ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1992/19 от 11.06.2020 Енисейского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-272/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Енисейск 11 июня 2020 г.

Енисейский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Ларионовой Н.М.,

при секретаре Черноусовой О.А.,

с участием представителя истца - помощника Енисейского межрайонного прокурора Кармазова И.А., ответчика – Коротких Ю.О., представителя ответчика администрации Усть-Кемского сельсовета Енисейского района – Главы Усть-Кемского сельсовета - Марсала А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енисейского межрайонного прокурора к администрации Усть-Кемского сельсовета Енисейского района, Коротких Юлии Олеговне о расторжении трудового договора,

УСТАНОВИЛ:

Енисейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Усть-Кемский сельсовет Енисейского района, Коротких Ю.О. о расторжении трудового договора.

Требования мотивированы тем, что Енисейской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что 05 мая 2016 года между администрацией Усть-Кемского сельсовета, в лице главы сельсовета Марсала А.И. и Коротких Ю.О. заключен трудовой договор, по условиям которого Коротких Ю.О. принята на должность заместителя главы администрации Усть-Кемскогосельсовета.Должностная инструкция заместителя главы администрации Усть-Кемскогосельсовета утверждена главой Усть-Кемского сельсовета 05.05.2016 года. Пунктом 1.2 указанной инструкции должность заместителя главы сельсовета отнесена к категории должности «руководитель»; к группе должности - «главная». Пункт 2.1 указанной инструкции «Квалификационные требования предъявляются в соответствии с Законом Красноярского края от 24.04.2008 №5-1565 «Об особенностях регулирования муниципальной службы в Красноярском крае». Частью 2 статьи 2 Закона Красноярского края от 24.04.2008 N 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае" определены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы. «... Гражданам для замещения высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы категории «руководители», главных, ведущих и старших должностей муниципальной службы категории «специалисты» необходимо иметь высшее образование».

В нарушение требований вышеуказанных законов главой администрации Усть-Кемского сельсовета Марсалом А.И. Коротких Ю.О. принята на муниципальную службу заместителем главы администрации Усть-Кемскогосельсовета с предъявлением диплома о среднем профессиональном образовании по специальности «экономика, бухгалтерский учет и контроль (в строительстве)». Таким образом, образование Коротких Ю.О. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности «заместитель руководителя».

На основании выявленных нарушений 25.06.2018 главе Усть-Кемскогосельсовета Енисейского района внесено представление об устранении нарушений законодательства. На данное представление главой Усть-Кемского сельсовета А.И. дан ответ от 28.08.2018 г., о том, что Коротких Ю.О., исполняя свои должностные обязанности в должности «заместитель руководителя», в полной мере и без нареканий справляясь с ними, полностью соответствует требованиям, предъявляемым должностной инструкцией заместителя главы администрации Усть-Кемского сельсовета, функционально соответствует им.

Таким образом, администрация Усть-Кемского сельсовета фактически отказалась исполнять требования законодательства. В связи с чем, в 2018 году Енисейская межрайонная прокуратура обратилась в Енисейский районный суд с исковым заявлением к администрации Усть-Кемского сельсовета Енисейского района о расторжении трудового договора с Коротких Ю.О. В ходе судебного разбирательства, Коротких Ю.О. переведена на должность ведущего специалиста, в связи с чем определением Енисейского районного суда от 05.02.2019 производство по делу прекращено.

В настоящее время установлено, что распоряжением от 29.03.2019 г. №19лс Коротких Ю.О. переведена с должности ведущего специалиста на должность заместителя главы сельсовета, что явилось основанием для внесения 12.09.2019 г. представления главе Усть-Кемского сельсовета Марсалу А.И. об устранении нарушении законодательства, которое рассмотрено 18.10.2019 - в удовлетворении представления отказано.

Заключение трудового договора, поступление на муниципальную службу граждан, не отвечающих квалификационным требованиям по уровню профессионального образования свидетельствует о нарушении установленных правил заключения трудового договора и исключает возможность продолжения муниципальной службы. С учетом того, что жители муниципального образования Усть-Кемскийсельсовет Енисейского района Красноярского края имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, Енисейский межрайонный прокурор вправе обратиться с настоящим исковым заявлением в интересах жителей МО Усть-Кемский сельсовет, а также в интересах муниципального образования Усть-Кемский сельсовет Енисейского района Красноярского края.

Ссылаясь на положения ст.ст.77, 84 ТК РФ, ст.9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.2 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», Енисейский межрайонный прокурор просил обязать администрацию Усть-Кемского сельсовета расторгнуть трудовой договор, заключенный с Коротких Ю.О. на основании п. 11 ч. 1 ст. 77, ст. 84 ТК РФ с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Енисейского межрайонного прокурора Кармазов И.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по доводам, приведенным в исковом заявлении.

Глава администрации Усть-Кемского сельсовета Марсал А.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что увольнение Коротких Ю.О. с указанной должности не в интересах жителей муниципального образования. Коротких Ю.О. справляется с большим объемом работы, действует в интересах поселка, благодаря её работе в пользу поселка ею было выиграно 2 гранта – федерального уровня и один грант находится в процессе реализации. Когда жители поселка узнали, что есть угроза потери специалиста, встали на ее сторону. Просил суд не расторгать трудовой договор с Коротких Ю.О. и оставить ее на данной должности.

Ответчик Коротких Ю.О. также возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что при исполнении своих трудовых обязанностей она старается все делать для жителей села. В Путинскую программу вступили как лучшая муниципальная практика, выиграли грант на строительство спортивной площадки. В настоящий момент она учится, получает высшее образование, срок обучения заканчивается в начале 2022 г., на настоящий момент начала досрочно сдавать зимнюю сессию.

Третье лицо - администрация Енисейского района, надлежащим образом извещенное о дате и времени слушания дела, в судебное заседание представителя не направило. О причинах неявки суд не уведомило, ходатайств об отложении слушания дела не заявляло.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя истца помощника Енисейского межрайонного прокурора Кармазова И.А., ответчика – Коротких Ю.О., представителя ответчика администрации Усть-Кемского сельсовета Енисейского района – Главу Усть-Кемского сельсовета - Марсала А.И., оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме ввиду следующего.

Пунктом 11 части первой статьи 77 ТК РФ предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 ТК РФ).

Согласно части первой статьи 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. В частности, в соответствии с абзацами четвертым и шестым части первой этой статьи трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, а также в случае заключения трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

В соответствии с положениями статьи 9Федерального закона от 02.03.2007
№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Красноярского края от 24.04.2008 N 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае" Гражданам для замещения высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы категории "руководители", главных, ведущих и старших должностей муниципальной службы категории "специалисты", главных и ведущих должностей муниципальной службы категории "помощники, советники", а также ведущих должностей муниципальной службы категории "обеспечивающие специалисты" необходимо иметь высшее образование.

В силу ст. 3 Закона Красноярского края от 27.12.2005 N 17-4354 "О Реестре должностей муниципальной службы" должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы и в соответствии со структурой органов местного самоуправления.

Судом установлено, что 05 мая 2016 г. между администрацией Усть-Кемского сельсовета, в лице главы сельсовета Марсала А.И. и Коротких Ю.О. заключен трудовой договор, по условиям которого Коротких Ю.О. принята на должность заместителя главы администрации Усть-Кемскогосельсовета.

Распоряжением Главы администрации Усть-Кемского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ-лс Коротких Ю.О. переведена с ДД.ММ.ГГГГ с должности заместителя главы на должность ведущего специалиста.

Распоряжением Главы администрации Усть-Кемского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ-лс Коротких Ю.О. переведена с ДД.ММ.ГГГГ с должности ведущего специалиста на должность заместителя главы сельсовета, в которой продолжает состоять до настоящего времени.

05.05.2016 года Главой Усть-Кемского сельсовета утверждена должностная инструкция заместителя главы администрации Усть-Кемскогосельсовета. Пунктом 1.2 указанной инструкции должность заместителя главы сельсовета отнесена к категории должности «руководитель»; к группе должности - «главная». Пункт 2.1 указанной инструкции «Квалификационные требования предъявляются в соответствии с Законом Красноярского края от 24.04.2008 №5-1565 «Об особенностях регулирования муниципальной службы в Красноярском крае».

Исходя из вышеизложенного, для заключения трудового договора с лицом, желающим поступить на муниципальную службу по должности заместителя главы администрации Усть-Кемскогосельсовета, обязательным условием является наличие высшего образования.

Из представления от 12.09.2019 г. об устранении нарушений Закона Красноярского края от 24.04.2008 №5-1565 «Об особенностях регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» следует, что в связи с наличием нарушений законодательства, а именно заключения трудового договора с Коротких Ю.О. по должности заместителя главы сельсовета при отсутствии у нее высшего образования, прокурор требует в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению нарушения требований Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», их причин и условий, им способствующих, меры к недопущению впредь нарушения указанных требований.

В ответе на представление глава сельского совета сообщил, что объективные обстоятельства деятельности муниципального образования не позволяют прекратить трудовые отношения с Коротких Ю.О., состоящей в должности заместителя главы сельсовета, по следующим причинам. Коротких Ю.О., в соответствии со своими должностными обязанностями выполняет функции по обеспечению экономической деятельности сельсовета, при этом имеет среднее специальное экономическое образование. В настоящее время обучается в ЧОУВО «МУ им. СЮ. Витте», факультет экономики и финансов с целью получения высшего образования и дальнейшей работы в Усть-Кемском сельсовете в указанной должности. Оставшийся срок обучения полтора года. За время работы Коротких Ю.О. с 05.05.2016 года каких-либо нареканий в своей деятельности, и тем более нарушений не допускала. Ее опыт работы в указанной должности с 2016 года без нареканий как со стороны администрации Усть-Кемского сельсовета, так и со стороны главного распорядителя финансовых средств в лице финансового управления администрации Енисейского района, свидетельствует о высокой квалификации работника в указанной должности. Учитывая вышеуказанное, в том числе желание Коротких Ю.О. продолжать работать в указанной должности, администрация Усть-Кемского сельсовета заинтересована в наличии данного работника в составе муниципальных служащих, а именно в должности заместителя главы Усть-Кемского сельсовета, с цельюблагоприятной деятельности администрации Усть-Кемского сельсовета, что в свою очередь, как показывает практика, благоприятно сказывается на деятельности муниципального образования в развитии территории и улучшения качества жизни населения. Кроме того, учитывая отдаленность муниципального образования от районного центра, численность населения - 1300 человек, лиц, отвечающих квалификационным требованиям муниципальных служащих в соответствии с п.2 ст. 3 Закона Красноярского края от 24.04.2008 N 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», включающим в себя не только наличие высшее образование, а также желающих работать в указанной должности, не имеется.Учитывая, что для благоприятной деятельности муниципального образования требуются квалифицированные работники, (что в себя включает как опыт работы, так и способность, желание и, как результат, выполнение своих функциональных обязанностей надлежащим образом), имеющие не только опыт работы в данной сфере, но и желание, стремление отдать себя служению, коими обладает Коротких Ю.О., расторгнуть с последней договор о муниципальной службе, администрация Усть-Кемского сельсовета не имеет возможности, поскольку ее увольнение отрицательно скажется на деятельности администрации Усть-Кемского сельсовета на неопределенный (продолжительный) срок.

В связи с отказом главы администрации Усть-Кемского сельсовета исполнить требования, изложенные в представлении, истец, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая требования прокурора, суд полагает, что имеются правовые основания для их удовлетворения, поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое достоверное подтверждение факт поступления ответчика Коротких Ю.О. на муниципальную службу, при отсутствии требуемой квалификации – высшего образования, что свидетельствует о нарушении требований Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Красноярского края от 24.04.2008 N 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», а также прав муниципального образования и неопределенного круга лиц.

Поступление на муниципальную службу граждан, не отвечающих квалификационным требованиям по уровню профессионального образования свидетельствует о нарушении установленных правил заключения трудового договора, исключающем возможность продолжения муниципальной службы, что в силу положений ст. 77 ТК РФ является основанием для расторжения заключенного с Коротких Ю.О. трудового договора. Волеизъявления Коротких Ю.О. на перевод на иную должность не установлено.

Доводы ответчиков о наличии у Коротких Ю.О. длительного стажа работы по указанной должности, добросовестного исполнения своих трудовых обязанностей, достижения высоких результатов в работе, наличия положительных отзывов со стороны МКУ «Межведомственная бухгалтерия», районного Совета депутатов, жителей муниципального образования Усть-Кемский сельский совет, в данном случае не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку не опровергают факта отсутствия у Коротких Ю.О. высшего образования, наличие которого являются обязательным условием для замещения должности заместителя главы администрации Усть-Кемский сельский совет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Усть-Кемского сельсовета Енисейского района расторгнуть трудовой договор, заключенный ДД.ММ.ГГГГ с Коротких Юлией Олеговной на основании п. 11, ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Н.М. Ларионова

мотивированное решение составлено 19 июня 2020 г.

копия верна, решение не вступило в законную силу

подлинник решения суда находится в Енисейском районном суде Красноярского края в гражданском деле № 2-272/2020

Судья Н.М. Ларионова