Перми является органом, обязанным провести мероприятия по постановке их на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, а также получить технические паспорта на данные объекты теплоснабжения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. По мнению суда, указанный срок с учетом объема мероприятий является разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Прокурора Кировского района г. Перми, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на администрацию Кировского района г. Перми обязанность в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда обеспечить постановку на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, а также получить технические паспорта на следующие объекты теплоснабжения:
- от ТК-131-5 до здания по <адрес>, протяженностью 32,4 п.м., 2d 57мм,
- транзитных участков сети теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого дома <адрес>, протяженностью 28 п.м., 2d 108/108 мм,
- транзитных участков сети теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого дома <адрес>, протяженностью 22 п.м., 2d 108/108 мм,
- транзитных участков сети теплоснабжения, проходящих по подвальному помещению жилого дома <адрес>, протяженностью 24 п.м., 2d 108/108 мм.
Решение суда в течение одного месяца с момента принятия судом в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья М.А. Терентьева