ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1993/2014 от 30.06.2014 Тракторозаводского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

     Дело №2-1993/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 30 июня 2014г.         г.Челябинск      

 Тракторозаводский районный суд г. Челябинска, в составе:

 председательствующего Сырова Ю.А.

 при секретаре Деревсковой Т.Н.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г. Челябинска о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении периодов работы в специальный трудовой стаж,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска, просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в соответствии со ст.27 п.1 пп.20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173 -ФЗ от 17.12.2001г., с момента фактического обращения за назначением пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ., включив в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности медицинской сестры в организации арендаторов «Стоматологическая поликлиника №», АОЗТ «Стоматологическая поликлиника № ЗАО «Стоматологическая поликлиника № ООО «Стоматологическая поликлиника №

 В обосновании исковых требований истец указала, что решением ГУ УПФ РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска спорный период необоснованно исключен из специального трудового стажа. В период ее работы стоматологическая поликлиника неоднократно изменяла организационно-правовую форму, при этом характер работы и условия труда персонала не изменялись.

 В судебном заседании ФИО2 исковые требования и доводы иска поддержала.

 Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, решение об отказе в назначении трудовой пенсии полагала обоснованным.

 Представитель третьего лица ООО «Стоматологическая поликлиника №» ФИО1 в судебном заседании исковые требования полагала обоснованными.

 Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.

 В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в Государственное Учреждение- Управление Пенсионного Фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по ст.27 п.1 пп.20 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173 ФЗ от 17.12.2001г. обратилась ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ рождения.

 ДД.ММ.ГГГГ. решением ГУ УПФ РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска ФИО2 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 пп. 20 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ», на том основании, что продолжительность специального трудового стажа истца составляет 06 лет 04 месяца 21 день, в то время как для назначения досрочной пенсии требуется продолжительность специального стажа не менее 30 лет.

 Как следует из прокола заседания Комиссии ГУ УПФ РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ. истцу отказано во включении в специальный трудовой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (всего 23 года 04 мес. 09 дней- без учета периодов отпусков без сохранения заработной платы и курсов повышения квалификации) в должности медицинской сестры в организации арендаторов «Стоматологическая поликлиника №», АОЗТ «Стоматологическая поликлиника № ЗАО «Стоматологическая поликлиника №», ООО «Стоматологическая поликлиника №», поскольку в данный период заявитель работала в организации, которая учреждением здравоохранения не является.

 Кроме того, истцу отказано во включении в специальный трудовой стаж периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, общей продолжительностью 05 месяцев 14 дней, периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

 В соответствии со ст.27 п.1 пп. 20 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ», право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, независимо от их возраста.

 Согласно положениям Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2П при исчислении продолжительности специального стажа за период до вступления в силу новых нормативных актов, могут применяться правила и нормы, действовавшие на момент приобретения стажа.

 Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, согласно которого, в специальный трудовой стаж, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в должности среднего медицинского персонала в учреждениях (организациях) здравоохранения, независимо от ведомственной подчиненности.

 В соответствии с Письмом Минтруда РФ и ПФР от 29 сентября 2000 г. NN 3948/1-17, 06-25/8625, при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применялась Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. N 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. N 395.

 Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377"Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" утверждена номенклатура среднего медицинского персонала (Приложение №3), согласно которой предусмотрена должность «медицинская сестра».

 Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. N 395, предусмотрены п.1.4.4 поликлиники, в том числе стоматологические.

 Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066, утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

 Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

 Разделом Списков 1999г. и 2002г. «Наименования должностей» предусмотрена должность «медицинская сестра».

 Разделом Списков 1999г. и 2002г. «Наименование учреждений» предусмотрено учреждение: «Поликлиники всех наименований».

 Заявленные ответчиком условия включения в специальный трудовой стаж спорных периодов работы, по своей сути являются требованием осуществления работы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данная позиция ответчика противоречит позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в постановлении от 03.06.2004г., согласно которого досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия, применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.

 Поскольку право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста обусловлено такой работой в определенной профессиональной сфере, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, суд полагает, что в данной ситуации, основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, могут являться только различия в характере работы, функциональных обязанностях истца, по сравнению с лицами работающими в той же должности, но в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения, а также существенные различия по профилю и задачам деятельности учреждения, в котором осуществлял работу истец, по сравнению с государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения.

 Как следует из Устава арендного предприятия, после передачи имущества государственного учреждения Стоматологическая поликлиника № организация арендаторов приобрела статус арендного медицинского предприятия. При этом сохранился профиль лечебного учреждения- стоматологическая поликлиника, а также основные функции и задачи, заключающиеся в оказании стоматологической помощи (п.2.14).

 В Уставе ЗАО «Стоматологическая поликлиника №» п.2.1, Уставе АОЗТ «Стоматологическая поликлиника № п.2.1.1, указано, что основной целью деятельности предприятия является оказание стоматологических услуг, помощи взрослому и детскому населению района.

 Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что несмотря на изменение организационно-правовой формы и формы собственности, Стоматологическая поликлиника № сохранила профиль учреждения как специализированной территориальной поликлиники, следовательно, характер и условия труда истца в спорные периоды соответствовали характеру и условиям труда в государственных и муниципальных специализированных территориальных поликлиниках.

 В соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" с момента регистрации ФИО2 в качестве застрахованного лица, её специальный трудовой стаж должен, согласно ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Спорные периоды подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета как работа с общими условиями труда.

 Согласно ст.8 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения учета подаются страхователем, который несет ответственность за их правильность.

 Сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. подавались без учета фактического характера и условий труда истца, а исходя из формального несоответствия наименования организационно-правовой формы учреждения здравоохранения требованиям Списка.

Таким образом, периоды работы истца в качестве медицинской сестры в детском отделении Организации арендаторов Стоматологической поликлиники №, АОЗТ «Стоматологическая поликлинике №», ЗАО «Стоматологическая поликлиника №» подлежат включению в специальный трудовой стаж.    В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

 Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

 Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

 Из изложенного следует, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации (специализация) с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (1 месяц 20 дней) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

 Вместе с тем, периоды отпусков без сохранения заработной платы общей продолжительностью 05 месяца 14 дней обоснованно исключены ответчиком из подсчета специального стажа, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. В данной части исковые требования не подлежат удовлетворению.

 Таким образом, в специальный трудовой стаж истца подлежат включению периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. общей продолжительностью 23 года 05 месяцев 29 дней (без учета периодов отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью 5 месяцев 14 дней).

 С учетом периодов работы не оспариваемых ответчиком (06 лет 04 месяца 21 день), общая продолжительность специального трудового стажа ФИО2 составляет на ДД.ММ.ГГГГ. - 29 лет 10 месяцев 20 дней, при требуемом стаже 30 лет.

 Требований о включении в специальный стаж иных периодов работы истцом не заявлялись, а органами пенсионного фонда не выяснялось и не оценивалось наличие таких периодов работы у истца после ДД.ММ.ГГГГ.

 Исходя из заявленных оснований иска, суд полагает, что на ДД.ММ.ГГГГ. у истца не возникло право на досрочную трудовую пенсию ввиду недостаточной продолжительности специального стажа.

 Для оценки наличия такого права на ДД.ММ.ГГГГ., истцу надлежит дополнительно представить в органы ПФ РФ сведения о трудовом стаже за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. По заявленным основаниям, с учетом рассмотренных периодов трудовой деятельности истца, требования о назначении досрочной трудовой пенсии по старости не подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования удовлетворить, частично обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г. Челябинска включить в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 пп.20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173 -ФЗ от 17.12.2001г. периоды работы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. всего 23 года 05 месяцев 29 дней (без учета периодов отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью 5 месяцев 14 дней).

 В остальной части в удовлетворении исковых требований, - отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, через Тракторозаводский районный суд г.Челябинска, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 Председательствующий       Ю.А. Сыров