ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-198/13 от 21.02.2013 Майкопского районного суда (Республика Адыгея)

К делу № 2-198/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Тульский 21 февраля 2013 года

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего - Курочка О.И.,

при секретаре - Гайтян Р.Г.,

с участием прокурора – Иваненко М.П.,

представителя по доверенности администрации МО «Майкопский район» и МБОУ СОШ №2 – Толстых Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Майкопского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Майкопский район» и МБОУ средняя общеобразовательная школа №2 о возложении обязанности осуществить государственный учет недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Майкопского района РА обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Майкопский район» и МБОУ средняя общеобразовательная школа №2 о возложении обязанности осуществить государственный учет недвижимости, находящейся в оперативном управлении. В обоснование заявления указано, что Прокуратурой Майкопского района проведена проверка исполнения общеобразовательными учреждениями Майкопского района законодательства Российской Федерации в сфере образования и лицензионных требований.

В ходе проверки установлены факты несоблюдения МБОУ СОШ №2 лицензионных требований и условий, в частности, ч.ч. 1 и 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании»; пп."а" п.5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011г. №174; ст.2 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Так, в соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Подпунктом «а» п.5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011г. №174 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности является наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.

Частью 1 ст.131 ГК РФ, а также ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлена обязательная государственная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Кроме этого, согласно ч.1 ст.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Требование закона о необходимости соблюдения образовательным учреждением лицензионных требований, в том числе наличие оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке, является одним из основополагающих при осуществлении образовательной деятельности.

Несоблюдение МБОУ СОШ №2 указанного выше лицензионного требования ставит под угрозу реализацию конституционного права обучающихся (воспитанников) на образование. Это противоречит одному из основных направлений государственной политики Российской Федерации, может нанести ущерб безопасности государства, поскольку отношения в области образования находятся под особой государственной защитой в сфере особых интересов Российской Федерации.

Согласно Уставу МБОУ СОШ №2 является юридическим лицом -муниципальным бюджетным образовательным учреждением. Учредителем МБОУ СОШ № 2 является администрация МО «Майкопский район».

Администрацией МО «Майкопский район» - учредителем передано МБОУ СОШ №2 в оперативное управление здание школы, здание котельной, здание склада, расположенные по адресу: <адрес>.

Также у МБОУ СОШ №2 на праве оперативного управления по вышеуказанному адресу находится земельный участок.

Вопреки вышеперечисленным требованиям законодательства об образовании, о лицензировании образовательной деятельности, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, МБОУ СОШ №2 не осуществило оформление прав на объекты недвижимости - землю и здания, строения сооружения находящиеся в оперативном управлении.

Уставом МБОУ СОШ №2 закреплено, что деятельность финансового обеспечения МБОУ СОШ №2 осуществляется учредителем - администрацией МО «Майкопский район».

В силу ст.ст.139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, исходя из требований вышеуказанного законодательства, обязанность по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся на праве оперативного управления возложена на МБОУ СОШ №2 и администрацию МО «Майкопский район», являющуюся его учредителем.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В иске прокурор просил обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №2, расположенное по адресу: <адрес>, осуществить государственный учет земельного участка и заданий, строений, сооружений находящихся в оперативном управлении. При недостаточности средств у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 на указанные цели обязать администрацию МО "Майкопский район" выделить денежные средства учреждению для государственного учета земельного участка и заданий, строений, сооружений находящихся в оперативном управлении у МБОУ СОШ №2.

В судебном заседании помощник прокурора Майкопского района Республики Адыгея – Иваненко М.П. поддержал исковые требования в полном объёме.

Представитель администрации МО «Майкопский район» и МБОУ СОШ №2 – Толстых Е.П. с исковыми требованиями согласилась.

Суд, выслушав пояснения участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, полагает, что заявленные требования законны и подлежат удовлетворению.

Так, согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии с частями 1 и 2 ст.33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Пп.«а» п.5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011г. №174, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности является у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности или лицензиата в наличие собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.

Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ, ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлена обязательная государственная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

В силу ч.1 ст.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Требование закона о необходимости соблюдения образовательным учреждением лицензионных требований, в том числе наличие оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке, является одним из основополагающих при осуществлении образовательной деятельности.

Несоблюдение МБОУ СОШ №2 указанного выше лицензионного требования ставит под угрозу реализацию конституционного права обучающихся (воспитанников) на образование. Это противоречит одному из основных направлений государственной политики Российской Федерации, может нанести ущерб безопасности государства, поскольку отношения в области образования находятся под особой государственной защитой в сфере особых интересов Российской Федерации.

Согласно Уставу МБОУ СОШ №2 является юридическим лицом -муниципальным бюджетным образовательным учреждением. Учредителем МБОУ СОШ №2 является администрация МО «Майкопский район».

Администрацией МО «Майкопский район» - учредителем передано МБОУ СОШ №2 в оперативное управление здание школы, здание котельной, здание склада, расположенные по адресу: <адрес>. Также у МБОУ СОШ №2 на праве оперативного управления по вышеуказанному адресу находится земельный участок.

Как показала проверка, вопреки вышеперечисленным требованиям законодательства об образовании, о лицензировании образовательной деятельности, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, МБОУ СОШ №2 не осуществило оформление прав на объекты недвижимости - землю и здания, строения сооружения находящиеся в оперативном управлении.

Уставом МБОУ СОШ №2 закреплено, что деятельность финансового обеспечения МБОУ СОШ №2 осуществляется учредителем - администрацией МО «Майкопский район».

В силу ст.ст.139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из требований закона, обязанность по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся на праве оперативного управления, возложена на МБОУ СОШ №2 и администрацию МО «Майкопский район».

Таким образом, суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование прокурора о необходимости осуществления государственного учета недвижимости, находящейся в оперативном управлении МБОУ СОШ №2. С учетом характера правоотношений, администрация муниципального образования «Майкопский район» обязана при недостаточности средств у МБОУ средняя общеобразовательная школа №2 выделить их на проведение указанных выше мероприятий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2, расположенное по адресу: <адрес>, осуществить государственный учет земельного участка и заданий, строений, сооружений находящихся в оперативном управлении МБОУ СОШ .

Обязать администрацию муниципального образования «Майкопский район» выделить денежные средства учреждению при недостаточности средств у Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 на указанные цели - для осуществления государственного учета земельного участка и заданий, строений, сооружений находящихся в оперативном управлении у МБОУ СОШ №2.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца через Майкопский районный суд.

Судья – Курочка О.И.