ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-198/20 от 19.03.2020 Нерехтского районного суда (Костромская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ(,,,)

Нерехтский районный суд (,,,)

в составе председательствующего судьи Бекеновой С.Т.,

с участием: истицы ФИО2, представителя ответчика ФИО4,

при секретере ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Костромской районе Костромской области (межрайонное) о признании права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2. обратилась в суд с иском к УПФР в (,,,) (межрайонное) о признании права на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Заявленные требования мотивированы тем, что истица получает с ДД.ММ.ГГГГ страховую пенсию по старости, проживает в сельской местности, не работает, имеет стаж трудовой деятельности в сельском хозяйстве более 30 лет, так как работала в СПК «(данные изъяты)», являющемся правопреемником совхоза «(данные изъяты)» (,,,) и ТОО «(данные изъяты)», занимавшихся сельскохозяйственной деятельностью. В период с 01.06.1976г. по 01.06.2011г. она трудилась в указанных организациях в должности прораба, которая в отдельных документах также именовалась «строитель-техник». Круг её обязанностей был определен должностной инструкцией техника-строителя и включал в себя: осуществление общего руководства коллективом сотрудников строительного отдела, непосредственными работами по ремонту и строительству хозяйственным способом объектов различного производственного назначения, выдачу нарядов рабочим, обеспечение их инструментом, материалами, фиксирование хода работ по капитальному ремонту и новому строительству, принятие выполненных объемов работ, закрытие нарядов, участие в составлении дефектных ведомостей по текущему и капитальному ремонту, проведение инструктажа по технике безопасности, составление заявок на стройматериалы, выполнение иных обязанностей, связанных со строительством и ремонтом объектов. Данный функционал был аналогичен обязанностям для должности производитель работ (прораб), предусмотренной Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2008г. №188, и Справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждённых постановлением Минтруда России от 21.09.1998г. №37. На предприятии другие работники, в обязанности которых входила бы организация, контроль и осуществление строительных работ, не имелось, а само трудовое взаимодействие осуществлялось через непосредственное подчинение директору совхоза «(данные изъяты)(данные изъяты)», а затем председателям ТОО «(данные изъяты)» и СПК «(данные изъяты)». Поскольку начальники подразделений и мастера, занятые обслуживанием и ремонтом сельскохозяйственных объектов, имеют право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, то исходя из характера выполняемой ею работы, она также имеет право на такое повышение, так как проработала в должности руководителя строительного отдела сельскохозяйственной организации и производителя работ более 30 лет.

В судебном заседании истец ФИО2 требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, в дополнение пояснила, что в период работы в должности прораба она была занята организацией строительства, непосредственного выполнения строительных работ, руководя бригадой строителей, и ввода в эксплуатацию различных объектов, предназначенных для реализации предприятиями, где она работала, таких видов деятельности как производство продукции сельского хозяйства (зерна, льна, фуража, мяса, молока), её переработки и реализации. До 1995 года хозспособом за счет собственных сил и средств работодателя на землях совхоза (ТОО, СПК), были построены основная масса зданий ферм (коровников, телятников), складов (бункеров), сушилок (льно-, зерносушилок), крытых зернотоков, гаражей для сельхозтехники, подъездные дороги к этим объектами и системы водоснабжения, а также жилые помещения для работников предприятия, а после указанной даты осуществлялся их ремонт, носивший капитальный и текущий характер. По причине отсутствия у неё в подчинении мастера стройцеха, так как такая должность в штатном расписании организации и соответствующий специалист отсутствовали, она выполняла его обязанности в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., поэтому её стаж, дающий право на применение повышенной фиксированной выплаты к пенсии, составляет около 32 лет в связи с тем, что Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2018г. №1440, предусмотрена должность мастера стройцеха. Однако ответчик в праве на получение данной выплаты своим решением от ДД.ММ.ГГГГ. отказал. Во время перестройки из-за проблем в хоз.деятельности юридического лица наряду с обязанностями прораба совмещала обязанности кадровика, секретаря, делопроизводителя.

Представитель ответчика - ФИО4, действующая по доверенности, против удовлетворения иска возражала в связи с тем, что при требуемом стаже в 30 лет, дающем право на получение повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», по данным трудовой книжки, архивных сведений, стаж ФИО2 в сельском хозяйстве составляет 12 лет 07 мес. 01 дн., учтенный до 01.01.1992г. Должность прораба, а также должности «отд.кадров», «инсп.о/кадр.», «секрет.о.кадр.», указанные в документах по личному составу совхоза «(данные изъяты)» в отношении ФИО2, находящихся в отделе по делам архивов администрации МО МР (,,,) и (,,,) Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2018г. №1440, не предусмотрены. Доказательства, подтверждающие факт отсутствия в подчинении у истицы мастера-стройцеха в период её работы в должности прораба заявителем при обращении в Пенсионный фонд не представлены. Решением УПФР в Костромском районе Костромской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 отказано в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участников и свидетелей, исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст.ст.56,67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, определено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Как следует из п.6 ст.3 Федерального закона «О страховых пенсиях», для целей данного закона применяется понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии, под которой понимается обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

В соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» на весь период их проживания в сельской местности.

Согласно ч.16 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, а также правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018г. №1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее - Список №1440), и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Правила).

Указанным Списком №1440 право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется в связи с работой в растениеводстве или животноводстве. При этом такая работа должна осуществляться в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство или структурным подразделением растениеводческого или животноводческого направлений организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство. Данным Списком №1440 предусмотрены мастера растениеводства и животноводства (в том числе занятые на строительстве сельскохозяйственных объектов - мастера стройцеха).

Согласно п.3 Правил, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком №1440 и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории СССР до 1 января 1992 года.

В п.4 указанного Списка №1440 предусмотрена работа (деятельность) в колхозах, на машинотракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась территории РФ (бывшей РСФСР) до 01.01.1992 года независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.

Также указанными Правилами определено, что повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности назначается лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу или иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», на весь период их проживания в сельской местности.

Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных актов, следует, что включению в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, подлежат не все периоды работ в сельском хозяйстве, а только те, которые предусмотрены указанным Списком, с учетом соблюдения Правил исчисления такого стажа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2018г. №1440.

Устанавливая правовые основания для повышения размера фиксированной выплаты для отдельных категорий граждан, занятых на работах в сельском хозяйстве, законодатель изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты к пенсии, а только те, чья работа в данной отрасли была сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, обусловленными спецификой и характером труда в сельском хозяйстве.

Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.

Федеральным законом от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд РФ осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета.

В соответствии с положениями ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно указанной норме по записям в трудовой книжке устанавливается общий, непрерывный и специальный стаж, с которым законы, иные нормативные акты связывают возможность реализации тех или иных прав, а также предоставления определенных льгот и преимуществ.

Из трудовой книжки от от ДД.ММ.ГГГГ., выданной на имя ФИО2 (ранее – ФИО12), следует, что истица:

- ДД.ММ.ГГГГ. - принята на работу в совхоз «(данные изъяты)» на должность прораба;

-ДД.ММ.ГГГГ. - уволена в порядке перевода в ТОО «(данные изъяты)» и этой же датой принята на работу в ТОО «(данные изъяты)» в качестве прораба;

-ДД.ММ.ГГГГ. – ТОО преобразовано в СПК «(данные изъяты)»;

- ДД.ММ.ГГГГ. - переведена кладовщиком-заправщиком с вменением обязанностей инспектора отдела кадров;

- ДД.ММ.ГГГГ. - уволена с работы по сокращению численности штата.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом по делам архивов администрации муниципального района (,,,) и (,,,) усматривается, что ФИО2 принята в качестве прораба с ДД.ММ.ГГГГ с оплатой 170 рублей в месяц, приказом по сельскохозяйственному производственному кооперативу «(данные изъяты)» (,,,) от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 уволена по ст.81 п.2 Трудового кодекса РФ (сокращение штагов работников организации) с ДД.ММ.ГГГГ.В документах по личному составу совхоза «(данные изъяты)» (данные изъяты) сельского (,,,) в книгах учета расчетов по оплате труда за 1979-2012г.г. ФИО6 (так в документах 1979-1981 г.г.), ФИО2ФИО13., ФИО14., ФИО15. (так в документах), дата рождения не указана, прораба (так в документах 1979-1981 г.г., 1984-1987 г.г., 2000-2001 г.г.), строит. (так в документе 1983г.), техн.строит. (так в документе 1988г.), прораба, отд.кадров (так в документе 2003 г.), прораба, инсп.о/кадр. (так в документе 2004г.), отд.кадров, строитель (так в документе 2006 г.), секрет.о.кадр. (так в документе 2009г.), значится с июня 1979 года по апрель 2012 года. В книгах учета расчетов по оплате труда совхоза «(данные изъяты)» (,,,) за 1992-1999, 2002,2005, 2007, 2008, 2010-2012 годы должность ФИО2 не указана.

Сведений о трудовой деятельности истцы после увольнения из СПК «(данные изъяты)» вышеуказанные документы не содержат. Представителем ответчика в судебном заседании подтверждено, что ФИО2 после ДД.ММ.ГГГГ и по настоящий момент нигде не работает.

Как следует из справки, представленной УПФР в (,,,) (межрайонное), ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно в размере 7568 руб. 06 коп. (ст.15 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»), а также фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона «О страховых пенсиях» -5686 руб. 25 коп., итого суммарный размер пенсии составляет 13 254 руб. 31 коп.

Из указанного, а также доводов иска, позиции ФИО2, пояснений представителя ответчика в суде следует, что истица получателем повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии не является.

Решением УПФР в (,,,) (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 отказано в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого стажа в 30 календарных лет в сельском хозяйстве, исчисленного в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.11.2018г. №1440. По мнению ответчика указанный стаж в сельском хозяйстве, подлежащий учету для назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет 12 лет 07 мес. 01 дн. за период с 01.06.1979г. до 01.01.1992г. Таким образом, не зачтена трудовая деятельность в совхозе, ТОО, СПК после 02.01.1992 года.

Однако с указанным согласиться нельзя, исходя из следующего.

Законодательством СССР совхозы были отнесены к числу сельскохозяйственных предприятий.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», данные юридические лица были обязаны провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990г. №445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах.

Согласно п.5 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.1992г. №708, при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения.

Частью 1 ст.3 Федерального закона от 08.12.1995г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» предусмотрено, что сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.

Из постановления главы администрации (,,,) от ДД.ММ.ГГГГ. совхоз «(данные изъяты)» видно, что совхоз реорганизован в ТОО «(данные изъяты)». Ппостановлением главы администрации (,,,) от ДД.ММ.ГГГГ. ТОО преобразовано в Сельскохозяйственный производственный кооператив «(данные изъяты)». Согласно данных постановлений органа местного самоуправления СПК «(данные изъяты)» является правопреемником вышеуказанных совхоза и ТОО.

Решением Арбитражного суда (,,,) по делу №. (резолютивная часть объявлена ДД.ММ.ГГГГ.) СПК (данные изъяты)» признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением от ДД.ММ.ГГГГ. конкурсное производство в отношении СПК «(данные изъяты)» прекращено. В настоящее время юридическое лицо исключено из ЕГРЮЛ

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности сельскохозяйственного кооператива СПК «(данные изъяты)» (ОКВЭД) являлось «01.41 Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока», «01.11.1 Выращивание зерновых культур», «01.11.2, 01.19, 01.29 – выращивание иных культур», «41.20 Строительство жилых и нежилых зданий» и иные. /л.д. 64/

Уставом СПК «(данные изъяты)» также определены основные предметы деятельности, в том числе производства и переработка сельскохозяйственной продукции, выполнение строительных, ремонтно-строительных работ для производственного, жилищно-бытового, культурного и иного назначения …(п.2.2. ст.1 Устава СПК «(данные изъяты)»).

С учетом изложенного, деятельность совхоза «(данные изъяты)», ТОО «(данные изъяты)» и СПК «(данные изъяты)», в которых истец осуществляла свою трудовую деятельность, была связана с производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, то есть основным видом деятельности вышепоименованных лиц являлось сельское хозяйство.

Установлено, что данные юридические лица располагались на территории (,,,) РФ (ранее входившей в состав РСФСР).

Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.

Из содержания трудовой книжки, данных архивной справки следует, что с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 работала в должности прораба, сведений о том истица до ДД.ММ.ГГГГ была отстранена от указанной должности, переведена на иную работу с прекращением исполнения обязанностей прораба не содержат.

Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда России от 21.08.1998г. №37, Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2008г. №188, производитель работ (прораб): осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка; обеспечивает выполнение производственных заданий по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки и выполнению строительно-монтажных и пусконаладочных работ по всем количественным и качественным показателям с соблюдением проектов производства работ; организует производство строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией, строительными нормами и правилами, техническими условиями и другими нормативными документами; обеспечивает соблюдение технологической последовательности производства строительно-монтажных работ на участке; осуществляет мероприятия по повышению уровня механизации работ, внедрению новой техники, совершенствованию организации труда, снижению стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ, экономному расходованию материалов; проводит работу по распространению передовых приемов и методов труда; обеспечивает получение технической документации на строительство объектов; составляет заявки на строительные машины, транспорт, средства механизации, материалы, конструкции, детали, инструмент, инвентарь и обеспечивает их эффективное использование; ведет учет выполненных работ, оформляет техническую документацию; участвует в сдаче заказчикам законченных строительством объектов, отдельных этапов и комплексов работ по вводимым в строй объектам; приготавливает фронт работ для субподрядных (специализированных) организаций и участвует в приемке от них выполненных работ; оформляет допуски на право производства работ в охранных зонах; устанавливает мастерам производственные задания по объемам строительно-монтажных и пусконаладочных работ, контролирует их выполнение; инструктирует рабочих непосредственно на рабочем месте по безопасным методам выполнения работ; обеспечивает применение технологической оснастки (лесов, подмостей, защитных приспособлений, креплений стенок котлованов и траншей, подкосов, кондукторов и других устройств), строительных машин, энергетических установок, транспортных средств и средств защиты работающих; следит за соблюдением норм переноски тяжестей, чистоты и порядка на рабочих местах, в проходах и на подъездных путях, правильным содержанием и эксплуатацией подкрановых путей, обеспечением рабочих мест знаками безопасности; организует приобъектное складское хозяйство и охрану материальных ценностей; контролирует состояние техники безопасности и принимает меры к устранению выявленных недостатков, нарушений правил производственной санитарии, соблюдение рабочими инструкций по охране труда; обеспечивает соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, вносит предложения о наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей; оказывает помощь рационализаторам; организует работу по повышению квалификации рабочих и проводит воспитательную работу в коллективе.

Судом установлено, что штатные расписания ТОО «(данные изъяты)» и СПК «(данные изъяты)» за период с 1992 по ДД.ММ.ГГГГ предусматривали должность техника-строителя, указания на другую должность, связанную с выполнением обязанностей по организации, выполнении строительных/ремонтных работ, руководства строительным отделом(бригадой), данные документы не содержат. Приказом по СПК «(данные изъяты)» ДД.ММ.ГГГГ 1 июня 2011 года в штатное расписание кооператива внесены изменения, в том числе с сокращением ставки техника-строителя.

В соответствии с должностными обязанностями техника-строителя, с которыми ФИО2 была ознакомлена под роспись, истице вменялось: осуществление общего руководства коллективом сотрудников строительного отдела, руководство работами по ремонту и строительству хозяйственным способом; выдача нарядов рабочим, использование рабочих по профессии, обеспечение их инструментом, материалами, не допущения простоев в работе; не допущения применения неисправных механизмов и инструментов; рациональное использование материальных, технических и иных средств отдела; своевременная доставка материалы к рабочим местам; фиксация хода работ по капитальному ремонту и новому строительству; принятие от рабочих-строителей выполненные ими работы; закрытие наряды, соблюдение нормы выработки; участие в составлении дефектных ведомостей по текущему и капитальному ремонту; обеспечение трудовой дисциплины; проведение инструктажа по технике безопасности; составлние заявки на строительные материалы.

Подтверждено документально, что в состав основных средств совхоза «(данные изъяты)», а затем ТОО «(данные изъяты)» и СПК «(данные изъяты)», входили объекты недвижимости сельскохозяйственного назначения, коммунально-бытового и жилищный фонд, в том числе: здания детских садов, жилых домов, конторы, столовых, складов минеральных удобрений, зерноскладов, коровников, телятников, кормоцеха, крытых зернотоков, сушилок, гаражей, пунктов сушек, ангаров под технику и другие объекты.

Из инвентарных карточек учета основных средств, журналов учета основных средств, инвентаризационных ведомостей основных средств видно, что большая часть данных объектов недвижимости была возведена в течении 80-х - 90-х годов и хозспособом (решения (,,,) Совета народных депутатов Исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ. ).

Указанные объекты были предназначены как для осуществления юридическими лицами основной производственной деятельности – сельскохозяйственной, так и реализации потребностей лиц, работавших в совхозе, ТОО и СПК, на жилье в селе, нормальные условия труда на фермах, зернотоках, ремонтных мастерских и др.

Согласно нарядов на строительные работы за 1999,2001.2002,2003,2004,2005, 2006, 2007, 2008,2009,2010, 2011 годы в кооперативе была сформированная бригада строителей, задание на строительные работы (ремонт полов, окон, навес дверей, ремонт кирпичных кладок и другие) выдавала ФИО2 Из представленных табелей учета рабочего времени указанной бригады за этот же период видно, что работа по учету выполнена истицей.

Факт наличия строительной бригады как подразделения юр.лица подтверждается Положением об оплате труда рабочих, руководящих работников, специалистов и служащих СПК «(данные изъяты)» (,,,), утвержденным общим собранием членов СПК ДД.ММ.ГГГГ, которым предусмотрена оплата труда работников, занятых в строительстве.

Допрошенные в качестве свидетелей ФИО7 (работала в совхозе, ТОО, СПК с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности экономиста по труду и заработной плате, главным экономистом, начальником финансово-расчетного отдела, директором ТОО и СПК, экономистом-бухгалтером, главным экономистом, главным бухгалтером), ФИО8 (работала в совхозе, ТОО, СПК с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. дояркой, бригадиром по животноводству, заведующей фермой двора №3, председателем СПК), ФИО9 (работала в совхозе, ТОО, СПК с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. агронома, учетчика бригады , главным агрономом) пояснили, что истица была единственным лицом, имеющим специальное образование в области строительства, поэтому была принята на работу в качестве прораба и руководила до 2011 года строительной бригадой, посредством которой было возведено много производственных объектов и объектов социального назначения, осуществлялся ремонт зданий, стоящих на балансе предприятия. В штатном расписании предприятия значилась одна руководящая должность, связанная со строительством, которая именовалась техником-строителем, мастеров-строителей и (или) других руководителей данного подразделения (бригады) на предприятии не было.

Из Списка №1440 видно, что должность «прораб» им не предусмотрена. Вместе с тем данным Списком предусмотрены мастера растениеводства и животноводства, в том числе мастер стройцеха. При этом исходя из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций, утвержденных постановлением Госстроя ССР от 03.07.1987г. №131, в случае отсутствия в подчинении у прораба мастера в обязанности прораба включаются функции мастера. Сведения о том, что в подчинении у ФИО2 был мастер стройцеха отсутствуют, доказательств обратного не представлено.

Таким образом, при исчислении стажа истицы в сельском хозяйстве осуществление ФИО2 трудовой деятельности в организациях, основным видом деятельности которых являлось сельское хозяйство в качестве прораба свидетельствует об исполнении данным лицом функциональных обязанностей, связанных со строительством, ремонтом, обслуживанием зданий/сооружений, используемых совхозом, ТОО, СПК в деятельности, связанной с производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, в связи с чем отказ Пенсионного фонда в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях» является незаконным.

Исходя из вышеуказанного, суд приходит к выводу, что общий стаж истицы в сельском хозяйстве за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. составляет более 30 лет.

При этом суд учитывает разъяснения Пенсионного фонда РФ, данные в информационном письме по применению Списка работ, производств, профессий и должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст.17 Закона «О страховых пенсиях» от 25 мая 2019 года №СЧ-25-24/10545 о том, что при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве во внимание принимаются не только профессии рабочих, перечисленные в Списке, но и профессии рабочих, в функциональные обязанности которых входят работы, связанные с обслуживанием и ремонтом сельскохозяйственной техники и производственного оборудования; обслуживанием, а также охраной объектов сельского хозяйства при условии осуществления лицами трудовой деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, и в структурных подразделениях растениеводческого, животноводческого и рыбоводческого направлений организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство. В стаж работы в сельском хозяйстве могут быть включены не только периоды работы в должностях, характерных для перечисленных в Списке направлений сельского хозяйства, но и в соответствующий стаж, может быть включена работа в сельскохозяйственной организации в качестве начальника газовой службы и иных специалистов, занятых на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования.

Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, ФИО2 осуществляла свою трудовую деятельность на территории сельской местности до 2012 года, до настоящего времени продолжает проживать на селе, что подтверждается паспортными данными ФИО2 (регистрация с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящий момент по адресу: (,,,)), истица является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. и в настоящее время не работает.

Таким образом, исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Признать за ФИО2 право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий С.Т. Бекенова