ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-198/2022 от 28.09.2022 Архаринского районного суда (Амурская область)

года

УИД: 28RS0-79

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 сентября 2022 года

Архаринский районный суд в составе: председательствующего судьи Лобань Т.Н.,

секретаря судебного заседания ФИО2,

с участием помощника прокурора ФИО4,

представителя ответчика администрации ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей к администрации о возложении обязанности установить модульную котельную в сельсовета для обеспечения услугами теплоснабжения надлежащего качества, о возложении обязанности включить мероприятия по установке модульной котельной в сельсовета в государственную программу «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергоснабжение и повышение энергетической эффективности в », утвержденную постановлением от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей обратился с иском к администрации о возложении обязанности установить модульную котельную в сельсовета для обеспечения услугами теплоснабжения надлежащего качества, о возложении обязанности включить мероприятия по установке модульной котельной в сельсовета в государственную программу «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергоснабжение и повышение энергетической эффективности в », утвержденную постановлением правительства от ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование заявленных требований в исковом заявлении и в заявлениях об уточнении заявленных требований указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства при подготовке к отопительному периоду 2022-2023 годов, в ходе которой установлено, что главой муниципального образования утвержден сводный план мероприятий по подготовке объектов ЖКХ к работе в осенне-зимний период 2022-2023 годов. В рамках данного плана на котельной , муниципального образования запланировано: ремонт и обслуживание теплоустановок и электроустановок; капитальный ремонт кровли котельной; замена дымовой трубы котельной. Установлено, что собственником котельной расположенной в , тепловых сетей указанной котельной и оборудования (коммунальная инфраструктура объектов теплоснабжения) является муниципальное образование в лице муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом . Данная котельные эксплуатируется ООО «Архаринская коммунальная компания», на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Актом осмотра котельной от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией администрации , установлено, что техническое состояние здание котельной оценивается как неудовлетворительное, требуется выполнить ремонт крыши, фасада здания, внутренних помещений котельной.

В мае 2022 года специалистами ООО ПСО «Благовещенскпроект», проведено техническое обследование здания котельной, расположенной в , в целях установления технического состояния конструкций, определения пригодности здания к эксплуатации и возможности проведения капитального ремонта. Предположительный год постройки здания котельной , 1936 года. Срок эксплуатации указанного здания составляет 50 лет, что также свидетельствует о необходимости его замены. В процессе обследования здания выполнена техническая оценка состояния обследуемых конструкций, выявлены отдельные дефекты в техническом состоянии конструкций: фундаменты - аварийное; стены - аварийное; перегородки - работоспособное; перекрытие чердачное - аварийное; покрытие (крыша)- аварийное; оконное заполнение - ограниченно-работоспособное; дверное заполнение - ограниченно-работоспособное; полы - ограниченно-работоспособное; отмостка - аварийное.

Причинами разрушения бетона нижней части стен являются: отсутствие вертикальной гидроизоляции стен, соприкасающихся с грунтом; отсутствие горизонтальной гидроизоляции стен по верху фундамента. В результате отсутствия гидроизоляции происходит интенсивная абсорбция влаги бетоном из грунта, насыщенного водой, причем увлажнение бетона происходит не только части стены, примыкающей непосредственно к грунту, но и вышележащей части за счет капиллярного поднятия; низкие марки по морозостойкости и прочности материалов стен, примененных при строительстве здания, не соответствующих современным требованиям. В зимнее время происходит замерзание поровой воды, с разрушением структуры материала. Дефект разрушения бетона низа стен является критическим: из-за разрушения произошла частичная осадка стен с образованием горизонтальных и вертикальных трещин. Общее техническое состояние стен - аварийное. В связи с повсеместным развитием трещин, а также в связи с низкой прочностью стен требуется переустройство стен. Чердачное перекрытие из-за сквозных проломов, разрушений, чрезмерных прогибов и поражения конструкций гнилью отнесено к аварийному состоянию. В виду повсеместного развития дефекта, периодического отставания и обрушения частей подшивки потолка, а также с учетом того, что срок службы элементов деревянного перекрытия, который составляет 25 лет, истек, чердачное перекрытие восстановлению не подлежит. Требуется полная замена перекрытия на новое по проекту. Бетонные полы в связи с их просадками и разрушениями отнесены к ограниченно-работоспособному состоянию. Нормативный срок службы бетонных полов по грунту составляет 15лет. Требуется полное переустройство полов по проекту. Кроме этого, для приведения конструкций в исправное состояние необходимо выполнить: капитальный ремонт стропильной системы, с заменой дефектных элементов; выполнить новую кровлю; на кровле установить снегозадерживающие устройства; выполнить организованный водоотвод с кровли. Состояние инженерных систем оценивается как ограниченно работоспособное. Требуется полная замена системы отопления, электроснабжения, устройство системы вентиляции.

На основании проведенного обследования здания котельной установлено, что конструкции находятся в аварийном состоянии. Общее техническое состояние электрических сетей, системы отопления ограниченно-работоспособное.

Поскольку требуется переустройство всех конструктивных элементов, то здание восстановлению не подлежит. Рекомендуется выполнить снос объекта, со строительством новой модульной котельной. Строительство модульной котельной обусловлено быстрыми сроками возведения и меньшими затратами, нежели возведение нового здания.

Посредством котельной осуществляется теплоснабжение МДОКУ детский сад «Журавленок» который посещают 17 несовершеннолетних и 5 человек персонала, магазин продуктов и хозяйственных товаров который является единственным в и дом культуры который является центром общественной и культурной жизни местных жителей. Продолжение эксплуатации указанного здания котельной само по себе создает реальную угрозу жизни и здоровью работников ООО «АКК», осуществляющих свою трудовую деятельность в ходе отопительного периода. Сложившаяся ситуация создает реальную угрозу срыва отопительного сезона на территории и нарушения прав неопределенного крута лиц – жителей , в связи с началом образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, возникает реальная угроза безопасности обучающихся во время пребывания в учреждении, осуществляющей образовательную деятельность.

как собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на нее также возложена обязанность по принятию мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств. В соответствии с пп. 5.1, 29 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», решение вопросов предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения и ликвидации их последствий, организации и осуществления инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Согласно уставу , правительство области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти области, обеспечивает реализацию полномочий исполнительной власти области, решение задач социально-экономического развития, исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативно-правовых актов РФ, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексно социально-экономического развития области. Обязанность предупреждения чрезвычайной ситуации, исключению угрозы срыва отопительного периода лежит как на органах местного самоуправления, так и на органах государственной власти субъекта.

С учетом того, что нарушенны права граждан – жителей , на ежедневное бесперебойное снабжение тепловой энергией социально-значимых объектов села, а также с учетом имеющейся реальной угрозы возникновения необратимых последствий в виде срыва отопительного сезона 2022-2023 годов, считает, что необходимо обратить решение суда к немедленному исполнению.

Просит обязать администрацию , ИНН 2810000323, ОГРН 1022800875680 установить модульную котельную в , Касаткинского сельсовета, для обеспечения услугами теплоснабжения надлежащего качества. Обязать ИНН 2801123826, ОГРН 1072801009115, включить мероприятия по установке модульной котельной в , Касаткинского сельсовета, в государственную программу «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в », утвержденную постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда просит обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 на заявленных требованиях, с учетом уточненных требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении и в заявлении об уточнении заявленных требований, просит возложить обязанность на администрацию , ИНН 2810000323, ОГРН 1022800875680 установить модульную котельную в , Касаткинского сельсовета, для обеспечения услугами теплоснабжения надлежащего качества. Возложить обязанность на ИНН 2801123826, ОГРН 1072801009115, включить мероприятия по установке модульной котельной в , Касаткинского сельсовета, в государственную программу «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в », утвержденную постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что нарушены права граждан – жителей , на ежедневное бесперебойное снабжение тепловой энергией социально-значимых объектов села, а также с учетом имеющейся реальной угрозы возникновения необратимых последствий в виде срыва отопительного сезона 2022-2023 годов, просит решение суда обратить к немедленному исполнению.

Представитель ответчика – администрации ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований прокурора с учетом уточненных требований. Однако, администрация возражает против обращения решения суда к немедленному исполнению, поскольку необходимо поступление в бюджет субсидий из средств областного бюджета; проведение аукционных процедур по определению подрядчиков; проведение фактической работы выигравшего конкурс подрядчика по установке модульной котельной, т.е. требуется оформление ПСД, заказ оборудования, его доставка, установка, приёмка; необходимо провести согласование с органами ФСБ завоза крупного оборудования на приграничную территорию ; проведение пробных испытаний модульной котельной. Все указанные мероприятия невозможно осуществить незамедлительно после вынесения решения суда. необходим определённый промежуток времени для исполнения решения суда. Обращает внимание на то, что обустройство основания (фундамента) под модульную котельную возможно в тёплое время года и при условии устойчивых положительных температур.

Представитель ответчика – правительства Соловьёва С.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием от неё не поступало, в письменном отзыве на заявленные требования указала, что требования прокурора считает необоснованными. По мнению истца, на возлагается обязанность по предотвращению срыва отопительного периода. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Таким образом, не наделено полномочиями по организации теплоснабжения и как следствие обязанностью по предотвращению срыва отопительного периода. Истец просит возложить на обязанность по безусловному включению мероприятий по установке модульной котельной в с Журавлевка в государственную программу «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в », утвержденную постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит требованиям порядков программы предоставления субсидий муниципальным образованиям, в соответствии с которыми муниципальные образования должны пройти соответствующие отбор и выполнить условия предоставления субсидий. Для рассмотрения возможности выполнения мероприятия по установке модульной котельной в в рамках Программы, необходимо предоставление администрацией в министерство жилищно-коммунального хозяйства следующих документов: информации о потребности в средствах областного бюджета на капитальный ремонт и (или) модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры; сметного расчёта (сметы стоимостью свыше трёх миллионов предварительно согласовываются, в ПСУ «Строитель»); инвестиционного проекта, дефектной ведомости; акта обследования; обоснование потребности; информацию об уровне износа; утвержденную муниципальную программу; утверждённую проектно-сметную документацию, для случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; техническое задание. При наличии вышеперечисленных документов министерство жилищно-коммунального хозяйства обратится в министерство финансов области о выделении дополнительных лимитов финансирования в 2023 году. Таким образом, исполнение требований истца к Правительству зависит от совершения определенных действий в первую очередь администрацией . Кроме того является коллегиальным исполнительным органом, который принимает нормативные правовые акты, разработчиками которых являются другие органы государственной власти. Требования прокурора об обращении решения к немедленному исполнению является необоснованным, поскольку на дату принятия решения одномоментное совершение ответчиками всех действий, установленных Программой для получения государственной поддержки не возможно, а решение суда должно быть исполнимым. Просит в удовлетворении заявленных требований к отказать.

Представитель третьего лица – Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении». Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, в том числе являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Доказательств того, что администрация предпринимала меры к включению мероприятий по установке модульной котельной в программу правительства «Модернизация жилищно-коммунального комплекса энергосбережения и повышение энергетической эффективности в », утвержденную постановлением правительства в от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Отсутствие нормативного теплоснабжения на территории , Касаткинского сельсовета, приведет к увеличению заболеваемости среди населения, выхода из строя социальных объектов, школ, больниц, а как следствие угрозе жизни и здоровья населения .

Просит удовлетворить исковые требования прокурора в части возложения обязанности на администрацию организовать надлежащее теплоснабжение на территории путем установки модульной котельной, либо иным путем позволяющим обеспечить надлежащее теплоснабжение в .

В части требований к о возложении обязанности по включению в программу «Модернизация жилищно-коммунального комплекса энергосбережения и повышение энергетической эффективности в », утвержденную постановлением правительства от ДД.ММ.ГГГГ- отказать.

Представитель третьего лица муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований, от него не поступало.

Представитель третьего лица министерства жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований, от него не поступало.

Представитель третьего лица ООО «Архаринская коммунальная компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований, от него не поступало.

Представитель третьего лица ООО «Проектно-строительное объединение «Благовещенскпроект» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований, от него не поступало.

Представитель третьего лица администрация Касаткинского сельсовета в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований, от него не поступало.

Судом, в порядке ст. 167 ГПК РФ, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также в отношении, которых невозможно решить вопрос о правах, обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Жители являются неопределенным кругом лиц, так как их число непостоянно и постоянно варьируется. Точное количество заинтересованных в исходе настоящего дела лиц, интересы которых будут затронуты, определить невозможно в силу того, что не представляется возможным установить точное число потребителей тепловой энергии, поэтому суд находит обоснованным обращение прокурора в суд в защиту неопределенного круга лиц.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 3, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов. Под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержанием мощности.

На основании соглашений о передаче полномочий, заключенных администрациями муниципальных образований и администрацией , вопрос местного значения - «организация теплоснабжения» передан на исполнение на уровень .

Собственником котельной расположенной в , тепловых сетей указанной котельных и оборудования (коммунальная инфраструктура объектов теплоснабжения) является муниципальное образование в лице муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом .

Данная котельные эксплуатируется ООО «Архаринская коммунальная компания», на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Подпунктом «а» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, закреплено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Согласно пп. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

На основании подпункта «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ потребителю, среди прочих коммунальных услуг, может поставляться отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанном в пункте 15 Приложения к Правилам , а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении Правил .

Главой муниципального образования утвержден сводный план мероприятий по подготовке объектов ЖКХ к работе в осенне-зимний период 2022-2023 годов. В рамках данного плана на котельной , МО запланировано:

- ремонт и обслуживание теплоустановок и электроустановок;

- капитальный ремонт кровли котельной;

- замена дымовой трубы котельной.

Актом осмотра котельной от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией администрации , установлено, что техническое состояние здание котельной оценивается как неудовлетворительное, требуется выполнить ремонт крыши, фасада здания, внутренних помещений котельной.

В мае 2022 года специалистами ООО ПСО «Благовещенскпроект», проведено техническое обследование здания котельной, расположенной в в целях установления технического состояния конструкций, определения пригодности здания к эксплуатации и возможности проведения капитального ремонта.

Год постройки здания котельной 1968год, что подтверждается техническим паспортом здания котельной от 2007 года. Срок эксплуатации указанного здания составляет 50 лет, что также свидетельствует о необходимости его замены.

В процессе технического обследования 2026-22-ТО здания котельной, расположенной по адресу: ёвка, «а» выполнена техническая оценка состояния обследуемых конструкций, выявлены отдельные дефекты.

Техническое состояние конструкций: фундаменты - аварийное; стены - аварийное;

перегородки - работоспособное; перекрытие чердачное - аварийное; покрытие (крыша)- аварийное; оконное заполнение - ограниченно-работоспособное; дверное заполнение - ограниченно-работоспособное; полы - ограниченно-работоспособное; отмостка - аварийное.

Причинами разрушения бетона нижней части стен являются:

- отсутствие вертикальной гидроизоляции стен, соприкасающихся с грунтом; отсутствие горизонтальной гидроизоляции стен по верху фундамента. В результате отсутствия гидроизоляции происходит интенсивная абсорбция влаги бетоном из грунта, насыщенного водой, причем увлажнение бетона происходит не только части стены, примыкающей непосредственно к грунту, но и вышележащей части за счет капиллярного поднятия;

- низкие марки по морозостойкости и прочности материалов стен, примененных при строительстве здания, не соответствующих современным требованиям. В зимнее время происходит замерзание поровой воды, с разрушением структуры материала.

Дефект разрушения бетона низа стен является критическим: из-за разрушения произошла частичная осадка стен с образованием горизонтальных и вертикальных трещин. Общее техническое состояние стен - аварийное. В связи с повсеместным развитием трещин, а также в связи с низкой прочностью стен требуется переустройство стен.

Чердачное перекрытие из-за сквозных проломов, разрушений, чрезмерных прогибов и поражения конструкций гнилью отнесено к аварийному состоянию. Ввиду повсеместного развития дефекта, периодического отставания и обрушения частей подшивки потолка, а также с учетом того, что срок службы элементов деревянного перекрытия истек (нормативный срок службы составляет 25лет) чердачное перекрытие восстановлению не подлежит. Требуется полная замена перекрытия на новое по проекту.

Бетонные полы в связи с их просадками и разрушениями отнесены к ограниченно-работоспособному состоянию. Нормативный срок службы бетонных полов по грунту составляет 15лет. Требуется полное переустройство полов по проекту. Кроме этого, для приведения конструкций в исправное состояние необходимо выполнить:

- капитальный ремонт стропильной системы, с заменой дефектных элементов;

- выполнить новую кровлю;

- на кровле установить снегозадерживающие устройства;

- выполнить организованный водоотвод с кровли;

Состояние инженерных систем оценивается как ограниченно работоспособное. Требуется полная замена системы отопления, электроснабжения, устройство системы вентиляции.

На основании проведенного обследования здания котельной установлено, что конструкции находятся в аварийном состоянии. Общее техническое состояние электрических сетей, системы отопления ограниченно работоспособное.

Поскольку требуется переустройство всех конструктивных элементов, то здание восстановлению не подлежит. Рекомендуется выполнить снос объекта, со строительством новой модульной котельной. Строительство модульной котельной обусловлено быстрыми сроками возведения и меньшими затратами, нежели возведение нового здания.

Таким образом, является обоснованным довод прокурора о том, что продолжение эксплуатации указанного здания котельной, само по себе создает реальную угрозу жизни и здоровью работников ООО «АКК», осуществляющих свою трудовую деятельность в ходе отопительного периода.

Согласно материалам дела (сведениям, предоставленным главой администрации Касаткинского сельсовета прокурору ДД.ММ.ГГГГ), посредством котельной осуществляется теплоснабжение МДОКУ детский сад «Журавленок» который посещают 17 несовершеннолетних и 5 человек персонала, магазин продуктов и хозяйственных товаров который является единственным в и дом культуры который является центром общественной и культурной жизни местных жителей. Общее население составляет 186 человек.

В связи с чем, является обоснованным также довод прокурора о том, что сложившаяся ситуация создает реальную угрозу срыва отопительного сезона на территории и нарушения прав неопределенного крута лиц – жителей , в связи с началом образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении возникает реальная угроза безопасности обучающихся во время пребывания в учреждении, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), предупреждение чрезвычайных ситуаций включает в себя комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

МО как собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества. Федеральным законом № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на него также возложена обязанность по принятию мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств.

Отсутствие нормативного теплоснабжения на территории сельсовета приведет к увеличению заболеваемости среди населения, выхода из строя социальных объектов, дошкольного учреждения, а как следствие угрозе жизни и здоровья населения .

В связи с чем, исковые требования прокурора в части возложения обязанности на администрацию организовать надлежащее теплоснабжение на территории путем установки модульной котельной подлежат удовлетворению.

В соответствии с пп. 5.1, 29 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», решение вопросов предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения и ликвидации их последствий, организации и осуществления инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно уставу , принятому собранием ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ «О », является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти области, обеспечивает реализацию полномочий исполнительной власти области, решение задач социально-экономического развития, исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексно социально-экономического развития области.

В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением правительства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ , их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» утвердило государственную программу «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в ».

Согласно разделу 3 программы приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определяются Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», а также долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами социально-экономического развития Дальнего Востока, Забайкалья и , такими как:

- привлечение инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, его модернизация;

- снижение потребления всех видов ресурсов за счет применения, передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий;

- повышение уровня благоустроенности жилья и благоустройства населенных пунктов, качества жилищно-коммунальных услуг.

Исходя из этого, определены цели государственной программы, в том числе в виде повышения качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг, жилищного обеспечения граждан, а также обеспечение теплоснабжения населения.

Для рассмотрения возможности выполнения мероприятия по установке модульной котельной в в рамках Программы необходимо предоставление администрацией в министерство жилищно-коммунального хозяйства следующих документов:

1. Информация о потребности в средствах областного бюджета на капитальный ремонт и (или) модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.

2. Сметный расчёт (сметы стоимостью свыше трёх миллионов предварительно согласовываются, в ПСУ «Строитель»).

3. Инвестиционный: проект.

4. Дефектная ведомость.

5. Акт обследования.

6. Обоснование потребности.

7. Информацию об уровне износа.

8. Утвержденная муниципальная программа.

9. Утверждённая проектно-сметная документация, для случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

10. Техническое задание.

При наличии вышеперечисленных документов министерство жилищно-коммунального хозяйства обратится в министерство финансов области о выделении дополнительных лимитов финансирования в 2023 году.

Таким образом, исполнение требований истца к Правительству зависит от совершения определенных действий в первую очередь администрацией .

Доказательств того, что администрация предпринимала меры к включению мероприятий по установке модульной котельной в программу «Модернизация жилищно-коммунального комплекса энергосбережения и повышение энергетической эффективности в », утвержденную постановлением правительства в от ДД.ММ.ГГГГ материалы дела не содержат, ответчиком администрацией данных доказательств, не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Таким образом, не наделено полномочиями по организации теплоснабжения и как следствие обязанностью по предотвращению срыва отопительного периода.

В связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований прокурора в части требований к о возложении обязанности по включению , Касаткинского сельсовета, в государственную программу «Модернизация жилищно-коммунального комплекса энергосбережения и повышение энергетической эффективности в », утвержденную постановлением правительства от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Согласно абз. 5 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении» обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Поскольку замедление исполнения решения суда может повлечь негативные последствия для жителей , Касаткинского сельсовета, на ежедневное бесперебойное снабжение тепловой энергией социально-значимых объектов села, с учётом имеющейся реальной угрозы возникновения необратимых последствий в виде срыва отопительного сезона 2022-2023 года, с учетом исследованных доказательств по делу, решение суда подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей к администрации о возложении обязанности установить модульную котельную в сельсовета для обеспечения услугами теплоснабжения надлежащего качества, о возложении обязанности включить мероприятия по установке модульной котельной в сельсовета в государственную программу «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергоснабжение и повышение энергетической эффективности в », утвержденную постановлением правительства от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить частично.

Возложить на администрацию , ИНН 2810000323, ОГРН 1022800875680 обязанность установить модульную котельную в , Касаткинского Сельсовета, для обеспечения услугами теплоснабжения надлежащего качества.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

В остальной части требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Т.Н. Лобань

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.