ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1992/2021 от 23.06.2022 Самарского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара 23 июня 2022 года

Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,

при секретаре Деревянской М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-221/2022 по иску ФИО1 к ООО «Порядок и комфорт», Администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара, Администрации г.о. Самара о возмещении ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

Басиста В.М. обратилась в Самарский районный суд г. Самары с указанным иском, требуя с учетом уточнений взыскать солидарно с ответчиков в свою пользу стоимость причиненного ущерба в размере 432 465 рублей, судебные расходы в виде расходов по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей и оплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 7 525 рублей.

В обоснование исковых требований в иске указано, что Басиста В.М. является собственником нежилого помещения, площадью 165,9 кв.м, расположенного на цокольном этаже многоэтажного жилого дома по адресу: 1. 31.01.2021 года по причине засора 4-х канализационных колодцев через унитазы было залито нежилое помещение истицы, в результате чего истице был причинен ущерб в размере 432 465 рублей, согласно Отчету об оценке ООО «ФКЦ Мир оценки» № 250-С/2021. В связи с тем, что ответчики не могут разобраться, кто из них отвечает за эксплуатацию 4-х канализационных колодцев, в которых образовался засор, истица требует взыскать причиненный ей ущерб солидарно с ответчиков, а также судебные расходы в виде расходов по оплате услуг представителя и государственной пошлины.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела сторона истца отказалась от исковых требований к ответчикам ООО «Самарские Коммунальные Системы» и ООО «СамараСтройПотенциал», в том числе путем предъявления письменных заявлений, в связи с чем, производство по делу в части исковых требований, предъявленных к данным ответчикам, судом было прекращено, ООО «Самарские Коммунальные Системы» и ООО «СамараСтройПотенциал» были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании представитель истицы Басиста В.М. – ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнений полностью поддержал, пояснив, что изменений и дополнений нет.

Представитель ответчика Администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара – ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения исковых требований, предъявленных истицей к Администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара, возражал, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнении к возражениям на исковое заявление, пояснив, что Администрация Самарского внутригородского района г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком, надлежащий ответчик – Администрация г.о. Самара, являющаяся органом, обязанным обеспечивать надлежащую эксплуатацию бесхозяйной водопроводной сети на территории г.о. Самара. Администрация Самарского внутригородского района г.о. Самара в силу своих полномочий не является лицом, несущим непосредственное обязательство по эксплуатационному содержанию и имеющим объективную возможность, в том числе техническую, осуществлять ремонт сетей водоотведения и других сетевых коммуникаций. На Администрацию Самарского внутригородского района г.о. Самара возложена лишь функция по выявлению бесхозяйных сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, не переданных в установленном порядке в муниципальную собственность, и осуществлению подготовки документов для организации учета данного имущества органами государственной власти и органами местного самоуправления г.о. Самара. Администрацией Самарского внутригородского района г.о. Самара письмом от 20.08.2021 года № 16/1-01/3179 в адрес Департамента управления имуществом г.о. Самара направлен согласованный с ООО «Самарские Коммунальные Системы» перечень объектов бытовой хозяйственно-фекальной канализационной линии, не включенных в реестр муниципальной собственности и не переданных на обслуживание специализированной организации, расположенных на территории Самарского внутригородского района г.о. Самара по адресу: , для внесения их в реестр муниципальной собственности городского округа Самара. Считает, что, таким образом, Администрация Самарского внутригородского района г.о. Самара в пределах своих полномочий исполнила требования законодательства по выявлению и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество. От назначения экспертизы отказался.

Представитель ответчика Администрации г.о. Самара и третьего лица Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара – ФИО4, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании относительно удовлетворения заявленных исковых требований возражала, сослалась на доводы представленного суду письменного отзыва на исковое заявление, пояснив, что Администрация г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком по делу, ответственность за причиненный ущерб должно нести ООО «Самарские Коммунальные Системы», которое оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению. От назначения экспертизы отказалась.

Представитель ответчика ООО «Порядок и комфорт» в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Представитель третьего лица ООО «СамараСтройПотенциал» – ФИО5 действующий на основании доверенности, относительно удовлетворения исковых требований не возражал, пояснив, что засор 4-х канализационных колодцев и залив нежилого помещения истицы произошел 31.01.2021 года, когда управление многоквартирным домом по адресу: , в котором расположено нежилое помещение истицы, осуществлялось управляющей компанией ООО «Порядок и комфорт». К управлению указанным многоквартирным домом ООО «СамараСтройПотенциал» приступило с 01.02.2021 года, и именно ООО «СамараСтройПотенциал» был устранен засор. От назначения экспертизы отказался.

Представитель третьего лица ООО «Самарские Коммунальные Системы» – ФИО6, действующая на основании доверенности, относительно удовлетворения заявленных исковых требований не возражала, сослалась на письменный отзыв на исковое заявление, пояснив, что канализационные сети по указанному в иске адресу на обслуживание ООО «Самарские Коммунальные Системы» не передавались и не находятся в зоне ответственности ООО «Самарские Коммунальные Системы». В соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон по канализационным сетям нового строительства и сооружениям на них, расположенных по адресу: , данные сети находятся в эксплуатации, на обслуживании ЗАО «Трест Волгосоцжилстрой». 31.01.2021 года и 02.02.2021 года в центральную диспетчерскую службу ООО «Самарские Коммунальные Системы» поступили заявки о засоре канализационной линии по адресу: . Специалистами ООО «Самарские Коммунальные Системы» было проведено обследование по указанному адресу, в результате которого установлено, что канализационная линия, на которой произошел засор, на баланс и обслуживание ООО «Самарские Коммунальные Системы» не передавалась. Внутриквартальная канализационная линия d-110-160, в том числе 4 колодца, в которых произошел засор, ООО «Самарские Коммунальные Системы» от МП г.о. Самара «Водоканал», в том числе по концессионному соглашению, не передавалась, передана только уличная канализационная линия хозяйственно-фекальная d-400. От назначения экспертизы отказалась.

Представители третьих лиц – Департамента управления имуществом г.о. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, МП г.о. Самара «Водоканал» в судебное заседание не явились, однако надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Представитель третьего лица – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, письменно ходатайствовал о рассмотрении в отсутствие представителя, указав, что объект недвижимого имущества, указанный в исковом заявлении, в реестре федерального имущества не значится.

Выслушав доводы сторон, третьих лиц, допросив специалистов, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (п. 1).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2).

В силу принципа распределения бремени доказывания по делам о возмещении ущерба истец должен доказать основание возникновения ответственности в виде возмещения убытков, причинную связь между фактом, послужившим основанием для наступления ответственности в виде возмещения убытков и причиненными убытками, размер убытков, ответчик обязан доказать отсутствие вины, непринятие истцом мер по предотвращению или снижению размера понесенных убытков.

Судом установлено, что истица Басиста В.М. является собственником нежилого помещения, расположенного на цокольном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: , офис , кадастровый , право собственности зарегистрировано за ней 02.10.2017 года на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 25.09.2017 года.

Согласно протоколу № 1/2020 общего собрания собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом в форме очно-заочного голосования от 20.12.2020 года, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома выбран способ управления многоквартирным домом по адресу: управляющей организацией ООО «СамараСтройПотенциал» с 01.02.2021 года.

На основании указанного решения общего собрания собственников помещений от 20.12.2020 года между ООО «СамараСтройПотенциал» и собственником ФИО11, уполномоченным решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома на заключение договора, был заключен договор № 15/2020 управления многоквартирным домом от 20.12.2020 года, который вступил в действие с 01.02.2021 года.

С 01.06.2018 года по 31.01.2021 года управление указанным многоквартирным домом осуществляла управляющая компания ООО «Порядок и комфорт» на основании договора управления многоквартирным домом от 01.06.2018 года.

В соответствии с Приказом Государственной жилищной инспекции № 38776-ул от 19.01.2021 года «О внесении изменений в реестр лицензий Самарской области», с 31.01.2021 года исключены из реестра лицензий Самарской области сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: , деятельность по управлению которым осуществлял лицензиат ООО «Порядок и комфорт», с 01.02.2021 года включены в реестр лицензий Самарской области сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: , деятельность по управлению которым будет осуществлять лицензиат ООО «СамараСтройПотенциал» (ООО «ССП»).

В целях содержания общего имущества многоквартирных домов между ООО «СамараСтройПотенциал» и ООО «Самарские Коммунальные Системы» был заключен договор № 1-963 от 01.10.2019 года, который в отношении многоквартирного дома по адресу: действует с 01.02.2021 года на основании дополнительного соглашения к нему от 01.02.2021 года. По условиям данного договора обязательства ООО «Самарские Коммунальные Системы», как ресурсоснабжающей организации, исполняются в границе эксплуатационной ответственности.

Согласно представленному Акту № 23 о последствиях залива нежилого помещения по адресу: от 05.02.2021 года, составленному комиссией в составе генерального директора ООО «СамараСтройПотенциал» ФИО8 и начальника структурного подразделения ООО «СамараСтройПотенциал» ФИО9, в нежилом помещении, принадлежащем на праве собственности Басиста В.М., 31.01.2021 года в результате засора 4-х канализационных колодцев произошел залив. Первоначальная заявка на протечку канализационных колодцев передавалась ранее обслуживающей управляющей компанией ООО «Порядок и комфорт» телефонограммой в диспетчерскую ООО «Самарские Коммунальные Системы» 31.01.2021 года в 13.50. Далее заявки передавались ООО «СамараСтройПотенциал». По состоянию на 03.02.2021 заявка ООО «Самарские Коммунальные Системы» не была отработана, в связи с чем, была вызвана платная техника для прочистки канализационных колодцев за счет ООО «СамараСтройПотенциал», после чего засор был устранен. Залив произошел через самовольно установленное сантехническое оборудование (унитазы, душевые кабины, ванна, сауна).

Допрошенные в качестве специалистов мастер по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома ООО «СамараСтройПотенциал» ФИО9 и техник по управлению многоквартирным домом ООО «СамараСтройПотенциал» ФИО10 в судебном заседании подтвердили указанные обстоятельства, пояснив, что по проектной документации плана цокольного этажа многоквартирного дома по адресу: нежилом помещении Басиста В.М. была предусмотрена электрофицированная задвижка, однако по факту установлена не была. В подвальных или цокольных помещениях, которые расположены ниже канализационных колодцев и в которых имеется канализация, ставится либо электрофицированная задвижка, либо обратный клапан с целью избежать такого залива. Обратного клапана в указанном нежилом помещении также не было. После произошедшего залива собственником данного нежилого помещения был установлен обратный клапан.

Данные обстоятельства также подтверждаются проектной документацией плана цокольного этажа многоквартирного дома по адресу: были установлены судом при выездном судебном заседании.

Допрошенный в качестве свидетеля председатель Совета в ФИО11 в судебном заседании подтвердил обстоятельства залива нежилого помещения, принадлежащего на праве собственности Басиста В.М., 31.01.2021 года, изложенные в указанном Акте № 23 от 05.02.2021 года, в результате засора 4-х канализационных колодцев мусором и кирпичом, о переданных заявках, пояснив также о том, что приехавшие по заявке сотрудники ООО «Самарские Коммунальные Системы» отказались устранять засор в 4-х канализационных колодцах ввиду того, что данные канализационные колодцы не находятся на их обслуживании, засор был устранен за счет ООО «СамараСтройПотенциал».

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО12, проживающий совместно с истицей и пользующий принадлежащим ей на праве собственности нежилым помещением, в выездном судебном заседании пояснил об обстоятельствах залива и повреждениях нежилого помещения в результате залива 31.01.2021 года, что нежилое помещение было приобретено без электрофицированной задвижки и в отсутствие обратного клапана, о необходимости установки которых собственнику известно не было, что в данном нежилом помещении в 2020 году были произведены узаконенные в настоящее время перепланировка в виде установки перегородок и переоборудование в виде установки дополнительных санприборов.

У суда нет оснований не доверять показаниям данных свидетелей, поскольку они являются непосредственными очевидцами указанных обстоятельств, их показания согласуются между собой, а также подтверждаются другими имеющимися в деле доказательствами.

Наличие электрофицированной задвижки в спорном нежилом помещении при передаче нежилого помещения предыдущему собственнику ФИО13, наряду электрическими счетчиками, водомерными счетчиками, извещателями, кранами со шлангами, оборудованными распылителем, не указано в Акте приема-передачи нежилого помещения в жилом доме по адресу: от 15.07.2016 года.

Из представленной суду проектной документации «Перепланировка нежилого помещения, расположенного по адресу: 1» шифр: 092/2020-АС, выполненной ООО «Регионпроминжиниринг», следует, что в нежилом помещении истицы, кроме прочего, предусмотрен монтаж санприборов, подключение которых выполнить от существующих стояков.

Распоряжением Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара от 02.03.2022 года № 19 «О согласовании самовольно произведенных переустройства и перепланировки помещения с кадастровым номером в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: » согласованы самовольно произведенные переустройство и перепланировка нежилого помещения с кадастровым номером в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: , в соответствии с представленной проектной документацией «Перепланировка нежилого помещения, расположенного по адресу: 1», выполненной ООО «Регионпроминжиниринг» (шифр: 092/2020-АС).

Завершение перепланировки и переустройства нежилого помещения, общей площадью 154,1 кв.м, расположенного по адресу: , подтверждены Актом приемочной комиссии № 5 от 11.04.2022 года.

Данные изменения были внесены в ЕГРН, что подтверждается выпиской от 16.05.2022 года.

В соответствии с Актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон по канализационным сетям нового строительства и сооружениям на них, расположенных по адресу: , от 07.08.2013 года, на обслуживании застройщика данного многоквартирного дома – ЗАО «Трест Волгосоцжилстрой» находились: внутридомовая канализационная сеть, 6 канализационных выпусков d-110-160 мм до внутренней поверхности стенки колодца КК-1, 2, 4, канализационная линия d-160 мм до внутренней поверхности стенки колодца КК-6, канализационные колодцы КК-1, 2, 3, 4, 5, который нес ответственность за их эксплуатацию, обслуживание, комплектность, сохранность, работоспособность, нормальное техническое состояние. В хозяйственном ведении, в эксплуатации, на обслуживании ООО «Самарские Коммунальные Системы» (ООО «СКС») находится канализационный коллектор d-400 мм с колодцем КК-6, проходящий по .

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 20.06.2022 года, ЗАО «Трест Волгосоцжилстрой» 13.09.2018 года прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией.

ООО «Порядок и комфорт», являясь управляющей организацией, оказывающей услуги и выполняющей работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, организации предоставления коммунальных услуг не ответственно перед истицей за причиненный ущерб ввиду того, что канализационные колодцы, по причине засора которых произошел залив нежилого помещения, принадлежащего на праве собственности истице, к общему имущества многоквартирного дома, определяемому статьей 36 ЖК РФ, согласно п. 2.2. договора управления многоквартирным домом от 01.06.2018 года, не относятся, на баланс данной управляющей организации не передавались.

Согласно п. 5 и п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, и п. 3.4 СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85 канализационные колодцы в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме не входят. Кроме того, согласно СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85, канализационные колодцы (смотровые и перепадные) относятся не к внутренней канализации, а к наружным сетям канализации, в связи с чем, обязанность по содержанию спорных колодцев не может быть возложена на управляющую организацию ООО «Порядок и комфорт».

Как следует из представленных суду договора № 000059Х о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, от 28.12.2001 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом города Самары от имени муниципального образования – города Самары и Муниципальным предприятием «Самараводоканал», с приложением № 1 к данному договору в виде Перечня зданий и сооружений по состоянию на 01.07.2001 года и концессионного соглашения в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем муниципального образования городского округа Самара от 13.06.2019 года, заключенного между Самарской областью, Муниципальным образованием городской округ Самара, Муниципальным предприятием городского округа Самара «Самараводоканал» и ООО «Самарские Коммунальные Системы», за Муниципальным предприятием городского округа Самара «Самараводоканал» на праве хозяйственного ведения не закреплены и ООО «Самарские Коммунальные Системы» не переданы внутриквартальные канализационные сети, в том числе канализационные колодцы КК-1, 2, 3, 4, 5 по адресу: .

ООО «Самарские Коммунальные Системы» по указанному концессионному соглашению передана находящаяся в хозяйственном ведении МП г.о. Самара «Самараводоканал» под инв. номером 6999 линия канализационная хозяйственно-фекальная уличная по , введенная в эксплуатацию в 1935 году, а предметом спора являются внутриквартальные канализационные сети, в том числе канализационные колодцы, по адресу: , которые ООО «Самарские Коммунальные Системы» не передавались и на праве хозяйственного ведения за МП г.о. Самара «Самараводоканал» не закреплены.

В соответствии с п. 10 данного концессионного соглашения, при выявлении в течение срока реализации настоящего соглашения бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предназначенных для организации холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории городского округа Самара, технологически и функционально связанных с объектом соглашения и являющихся частью относящихся к объекту соглашения систем холодного водоснабжения и водоотведения (далее – бесхозяйное имущество), после оформления на эти объект в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке прав муниципальной собственности они включаются в состав объекта соглашения и передаются ООО «Самарские Коммунальные Системы» по акту приема-передачи. До признания на такие объекты права муниципальной собственности и передачи объектов по настоящему соглашению эксплуатация таких объектов осуществляется ООО «Самарские Коммунальные Системы» со дня подписания уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара соответствующего передаточного акта в соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

По сообщению МП г.о. Самара «Самараводоканал» в адрес суда, МП г.о. Самара «Самараводоканал» с 01.07.2012 года прекратило свою деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению абонентам в Самарском внутригородском районе г.о. Самара, не является гарантирующей организацией в данном районе. Информация и документы о принадлежности сетей по , а также актуальная техническая документация на коммунальные сети водоснабжения и водоотведения в МП г.о. Самара «Самараводоканал» отсутствуют.

Суд считает необоснованными доводы ответчика Администрации г.о. Самара, изложенные в письменном отзыве, об ответственности ООО «Самарские Коммунальные Системы» за причиненный истице ущерб в силу п.п. «в» п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644, согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать в соответствии с требованиями нормативно-технических документов эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации, поскольку ООО «Самарские Коммунальные Системы» спорные сети водоотведения (канализации), в том числе канализационные колодцы, в которых произошел засор, не принадлежат, в границах эксплуатационной ответственности ООО «Самарские Коммунальные Системы» не находятся.

Согласно выписке из ЕГРН от 25.05.2022 года, право собственности на указанные канализационные сети, в том числе канализационные колодцы, не зарегистрировано.

По сообщениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 27.05.2022 года и Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.05.2022 года, канализационные сети (сети водоотведения) по адресу: реестре федерального имущества и в реестре имущества Самарской области не числятся.

По сообщению Департамента управления имуществом г.о. Самара от 01.06.2022 года данные сети в муниципальную собственность г.о. Самара не передавались, сведения о данных объектах в реестре муниципального имущества не учитываются.

Ввиду бесхозяйности указанного объекта водоотведения – линии бытовой фекально-хозяйственной канализационной по адресу: внутригородского района г.о. Самара в рамках закрепленных полномочий был сформирован пакет документов для включения его в реестр муниципального имущества городского округа Самара и направлен в Департамент управления имуществом г.о. Самара 01.09.2021 года.

По результатам рассмотрения данного обращения Департамент управления имуществом г.о. Самара сообщил Администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара, что дальнейшее рассмотрение вопроса принятия в муниципальную собственность городского округа Самара линии бытовой фекально-хозяйственной канализационной по адресу: <...> возможно после поступления в Департамент соответствующего обращения от собственника объекта с приложением указанных в сообщении документов.

Из содержания п. 1 ст. 225 ГК РФ следует, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

При этом, в силу п. 9 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931, принятие на учет такого объекта осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесена организация водоотведения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара Самарской области, к вопросам местного значения городского округа Самара относятся организация в границах городского округа Самара электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении», в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 27.05.2015 года № 581 определен порядок выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Самара.

В соответствии с п. 1.3 вышеуказанного Порядка, выявление бесхозяйного имущества на территории городского округа Самара осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице своих территориальных органов по собственной инициативе, а также на основании сведений, поступивших из органов местного самоуправления городского округа Самара и отраслевых (функциональных) органов Администрации городского округа Самара.

Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 06.07.2015 года № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов», органы местного самоуправления городского округа Самара:

1) осуществляют полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении»;

2) осуществляют полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;

3) взаимодействуют с юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу коммунальных ресурсов (ресурсоснабжающими организациями), по вопросам электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

4) организуют деятельность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные сети электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения и осуществляют передачу указанных бесхозяйных объектов в эксплуатацию до признания на них права муниципальной собственности;

5) осуществляют иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, за исключением полномочий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ч. 1).

Органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара:

1) принимают участие в выполнении мероприятий по своевременной и качественной подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов социальной сферы к работе в отопительный период;

2) выявляют бесхозяйные сети электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, не переданные в установленном порядке в муниципальную собственность, и осуществляют подготовку документов для организации учета данного имущества органами государственной власти и органами местного самоуправления городского округа Самара;

3) оказывают содействие органам местного самоуправления городского округа Самара по вопросам электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

4) взаимодействуют с аварийно-диспетчерскими службами юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих потребителю коммунальные услуги, а также являющихся потребителями коммунальных услуг, по вопросам электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (ч. 2).

Обязанность по выявлению бесхозяйной канализационной линии по адресу: внутригородского района г.о. Самара выполнена, о чем свидетельствует подготовка ею пакета документов для включения указанной канализационной линии в реестр муниципального имущества городского округа Самара и направление в Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями допрошенного в судебном заседании в качестве специалиста начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации внутригородского Самарского района г.о. Самара ФИО14, который пояснил, что формировал пакет документов для включения данной канализационной линии в реестр муниципального имущества городского округа Самара, в связи с чем, он выходил на место, запрашивал документы, на основании которых было установлено, что указанная внутриквартальная канализационная линия является бесхозяйной.

В силу приведенных выше правовых норм обязанность Администраций внутригородских районов г.о. Самара по выявлению бесхозяйных сетей водоотведения (канализационных сетей) не освобождает Администрацию г.о. Самара от ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности по осуществлению полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», а также по организации деятельности по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные сети водоотведения (канализационные сети) и передаче указанных бесхозяйных объектов в эксплуатацию до признания на них права муниципальной собственности, возложенных той же нормой на органы местного самоуправления г.о. Самара.

Судом установлено, в отношении внутриквартальных канализационных сетей, в том числе канализационных колодцев, по адресу: право собственности не признано, меры по их сохранности, обслуживанию не приняты, вопрос об их балансовой принадлежности до настоящего времени Администрацией г.о. Самара также не решен.

При таких установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Администрация г.о. Самара является органом, обязанным обеспечивать надлежащую эксплуатацию бесхозяйной канализационной сети на территории г.о. Самара и обязанным организовать деятельность по признанию права муниципальной собственности на указанные бесхозяйные канализационные сети, в том числе канализационные колодцы, и осуществить их передачу в эксплуатацию до признания на них права муниципальной собственности. Соответственно, именно Администрация г.о. Самара является надлежащим ответчиком по данному спору, в связи с чем, ответчики ООО «Порядок и комфорт» и Администрация Самарского внутригородского района г.о. Самара подлежат освобождению от гражданско-правовой ответственности, и в исковых требованиях Басиста В.М. к данным ответчикам следует отказать.

В соответствии с Отчетом об оценке № 250-С/2021 от 05.07.2021года, выполненным ООО «ФКЦ «Мир Оценки», итоговая величина рыночной стоимости права требования возмещения ущерба, причиненного нежилому помещению, расположенному по адресу: 1, пострадавшему в результате залива, составляет 432 465 рублей.

Доказательств в его опровержение суду ответчиками и третьими лицами не представлено, от назначения экспертизы ответчики и третьи лица отказались, отчет выполнен квалифицированным специалистом, в связи с чем, размер ущерба, определенный Отчетом об оценке № 250-С/2021 от 05.07.2021 года, выполненным ООО «ФКЦ «Мир Оценки», суд считает установленным.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела факт причинения имущественного ущерба истице в результате залива принадлежащего ей на праве собственности нежилого помещения по вине ответчика Администрации г.о. Самара подтвержден, в связи с чем, с ответчика Администрации г.о. Самара в пользу истицы подлежит взысканию материальный ущерб в размере 432 465 рублей.

При разрешении спора суд в порядке ст. 100 ГПК РФ считает необходимым удовлетворить требование истицы о возмещении расходов на оплату услуг представителя. При определении размера возмещения, исходя из принципа разумности и принимая во внимание категорию рассматриваемого дела, степень участия представителя в рассмотрении дела, количество судебных заседаний, объем, качество выполненных представителем работ, длительность нахождения дела в производстве суда, соотношение размера понесенных расходов с объемом и значимостью защищаемого права, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд с учетом представленных суду договора поручения № 24 от 02.09.2021 года, квитанции к приходному кассовому ордеру № 24 от 02.09.2021 года считает возможным взыскать с ответчика Администрации г.о. Самара в пользу Басиста В.М. возмещение в размере 20 000 рублей, считая заявленный ко взысканию размер возмещения разумным.

В силу ст. 98 ГПК РФ с Администрации г.о. Самара в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 525 рублей, уплаченные истицей при предъявлении иска в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации г.о. Самара в пользу ФИО1 в возмещение ущерба 432 465 рублей, судебные расходы в виде оплаты услуг представителя в размере 20 000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 525 рублей.

В удовлетворении исковых требований, предъявленных ФИО1 к ООО «Порядок и комфорт», Администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 30 июня 2022 года.

Судья А.М. Балова