ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-198/2021 от 16.03.2021 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-198/2021

39RS0004-01-2020-003705-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2021 года г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Дорошевич Ю.Б.

при секретаре Спириной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амелина Андрея Викторовича к ПАО «Банк ВТБ» о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Амелин А.В. обратился в суд с иском к ПАО «Банк ВТБ», указав, что 14.07.2020 г. позвонил незнакомый мужчина, которого заинтересовало размещенное на сайте «Авито» объявление о продаже автопокрышек. Выразив намерение купить колесо, незнакомец пожелал внести задаток путем перечисления денег на карту Банка-ВТБ (ПАО) по номеру телефона, который привязан к его (Амелину А.В.) банковской карте. Через некоторое время мужчина перезвонил, сообщил, что по номеру телефона перевод не получается, поэтому попросил сообщить ему номер карты. Он (Амелин А.В.) направил мужчине номер карты смс-сообщением. Кроме номера карты других реквизитов не сообщал. В течение короткого периода времени (минут 15-20) в его (Амелина А.В.) адрес стали поступать сообщения о входе в личный кабинет и об открытии трех цифровых карт. В итоге с карточного счета неизвестными лицами было списано <данные изъяты> руб. (при этом сообщений с одноразовыми паролями на списание денег, равно как и сообщений о списании денежных средств с карты не поступало). Мошенниками было совершено в общей сложности 15 операций по переводу денежных средств. Первоначально произведен перевод денежных средств в сумме <данные изъяты> руб. на карту неизвестного лица. Одновременно деньги в сумме <данные изъяты> руб. переведены на одну из открытых цифровых карт, с которой деньги посредством тринадцати операций были переведены неизвестным адресатам. Получив сообщения о входе в личный кабинет, истец попытался заблокировать карту прямо в личном кабинете. После неудачной попытки стал звонить на горячую линию Банка (№ 1000). Блокировкой банковской карты не удалось пресечь кражу денежных средств, поскольку мошенники уже успели открыть цифровые карты, на одну из которых были переведены деньги с карты. В результате продолжительных звонков в банк удалось остановить лишь одну операцию по переводу денег в сумме <данные изъяты> руб. Эти денежные средства впоследствии были возвращены. Общая сумма похищенных денежных средств составила <данные изъяты> руб. 14.07.2020 г. обратился в ОМВД по Московскому району (по телефону). Обращение зарегистрировано за номером КУСП 20982 от 14.07.2020 г. 15.07.2020 г. обратился с письменным заявлением в Банк с просьбой разобраться в произошедшем и вернуть незаконно списанные денежные средства в сумме 117 600 руб. Были возвращены денежные средства в сумме <данные изъяты> руб., в возврате остальной суммы (<данные изъяты> было отказано. В ответ на обращение Банк прислал письмо без даты, номера, подписи, в котором сообщил, что списание со счета карты осуществлено по его (Амелину А.В.) распоряжению, путем введения реквизитов карты и подтверждения операций введением одноразового пароля через смс-сообщение. Отказ банка незаконный и необоснованный. Дебетовая карта, с которой произошло хищение денежных средств, открыта Банком в 2018 г., является зарплатной и используется для получения зарплаты и снятия с нее денежных средств. Пароль карты, код CVC, срок действия карты, а также логин и пароль от личного кабинета никогда и никому не сообщал. Сообщения с одноразовыми паролями не получал и не направлял. Хищение с карты денежных средств стало возможным по вине самого Банка, который не обратил внимания на повышенную активность на карточном счете. Сотрудник Банка либо вследствие некомпетентности, либо умышленно не стал блокировать цифровые карты. С Банка должна быть взыскана неустойка на основании положений ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей», исчисляемую в порядке п.5 ст.28 вышеназванного закона. Расчет неустойки следует производить следующим образом: <данные изъяты> (размер убытков) х 3% (размер законной неустойки) х 61 день (август-сентябрь) просрочки на день составления искового заявления) = <данные изъяты> рублей. С учетом суммы причиненного ущерба считает целесообразным снизить сумму неустойки до суммы основного требования о возмещения ущерба, то есть до суммы 104 687,96 руб. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Амелин А.В. просит суд взыскать с ПАО «Банк ВТБ» причиненный ущерб в размере 104 687,96 руб., неустойку в размере 104 687,96 руб., моральный вред в сумме 10 000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Истец Амелин А.В. в судебном заседании поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить. Ранее указывал, что смс-сообщения стали поступать сразу же после звонка покупателя, он попросил прислать номер карты цифрами. Отправил номер карты, а не фотографию. Оператором центра поддержки карта была заблокирована, но сообщения продолжали приходить. Другой оператор пояснил, что были созданы еще карты. Они тоже заблокированы.

Представитель ответчика «Банк ВТБ» (ПАО) по доверенности Долганина В.В. в судебном заседании просила в иске отказать. Представила возражения, в которых указала, что 06.04.2018 г. Амелин А.В. подписал, как клиент Банка, заявление клиента на предоставление комплексного обслуживания в Банке ВТБ (ПАО), на основании которого ему был открыт ранее (21.03.2018 г.) зарезервированный текущий счет . В соответствии с п. 3 заявления, заполнив и подписав заявление, истец заявил о присоединении к действующей редакции Правил комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) (далее - Правил КОФЛ ВТБ), в том числе к действующей редакции Правил предоставления Банка ВТБ-Онлайн физическим лицам в Банке ВТБ (ПАО) (далее - Правила ДБО), Правил совершения операций по счетам физических лиц в ВТБ (ПАО) в порядке, предусмотренном ст. 428 ГК РФ. Заявление вместе с Правилами и Тарифами представляет собой Договор комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) между Банком ВТБ (ПАО) и клиентом). Пункт 3.1 Правил ДБО устанавливает, что доступ клиента в систему ДБО осуществляется при условии его успешной Аутентификации. В соответствии с п. 7.1.3. Правил ДБО и пп. 4.5 и 4.6. Приложения №1 к Правилам ДБО доступ Клиента в ВТБ Онлайн осуществляется при условии Идентификации и Аутентификации Клиента. Аутентификация Клиента осуществляется с использованием Пароля. При этом Пароль является строго конфиденциальным, и Клиент обязуется обеспечивать хранение информации о Пароле способом, делающим его недоступным третьим лицам, а также немедленно уведомлять Банк в случае Компрометации Пароля. Для дополнительной аутентификации используются средства подтверждения в виде SMS/Push-кодов, направляемых на номер мобильного телефона, сообщенного клиентом Банку, ПИН-кодов, ОЦП/Код, сформированные Токеном коды подтверждения, ПЭП, Усиленная ЭП. Клиент обязуется не передавать в постоянное или временное пользование третьих лиц полученные им в Банке средства подтверждения, не раскрывать третьим лицам информацию о средствах подтверждения, находящихся в его распоряжении, хранить и использовать средства подтверждения способами, обеспечивающими невозможность их несанкционированного использования, а также немедленно уведомлять Банк обо всех случаях доступа или о предполагаемой возможности доступа третьих лиц к средствам подтверждения (пункты 7.1.3 и 3.2.4 Правил). Истец обратился в банк с претензией о возврате денежных средств. По фактам, изложенным в обращении истца, банком была проведена проверка, в ходе которой установлено, что все входы в систему ВТБ-Онлайн выполнены банком с корректной Аутентификацией и Идентификацией и исполнением всех установленных процедур по проведению операций клиента, результат был сообщен клиенту. Оспариваемые операции были совершены 14.07.2020 года в системе «ВТБ-Онлайн» после авторизации с вводом логина, пароля и кода подтверждения. Операции по переводу денежных средств в системе «ВТБ-Онлайн» так же были подтверждены действительными средствами подтверждения. Затем, с использованием реквизитов цифровой банковской карты, выпущенной на имя клиента в ВТБ-онлайн, были проведены операции по переводу денежных средств на стороннем интернет - ресурсе. Операции были совершены и авторизованы в предприятии электронной коммерции в сети Интернет с вводом реквизитов карты (для совершения такого рода операций физическое присутствие карты не является обязательным, подпись клиента на документах не предусмотрена). Списание со счета карты осуществлено по распоряжению клиента, оформленному в соответствии с Правилами КОФЛ и Правилами ДБО. В указанном случае права и основания для оспаривания операций в соответствии с Правилами международной платежной системы, у Банка отсутствуют. На момент совершения операций в Банк не поступали сообщения об утрате/компрометации средств подтверждения и банковской карты, таким образом, у Банка отсутствовали основания для отказа в проведении операций. Приостановить уже совершенные операции с использованием системы дистанционного обслуживания «ВТБ-Онлайн», а также с использованием банковской карты Банк не может. Авторизация в «ВТБ-онлайн» 14.07.2020 19:26 (время здесь и далее указывается по МСК (московское)) выполнена по каналу МБ2 (мобильный банк) с вводом номера карты *8949 в качестве логина и SMS-кода на вход, направленного банком на номер телефона клиента (сведения о получении SMS-сообщения на доверенный телефон истцом подтверждены, в том числе предоставлением истцом в суд распечатки копий с экрана телефона о поступлении указанного SMS -сообщения с текстом, аналогичным представленному Банком в сведениях о Push/-/SMS уведомлениях.) 14.07.2020 19:26:21 направленный истцу SMS-пароль введен при входе в ВТБ-Онлайн после первоначального ввода номера карты для активации мобильного приложения ВТБ-Онлайн на телефоне (девайс-токене), вход подтвержден кодом при входе в Систему МБ2 (мобильное приложение ВТБ-Онлайн), вид подтверждения: ОТР SMS 176.59.36.237 (то есть направленный истцу в SMS-сообщении пароль был введен для активации мобильного приложения ВТБ-Онлайн и подтвердил аутентификацию клиента как надлежащего пользователя). На мобильном устройстве, с которого выполнен подтвержденный SMS-паролем вход в ВТБ-Онлайн, установлен Passcode, мобильное устройство (девайс-токен) подключено к получению PUSH-кодов. Этим Passcode подтверждены спорные операции в «ВТБ-онлайн». 14.07.2020 19:26:31 происходит активация Девайс-токена (iPhone10,1 DeviceID=8888000048696643) для входа по ПИНу (установление Pass-кода). В Банк через мобильное приложение ВТБ-Онлайн поступил запрос на подключение к мобильному устройству PUSH-уведомлений на мобильное устройство (iPhone10,1 DeviceID=8888000048696643). Поскольку запрос поступил с авторизованного входа в ВТБ Онлайн, произведено подключение к PUSH-уведомлениям на мобильное устройство, о чем истцу направлено SMS-уведомление. После авторизированной активации мобильного приложения через него проведено несколько действий и операций. 14.07.20 19:28:46 произведен перевод со своей карты на карту другого банка <данные изъяты> руб., открыт текущий счет К открытому счету выпущены цифровые карты: в 19:31:23 *3543. 14.07.20 19:32:55 со счета списано и зачислено на счет сумма в размере <данные изъяты> руб. В 20:05:27 выпущена цифровая карта с авторизированной аутентификацией *4609 со счетом В 20:14:02 выпущена еще одна цифровая карта *4453 счет 14.07.2020 20:24:49 (по МСК) происходит изменение настроек безопасности, блокировка доступа к ТБ по звонку клиента (мошенничество). Перевод денежных средств на основании Распоряжения становятся безотзывным и окончательным после исполнения Банком распоряжения клиента в соответствии с п. 7 ст. 5 ФЗ «О национальной платежной системе» (п. 3.4.6 Правил). Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Поскольку вина Банка в неисполнении обязательств по Договору отсутствует, отсутствуют основания для взыскания морального вреда. Доказательств причинения Банком заемщику физических и нравственных страданий истец не представил, таким образом, оснований для удовлетворения требований в этой части нет.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 06.04.2018 Амелин А.В. подал в Банк ВТБ (ПАО) заявление клиента на предоставление комплексного обслуживания, просил открыть мастер-счет . Заполнив и подписав указанное заявление Амелин А.В. заявил о присоединении к действующей редакции Правил комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), в том числе к действующей редакции Правил предоставления Банка ВТБ-Онлайн физическим лицам в Банк ВТБ (ПАО), Правил совершения операций по счетам физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), Сборника тарифов на услуги, предоставляемы Банком ВТБ (ПАО) в порядке предусмотренном ст. 428 ГК РФ. Настоящее заявление вместе с правилами и тарифами представляет собой договор комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) между ним и банком.

Распиской от 23.07.2020 подтверждается получение Амелиным А.В. банковской карты к банковскому счету .

Из ответа Банка ВТБ (ПАО) от 25.02.2021 следует, что Амелин А.В. является клиентом Банка ВТБ (ПАО), на его имя за период с 14.07.2020 по 25.02.2021 открыты счета/ карты: от 21.03.2018 счет , от 14.07.2020 , таким образом, между Амелиным А.В. и Банком ВТБ (ПАО) заключены договоры банковского счета.

Отношения между истцом и банком, возникающие в связи с использованием системы дистанционного банковского обслуживания «ВТБ-Онлайн», регулируются Правилами дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) (далее-Правила), являющимися неотъемлемой частью договора дистанционного банковского обслуживания, заключенного межу сторонами.

Доступ клиента в систему «ВТБ-Онлайн» осуществляется при условии идентификации и аутентификации с использованием пароля, который является строго конфиденциальным (пункт 7.1.3 Правил и пункты 4.5 и 4.6 Приложения № 1 к Правилам), вход в ВТБ-Онлайн осуществляется с использованием УНК/номера карты/Логина, Пароля и СМС-кода/Push-кода.

Подтверждение распоряжений, передаваемых с использованием «ВТБ-Онлайн», производится клиентом при помощи действительных средств подтверждения (пп. 3.2.2 Правил). Передавая в Банк распоряжение о совершении операции в виде электронного документа, клиент поручает банку провести операцию, соглашаясь с ее параметрами, и несет ответственность за их правильность (п. 5.4.2 Приложения №1 к Правилам).

Клиент обязуется не передавать третьим лицам полученные в банке средства подтверждения и аутентификации, хранить и использовать их способами, обеспечивающими невозможность несанкционированного использования, а также немедленно уведомлять Банк обо всех случаях доступа или о предполагаемой возможности доступа третьих лиц к средствам подтверждения (пп. 7.1.3 и 3.2.4 Правил).

Как следует из распечатки телефонных звонков, предоставленной истцом на его мобильный телефон 14.07.2021 в 18:19 поступил входящий звонок с номера <данные изъяты> длительностью 00:01:55. (л.д. 10) В судебном заседании Амелин А.В. пояснял, что звонил мужчина по объявлению, размещенному на сайте «Авито», о продаже автомобильных шин. С целью внесения денежных средств в виде задатка мужчина попросил номер банковской карты истца.

Согласно информации о SMS/MMS сообщениях в домашней сети и контенте по счету телефонный номер <данные изъяты> за период с 26.06.2020 по 25.07.2020, 14.07 в 19:25:10 (время Московское) на номер <данные изъяты> Амелиным А.В. направлено исходящее SMS.

Как пояснял в заседании истец, он отправил номер карты мужчине для перевода денежных средств по объявлению.

14.07.2021 в 18:25 мужчина перезвонил, звонок длился 00:04:27.

Согласно п. 5.1 Приложения №1 к Правилам предоставления дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), подтверждение (подписание) Распоряжений в ВТБ-Онлайн производится Клиентом при помощи следующих средств подтверждения: SMS/Push-кодов, сформированных Токеном/Генератором паролей кодов подтверждения, в случае использования Мобильного приложения ВТБ-Онлайн, в том числе при помощи Passcode.

Пункт 5.6 Приложения №1 описывает порядок использования Passcode. Passcode назначается Клиентом самостоятельно в рамках любого сеанса связи, при котором Аутентификация для работы в Мобильном приложении ВТБ-Онлайн была выполнена с использованием Идентификатора (УНК/номера карты), Пароля и SMS/Push-кода. При назначении Клиентом Passcode программными средствами в автоматизированном режиме, формируется уникальный параметр - идентификатор клиента в мобильном приложении (соответствует мобильному устройству, на котором установлено мобильное приложение ВТБ-Онлайн, и УНК), который не сообщается Клиенту, а программными средствами в автоматическом режиме в случае корректного ввода Клиентом Passcode используется в дальнейшем при Аутентификации для работы в Мобильном приложении ВТБ-Онлайн, а также создания ПЭП для подписания Распоряжений/Заявлений П/У в виде электронных документов.

В случае ввода в интерфейсе ВТБ-Онлайн Клиентом Passcode, применение (ввод) Идентификатора (УНК/номера карты), Пароля и SMS/Push-кода при Аутентификации для работы в мобильном приложении ВТБ-Онлайн и/или при подписании Распоряжений/Заявлений П/У/Кредитного договора в виде Электронных документов не требуется.

Из распечатки сообщений, предоставленной истцом, следует, что на его мобильный телефон поступило сообщение банка в 18:26:07 с кодом (635627) для входа в ВТБ-Онлайн, что также подтверждается сведениями о Push/-/SMS уведомлениях Амелина А.В. через дистанционное обслуживание с 14.07.20 по 26.07.20. В следующем сообщении было указано, что устройство iPhone подключено к Push кодам (18:27). (л.д. 91)

Согласно сведениям о параметрах входа по операциям Амелина А.В. через дистанционное обслуживание с 22.04.20 по 14.07.20, 14.07.2020 в 19:27:04 (время Московское) был осуществлен вход в ВТБ-Онлайн с телефона iPhone10,1 путем введения номера карты и кода № 635627, направленного в SMS на телефон истца, то есть была произведена Аутентификация в период телефонного разговора истца с неизвестным лицом после поступления на телефон Амелина А.В. данного кода, что также подтверждается представленными в дело скриншотами из программы банка.

В последующем в Банк через мобильное приложение ВТБ-Онлайн поступил запрос на подключение PUSH-уведомлений на мобильное устройство (iPhone10,1 DeviceID=8888000048696643). Поскольку запрос поступил с авторизованного входа в ВТБ Онлайн, произведено подключение к PUSH-уведомлениям на мобильное устройство, о чем истцу направлено SMS-уведомление.

После авторизированной активации мобильного приложения через него проведено несколько действий и операций.

Из выписки по счету , открытого на имя Амелина А.В. за период с 14.07.2020 по 15.03.2021 следует, что 14.07.2020 был произведен перевод денежных средств в размере руб. на другую карту (P2P) XVK4C5 со счета карты на карту/счет .

В судебном заседании Амелин А.В. пояснял, что у него одна зарплатная карта Банка ВТБ (ПАО).

14.07.20 19:31:01 (время Московское) в приложении ВТБ-Онлайн открыт Амелину А.В. новый текущий счет .

К открытому счету 14.07.20 выпущена цифровая карта в 19:31:23 (время Московское) № *3543 (Цифровая Мультикарта MasterCard).

14.07.20 19:32:55 (время Московское) со счета списана и зачислена на счет сумма в размере <данные изъяты> руб.

14.07.20 в 20:05:27 (время Московское) выпущена цифровая карта с авторизированной аутентификацией *4609 (Цифровая Мультикарта MasterCard) к счету .

В 20:14:02 (время Московское) выпущена еще одна цифровая карта с авторизированной аутентификацией № *4453 к счету

Все указанные операции произведены с подтверждением ПИН-кодом с устройства iPhone10,1 DeviceID=8888000048696643.

Согласно распечатке звонков истец звонил в контактный центр Банка ВТБ (ПАО) на номер 1000 14.07 в 18:55. Между тем, из пояснений истца в судебном заседании следует, что он просил заблокировать зарплатный счет. В связи с этим сотрудником банка был заблокирован только счет .

После повторного звонка Амелина А.В. в Банк ВТБ (ПАО), в 14.07.2020 20:24:49 (время Московское) произведена полная блокировка доступа.

Согласно выписке по счету за период с 14.07.2020 по 15.03.2021, открытого на имя Амелина А.В., 14.07.2020 было произведено неоднократное списание денежных средств на оплату товаров и услуг на сумму <данные изъяты> руб.

Приостановить операции, уже совершенные с использованием системы дистанционного обслуживания ВТБ-Онлайн, а также с использованием банковской карты, Банк не может. Перевод денежных средств на основании Распоряжения становятся безотзывным и окончательным после исполнения Банком распоряжения клиента в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона «О национальной платежной системе» (пункт 3.4.6 Правил).

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Согласно ч. 2 ст. 847 ГК РФ клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц, в том числе связанному с исполнением клиентом своих обязательств перед этими лицами. Банк принимает эти распоряжения при условии указания в них в письменной форме необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующего требования идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление.

На основании ст. 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 849 ГК РФ банк обязан по распоряжению клиента выдавать или списывать со счета денежные средства клиента не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

Клиент обязуется не передавать третьим лицам полученные в Банке средства подтверждения и аутентификации, хранить и использовать их способами, обеспечивающими невозможность несанкционированного использования, а также немедленно уведомлять Банк обо всех случаях доступа или о предполагаемой возможности доступа третьих лиц к средствам подтверждения (пп. 7.1.3 и 3.2.4. Правил).

В силу положений ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

В силу ст. 858 ГК РФ ограничение распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету, в том числе блокирования (замораживания) денежных средств в случаях, предусмотренных законом.

Согласно п. 4 ст. 847 ГК РФ договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и иными способами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и других средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

Из материалов дела следует, что оспариваемые операции произведены с вводом Passcode, который был получен после входа в ВТБ-Онлайн с подтверждением кодом, направленным в смс сообщении истцу. Ввод одноразового пароля, поступившего на телефон, является поручением клиента на перевод денежных средств.

Как следует из ч.ч. 10, 11, 15 ст. 7 Федерального закона «О национальной платежной системе», перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя, средств на сумму перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется незамедлительно после принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента. Перевод электронных денежных средств становится безотзывным и окончательным после осуществления оператором электронных денежных средств действий, указанных в ч. 10 настоящей статьи (ч. 15 указанного закона).

Принимая во внимание изложенное, поручение истца являлось для банка надлежащим распоряжением о совершении операции о перечислении денежных средств на счет, вследствие чего у банка отсутствовали правовые основания для отказа или приостановления исполнении данного поручения клиента.

Принимая во внимание, что нарушений со стороны кредитного учреждения в ходе судебного разбирательства не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании денежных средств, так как отсутствует вина Банка ВТБ (ПАО) в списании денежных средств со счета истца, поскольку списание денежных средств со счета было совершено на основании полученных через платежную систему запросов, после произведенной аутентификации клиента с подтверждением номера карты и направленного SMS кода, содержание которых позволило банку идентифицировать клиента. При выполнении данной операции банк не имел оснований усомниться в правомерности поступившего распоряжения, основания для невыполнения поступившего запроса у банка отсутствовали.

Истцом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств нарушения ответчиком условий договора, списания денежных средств неуполномоченным лицом без поручения владельца счета, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшим ущербом, и соблюдения правил дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), а также мер предосторожности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требование Амелина А.В. о взыскании денежных средств удовлетворению не подлежит.

Поскольку основное требование истца не подлежит удовлетворению, основания для взыскания в пользу истца неустойки, штрафа, а также компенсации морального вреда в силу ст.ст. 31, 28, и 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», также отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Амелина Андрея Викторовича к ПАО «Банк ВТБ» о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 23 марта 2021 года.

Судья: