ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1992/2016 от 08.11.2016 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес изъят> 08 ноября 2016 года

Судья Дербентского городского суда Республики Дагестан Яралиев Т.М., при секретаре Абакаровой З.Г., с участием представителя истца - ОАО «Российские железные дороги» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Российские железные дороги» к ФИО2 об устранении препятствий в пользовании земельным участком путем освобождения и приведения его в первоначальное состояние,

У С Т А Н О В И Л :

ОАО «Российские железные дороги» обратилось в суд с иском к ФИО2 об устранении препятствий в пользовании земельным участком путем освобождения и приведения его в первоначальное состояние, ссылаясь на то, что в ходе проверки выявлены сторонние пользователи в полосе отвода железной дороги <данные изъяты> по <адрес изъят>, по результатам которого оформлен акт от 22.08.2016г., согласно которому на <адрес изъят>ФИО2 занят и используется земельный участок под магазин, площадью 65 м.ДД.ММ.ГГГГ км.<данные изъяты><данные изъяты>, расположенный с четной стороны пути на расстоянии от оси четного пути <номер изъят>, ширина которой на данном участке составляет <номер изъят>

В судебном заседании представитель ОАО «Российские железные дороги» по доверенности ФИО1 иск поддержала и пояснила, что постоянно действующей рабочей группой Махачкалинской дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги (далее - ПЧ-16) проведена проверка на предмет выявления сторонних пользователей в полосе отвода железной дороги 5 участка 13 околотка по <адрес изъят>, по результатам которого оформлен акт от 22.08.2016г., согласно которому на <адрес изъят>ФИО2 занят и используется земельный участок под магазин, площадью <номер изъят> м.ДД.ММ.ГГГГ км<данные изъяты> расположенный с четной стороны пути на расстоянии от оси четного пути <номер изъят>, ширина которой на данном участке составляет <номер изъят> Собственником спорного земельного участка является Российская Федерация. Между Обществом и Территориальным управлением Росимущества по РД ДД.ММ.ГГГГг. <номер изъят> сроком на 49 лет, (с кадастровым номером <номер изъят> площадью <номер изъят> га, по <адрес изъят> заключен договор аренды земельного участка для использования под железной дорогой, пользователем (арендатором) которого является Общество. Согласие собственника и арендатора на предоставление ответчику земельного участка, находящегося в федеральной собственности им не получено. Документов, отвечающих требованиям статей 25, 26 ЗК РФ о правомерности пользования земельным участком и наличия права пользования спорным земельным участком у ответчика нет. В настоящее время земельный участок полосы отвода железной дороги с кадастровым номером <номер изъят> стоит на кадастровом учете, как «ранее учтенный»,однако, государственный фонд данных не содержит тех сведений о его границах, которые были установлены при проведении землеустроительных работ в 2002 году. Помимо того, в ранее определенных границах указанного земельного участка на кадастровом учете стоят земельные участки сторонних организаций. В настоящее время «РЖД» является законным землепользователем земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, который был предоставлен обществу. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес изъят> в аренду под объекты железнодорожного транспорта сроком на 49 лет (договор от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>). Решение о предоставлении указанного земельного участка было принято в связи с тем, что ОАО «РЖД» является собственником большого количества объектов недвижимости (железнодорожных путей общего пользования, железнодорожных путей не общего пользования, искусственных сооружений, мостов, труб, земляных насыпей и др.), расположенных на указанном земельном участке. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах земельного участка полосы отвода по существу означает, что в государственном кадастре недвижимости не содержится сведений, позволяющих определить спорный земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, а значит, не позволяет определить такой участок как объект гражданско-правовых правоотношений. Объекты железнодорожной инфраструктуры, расположенные на земельном участке полосы отвода были введены в эксплуатацию в 1988г. С момента ввода в эксплуатацию до настоящего времени объекты железнодорожного транспорта не изменяли своего местоположения и эксплуатировались на одном и том же земельном участке. Спорные земельные участки не могли предоставляться третьим лицам ввиду ограничений, установленных пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (далее - Закон об управлении имуществом железнодорожного транспорта, Закон № 29-ФЗ), а также пунктом 7 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» (далее - Закон о железнодорожном транспорте, Закон № 17-ФЗ) земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, представляют собой полосу отвода железных дорог (далее - полоса отвода). В 2014 году была проведена работа по уточнению границ земельного участка полосы отвода. 1 февраля 2016г. по итогам указанной работы земельный участок площадью <номер изъят> кв.м. поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый <номер изъят>. С учетом изложенного просит суд иск ОАО «Российские железные дороги» удовлетворить. Устранить препятствия ОАО «Российские железные дороги» в пользовании земельным участком полосы отвода железной дороги, площадью <номер изъят> кв.м., расположенного с <данные изъяты> железнодорожной станции Дербент путем сноса объекта ответчика ФИО2 Обязать ФИО2 освободить земельный участок с <данные изъяты><адрес изъят>, путем сноса объекта капитального строения, находящегося на расстоянии <номер изъят> от оси четного пути, площадью <номер изъят> кв.м. с четной стороны пути, своими силами и средствами, в течение 10 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда. Взыскать с ФИО2 в пользу ОАО «Российские железные дороги» денежные средства в виде возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) руб.

Ответчик ФИО2, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки сведения суду не представил, а потому суд принял решение о рассмотрении дела в его отсутствие, в порядке заочного производства.

Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения и доводы представителя истца ОАО «Российские железные дороги» ФИО1, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Так, судом установлено, что постоянно действующей рабочей группой Махачкалинской дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги (далее - ПЧ-16) проведена проверка на предмет выявления сторонних пользователей в полосе отвода железной дороги <номер изъят> по <адрес изъят>, по результатам которого оформлен акт от 22.08.2016г., согласно которому на <адрес изъят>ФИО2 занят и используется земельный участок под магазин, площадью <номер изъят>.ДД.ММ.ГГГГ км.<данные изъяты>, расположенный с четной стороны пути на расстоянии от оси четного пути <номер изъят>, ширина которой на данном участке составляет <номер изъят>

Согласно договору аренды <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ между обществом и Территориальным управлением Росимущества по РД, ДД.ММ.ГГГГг. <номер изъят> сроком на 49 лет, (с кадастровым номером <номер изъят>) площадью <номер изъят> га, по <адрес изъят> заключен договор аренды земельного участка для использования под железной дорогой, пользователем (арендатором) которого является Общество.

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного постоянно действующей рабочей группой Махачкалинской дистанции пути - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги (далее - ПЧ-16) проведена проверка на предмет выявления сторонних пользователей в полосе отвода железной дороги 5 участка 13 околотка по <адрес изъят>, по результатам которого оформлен акт от 22.08.2016г., согласно которому на <адрес изъят>ФИО2 занят и используется земельный участок под магазин, площадью 65 м.ДД.ММ.ГГГГ км.<данные изъяты>, расположенный с четной стороны пути на расстоянии от оси четного пути <номер изъят>, ширина которой на данном участке составляет <номер изъят>

Приказом Министерства путей сообщения РФ от 15.05.1999 г. N 26-Цутверждено Положение о порядкеиспользования земель федерального железнодорожного транспорта в пределахполосы отвода железных дорог, которое действует до принятия Правительством Российской Федерации нормативного акта о порядке использования полосы отвода железных дорог.

Согласно статье 9 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно приказу Министерства транспорта РФ от 06.08.2008 г. N 126 в полосу отвода на железнодорожном транспорте входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с утвержденными нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст. 305 ГК РФ, права, предусмотренные ст.ст. 301-304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Таким образом, установленные судом обстоятельства дела свидетельствуют об обоснованности заявленных истцом требований, следовательно, иск ОАО «Российские железные дороги» подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, в связи с удовлетворением иска, с ответчика ФИО2 в пользу истца - ОАО «Российские железные дороги» подлежит взысканию и сумма уплаченной им при подаче иска государственной пошлины в размере 6 000, что подтверждается платежными поручениями <номер изъят> и <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск ОАО «Российские железные дороги» удовлетворить.

Устранить препятствия ОАО «Российские железные дороги» в пользовании земельным участком полосы отвода железной дороги, площадью <номер изъят> кв.м., расположенного с <данные изъяты> железнодорожной станции Дербент путем сноса объекта ответчика ФИО2

Обязать ФИО2 освободить земельный участок с <данные изъяты><адрес изъят>, путем сноса объекта капитального строения, находящегося на расстоянии <номер изъят> от оси четного пути, площадью <номер изъят>.м., с четной стороны пути, своими силами и средствами, в течение 10 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с ФИО2 в пользу ОАО «Российские железные дороги» денежные средства в виде возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) руб.

На решение ответчик ФИО2 вправе подать в Дербентский городской суд Республики Дагестан заявление об его отмене в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Настоящее решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

СУДЬЯ Т.М.ЯРАЛИЕВ