ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1993/2021 от 25.03.2021 Выборгского районного суда (Город Санкт-Петербург)

78RS0002-01-2020-010926-55

Дело №2-1993/2021 Санкт-Петербург

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2021 года

Выборгский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:

судьи Добрыниной А.Н.

при секретаре Городнянской К. А.

с участием представителя истца Кузьминой А. В., представителя ответчика Власенко А. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Гуковой Т. Л. к ООО «Элегантные интерьеры» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Гукова Т. Л. обратилась в суд с иском к ООО «Элегантные интерьеры» о взыскании неустойки в размере 407 457 руб. 28 коп. с 16.04.2019 по 30.06.2019 г. по договору №259 от 26.12.2018 г., неустойки на основании ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 162 951 руб. за период 02.11.2019 по 11.08.2020 г. по договору №124 от 24.06.2019 г., взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., штрафа в размере 50% от присужденной суммы, указав, что 26.12.2018 г. между сторонами был заключен договор №259, в соответствии с которым продавец обязался продать, а покупатель принять и оплатить мебель, указанную в спецификации, стоимостью 13 904 Евро по официальному курсу Евро (курсу ЦБ РФ +2% конвертация) на день платежа. Стоимость товара в рублях на дату заключения договора определена в размере 1 113 629 руб. Согласно п. 3.1 договора покупатель обязался внести предоплату в размере 50% (6952 Евро) договорной стоимости товара в течение 3-х рабочих дней с момента подписания договора. В п. 4.1 договора указано, что продавец обязуется доставить заказанный покупателем товар в Санкт-Петербург на свой склад в течение 90 рабочих дней с момента выполнения покупателем п. 3.1 договора (с момента поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу продавца), т.е. до 15.04.2019 г. Истица оплатила стоимость товара тремя платежами: 26.12.2018 – г. в размере 556 815 руб., 15.05.2019 г. в размере 515 441 руб., 15.05.2019 г. в размере 71 835 руб., однако полная доставка и сборка товара состоялись 11.08.2020 г.

24.06.2019 г. между сторонами был заключен договор №124, в соответствии с которым продавец обязался продать, а покупатель принять и оплатить мебель, указанную в спецификации, стоимостью 2 252 Евро по официальному курсу Евро (курсу ЦБ РФ +2% конвертация) на день платежа. Стоимость товара в рублях на дату заключения договора определена в размере 163 892 руб. Согласно п. 3.1 договора покупатель обязался внести предоплату в размере 70% (1576 Евро) договорной стоимости товара в течение 3-х рабочих дней с момента подписания договора. В п. 4.1 договора указано, что продавец обязуется доставить заказанный покупателем товар в Санкт-Петербург на свой склад в течение 90 рабочих дней с момента выполнения покупателем п. 3.1 договора (с момента поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу продавца). Истица внесла денежные средства 24.06.2019 г. в размере 114 724 руб., 17.12.2019 г. – 48 227 руб. 09 рабочих дней истекли 01.11.2019 г., при этом полная доставка и сборка товара состоялись 11.08.2020 г.

Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, направила своего представителя, которая исковые требования поддержала.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то, что по договору №259 от 26.12.2018 г. ответчик выполнил обязательства в установленный договором срок, поскольку согласно п. 4.2 договора в период с 01.08 по 10.09 и с 23.12 по 15.01 итальянские фабрики-производители приостанавливают свое производство в связи с уходов в корпоративный отпуск, в связи с чем исчисление срока выполнения заказа осуществляется без учета указанных периодов. Согласно п. 4.3 договора №124 от 24.06.2019 г. доставка и сборка товара осуществляется в течение 7 рабочих дней. Таким образом, общий срок выполнения заказа составляет не более 97 рабочих дней. 25.01.2020 г. ответчиком была осуществлена сборка товара по договору №124, был составлен акт приема-передачи, согласно которому имелись недостатки в части кромки шкафов. Истец от подписания акта отказалась. Количество рабочих дней между 24.06.2019 и 25.01.2020 г. составляет 105 рабочих дней, т.е. ответчик допустил просрочку 8 рабочих дней. Согласно п. 8.5 договора при наличии недостатков составляется рекламация, срок для устранения недостатков составляет 90 рабочих дней. Ответчиком была направлена заявка производителю на изготовление комплекта мебели с учетом замечаний, однако в связи с пандемией комплект мебели был доставлен и установлен 10.08.2020 г. Количество рабочих дней между 25.01.2020 и 10.08.2020 г. составляет 133 дня. Кроме того, ответчик просит снизить неустойку на основании ст. 333 ГК РФ, считая ее явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства, т.к. в связи с эпидемией коронавируса на фабриках в Италии был введен карантин, фабрики не работали, что подтверждается свидетельством Торгово-промышленной палаты Республики Италии. В период с 30 марта по 08 мая 2020 г. Указами Президента РФ были объявлены внеочередные выходные дни.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

26.12.2018 г. между сторонами был заключен договор №259, в соответствии с которым продавец обязался продать, а покупатель принять и оплатить мебель, указанную в спецификации, стоимостью 13 904 Евро по официальному курсу Евро (курсу ЦБ РФ +2% конвертация) на день платежа. Стоимость товара в рублях на дату заключения договора определена в размере 1 113 629 руб. Согласно п. 3.1 договора покупатель обязался внести предоплату в размере 50% (6952 Евро) договорной стоимости товара в течение 3-х рабочих дней с момента подписания договора. В п. 4.1 договора указано, что продавец обязуется доставить заказанный покупателем товар в Санкт-Петербург на свой склад в течение 90 рабочих дней с момента выполнения покупателем п. 3.1 договора (с момента поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу продавца). Согласно п. 4.2 договора в период с 01.08. по 10.09 и с 23.12. по 15.01 каждого года итальянские фабрики производители приостанавливают свое производство в связи с уходом в корпоративный отпуск. В связи с этим исчисление срока по выполнению заказа и устранению недостатков осуществляется без учета указанных периодов. В силу п. 4.3 договора доставка товара со склада продавца по адресу, указанному покупателем в договоре, осуществляется только после выполнения покупателем п. 3.2 договора (после 100% оплаты договорной стоимости товара), в течение 7 рабочих дней. Истица оплатила стоимость товара тремя платежами: 26.12.2018 – г. в размере 556 815 руб., 15.05.2019 г. в размере 515 441 руб., 15.05.2019 г. в размере 71 835 руб. Акт приема-передачи подписан 22.05.2020 г.

Суд полагает, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения Закона РФ «О защите прав потребителей», т.к. товар приобретался исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 4 Закона "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

В соответствии со ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

С учетом положений п. 4.1-4.3 договора, а также сроков оплаты товара покупателем товар должен был быть доставлен в срок до 30.05.2020 г. Товар был передан истице 22.05.2020 г., т.е. в срок, установленный договором, в связи с чем требования истицы, заявленные в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по данному договору, удовлетворению не подлежат.

24.06.2019 г. между сторонами был заключен договор №124, в соответствии с которым продавец обязался продать, а покупатель принять и оплатить мебель, указанную в спецификации, стоимостью 2 252 Евро по официальному курсу Евро (курсу ЦБ РФ +2% конвертация) на день платежа. Стоимость товара в рублях на дату заключения договора определена в размере 163 892 руб. Согласно п. 3.1 договора покупатель обязался внести предоплату в размере 70% (1576 Евро) договорной стоимости товара в течение 3-х рабочих дней с момента подписания договора. В п. 4.1 договора указано, что продавец обязуется доставить заказанный покупателем товар в Санкт-Петербург на свой склад в течение 90 рабочих дней с момента выполнения покупателем п. 3.1 договора (с момента поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу продавца). Согласно п. 4.2 договора в период с 01.08. по 10.09 и с 23.12. по 15.01 каждого года итальянские фабрики производители приостанавливают свое производство в связи с уходом в корпоративный отпуск. В связи с этим исчисление срока по выполнению заказа и устранению недостатков осуществляется без учета указанных периодов. В силу п. 4.3 договора доставка товара со склада продавца по адресу, указанному покупателем в договоре, осуществляется только после выполнения покупателем п. 3.2 договора (после 100% оплаты договорной стоимости товара), в течение 7 рабочих дней. Истица внесла денежные средства 24.06.2019 г. в размере 114 724 руб., 17.12.2019 г. – 48 227 руб. Акт приема-передачи, от подписания которого истица отказалась, составлен 25.01.2020 г., в акте отмечены претензии по качеству товара – сколы на фасадах. Повторно мебель была поставлена истцу 10.08.2020 г.

С учетом положений п. 4.1-4.3 договора, а также сроков оплаты товара покупателем товар должен был быть доставлен в срок до 09.12.2020 включительно. Оплата по договору в размере 100% произведена 17.12.2020 г., т.е. мебель должна была быть поставлена в срок 26.12.2020 г. включительно. Товар был поставлен 25.01.2020 г., недостатки устранены 10.08.2020 г.

Таким образом, неустойка должна быть исчислена, начиная с 27.12.2020 г. до 10.08.2020 г.

Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" дано толкование содержащемуся в ГК РФ понятию обстоятельств непреодолимой силы.

Так, в пункте 8 названного постановления разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Из приведенных разъяснений следует, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Суд приходит к выводу о том, что ответчик подлежит освобождению от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору за период с 23.03.2020 г. на основании ст. 401 ГК РФ, поскольку неисполнение ответчиком обязательств, произошло вследствие наличия обстоятельств непреодолимой силы, учитывая, что согласно условиям договора истцу должна была быть поставлена мебель, произведенная в Республике Италия, что следует из п. 4.2 договора, принимая во внимание представленную ответчиком справку Торговой палаты Гран-Сассо-д’Италия, согласно которой во избежание распространения COVID-19 в Италии, итальянским правительством были введены ряд постановлений, в т.ч. 22.03.2020 г. – дальнейшие постановления Декрета-закона №6 от 23.02.2020 г., содержащие неотложные меры по сдерживанию и управлению эпидемиологической чрезвычайной ситуацией, вызванной COVID-19, применимых по всей национальной территории, по причине которых большинство коммерческих и промышленных производств были приостановлены до 03.04.2020 г., а затем данные меры были продлены. Медицинская чрезвычайная ситуация и все вышеуказанные постановления вызвали нарушения в торговле, ограничения передвижения рабочей силы и привели к закрытию или реорганизации производств. Кроме того, Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", а затем Указами Президента РФ от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294 с 30.03.2020 по 08.05.2020 г. были установлены нерабочие дни.

Размер неустойки за период с 27.12.2019 по 22.03.2020 составит: 87 дней * 162 951 руб. * 0,5% = 70 883 руб. 69 коп., однако на основании ст. 333 ГК РФ суд снижает подлежащий взысканию размер неустойки до 70 000 руб.

Требование о взыскании компенсации морального вреда подлежит частичному удовлетворению на основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», учитывая длительность нарушения прав истца, степень вины ответчика в нарушении обязательства, - в сумме 10 000 руб.

На основании ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд взыскивает с ответчика в пользу истца штраф в размере 50% от присужденной суммы, что составит 40 00 0руб.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства в сумме 1 406 руб. 49 коп.

Руководствуясь ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ООО «Элегантные интерьеры» в пользу Гуковой Т. Л. неустойку в размере 70 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., штраф в размере 40 000 руб.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Взыскать с ООО «Элегантные интерьеры» государственную пошлину в доход государства в размере 1 406 руб. 49 коп.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 05 мая 2021 года.

Судья Добрынина А. Н.