Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Абан 11 июля 2012 г.
Абанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Черенковой Е.В., с участием помощника прокурора Абанского района Дубро В.И., представителя лиц, в чьих интересах заявлен иск, Л., представителя ответчика УСЗН администрации <адрес> Л., при секретаре Садовской О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах П., Б., С., С., К. об обязании произвести перерасчет размера меры социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд в интересах К. к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> с иском, в котором просит признать за К. право на меры социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения, обязать ответчика принять у К. документы для предоставления денежных выплат. Впоследствии дополнил иск и просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе К. в предоставлении мер социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения, обязать ответчика предоставить К. меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности. Свои требования обосновывает тем, что К. является педагогом-пенсионером, проживающим в сельской местности, имеет стаж работы свыше 10 лет в образовательных учреждениях в сельской местности и рабочих поселках. Льготная пенсия в связи с педагогической деятельностью ей назначена с ДД.ММ.ГГГГ В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ К. работала воспитателем в Краевом государственном бюджетном учреждении «Абанский детский дом», откуда уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией организации, с указанного времени не работает. ДД.ММ.ГГГГ К. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей денежных выплат на оплату электроотопления и освещения, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ей было отказано в предоставлении мер социальной поддержки на оплату отопления и освещения по тем основаниям, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых, государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» предусматривает меры социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и на педагогов-пенсионеров не распространяется. Считая отказ незаконным, К. обратилась в прокуратуру с заявлением об обращении прокурора в суд за защитой ее прав. Прокурор в своем заявлении в суд в защиту интересов К. указывает на то, что в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (и соответственно вышедшим на пенсию педагогическим работникам, проживающим в сельской местности) гарантировалось право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Согласно ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2. и 55 Закона РФ «Об образовании» нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз.3 п.5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, на день вступления в силу указанного Федерального закона. Из положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов РФ наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогических работникам образовательных учреждений, однако это не влечет за собой право субъектов РФ снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством. Считает, что данная льгота распространяется как на работающих, так и на вышедших на пенсию педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности и переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников. Считает, что К. имеет право на меры социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Дубро В.И. поддержала исковые требования прокурора <адрес> в полном объеме.
Лицо, в интересах которого заявлен иск, К., исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что она является вышедшим на пенсию педагогическим работником, более 10 лет она проработала на педагогической должности воспитателя детского дома, пользовалась натуральной мерой социальной поддержки, предоставляемой педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, после принятия <адрес> в 2010 г. ей отказано в предоставлении меры социальной поддержки в денежном выражении, отказано в принятии документов УСЗН в <адрес> на предоставление мер социальной поддержки по оплате отопления и освещения.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации <адрес> Ш. исковые требования не признала, пояснила, что п.5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ « 3266-1 «Об образовании» было предусмотрено, что право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках имеют педагогические работники образовательных учреждений, Пенсионерам – бывшим педагогическим работникам в сельской местности аналогичные меры социальной поддержки вышеуказанным законом не были предусмотрены. С ДД.ММ.ГГГГ законом края от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) установлены меры социальной поддержки в форме денежных выплат в объеме, соответствующем ст. 55 Закона РФ «Об образовании», только педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, закон края по сути изменяет только форму предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности с натуральной на денежную. Считает, что нормативные правовые акты не содержат норм, предусматривающих предоставление каких-либо мер социальной поддержки вышедшим на пенсию педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, считает, что в удовлетворении иска следует отказать.
Представитель заинтересованного лица Министерства социальной политики <адрес>, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в направленном в суд отзыве на исковое заявление прокурора считал исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным изложенным выше в решении в пояснениях представителя ответчика – УСЗН администрации <адрес>.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
К. является педагогическим работником, перешедшим на пенсию, педагогический стаж которой составляет не менее 10 лет работы в детском доме сельской местности (воспитатель Абанского детского дома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников домов ребенка, детских домов, находящихся в сельской местности, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в детских домах, домах ребенка, расположенных в сельской местности, не менее 10 лет, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотрено в сохраняющем силу в настоящее время Постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах», согласно пп. в) п. 7 которого в целях дальнейшего повышения эффективности и улучшения условий труда педагогических работников домов ребенка, детских домов и школ- интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует исполкомам сельских и поселковых Советов народных депутатов предоставлять бесплатно педагогическим работникам домов ребенка и детских домов, находящихся в сельской местности и в поселках городского типа (рабочих поселках), и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности. Установленные льготы по коммунальным услугам сохранять за перешедшими на пенсию педагогическими работниками детских домов и домов ребенка и за проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы указанных работников в детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет.
Данная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П «По запросу <адрес> о проверке конституционности положений абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации», где указано, что Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена, либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшиться, Российская Федерация не устранялась до ДД.ММ.ГГГГ, когда вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, и не устраняется от взятых на себя обязательств, не может произвольно от них отказываться, и, если органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, правомерным является удовлетворение таких требований за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Из Разъяснений «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется, в том числе, за педагогическими работниками детских домов, домов ребенка, перешедшими на пенсию, и за совместно проживающими с ними членами их семей, если общий стаж указанных работников в сельских дошкольных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами. Данное право сохраняется независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу.
Данная мера социальной поддержки, гарантированная государством, существующая в Законе РФ «Об образовании», способствует закреплению специалистов в данной местности и означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги.
Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения был принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», вступивший в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, а также Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, утвердившее Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение данных расходов производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> наймодателям жилых помещений, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения) в безналичной форме, путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств. Из данного нормативного регулирования следовало предоставление с ДД.ММ.ГГГГ льготы по отоплению (теплоснабжению) вышеуказанной категории, в том числе пенсионерам-педагогам в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа», которым был отменен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и установлен новый порядок реализации права данной категории педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счета педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. В силу ст. 7 закона предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством <адрес> и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании», в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 «Об образовании» изложен в новой редакции, в соответствии с которым предусмотрено право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливается законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данное положение Закона «Об образовании» вступило в действие с ДД.ММ.ГГГГ
При этом ст. 3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» ( в ред. настоящего Федерального Закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из вышеперечисленных положений нормативно-правовых актов следует, что федеральным и региональным законодательством порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности изменен.
Вместе с тем, имеющееся у педагогических работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и вышедших на пенсию, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в силу прямого указания ФЗ № на невозможность снижения нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам на ДД.ММ.ГГГГ, на педагогов-пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, принятие решения о предоставлении денежных выплат или об отказе в их предоставлении, расчет размера денежных выплат педагогическим работникам осуществляет орган местного самоуправления.
На территории <адрес> данными полномочиями наделено Управление социальной защиты населения администрации <адрес>.
Согласно материалов граданского дела, К. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в УСЗН администрации <адрес> с просьбой предоставить денежные выплаты за электроотопление и освещение.
ДД.ММ.ГГГГ К. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки на оплату ЖКУ педагогическим работникам письмом руководителя УСЗН администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании установлено, что К., согласно записям в трудовой книжке, работала в педагогических должностях в общеобразовательных учреждениях, в том числе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (более 10 лет) в должности воспитателя Абанского детского дома, уволена из КГБОУ «Абанский детский дом» ДД.ММ.ГГГГ, является получателем пенсии за выслугу лет, как педагогический работник с ДД.ММ.ГГГГ, согласно пенсионного удостоверения. Ранее как педагогический работник, в том числе до и после выхода на пенсию, она пользовалась льготами на отопление и освещение, предоставляемыми в натуральной форме в виде бесплатной услуги.
Согласно справки с места жительства К. проживает по адресу: <адрес>, кВ. 7, совместно с сыном К.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что К. является педагогическим работником, перешедшим на пенсию, имеющим право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, а также на получение меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением.
Действия Управления социальной защиты населения администрации <адрес>, выразившиеся в отказе К. как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающей в сельском населенном пункте <адрес>, предоставления мер социальной поддержки за отопление и освещение занимаемой ею жилой площади, не позволяют последней реализовать свои конституционные права, вследствие чего, являются незаконными и нарушают ее права, как педагогического работника, вышедшего на пенсию.
Отсутствие в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, указания о денежных выплатах на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, отработавших не менее 10 лет в сельской местности, перешедшим на пенсию, либо о механизме возмещения расходов обслуживающей организации на предоставление социальных льгот указанной категории педагогических работников, не может умалять их установленное государством право на получение данных мер социальной поддержки.
Учитывая, что имеет место нарушение прав, свобод, законных интересов гражданина, в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд за защитой интересов гражданина.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Б., С.АВ., С., К. удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации <адрес> произвести перерасчет размера предоставленной меры социальной поддержки Б., С., С., К. из расчета 100 процентов оплаты приобретения и доставки твердого топлива по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.В.Черенкова