ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1991/2023УИД230051-01-2023-000698-77 от 08.12.2023 Тимашевского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1991/2023 УИД 23RS0051-01-2023-000698-77

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тимашевск 08 декабря 2023 г.

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего-судьи Ремизовой А.Б.,

при секретаре судебного заседания Логуновой Д.В.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика, действующего на основании доверенности,

ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к главе Тимашевского городского поселения Тимашевского района ФИО3 об обязании предоставить информацию и взыскании компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в Тимашевский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к главе Тимашевского городского поселения Тимашевского района ФИО3 об обязании предоставить информацию на задание для изготовления рабочей документации ОКС капитального ремонта тротуара, информацию о проекте генерального плана в том числе генеральный план 168-000-ГП, планировочная организация земельных участков 168-000-СПОЗУ с изменениями на 01.10.2022 и взыскании компенсации морального вреда в размере 25000 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что ответчиком не созданы необходимые условия для реализации права истца на доступ к достоверной информации о задании на изготовление рабочей документации и к проекту генерального плана в границах указанного в судебном решении от 16.10.2021. Ответчиком нарушено право на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства на объекте капитального строительства по капитальному ремонту тротуаров в том числе в границах судебного решения.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Суд, оценив доказательства, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 102 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), предусмотрено осуществление гражданами и общественными объединениями и объединениями юридическими лицами общественного контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. При этом в юридико-технических целях для обозначения указанного вида контроля введено сокращение «общественный контроль».

В соответствии с ч. 2 ст. 102 Закона № 44-ФЗ целями осуществления общественного контроля являются: 1) реализация принципов контрактной системы в сфере закупок; 2) содействие развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок; 3) предупреждение, выявление нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок; 4) информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе направлять заказчикам запросы о предоставлении информации о проведении закупок и о ходе исполнения контрактов.

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, устанавливает Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее- Закон № 212-ФЗ), что и закреплено в статье 1. Под общественным контролем в соответствии с ч.1 ст. 4 понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Согласно ст. 9 Закона № 212-ФЗ субъектами общественного контроля являются: Общественная палата Российской Федерации; общественные палаты субъектов Российской Федерации; общественные палаты (советы) муниципальных образований; общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться: общественные наблюдательные комиссии; общественные инспекции; группы общественного контроля; иные организационные структуры общественного контроля.

Согласно статьи 20 Закона № 212-ФЗ под общественной проверкой понимается совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

Инициаторами общественной проверки могут быть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

Порядок организации и проведения общественной проверки устанавливается ее организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.

При подготовке общественной проверки ее организатор вправе направить в проверяемые орган или организацию запрос о предоставлении необходимых для проведения общественной проверки документов и других материалов.

Согласно ч.1 ст. 21 Закона № 212-ФЗ определено, что общественный инспектор - гражданин, привлеченный на общественных началах для проведения общественной проверки. Общественный инспектор при проведении общественной проверки пользуется необходимыми для ее эффективного проведения правами, установленными законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок проведения общественных проверок в отдельных сферах государственного управления, в том числе правом получать информацию, необходимую для проведения общественной проверки, подготавливать по результатам общественной проверки итоговый документ (заключение) и участвовать в его подготовке, а также высказывать особое мнение в итоговом документе.

Истец доказательства о наделении его статусом «общественный инспектор» не предоставил.

Кроме того, согласно уведомлению от 21.02.2023 № Ю6-ОП723-31-20 истцу было предложено ознакомиться с информацией о задании на проектирование по объекту закупки на личном приеме заместителя главы Тимашевского городского поселения Тимашевского района курирующего вопросы ЖКХ, строительства, транспорта, связи, аварийно-спасательной службы в администрации, однако истец его проигнорировал.

Оснований полагать, что истцу действиями (бездействием) ответчика причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага не имеется, в связи с чем обязанность денежной компенсации у ответчика отсутствует.

Таким образом, истец не является субъектом проведения общественного контроля, доводы его основаны на неверном толковании норма закона, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении искового заявления ФИО1 к главе Тимашевского городского поселения Тимашевского района ФИО3 об обязании предоставить информацию и взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.12.2023.

Решение может быть обжаловано через Тимашевский районный суд Краснодарского края в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.Б. Ремизова