Дело №2-1990/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Кемерово
в составе председательствующего Гапанцовой А.А.
при секретаре Потрясовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово
13 июня 2018 года
гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации г.Кемерово о признании права на восстановление в очереди на получение жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к администрации г.Кемерово о признании права на восстановление в очереди на получение жилья, просили суд обязать Администрацию г.Кемерово восстановить ФИО1 и ФИО2 в очереди на получения жилья с момента подачи заявления, т.е. с **.**.****.
Требования мотивированы тем, что ФИО1, с **.**.****. вместе с сыном ФИО2 состояли на учете нуждающихся в получении жилого помещения в территориальном управлении ж.р. Кедровка Администрации г. Кемерово на основании Распоряжения ### от **.**.****. «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Кроме того, истец являлась участником программы "Жилище" подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по получению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «работающие». Затем, при достижении пенсионного возраста она была переведена в категорию «пенсионеры».
В соответствии с требованиями законодательства РФ ежегодно подавала заявления и иные документы, необходимые для участия в программе.
**.**.**** Администрацией г. Кемерово ФИО1 были вручены письма, которыми было разъяснено, что она и ее сын - ФИО2, **.**.****.р., сняты с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, что подтверждается Постановлением ### от **.**.****. (исх.### от **.**.****.), а также об исключении истца и членов ее семьи из списка граждан - участников подпрограммы по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в соответствии с Протоколом от **.**.****. (исх.### от **.**.****.).
Считают принятые решения незаконными и необоснованными по следующим основаниям.
В письме Администрации г. Кемерово исх.### от **.**.**** указано, что ФИО1 и члены ее семьи в составе 3 человек состояли на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях, что не соответствует действительности.
**.**.****. с согласия всех членов семьи в связи с переездом в г. Кемерово ФИО1 сдала свою квартиру по адресу ... Администрацию ...), компенсацию за сданное жилье не получила, жилищная субсидия на строительство или покупку жилья ей не выделялась. Данное обстоятельство подтверждается вступившим в силу Решением Рудничного районного суда г.Кемерово по делу ### от **.**.****.
Факт постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ответчиком не оспаривается, кроме того, подтверждается письмами о включении в список участников, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат (в частности исх.### от **.**.****., ### от **.**.****., ### от **.**.****.).
Также в Решении Рудничного районного суда на стр. 7 указано, что тот факт, что истец ФИО1 и члены ее семьи включены в список на получение субсидии гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера, подтвержден председателем комитета по жилищным вопросам Администрации г. Кемерово в ответе на запрос ### от **.**.****.
Таким образом, считает доказанным тот факт, что постановка на учет была осуществлена не на общих основаниях, а именно в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Причиной снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, истца и ее сына - ФИО2, **.**.****.р., ответчик указывает обеспеченность жилой площадью более нормы предоставления, действовавшей на момент принятия истца и членов ее семьи на учет, на основании ч.2 ст.5 Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». В соответствии с указанной нормой граждане, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до **.**.****., снимаются с данного учета в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного Кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В обоснование ответчик ссылается на то, что истец и ее сын ФИО2 состоят на регистрационном учете в жилом помещении по адресу: г. ..., общей площадью **.**.****.м., жилой площадью **.**.****.м., принадлежащий на праве собственности матери ФИО1, **.**.****.р.
ФИО3, **.**.****.р., на основании договора купли-продажи от **.**.****. на праве собственности принадлежит земельный участок с домом по адресу: ....
Считает выводы ответчика ошибочными по следующим основаниям:
У истцов с момента переезда в г. Кемерово не было и нет в собственности жилых помещений. Жилой дом, в котором они зарегистрированы, принадлежит на праве собственности В.
Наличие жилого дома, принадлежащего ФИО2, не повлекло прекращение нуждаемости истца и членов его семьи в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи в указанном жилом помещении составляет менее учетной нормы. Следовательно, данное обстоятельство не может служить основанием для снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии (п.20 Положения).
Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.****### «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размере общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования» учетная норма площади жилого помещения в городе Кемерово утверждена в размере 10,0 кв.м общей площади на одного человека.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Кемерово утверждена в размере 14 кв.м общей площади на одного человека.
Считают, что действиями ответчика грубо нарушены права истцов как граждан на постановку на очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Впоследствии требования были уточнены. Указывают, что на основании действующего законодательства, указанного в исковом заявлении, считают, что у истцов есть право на восстановление в очереди.
Просили суд признать за ФИО1**.**.****.р., и за ФИО2**.**.****.р. право на восстановление в очереди на получения жилья с момента подачи заявления, т.е. с **.**.****.
Впоследствии требования были вновь уточнены. Просят суд обязать администрацию г.Кемерово восстановить ФИО1 и ФИО2 в очереди на получения жилья с момента подачи заявления, т.е. с **.**.****
Признать за ФИО1**.**.****.р. и ФИО2**.**.****. право на получение и использование жилищных субсидий.
Истец ФИО1, представитель истца ФИО2 - ФИО4 в судебном заседании на требованиях с учетом уточнений настаивал.
Представитель Администрации г.Кемерово ФИО5 требования не признала.
Изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 1 Федерального закона ###-Ф3 от 25.07.1998г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», который действовал до 01.01.2003г. (далее - Закон № 131-ФЗ), правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах РФ.
С **.**.****. вступил в силу Федеральный закон №125-ФЗ от 25.10.2002г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Закон №125-ФЗ).
В соответствии со ст.1 Закона №125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее **.**.****г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим Субсидий на эти цели.
Согласно ст.2 Закона №125-ФЗ граждане, принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
В преамбуле Закона №125-ФЗ, указано, что данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее **.**.****, в соответствии с нормами этого Федерального закона.
В соответствии со ст.1 Закона №125-ФЗ закреплено право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее **.**.****г., имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
В силу положений ст. 3 и 4 Закона №125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Порядок регистрации и учета граждан РФ, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации ### от 10.12.2002г. (далее - Положение).
Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов РФ по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.
Согласно п. 8 Положения регистрация и учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее **.**.****, имеющих право на получение в соответствии с Законом №125-ФЗ социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов РФ порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов РФ ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п.20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, гражданам предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт (ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч.5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Судом установлено, что с **.**.****ФИО1 и ФИО2 состояли на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях.
ФИО1 с сыном состоят на регистрационном учете по месту жительства в жилом помещении общей площадью, **.**.**** кв.м., жилой **.**.**** кв.м., по адресу: .... Собственником указанного жилого помещения на момент принятия решения снятия с учета (постановление администрации г. Кемерово от **.**.****###) являлась мать истца - В., **.**.**** г.р.
Супругу ФИО1 на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка с домом от **.**.**** принадлежит жилой дом общей площадью **.**.**** кв.м., жилой **.**.**** кв.м, по адресу: ... (брак прекращен **.**.****).
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от **.**.**** №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до **.**.**** (личное заявление о принятии на учет **.**.****), снимаются с данного учета в случае утраты ими оснований, которые до введение в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно Постановлению Кемеровского областного Совета народных депутатов от **.**.****### «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в области», действовавшему на момент принятия на указанный учет, нуждающимися признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже 8 кв.м., а норма предоставления жилой площади составляла не менее 8,5 кв.м.
Поскольку ФИО1 и ее сын ФИО2 обеспечены жилой площадью помещения более нормы предоставления, действовавшей на момент принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, постановлением администрации города Кемерово от **.**.****### они сняты с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Суд критически оценивает доводы истца о том, что она не являлась членом семьи матери В., арендовала другое жилое помещение, следовательно, по адресу: ... не проживала, а в администрацию г.Кемерово предоставляла сведения о проживании с В. лишь по требованию муниципального образования, поскольку это не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Стороной истцов в нарушение указанной нормы не представлены доказательства обоснованности требований.
Таким образом, суд полагает необходимым в удовлетворении требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Олениной ФИО6, ФИО2 о признании права на восстановление в очереди на получение жилья, об обязании администрации г.Кемерово восстановить ФИО1 и ФИО2 в очереди на получения жилья с момента подачи заявления, т.е. с **.**.****., признании за ФИО1**.**.****.р. и ФИО2**.**.****.р. права на получение и использование жилищных субсидий – оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение изготовлено 15.06.2018.
Судья А.А. Гапанцова
6