ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-198/2022 от 19.05.2022 Кушвинского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-198/2022

УИД: 66RS0036-01-2022-000209-84

Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2022 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2022 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Туркиной Н.Ф.,

при секретаре судебного заседания Алексеевой Л.В.,

с участием старшего помощника прокурора г. Кушва Певцовой Т.Х.,

представителя МАОУ СОШ № 20, Управления образования КГО Посягина Е.П.,

представителя Кушвинского ОВО Елькина С.С.,

представителя ООО ПСБ «СОВА-ОКО» Козлова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кушва, действующего в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 20, Управлению образования Кушвинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Кушва, действующий в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, обратился в Кушвинский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 20 (далее – МАОУ СОШ № 20), Управлению образования Кушвинского городского округа (далее – Управление образования КГО) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму.

В обоснование заявленных требований указано, что МАОУ МОШ № 20 осуществляет образовательную деятельность на основании Устава, утвержденного приказом Управления образования КГО от ДД.ММ.ГГГГ. Здания МАОУ СОШ № 20, расположенные по адресу: <адрес>; <адрес>, отнесены к третьей категории опасности. В нарушение положений федерального законодательства здания образовательной организации не оснащены средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Указанное непосредственно ведет к нарушению требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а также способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.

Из положений п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

МАОУ СОШ № 20 является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, для достижения которых такая организация создана. Муниципальное имущество в виде зданий нежилого назначения, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>, переданы образовательной организации на праве оперативного управления. Земельные участки под объектами находятся в постоянном (бессрочном) пользовании. С учетом уставной деятельности и гражданско-правового положений образовательная организация обязана соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать права граждан, в том числе несовершеннолетних на безопасность, охрану жизни и здоровья. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников, образовательной организации.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической безопасности объектов массового пребывания людей, к которым отнесены образовательные организации. Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства.

Указанным актом предусмотрено четыре категории опасности объектов (территорий) и относится к третьей категории опасности объектов (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 1 до 2 террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек или прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 15 до 150 млн. рублей.

В силу п. 25 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Установленное в подпункте «в» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно по отношению к прочим мероприятиям, связанное с оборудованием на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), применяется в отношении объектов, указанных в п. 2 Требований, перечень которых, в свою очередь, определен согласно пункту 4 этого же нормативного правового акта.

Предусмотренное подпунктом «в» пункта 25 Требований мероприятие в части средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) направлено на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), под которой Федеральный закон № 35-ФЗ в пункте 6 статьи 3 понимает состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению антитеррористического акта.

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Они полномочны обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (ст. 1, п. 21 ч. 1 ст. 9).

При этом данное нормативное положение не подменяет осуществление такого самостоятельного мероприятия в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности, как обеспечение их охраны, в том числе сотрудниками частных охранных организаций, что непосредственно предусмотрено подпунктом «б» пункта 25 Требований.

Одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности. Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Исходя из положений действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанность, в том числе органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

В соответствии с Положением об Управлении образования КГО, утвержденного Решением Думы Кушвинского городского округа первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ, оно является отраслевым органом администрации Кушвинского городского округа, выполняющим полномочия по решению вопросов местного значения в сфере образования на территории Кушвинского городского округа. К полномочиям Управления образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Кроме того, Управление образования осуществляет материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, финансово-экономическое обеспечение деятельности образовательных учреждений: осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством; осуществляет контроль за содержанием и использованием объектов муниципальной собственности, закрепленной в установленном порядке на праве оперативного управления за подведомственными учреждениями; осуществляет контроль за деятельностью учреждений, в том числе контроль за использованием бюджетных средств, в соответствии с порядком, предусмотренным действующими нормативными правовыми актами.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению соблюдения требований к антитеррористической защищенности является обязанностью не только МАОУ СОШ № 20, но и Управления образования КГО.

Кроме того, в силу требований п. 26 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении объектов и территорий, относящихся ко второй категории опасности (а здание по адресу: <адрес>, отнесено ко второй категории опасности), дополнительно к мероприятиям, указанным в п. п. 24, 25 Требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; б) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

В нарушение положений п. 26 Требований здание МАОУ СОШ № 20 по <адрес>, не оборудовано системой управления и контроля доступом.

Прокурор г. Кушва, с учетом увеличения исковых требований, просит возложить на Управление образования КГО обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить МАОУ СОШ № 20 денежные средства для осуществления мероприятий по оснащению здания, расположенного по адресу: <адрес>; <адрес>, системами передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), а также по оборудованию объекта, расположенного по адресу: <адрес>, системой контроля и управления доступом; возложить на МАОУ СОШ № 20 обязанность в течение двух месяцев с момента осуществления Управлением образования КГО финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности оснастить здания, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>, системами передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), а также оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, системой контроля и управления доступом.

Определением суда от 05.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Пожарные системы безопасности «СОВА-ОКО» (далее – ООО ПСБ «СОВА-ОКО).

Из отзыва МАОУ СОШ № 20 следует, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 установлены дифференцированные требования к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью. Прогнозный показатель количества пострадавших в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте (территории) в рабочие дни. Подпункт «г» пункта 13 постановления определяет объекты (территории) четвертой категории опасности, каковыми являются, в том числе, объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс.человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек. В соответствии из выкопировки паспорта безопасности объекта общее количество работников, обучающихся и иных лиц составляет 401 человек (<адрес>) и 700 человек (<адрес>), что в свою очередь свидетельствует об отнесении объектов ответчика к четвертой категории.

Кроме того, в силу п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289 внесение изменений в существующие паспорта безопасности объекта является исключительным правом учреждения, а не его обязанностью. Паспорт безопасности объекта является информационно-справочным документом, в котором содержатся общие сведения об объекте, сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте, сведения о критических элементах объекта, прогноз последний в результате совершения на объекте террористического акта, оценка последствия совершения на объекте террористического акта, оценка последствий совершения террористического акта на объекте, силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта, выводы и рекомендации.

Пункт 24 Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 устанавливает, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.

Использование законодателем в нормативно-правовом акте соединительного союза «или» предоставляет правоприменителю право и возможность выбора своих действий по исполнению требований, изложенных в подп. «г» п. 24 Постановления, что и было исполнено ответчиком.

Так, в соответствии с договором /М от ДД.ММ.ГГГГ на монтаж охранной сигнализации ООО ИТЦ НСБ «СОВА-ОКО» выполнены работы по монтажу охранной сигнализации в здании ответчика. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ ООО ИТЦ НСБ «СОВА-ОКО» организован мониторинг и обслуживание средств тревожной сигнализации, в том числе обеспечение передачи тревожных сообщений, поступающих с объекта ответчика на пульт Единой диспетчерской службы Кушвинского городского округа 112, а также подразделение противопожарной службы 206 ПЧ 46, ОФПС г. Кушва в круглосуточном режиме.

Кроме того, на территории Кушвинского городского округа между Муниципальным казенным учреждением Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунального хозяйства», имеющего в структуре учреждения Единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) и ООО ПСБ «СОВА-ОКО» заключено и действует соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о сотрудничестве, в соответствии с которым организован канал приема-передачи сообщений от муниципальных учреждений в ЕДДС, а также на пульт центрального наблюдения подразделений противопожарной службы 206 ПЧ 46 ОФПС по Свердловской области в рамках выполнения мероприятий по комплексной безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования, их обучающихся, сотрудников и иных лиц, находящихся на объекте. Указанное соглашение соответствует требованиям п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», п. 5.3.3 ГОСТ Р 56935-2016 «Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигнала на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», а также целям и задачам ЕДДС, предусмотренным п. п. 3.1, 3.2 ГОСТ Р 22.7.01-2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба».

В настоящее время прием в ЕДДС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий, террористической угрозы), поступающие в том числе с тревожных кнопок, смонтированных ООО ПСБ «СОВА-ОКО» в дошкольных образовательных учреждениях КГО, возможен и осуществляется по всем имеющимся видам в каналах связи, в том числе по номеру телефона ЕДДС и номеру «112», а также от сигнальных систем, систем мониторинга и других технических систем.

Таким образом, ответчиком выполнены в полном объеме все требования Постановления по антитеррористической защищенности объекта, в связи с чем в удовлетворении исковых требований прокурора ответчик просит отказать (л. д. 149 – 151).

От ООО ПСБ «СОВА-ОКО» поступил отзыв, в котором указано, что в настоящее время, прием на ПЦН «112» информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий, террористической угрозы), поступающих с кнопок тревожной сигнализации с образовательных организаций КГО осуществляется по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по номеру телефона ЕДДС и единому номеру «112», а также от сигнальных систем, систем мониторинга и других технических систем. На базе ЕДДС центра обработки вызовов Системы-112 осуществляется прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру «112» с территории муниципального образования, а также ввод и анализ в базу данных Системы-112 информации, полученной по результатам реагирования. Между ООО ПСБ «СОВА-ОКО» и ЕДДС Кушвинского городского округа заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о сотрудничестве и об организации канала передачи тревожных сообщений в рамках выполнения мероприятий по комплексной безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования и их учащихся согласно СП 118.13330.2012, ГОСТ Р 56935-2016, ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ-2021. Просит принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кушва Певцова Т.Х. исковые требования поддержала. Привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в настоящее время здания МАОУ СОШ № 20 отнесены ко второй и третьей категории опасности и в нарушение требований законодательства не оснащены системой передачи тревожных сообщений в подразделения Росгвардии. Кроме того, здание по <адрес>, не оснащено системой ограничения доступа. Заявленные исковые требования с цчетом увеличения просит удовлетворить.

Представитель МАОУ СОШ № 20 Посягин Е.П., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 71), а также по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ от именно Управления образования Кушвинского городского округа, возражал против удовлетворения заявленных требований. Привел доводы, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно суду пояснил, что согласно данным паспорта безопасности 2019 года в зданиях количество работников и обучающих составляло 401 и 700 человек. Население <адрес> составляет менее 10 000 человек. С учетом изменений, внесенных в Постановление Правительства Российской Федерации , оба здания должны быть отнесены к четвертой категории опасности. Вынесен приказ о проведении категорирования школы. В то же время образовательным учреждением принято решение о том, что несмотря на отсутствие необходимости устанавливать системы оповещения с выводом в подразделение Росгвардии, такая система будет установлена, но еще не определен период времени, так как необходимо время на проведение процедур в соответствии с Федеральным законом 223-ФЗ. Такое решение принято образовательным учреждение добровольно, лимиты уже доведены.

Представитель Кушвинского ОВО – филиала федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» Елькин С.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные исковые требования просил удовлетворить. По сущнеству исковых требований ничего не пояснил.

Представитель ООО ПСБ «СОВА-ОКО» Козлов С.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения требований прокурора. Привел доводы, аналогичные тем, что изложены в отзыве и дополнении к нему. Просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.

Выслушав доводы прокурора, принимая во внимание доводы представителей ответчиков, пояснения третьих лиц, изучив письменные материалы дела, дав в совокупности им оценку с соблюдением положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 2 и п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289) утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В соответствии с п. 6 указанных Требований в редакции на дату рассмотрения дела судом (законодательство в сфере противодействия терроризму обратной силы не имеет) в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.

В пункте 13 Требований указано, какие устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий). Так, к объектам (территориям) четвертой категории опасности относятся, в том числе, объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек.

Как установлено в судебном заседании, МАОУ СОШ № 20 является образовательной организацией, создано на основании постановления администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. Образовательная организация осуществляет деятельность по адресам: <адрес>; <адрес> (л. д. 83).

Прокурор, поддерживания исковые требования, а также представитель третьего лица Кушвинского ОВО, настаивая на удовлетворении исковых требований прокурора, ссылаются на то, что согласно имеющемуся паспорту безопасности здания МАОУ СОШ № 20 относятся ко второй и третьей категории опасности, а следовательно, в соответствии с требованиями п. 25 Требований здание образовательного учреждения должны быть оборудованы охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Однако суд не может согласиться с указанной позицией прокурора и третьего лица в связи со следующим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, а также форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей.

Согласно п. 6 Требований категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий. На каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности (п. 14), который является информационно-справочным документом, отражающим состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребыванию людей (п. 16).

Таким образом, в случае несоответствия данных, содержащихся в паспорте безопасности объекта, фактическим данным приоритет должны иметь сведения, соответствующие действительности.

Согласно выкопировкам из Паспортов безопасности объекта МАОУ СОШ № 20 среднее количество находящихся на объекте (территории) по адресу: <адрес>, в течении дня работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), 401 человек (л. д. 156), среднее количество находящихся на объекте (территории) по адресу: <адрес>, в течении дня работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), 700 человек (л. д. 158).

Согласно статистическим данным, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на ДД.ММ.ГГГГ по оценке Федеральной службы государственной статистики численность населения (постоянных жителей) поселка <адрес> составляет 9 887 человек.

Таким образом, с учетом изменений, внесенных в Постановление Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, здания МАОУ СОШ № 20, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>, относятся к четвертой категории опасности объекта (территории).

Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов (территорий), указанных в пунктах 2 - 9 изменений, утвержденных настоящим постановлением (в п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации № 289 указаны изменения, вносимые в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006), которым присвоена категория или паспорта безопасности которых утверждены до вступления в силу настоящего постановления, категорирование объектов (территорий) или внесение изменений в соответствующие паспорта безопасности до наступления оснований для их актуализации проводится по решению правообладателей указанных объектов (территорий).

Таким образом, приведение паспорта безопасности объекта в соответствие с действующим законодательством не является обязательным до его актуализации.

Вместе с тем Управлением образование КГО принято решение о приведении паспортов безопасности общеобразовательных учреждений в соответствие в действующим законодательством. Доказательства обратного суду не представлены.

Согласно п. 24 Требованиям по антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, в том числе, осуществляется оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.

При толковании текста во внимание принимается буквальное значение содержащихся в документе слов и выражений.

Союз «или» употребляется, в том числе, при соотнесении однородных членов предложения или целых предложений (по значению взаимоисключающих или заменяющих друг друга), указывая на необходимость выбора между ними. В данном случае отсутствует приоритет одного предложения перед другим, а следовательно, объекты третьей категории опасности могут по своему выбору оснастить объект (территорию) системами передачи тревожных сообщений либо в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, либо в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Иной вывод, в том числе о преимуществе войск национальной гвардии Российской Федерации при оснащении объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений перед экстренными службами, вызываемыми по единому номеру «112», основан на неверном толковании норм права.

В целях реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 разработаны Методические рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» (утверждены заместителем Министра просвещения Российской Федерации 15.02.2021). Согласно указанным Методическим рекомендациям система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» - система, предусматривающая передачу вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения (SMS), от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной радиотелефонной связи в систему-112, а также прохождение вызова (сообщения о происшествии) от системы-112 в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2020 № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 2071 утверждены Правила взаимодействия сил и средств систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», которые введены в действие с 01.01.2022. Согласно указанным Правилам система-112 представляет собой систему, объединяющую силы и средства, предназначенные для обеспечения вызова по единому номеру «112» и информационного взаимодействия органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также диспетчерских служб, функционирующая на основании нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на решение задач в области организации, функционирования и развития системы-112.

Организация приема и обработки вызовов в системе-112 осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным статьей 6 Федерального закона «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (п. 19 Правил). Переадресация поступивших вызовов является составной частью порядка информационного взаимодействия диспетчерских служб в рамках системы-112 (п. 25 Правил).

В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 7 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2020 № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утверждает порядок взаимодействия сил и средств системы-112, орган местного самоуправления принимает правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с организацией, функционированием и развитием системы-112; принимает участие в организации, функционировании и развитии системы-112 на своей территории.

Постановлением администрации Кушвинского городского округа от 04.12.2017 № 1781 утверждено Положение о муниципальном звене территориальной системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Кушвинского городского округа, согласно которому органами повседневного управления РСЧС КГО являются ЕДДС КГО и ДДС организаций (объектов).

Постановлением администрации Кушвинского городского округа от 30.12.2021 № 1763 утверждено Положение о единой дежурно-диспетчерской службе Кушвинского городского округа». Этим же постановлением признано утратившим силу постановление администрации Кушвинского городского округа от 18.09.2019 № 1206 «Об утверждении Положения о единой дежурно-диспетчерской службе Кушвинского городского округа». Указанное Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурной диспетчерской службы Кушвинского городского округа (далее – ЕДДС КГО) с учетом эксплуатации и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Свердловской области (далее – система-112), построения (внедрения), развития и эксплуатации на базе ЕДДС аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город») (п. 1).

ЕДДС является органом повседневного управления Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) муниципального уровня, обеспечивающим, в том числе управление ситами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении ЧС (подп. 4 п. 2). ЕДДС создается на штатной основе в виде самостоятельного структурного подразделения МКУ КГО «КДКС» (п. 8).

Целями ЕДДС является, в том числе, повышение эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествия); своевременное информирование органов повседневного управления РСЧС, органов управления ГО о прогнозируемых и возникших ЧС (происшествиях); обеспечение сбора и обмена информацией в области ГО (п. 10). ЕДДС присвоена V категория, определенная в соответствии с численностью населения на обслуживаемой территории: V категория – до 50 тыс. человек (п. 13).

Основанными задачами ЕДДС являются, в том числе: прием от населения, организаций, технических систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на территории КГО сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий); анализ и оценка достоверности поступающей информации, доведение ее до ДДС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), действующих на территории Кушвинского городского округа, в компетенцию которых входит реагирование на принятое решение; прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру «112»; ввод в базу данных системы-112 вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру «112»; контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру «112» с территории Кушвинского городского округа (п. 11).

Прием в ЕДДС информации (сообщений) лоб угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий) от населения, организаций, ДДС производится по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по номеру телефона ЕДДС и единому номеру «112», а также от сигнальных систем, систем мониторинга и других технически систем. Информация (сообщения) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий) принимаются, регистрируются и обрабатываются дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС (п. 35).

В режиме повседневной деятельности ЕДДС обеспечивает, в том числе, прием и обработку вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру «112» с обслуживаемой территории, а также анализ информации, полученной по результатам реагирования (п. 38).

Между Муниципальным казенным учреждением Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы», имеющее в структуре учреждения Единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС), и ООО ПСБ «СОВА-ОКО» ДД.ММ.ГГГГ заключили Соглашение о сотрудничестве (л. д. 175 – 177) для приема в ЕДДС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС, происшествий от населения, организаций, других ДДС, по всем имеющимся видам и сигналам связи, в том числе по единому номеру Системы «112» для обеспечения вызова экстренных оперативных служб, с учетом выполнения обязательных требований по антитеррористической защищенности муниципальных учреждений в Кушвинском городском округе (п. 1.1).

Как установлено судом, между МАОУ СОШ № 20 (Заказчиком) и ООО ПСБ «СОВА-ОКО» (Исполнителем) заключен договор А/С от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 160 – 165), в соответствии с условиями которого Исполнитель организует мониторинг и обслуживание средств автоматической пожарной, тревожной сигнализации, а также обеспечивает передачу тревожных сообщений охранному предприятию, с которым у Заказчика заключен договор.

В материалы дела представлены договор /М от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между МОУ СОШ № 20 (Заказчиком) и ООО ИТЦ НСБ «СОВА-ОКО» (Исполнителем) на монтаж охранной сигнализации по адресу: <адрес> (л. д. 166 – 167); акт к договору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому произведен монтаж тревожной кнопки (л. д. 168); договор на установку оборудования от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 169 – 170), в соответствии с условиями которого Заказчик МАОУ СОШ № 20 поручает, а Исполнитель ООО ПСБ «СОВА-ОКО» обеспечивает установку оборудования по адресу: <адрес>, с целью подключения к ранее смонтированной охранной, тревожной, пожарной сигнализации и системы оповещения на объекте заказчика, на пульт централизованного наблюдения (ПЦН) ООО «СОВА-ОКО» с возможностью передачи сигналов на ПЦН «01» и ПЦН «112» г. Кушва без участия работников объекта; акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому кнопка тревожной сигнализации по адресу: <адрес>, находится в работоспособном состоянии (л. д. 171); акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому кнопка тревожной сигнализации по адресу: <адрес>, находится в работоспособном состоянии (л. д. 173).

Таким образом, здания МАОУ СОШ № 20 по <адрес>; <адрес>, оснащены системой передачи тревожных сообщений, однако из представленных документов не следует, что сигнал с тревожных кнопок, смонтированных в зданиях образовательного учреждения, параллельно и одновременно с сигналом в ООО ПСБ «СОВА-ОКО» выводится на ПЦН-112 ЕДДС <адрес> в круглосуточном режиме.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1240-р утверждена Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Согласно данной Концепции Система-112 является территориально-распределенной информационной системой и объединяет на основе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований дежурно-диспетчерские службы следующих экстренных оперативных служб: служба пожарной охраны; служба реагирования в чрезвычайных ситуациях; служба милиции; служба скорой медицинской помощи; аварийная служба газовой сети; служба «Антитеррор». Единые дежурно-диспетчерские службы и дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб входят в соответствующие организационно-штатные структуры федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, безопасности государства, обеспечения правопорядка, безопасности жизни и здоровья граждан. Система-112 состоит, в том числе, из подсистемы приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях), предназначенной для приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих в единую дежурно-диспетчерскую службу от узлов обеспечения вызовов экстренных оперативных служб, принадлежащих оператору связи, и их передачи в соответствующие дежурно-диспетчерские службы. В состав указанной подсистемы входит центр обработки вызовов (сообщений о происшествиях), на котором производится прием и обработка вызовов, поступающих в единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру «112».

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что МАОУ СОШ № 20 не выполняются требования законодательства в области антитеррористической защищенности объекта (территории) путем вывода сигнала передачи тревожных сообщений по единому номеру «112».

Положения п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 устанавливают, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.

Прокурор г. Кушва просит возложить на МАОУ СОШ № 20 обязанность оснастить здания по адресам: <адрес>; <адрес>, системами передачи тревожных сообщений только в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), при этом не приводит основания, препятствующие МАОУ СОШ № 20 оснастить свои здания системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». В то же время законодатель предоставляет объектам четвертой категории опасности самим выбирать, каким образом из двух возможных будет организована передача тревожных сообщений. При указанных обстоятельствах суд, принимая решение только по заявленным требованиям, не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора. Ограничение прокурором образовательного учреждения в выборе способа передачи тревожных сообщений при наличии у последнего выбора, предоставленного законодателем, неправомерно.

Также прокурором заявлено требование возложить на Управление образования КГО обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить МАОУ СОШ № 20 денежные средства для осуществления мероприятий по оборудованию объекта, расположенного по адресу: <адрес>, системой контроля и управления доступом; возложить на МАОУ СОШ № 20 обязанность в течение двух месяцев с момента осуществления Управлением образования КГО финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, системой контроля и управления доступом.

Ответчики по данным исковым требованиям суду ничего не пояснили, отзыв по данным требованиям не представили, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства в обоснование своих возражений (при их наличии) суду не представили, доводы прокурора от отсутствии в здании МАОУ СОШ № 20 в <адрес>, системы контроля и управления доступом, не опровергли.

Согласно п. 7.1. ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Управление образования Кушвинского городского округа в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным Решением Думы Кушвинского городского округа № 624 от 20.10.2011 (л. д. 50 – 58), является отраслевым органом администрации Кушвинского городского округа, выполняющим полномочия по решению вопросов местного значения в сфере образования Кушвинского городского округа (п. 1.1). К полномочиям Управления образования КГО относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (подп. 3.1 п. 3). Полномочия по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий включает комплекс мероприятий, осуществляемых регулярно либо единовременно для приведения состояния зданий, сооружений и прилегающих к ним территорий в соответствие с требованиями санитарных правил и норм, государственного пожарного надзора, инспекции по охране труда и технике безопасности, а также с требованиями государственного образовательного стандарта путем, в том числе, оказания содействия муниципальным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы, а также осуществления межведомственного взаимодействия при планировании и проведении работ по содержанию зданий и сооружений образовательных учреждений, обустройстве их территорий (п. 3.3). Управление образования самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами в рамках утвержденной бюджетной сметы (п. 7.7).

Согласно Уставу МАОУ СОШ № 20 (л. д. 37 – 41) учредителем образовательного учреждения является Кушвинский городской округ, функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кушвинского городского округа в лице своего отраслевого органа – Управления образования КГО (п. 1.10).

Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что Кправление образования КГО обязано обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Согласно Методическим рекомендациями для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности, подготовленным рабочей группой при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства от 7 апреля 2020 года по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Роспотребнадзором, доработанным с учетом замечаний и предложений Минпросвещения России, МЧС России, Минтранса России, МВД России, Рособрнадзора, Роскомнадзора, Следственного комитета России и Генеральной прокуратуры России, для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности, в образовательной организации должны быть выполнены требования по охране образовательной организации и ее территории, в том числе, наличие системы контроля и управления доступом (турникет).

При указанных обстоятельствах, в целях организации антитеррористической защищенности несовершеннолетних, при отсутствии в настоящее время системы передачи тревожных сообщений в установленным законодательством порядке от образовательного учреждения в подразделения войск национальной гвардии либо в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", суд считает необходимым требование прокурора в этой части удовлетворить.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае освобождения истца от уплаты госпошлины, она подлежит взысканию с ответчика.

На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту неопределенного круга лиц.

Поскольку иск, заявленный прокурором в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворен в части, с каждого ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые прокурора г. Кушва, действующего в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 20, Управлению образования Кушвинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму удовлетворить частично.

Возложить на Управление образования Кушвинского городского округа обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить Муниципального автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 20 денежные средства для осуществления мероприятий по оборудованию объекта, расположенного по адресу: <адрес>, системой контроля и управления доступом.

Возложить на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 20 обязанность в течение двух месяцев с момента осуществления Управлением образования Кушвинского городского округа финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, системой контроля и управления доступом.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Управления образования Кушвинского городского округа в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Взыскать с Муниципального автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 20 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через канцелярию Кушвинского городского суда.

Судья Туркина Н.Ф.