ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-198/17 от 18.04.2017 Чунского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2017 года п. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Качиной Г.М., при секретаре Танатиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-198/2017 по иску Прокурора Чунского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Червянское» о возложении обязанности разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира в границах арендованного лесного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чунского района обратился в суд с иском к ООО «Червянское» в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о возложении обязанности разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира в границах арендованного лесного участка, указав, что ООО «Червянское» на арендованном лесном участке с номером учетной записи в государственном лесном реестре 445-2008-10, площадью 22639 гектаров, имеющем местоположение: Иркутская область, Чунский район, Чунское лесничество, Червянское участковое лесничество, Червянская дача, кварталы № 40-45, 50-54, 68-73, 87-90, 138-139, 165-168, 223, 224, эксплуатационные леса, ведет заготовку древесины и её вывоз, для чего задействованы техника и технологические механизмы, при этом проект освоения лесов, переданных в аренду, не содержит перечня конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира, не имеет ведомости лесотаксационных выделов, в которой содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира и тематическая лесная карта, содержащая пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира. Просилис учетом уточненного искового заявления возложить на ООО «Червянское» обязанность разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира, в границах арендованного лесного участка в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Чунского района Дресвянская Е.С., настаивая на уточненных исковых требованиях, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении. Просила обязать ООО «Червянское» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира, в границах арендованного лесного участка, отразив их в проекте освоения лесов, в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Представитель ООО «Червянское», действующий на основании доверенности на имя ФИО1, исковые требования прокурора Чунского района не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях на исковые заявления. В своих возражениях представитель ФИО1 указал, что обоснованием иска прокурора Чунского района является проверка исполнения законодательства об охране животного мира арендатором ОАО «Червянское». С 25 декабря 2014 года все права по договору аренды лесного участка от 27 ноября 2008 года № 4/08 перешли к ООО «Червянское», что подтверждается дополнительным соглашением к названому договору аренды, прошедшим государственную регистрацию. В соответствии с договором аренды лесного участка от 27 ноября 2008 года № 4/08 и дополнительным соглашением от 12 марта 2015 года между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и ООО «Червянское», ООО «Червянское» является арендатором лесного участка, расположенного на землях лесного фонда имеющего местоположение: Иркутская область, Чунское районное муниципальное образование, Чунское лесничество, эксплуатационные леса, Червянская дача<...>, 50-54, 68-73, 87-90, 138-139, 165-168, 223, 224 общей площадью 22639 гектаров, в границах, определённых планом лесного участка с номером учётной записи в государственном лесном реестре 445-308-10, в целях использования лесов для заготовки древесины с возможным ежегодным объёмом заготовки древесины при проведении рубак спелых и перестойных насаждений 82 000кубических метров, в том числе 62 000 кубических метров по хвойному хозяйству. На арендованном участке осуществлялся технологический процесс по заготовке и вывозке древесины: с 1983 года по 2005 год «Проспихинским ЛПХ» «Братскгесстрой», с 2005 года по 2008 год - ЗАО «Система», а с 2008 по настоящее время Истцом. За 35 летний период заготовки древесины на арендованном участке произошли значительные изменения по размещению флоры и распространении фауны. В соответствии с требованиями приказа Минсельхоза РФ от 8 февраля 2010 года № 32 Ответчиком в 2010 году был разработан Проект освоения лесов, который прошёл государственною экспертизу, согласно требуемых норм закона. В проекте освоения лесов, разработанном на основании приказа Минсельхоза РФ от 8 февраля 2010 года № 32, планировались мероприятия по охране объектов животного мира, не относящихся к объектам охоты. Мероприятия по охране водных объектов в Проекте освоения лесов включают требования оставлять защитные полосы вдоль речек и ручьев шириной зависящей от их протяжённости, а также озёр и водных источников и водотоков. В связи с необходимостью проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованном Ответчиком лесном участке в 2013 году Центр защиты леса (ЦЗЛ) Иркутской области по договору с Ответчиком провёл лесопатологическое обследование и выдал положительное заключение на их проведение. В связи с тем, что проведение санитарно-оздоровительных мероприятий не было включено в проект освоения лесов, разработанный в соответствии с приказом Минсельхоза РФ от 08 февраля 2010 года № 32, в силу требований приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядок его разработки» подготовлены в соответствии ст. 88 Лесного кодекса РФ дополнение к проекту освоения лесов. В соответствии с требованиями п. 28 Приказа № 69 Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки переданы в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о представлении лесного участка в постоянное бессрочное пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов планирования, а также иных специальных обследований. В соответствии с требованиями Приказа № 69 на арендованный участок имеется дополнение к проекту освоения лесов от 2014 года прошедшее государственную экологическую экспертизу в соответствии с требованиями ст. 12, 88, 89 Лесного кодекса РФ. Сомневаться в компетентности заключения экспертной комиссии, состоящей из числа компетентных специалистов в разных отраслях нет оснований. Прокурором выводы экспертной комиссии и распоряжение агентства лесного хозяйства Иркутской области от 06 февраля 2014 года № 334-агр по проведению государственной экспертизы дополнения к проекту освоения лесов не оспариваются. В связи с чем, доводы, указанные в исковом заявлении, по содержанию информации в разделе 10 Приказа № 69 «Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов» считают не состоятельными. В исковом заявлении указано, что проект освоения лесов, переданных в аренду ОАО «Червянское», не имеет ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного мира, данное положение не соответствует действительности, указанная информация предоставлена в Разделе 5 Проекта на странице 79, более того, указанно, что это Приложение 25 к Составу проекта освоения лесов и порядку его разработки, а пространственное распространение выделов (тематическая карта), где проектируются мероприятия по охране объектов животного мира, указаны на картах в приложении (оглавление Проекта). На указанных картах обозначены выдела, в которых планируются мероприятия по охране объектов животного мира и соответствуют выделам перечисленных в таблице 25, так же на картах выделены водные объекты, и намечены зоны их защиты, в которых запрещена заготовка древесины и иная деятельность, за исключением устройства пожарных водозаборов. Содержание Раздела 5 Проекта, полностью соответствует требованиям п. 10 Приказа № 69 и содержат следующие данные: п. 5.1 характеристика водных объектов; п. 5.2 Проектируемые виды и объёмы мероприятий по охране водных объектов; п.5.3 Сведения о животном мире табл. 5.3.1 (указаны виды объектов охоты и плотность их популяций, взятые из Атласа Иркутской области (2004 г.); Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения животных был взят из постановления Правительства от 08.11.2010 г. № 267-пп Иркутской области (таблица 5.3.2). В связи с чем, необходимости обращаться с 2013 года у ОАО «Червянское» (ООО «Червянское») в Службу по охране и использованию животного мира не было необходимости и официально не установлено. Разработчик Проекта использовал официальные и широкодоступные нормативные акты. Прокурором не указан нормативный акт, обязывающий разработчика Проекта обращаться в Службу; - п. 5.4 проектируемые виды и объёмы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объёмы мероприятий по охране объектов растительного мира; (за основу положен опыт проектирование модельных лесов, сохранение микробиотипов). Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение № 25) стр. 75-79. Требование прокурора об обязательном приобщении (изготовлении) к Проекту освоения лесов тематической лесной карты не основано на действующем законодательстве, поскольку норма (Приказ № 69) носит альтернативный характер, а именно «ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (Приложение 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта), т.е. в Проекте может быть представлено пространственное размещение либо тематическая лесная карта, что следует из буквального толкования данной нормы. Ответчик предполагает, что в ходе не выездной документарной проверки Ответчика прокуратуре Чунского района Чунское лесничество не предоставило дополнение к проекту освоения лесов, при этом Ответчик не ставит под сомнение проверку проведённую прокуратурой. Для планирования мероприятий по охране объектов животного мира (объектов охоты) изначально должны быть установлены места их обитания, миграции, места размножения и т.п., для чего необходимо использовать материалы охотустройства. Установить дату проведения последнего охотустройства в Чунском районе, в период разработки дополнения к Проекту, Ответчику не представилось возможным, при этом в ходе подготовки настоящего возражения достоверно установлено, что ООО «Чуна Промхоз», (осуществляющий на территории Чунского района деятельность в сфере охотничьего хозяйства) в 2016 году в лесах Чунского лесничества провёл полевые работы по охотустройству, материалы охотустройства в стадии камеральной работы. Внесение каких-либо изменений в проект освоения лесов возможен только после внесения соответствующих изменений в лесохозяйственный регламент лесничества. Ответчиком направлен запрос в ТО МЛК Иркутской области по Чунскому лесничеству (Чунское лесничество) с просьбой предоставить сведения о наличии в границах Чунского лесничества заказников и заповедников, об ограничениях по использованию лесов связанные с охраной объектов охоты, а также сведения о их наличии с указанием выделов их обитания, а также животных занесённых в Красную книгу Иркутской области. Чунское лесничество рассмотрело обращение и. пояснило, что имеются ограничения: «Участки леса радиусом 300 метров вокруг глухариных токов». Иных ограничений использование лесных участков с целью охраны объектов охоты, Лесохозяйственным регламентом Чунского лесничества не установлено. В границах территории Чунского лесничества заповедники, заказники отсутствуют, сведениями об обитании на территории лесничества объектов животного мира, занесённые в красную книгу Иркутской области лесничество не располагает. В материалах лесоустройства, (таксационных описаниях и планшетах) в кварталах №№ 40-45, 50-54, 68-73, 87-90, 138-139, 165-168, 223, 224 Червянского участкового лесничества территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству, арендованных ООО «Червянское», объекты животного мира не указаны. В лесохозяйственном регламенте Чунского лесничества в разделе 2,5 имеются только сведения о ведении охотничьего хозяйства, иных сведений по местам обитания объектов охоты, местах их размножения, миграции и т.д. отсутствуют. Так же в Разделе 2 регламента не предусмотрены и не указаны мероприятия, направленные на охрану объектов охоты при заготовке древесины. В соответствии требований ст. 87. Лесного кодекса РФ п. 14 приказа Минприроды от 19 апреля 2007 года № 106 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов лесничеств, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» лесохозяйственный регламент Чунского лесничества разработан в 2008 году сроком на 10 лет. Сроки действия лесохозяйственного регламента Чунского лесничества, следовательно, Проекта освоения лесов, истекают в ближайшее время. Даже в случае отсутствия требований в проекте мероприятий по охране объектов животного мира, исковое заявление, поданное в суд по истечении 5 лет вступления в силу Приказа № 69, запоздалое и не целесообразное, так как внесённые в Проект изменения за оставшиеся 9 месяцев не окажут влияние на сохранение объектов животного мира, а усматривается как обременение бизнеса. Пунктом 15 приказа Минприроды от 19 апреля 2007 года № 106 установлены случаи внесения изменений в регламенты лесничеств: изменения структуры и состояния лесов, выявленного в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований; изменения действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений; иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Порядок внесения изменений в регламенты лесничеств установлены п. 16 приказа Минприроды № 106. Введение в действие лесохозяйственного регламента лесничества установлено п. 12 Приказа Минприроды № 106. Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка, Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. В связи с отсутствием в официальных документах, на основании которых разрабатывается проект освоения лесов, сведений об обитании на лесном участке, арендованном ответчиком, руководствуясь п. 10 приказа Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 в таблицу 25 внесены все выделы, в которых осуществляются общие мероприятия по охране объектов животного мира. Пространственное расположение выделов, в которых проводятся мероприятия по охране объектов охоты, указаны на картах, прилагаемых к Проекту. Срок, который предлагает установить прокурор для выполнения его требований, не предусмотрен никакими нормативными документами. Обеспечение искового заявления Прокурора допустимо при отмене утверждённого лесохозяйственного регламента Чунского лесничества и распоряжение от 06.02.2014г. № 334-агр (Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы дополнение к проекту освоения лесов (арендатор ОАО «Червянское»), что не подсудно суду общей инстанции. Действие лесохозяйственного регламента Чунского лесничества истекает в 2018 году, следовательно, прекращается действия Проекта освоения лесов. Следующий Проект Истец обязуется и обязан разработать в соответствии с действующими нормами закона, а так же изготовить тематическую карту (схему) по охране объектов животного мира с учётом схемы охотустройства проведённого «Чуна Промхоз». Просит суд исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.

Представитель Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В своем отзыве, поддерживая требования прокурора, указали, что средой обитания объектов животного мира является природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы. Средой обитания объектов животного мира являются все земельные, лесные и водопокрытые территории, на которых обитают (или могут обитать) объекты животного мира. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 года № 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки. Согласно п. 3 Состава проекта освоения лесов проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей. Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов. Согласно п. 10 Состава проекта освоения лесов раздел «Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов» должен содержать сведения, в том числе о: животном мире; проектируемых видах и объемах мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемых видах и объемах мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов и их пространственное размещение (тематическая лесная карта). В соответствии с п. 33 Состава проекта освоения лесов внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов названным Приказом. В соответствии со ст. 24 Лесного кодекса РФ невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О животном мире», Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года № 997 утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи. Согласно п. 1 указанные Требования регламентируют производственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции. Данные требования подлежат выполнению при осуществлении производственных процессов в сельском, лесном хозяйстве и лесной промышленности (п.2). Такие требования обязательны для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы (п.4). При планировании в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также при использовании лесов и осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов необходимо предусматривать меры по охране объектов животного мира и среды их обитания (п. 14). Использование лесов должно осуществляться при условии сохранения благоприятной среды обитания объектов животного мира. Режим пользования указанными участками в местах размножения, кормления и выращивания молодняка устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (п. 15). Существующими проектами освоения лесов ООО «Червянское» на арендуемых участках не предусмотрены мероприятия по охране объектов животного мира, а именно проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира; ведомости лесотакционных выделов не имеют в своем составе тематических лесных карт, содержащих пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране объектов животного мира. Действующее законодательство не предусматривает исключительных случаев, при которых арендатору лесного участка позволено исключить из проекта освоения лесов раздел, касающийся мероприятий по охране объектов животного мира. Таким образом, полагают, требования прокурора Чунского района законны и обоснованы.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Прокурором Чунского района проведена проверка исполнения законодательства об охране животного мира арендаторами лесных участков, ведущих свою хозяйственную деятельность на территории Чунского района Иркутской области, в том числе Обществом с ограниченной ответственностью «Червянское».

ОАО «Червянское» зарегистрировано 15 июня 2006, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1063847024559, и состоит на налоговом учете в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю, ИНН/КПП <***>/240701001.

25 декабря 2014 года ОАО «Червянское» было реорганизовано в ООО «Червянское», что подтверждается записью в Едином государственном реестре юридических лиц от 25 декабря 2014 года.

Одним из видов деятельности Общества является лесозаготовки.

27 ноября 2008 года Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству и ОАО «Червянское» заключили договор аренды лесного участка № 4/08.

Согласно указанному договору, арендатор получил во временное возмездное пользование с целью заготовки древесины лесной участок общей площадью 22639 гектаров, имеющем местоположение: Иркутская область, Чунский район, Чунское лесничество, Червянское участковое лесничество, Червянская дача, кварталы № 40-45, 50-54, 68-73, 87-90, 138-139, 165-168, 223, 224, эксплуатационные леса. Указанный лесной участок передан по договору аренды по 01 июля 2048 года, для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины в размере 82 000 кубометров, в том числе по хвойному хозяйству 62 000 кубометров.

Из дополнительного соглашения от 22 октября 2010 года к договору аренды лесного хозяйства № 4/08 от 27 ноября 2008 года следует, что права и обязанности Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству по договору аренды №4/08 от 27 ноября 2008 года, передаются Агентству лесного хозяйства Иркутской области.

Распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 06 февраля 2014 года № 334-огр, утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы «Дополнения к проекту освоения лесов, предоставленных в аренду ОАО «Червянское» для заготовки древесины на территории Чунского лесничества Муниципального образования «Чунский район Иркутской области».

Согласно сообщению начальника Территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству, от 30.03.2017 года, в материалах лесоустройства, таксационных описаниях и планшетах в кварталах № 40-45, 50-54, 68-73, 87-90, 138-139, 165-168, 223, 224 Червянского участкового лесничества территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Чунскому лесничеству, арендованных ООО «Червянское», объекты животного мира не указаны.

В соответствии с проектом освоения лесов на 2010-2018 годы Обществом ведется заготовка древесины на лесном участке, переданном обществу в аренду.

Вместе с тем, территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины Обществом, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. Фактически на арендованном лесном участке ведется заготовка древесины и её вывоз, для чего задействованы техника и технологические механизмы.

Согласно п. 4 Всемирной хартии природы, принятой 28 января 1982 года Генеральной Ассамблеей ООН, используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем и видов, с которыми они сосуществуют.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, 42 ч.1, 58).

Ст. 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что животный мир, это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объектом животного мира является организм животного происхождения (дикое животное).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

При этом в силу ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» животные и другие организмы, их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Ст.22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», охотничьи ресурсы, это объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.

Ст. 88 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст.12 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется, в том числе, проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 года № 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.

Согласно п. 3 Состава проекта освоения лесов проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей. Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.

Согласно п. 10 Состава проекта освоения лесов раздел «Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов» должен содержать сведения, в том числе о: животном мире; проектируемых видах и объемах мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемых видах и объемах мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение № 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

В судебном заседании были исследованы Дополнения к проекту освоения лесов, предоставленных в аренду ОАО «Червянское» для заготовки древесины на территории Червянского лесничества Муниципального образования «Чунский район» Иркутской области. Дополнения к проекту были разработаны в 2013 году. 6 февраля 2014 года экспертной комиссией государственной экспертизы было утверждено положительное заключение, из которого следует, что представленное Дополнение к проекту освоения по форме и содержанию отвечает требованиям «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 29 февраля 2012 года № 69.

В дополнения к проекту включена глава 5. Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов.

Данная глава дополнения в Проект освоения лесов, переданных в аренду ООО «Червянское», не содержит перечня конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира.

В Проекте имеется приложение № 25 к приказу Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки») «Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов». Однако в ней не содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, не содержит сведений о видах и об объемах запланированных мероприятий.

Кроме того, указанная ведомость лесотаксационных выделов не имеет в своем составе тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира. Представленная ответчиком копия карты, не является тематической лесной картой, содержащей пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира. Название данной карты: карта пространственного размещения лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению и уходу за лесом при восстановлении лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ОАО «Червянское». То, что ведомость лесотаксационных выделов не имеет в своем составе тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира, подтверждается оглавлением к дополнению к Проекту освоения лесов. Данный факт подтверждается и ответчиком.

Доводы ответчика, что пространственное расположение выделов, в которых проводятся мероприятия по охране объектов охоты, указаны на картах, прилагаемых к Проекту, и что отдельной тематической карты, содержащей пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира в данном случае разрабатывать нет необходимости, являются не состоятельными.

В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ арендатор лесного участка обязан составить проект освоения лесов, соответствующий законодательству, то есть составу проекта освоения лесов и порядку его разработки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти /Рослесхозом/.

В судебном заседании, при проверке соответствия закону проекта освоения лесов, переданных ответчику в аренду нашло подтверждение, что ответчиком действительно не соблюдаются требования федерального законодательства, регламентирующего порядок охраны окружающей среды и животного мира, в частности, ст. ст. 22, 56 ФЗ «О животном мире, ст. 58 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Поскольку проверявшийся проект освоения лесов не содержит перечня конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира, в имеющейся ведомости лесотаксационных выделов не содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, сведения о видах и об объемах запланированных мероприятий, и не имеет в своем составе тематической лесной карты, содержащей пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований истцом.

Довод ответчика о том, что распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 06 февраля 2014 года № 334-огр, утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы «Дополнения к проекту освоения лесов, предоставленных в аренду ОАО «Червянское» для заготовки древесины на территории Чунского лесничества Муниципального образования «Чунский район Иркутской области», а следовательно проект соответствует требованиям законодательства, суд отклоняет, так как в судебном заседании достоверно установлено, что проверяемый проект освоения лесов /дополнение к проекту освоения лесов/ не соответствует действующему законодательству, обязательным требованиям, предусмотренным Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

Действиями Общества нарушены интересы Российской Федерации, заключающиеся в том, что согласно статьями 4, 15 Конституции РФ государство гарантирует соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституцию Российской Федерации и законов; защиту права и свободы человека и гражданина, а деятельностью Общества нарушаются требования действующего законодательства, не соблюдаются требования Конституции РФ, гарантирующих от имени Российской Федерации соблюдение прав граждан. Тем самым государство обязано, посредством своих органов, принять меры к восстановлению законности. А поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Устанавливая срок исполнения, суд исходит из требований разумности и времени, необходимого для исполнения решения суда, и считает возможным установить срок исполнения решения до 30 ноября 2017 года.

В силу ст. 333.36 п.п.9 п.1 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан от уплаты государственной пошлины освобожден.

В соответствии со ст.103 ч. 1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от оплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 6000 рублей, от уплаты которой истец при подаче иска освобожден.

Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Чунского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Червянское» о возложении обязанности разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира, в границах арендованного лесного участка, отразив их в проекте освоения лесов, удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Червянское» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира в границах лесного участка, общей площадью 22 639 га, имеющем местоположение: Иркутская область, Чунский район, Чунское лесничество, Червянское участковое лесничество, Червянская дача, кварталы № 40-45, 50-54, 68-73, 87-90, 138-139, 165-168, 223, 224, эксплуатационные леса, отразив их в проекте освоения лесов, до 30 ноября 2017 года.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Червянское» изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира, в границах по адресам: Иркутская область, Чунский район, Чунское лесничество, Червянское участковое лесничество, Червянская дача, кварталы № 40-45, 50-54, 68-73, 87-90, 138-139, 165-168, 223, 224, эксплуатационные леса, отразив их в проекте освоения лесов, до 30 ноября 2017 года.

Исковые требования в части установления срока исполнения решения в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, оставить без удовлетворения.

Взыскать с ООО «Червянское» государственную пошлину в доход государства в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение месяца.

Председательствующий