ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1993/2022 от 30.05.2022 Бийского городского суда (Алтайский край)

№2-1993/2022

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 года г. Бийск, Алтайский край

Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: А.А. Шелковниковой,

при помощнике судьи Букиной И.А,

с участием представителя ответчика Н.В. Беспалова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трегуб ФИО5 к Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю о взыскании недополученных сумм денежного содержания, отпускных выплат.

УСТАНОВИЛ:

Трегуб Т.Ю. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю о взыскании недополученных сумм денежного содержания, отпускных выплат.

В обоснование заявленных требований истец указала, что с 09.10.2017 назначена на государственную гражданскую службу в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №10 по Алтайскому краю.

На основании приказа ФНС России от 09.08.2021 №ЕД-7-4/730 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю» Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Алтайскому краю с 29.11.2021 реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю.

На момент реорганизации занимала должность специалиста-эксперта отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства в Межрайонной ИФНС России №10 по Алтайскому краю. Приказом № от 05.04.2021 служебный контракт № от 09.10.2017 был расторгнут. С 06.04.2021 она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При увольнении истцу начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренная п.3.1 ч.1 ст.37 Закона №79-ФЗ в сумме 95 381,68 руб., а также компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в сумме 11 059, 65 руб.

С начисленной суммой компенсации истец не согласна, так как при расчете компенсации не полностью учтены премии, фактически начисленные в течение 12 месяцев перед увольнением, что привело к занижению размера месячного денежного содержания и неправильному расчету суммы компенсации в размере четырехмесячного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск. А именно Межрайонная ИФНС России №10 по Алтайскому краю в расчет денежного содержания не включала суммы выплаченных средств материального стимулирования (в расчетных листках «Средства материального стимулирования СМС») и премий выплаченных за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование госслужащих сверх установленного фонда оплаты труда (в расчетных листках «Премия ДОП госслужба»).

Также считает, что расчет отпускных выплат в 2021 году Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю производился по тем же принципам, то есть без учета выплаченных средств материального стимулирования и премий, и неправомерно занижен.

Полагает, что работодатель без законных на то оснований не включал в расчет денежного содержания суммы выплаченных СМС и «ДОП» премий. Из начисленных и выплаченных истцу СМС и "ДОП" премий удерживался НДФЛ, а также платились все предусмотренные законодательством страховые взносы (обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, медицинское страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве) и перечислены в соответствующие бюджеты РФ. Согласно справке о доходах за 2020, 2021 годы по форме 2-НДФЛ, данные выплаты входят в общую сумму дохода и отнесены на код дохода «2000» и «2002». Тот факт, что выплаты СМС и "ДОП" премий финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС, не означает, что данные средства не являются заработком (доходом) Трегуб Т.Ю. и ее денежным содержанием. Считает, что выплаты в виде СМС и «ДОП» премий выплачивались систематически и должны входить в фонд оплаты труда государственного служащего и соответственно должны учитываться при расчете денежного содержания. В служебном контракте и дополнительных соглашениях к служебному контракту имеется пункт, в котором приведен перечень входящих в денежное содержание выплат, в частности – «другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами». Следовательно, слово «Другие выплаты» оставляет за собой открытый перечень выплат государственному служащему.

В соответствии с пунктом 9 дополнительного соглашения №9 от 10.12.2020 к служебному контракту от 19.10.2017 №304 денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Частью 1 статьи 50 Закона №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Закона №79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Закона №79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Закона №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Согласно части 6 статьи 51 Закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

На основании изложенного истец считает, что работодателем неверно произведен расчет компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, отпускных выплат в 2021 году.

Согласно расчету истца с учетом выплаченных средств материального стимулирования и премий, общая сумма недоплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составила 40 867,22 руб. Сумма недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск составила 6 378,35 руб. Сумма недоплаченных отпускных выплат составила: за период отпуска с 09.03.2021 по 12.03.2021 в сумме 2 362,68 руб.

Срок исковой давности по недоплаченным отпускным за период отпуска с 09.03.2021 по 12.03.2021 Трегуб Т.Ю. просит не считать пропущенным, так как ее коллеги обратились за защитой своих прав 16.12.2021 в Алейскую межрайонную прокуратуру, 16.01.2021 получен ответ о необходимости обращения в суд по месту нахождения работодателя. На основании их ответа, истец пропустила обращение в прокуратуру и напрямую обращается в суд.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю в свою пользу сумму недоплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 40 867,11 руб.; сумму недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 6 378,35 руб.; сумму недоплаченных отпускных выплат за период отпуска с 09.03.2021 по 12.03.2021 в размере 307,15 руб.; денежную компенсацию (проценты) за задержку указанных выше выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи заявления (14.02.2022) в размере 7 299,55 руб., а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России.

В судебное заседание истец Трегуб Т.Ю. не явилась, о времени и месте его проведения была извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, что суд находит возможным.

В судебном заседании представитель ответчика Беспалов Н.В. исковые требования не признал, ссылаясь в обоснование возражений на доводы, приведенные в отзыве на иск.

В частности, представитель ответчика просил учесть, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих учету подлежат те выплаты, которые предусмотрены Законом о государственной гражданской службе. Материальное стимулирование в структуре Федеральной налоговой службы РФ, выплачиваемое за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа Федеральной налоговой службы РФ. Согласно разделу IV «Оплата труда» служебного контракта №, заключенного 09.10.2017 инспекцией с Трегуб Т.Ю. с учетом дополнительного соглашения №9 от 10.12.2020 на момент расторжения служебного контракта в состав ежемесячного денежного содержания Трегуб Т.Ю. входит: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ (должностной оклад) в размере 4322 руб. в месяц, месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином гражданской (оклад за классный чин) в размере 1413 руб. в месяц; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 10% этого оклада; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы размере 60 % должностного оклада, ежемесячное денежное поощрение в размере 4322 руб. в месяц, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. То есть все вышеуказанные гарантированные выплаты, входящие в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, устанавливаются в процентом отношении к должностному окладу. В то время как размер СМС не привязан к должностному окладу, выплачивается в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности и личного вклада конкретного служащего, носит стимулирующий (а не обязательный) характер.

Также указывал на отсутствие оснований для денежной компенсации (процентов) за задержку выплат в соответствии со ст. 236 ТК РФ. Из положений ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору. Поскольку вышеуказанные денежные суммы истцу фактически исчислены не были, указанный механизм к спорным правоотношениям применению не подлежит.

В силу п. 10 ст.46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» выплата денежного содержаний гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее, чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска. С настоящим иском истец обратилась в суд 10.03.2022, следовательно, ею пропущен срок исковой давности применительно к вопросу правильности исчисления выплат, связанных с предоставлением ей отпуска в период с 09.03.2021 по 12.03.2021. В данном случае не применим довод истца о том, что рассматриваемый срок не следует считать пропущенным, так как ее коллеги обратились за защитой своих прав 16.12.2021 в Алейскую межрайонную прокуратуру, 16.01.2021 получен ответ о необходимости обращения в суд по месту нахождения работодателя. В ст. 392 ТК РФ диспозитивно установлен как срок, так и орган, в который имеет право обратиться работник (в т.ч. бывший) в случае невыплаты или неполной оплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Данным органом является непосредственно суд.

Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении в части исковых требований Трегуб Т.Ю.

Судом установлено, что основании приказа Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю от 09.10.2017 года № Трегуб Т.Ю. с 09.10.2017 была назначена на должность специалиста 1 разряда в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.

09.10.2017 между сторонами спора был заключен служебный контракт № (л.д. 70-75).

С 30.07.2019 на основании приказа от 30.07.2019 № истец назначена на должность специалиста-эксперта в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.

Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца (л.д. 31-35), а также личной карточной Трегуб Т.Ю. (л.д. 152-154).

В соответствии с дополнительным соглашением № 9 от 10.12.2020 к служебному контракту от 09.10.2017 года № 304 (л.д. 91) гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит: а) месячного оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ (должностной оклад) в размере 4322 руб. в месяц, б) месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин) в размере 1413 руб. в месяц; в) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 10% этого оклада; г) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы размере 60 % должностного оклада, д) ежемесячного денежного поощрения в размере 4322 руб. в месяц, е) премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя; ж) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актам Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.

На основании приказа Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю от 01.06.2020 года Трегуб Т.Ю. за период работы с 09.10.2019 года по 08.10.2020 года в период с 15.06.2020 по 14.07.2020 был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск в количестве 30 календарных дней (л.д. 95).

В соответствии с приказом Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю от 20.02.2021 Трегуб Т.Ю. за период работы с 09.10.2020 года по 08.10.2021 года в период с 09.03.2021 по 12.03.2021 был предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день в количестве 3 календарных дней (л.д. 93).

Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю от 05.04.2021 года заключенный с истцом служебный контракт расторгнут, Трегуб Т.Ю. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе в связи с сокращением должности государственной гражданской службы в государственном органе (л.д. 96).

При увольнении инспекцией Трегуб Т.Ю. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 95 381, 68 руб., а также денежная компенсация за неиспользованный ежегодный основной оплачиваемый отпуск в сумме 11 059,65 руб. Кроме того, размер отпускных в марте 2021 года (за период с 09.03.2021 по 12.03.2021) составил 2 917,04 руб.

Истец полагает, что ответчиком необоснованно не учтены при расчете указанных выплат средства материального стимулирования и выплачиваемые премии.

Согласно ч. ч. 1, 7 ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации Законом о государственной гражданской службе.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Ч. 1 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе).

В соответствии с ч.10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 (далее по тексту – Правила № 562).

П. 2 Правил предусмотрено, что согласно ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абз. 1 п. 8 Правил № 562 определено, что в случае, предусмотренном п.п. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абз. 2 п. 8 Правил № 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п.п. «а» - «г» п. 2 Правил № 562, а также 1/12 размера предусмотренных п.п. «д» - «ж» п. 2 Правил № 562 дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ч. 1 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе (в редакции, регулирующей спорные правоотношения).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе (в редакции, регулирующей спорные правоотношения) фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе (в редакции, регулирующей спорные правоотношения) порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

П. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в редакции, регулирующей спорные правоотношения) (далее по тексту - Указ Президента РФ № 763) установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

П. 9 Указа Президента РФ № 763 (в редакции, регулирующей спорные правоотношения) предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 п.п. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих и выплата премий.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее по тексту - Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС РФ, Порядок в соответствующем падеже).

Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС РФ разработан в соответствии с постановлением Правительства РФ № 611 и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (п. 1 Порядка).

Согласно п. 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Однако приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н, предусматривая выплату материального стимулирования федеральным государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС РФ в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей и иных обязанностей и распространяя действие на период с 2007 года по 2013 год, находится за пределами спорного периода.

В тоже время согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.

В данном письме указано, что в соответствии со ст.50 Закона о государственной гражданской службе определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, ч.10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, предусмотрено, что Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 1). П. 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов РФ обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Согласно п. 2 Положения о Федеральной налоговой службе РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба РФ находится в ведении Министерства финансов РФ. Учитывая, что на Министерство финансов РФ как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований Трегуб Т.Ю. следует учитывать содержащиеся в письме Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 разъяснения.

При изложенных обстоятельствах довод Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю о том, что материальное стимулирование Трегуб Т.Ю. за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении, выплате отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск судом отклоняется.

Также суд находит обоснованными доводы истца о необходимости учитывать при исчислении указанных выплат суммы выплачиваемых премий в связи с нижеследующим.

Согласно п. 2.2., 2.4 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы..., утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 02 октября 2009 года № ММ-7-5/483@, выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов. Решение о выплате премии гражданским служащим принимается руководителем Федеральной налоговой службы и оформляется приказом Федеральной налоговой службы.

Приказом Межрайонной ИФНС России №10 по Алтайскому краю от 21 сентября 2018 года утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России №10 Алтайскому краю, премирования, выплаты единовременного поощрения, современной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России №10 по Алтайскому краю, согласно п. 2.2. которого выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов.

В то же время указанные премии выплачивались сотрудникам инспекции за особо важные и сложные задания, при этом учитывались показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного служащего; личный вклад в обеспечение исполнения полномочии, возложенных на территориальные органы Федеральной налоговой службы РФ; за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций Федеральной налоговой службы РФ.

В связи с этим в соответствии с положениями п.5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе указанные выплаты должны быть включены в состав денежного содержания истца.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Из начисленных и полученных Трегуб Т.Ю. выплат средств материального стимулирования и премий удерживался НДФЛ, а также все предусмотренные законодательством платежи, которые перечислены в соответствующие бюджеты РФ.

Тот факт, что выплаты средств материального стимулирования и премий финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы РФ, не означает, что данные средства не являются денежным содержанием Трегуб Т.Ю., поскольку выплата указанных средств производилась систематически, а потому они должны учитываться при расчете денежного содержания.

В связи с тем, что положениями ч. 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, к которым относится материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, премии сверх установленного фонда оплаты труда, входящие в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, служебный контракт Трегуб Т.Ю.), выплаченное истцу в соответствии с приказами ответчика материальное стимулирование, премии подлежали учету при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности, за неиспользованный отпуск, а также отпускных.

Проверив расчеты предъявленных ко взысканию сумм недоплат четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск за 15 календарных дней, суд находит их арифметически верными (л.д. 10-11).

В связи с чем сумма недоплаты 4-х месячного денежного содержания при увольнении составляет 40 867 руб. 22 коп.

Сумма недоплаты компенсации за неиспользованный отпуск – 6 378 руб. 35 коп.

Данные суммы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца с возложением на Межрайонную ИФНС России № 1 по Алтайскому краю обязанности произведения удержания с указанных сумм налогов и сборов и перечисления их в соответствующие бюджеты РФ.

Также истцом заявлены требования о взыскании недоплаты отпускных выплат за период отпуска с 09.03.2021 по 12.03.2021 в размере 2362 руб. 68 коп.

Расчет истца недоплаты отпускных судом признается арифметически верным, однако ответчик просит применить к указанным выплатам последствия пропуска срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Истец просит восстановить срок для обращения в суд с настоящим иском, указывая на обращение в прокуратуру ее коллег 16.12.2021 за защитой своих трудовых прав.

Согласно ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.

Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15 “О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям», судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 ТК РФ, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть четвертая статьи 392 ТК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.

К уважительным причинам пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть также отнесено и обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный статьей 392 ТК РФ срок.

Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.

В силу п. 10 ст.46 Закона о государственной гражданской службе выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее, чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

В соответствии с приказом Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю от 20.02.2021 Трегуб Т.Ю. за период работы с 09.10.2020 года по 08.10.2021 года в период с 09.03.2021 по 12.03.2021 был предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день в количестве 3 календарных дней (л.д. 93).

Таким образом, выплата денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска в марте 2021 года истцу должна была быть произведена не позднее 27.02.2021.

С настоящим иском Трегуб Т.Ю. обратилась в суд посредством почтовой связи 15.03.2022, то есть с пропуском срока, предусмотренного ст.392 ТК РФ.

Суд при этом учитывает, что ежемесячно получая расчетные листки, в которых отражены все суммы полученных премий, материального стимулирования, денежного содержания истец не могла не знать о нарушении своего права при получении отпускных, начиная с 27.02.2021 по день увольнения без учета оплаты сумм материального стимулирования и премий.

В обоснование ходатайства о восстановлении срока обращения в суд с указанными требованиями истец ссылается на то, что ее коллеги обращались за защитой нарушенных прав 16.12.2021 в Алейскую межрайонную прокуратуру, 16.01.2021 получен ответ о необходимости обращения в суд по месту нахождения работодателя. На основании указанного ответа истец пропустила обращение в прокуратуру и напрямую обратилась в суд.

Указанное обстоятельство суд не может расценить в качестве уважительной причины пропуска обращения в суд, поскольку сама истец в досудебном порядке в органы прокуратуры не обращалась.

Иные уважительные причины пропуска срока обращения в суд истцом не приведены.

Учитывая изложенные обстоятельства, в том числе, то, что истец в пределах установленного срока для разрешения индивидуального трудового спора о взыскании недоначисленных выплат в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда не обращалась, на иные уважительные причины пропуска срока обращения в суд не ссылалась, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайство истца о восстановлении срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в отношении недоплаченных сумм отпускных за период отпуска с 09.03.2021 по 12.03.2021.

В связи с чем в удовлетворении требований о взыскании суммы недоплаченных отпускных выплат за период отпуска с 09.03.2021 по 12.03.2021 следует отказать.

При разрешении требования Трегуб Т.Ю. о взыскании денежной компенсации за задержку выплат, суд исходит из следующего.

В соответствии с требованиями ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В связи с тем, что в установленный срок работодатель не произвёл Трегуб Т.Ю. в полном объёме выплаты при увольнении, причитающиеся работнику, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация (проценты) за задержку указанных выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно. При этом довод представителя ответчика о невозможности применения в данном случае положений ст. 236 ТК РФ основан на неверном толковании норм материального права.

Вместе с тем, суд полагает необходимым произвести расчет компенсации за задержку выплаты при увольнении по день вынесения решения суда (30.05.2022), поскольку что статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации на суд не возложена обязанность удовлетворения соответствующего требования по день фактического расчета, который является предположительным, ввиду чего проценты (компенсация) не могут быть взысканы по день фактического расчета, то есть на будущее время.

Кроме того, отсутствуют основания для взыскания процентов на основании ст. 236 ГК ТФ на будущее время еще и в связи с тем, что на момент вынесения решения суда право истца на получение недополученных компенсаций, начиная с 31.05.2022 (дата, следующая за днем вынесения решения), еще не нарушено, в то время как в соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной защите подлежит только нарушенное либо оспариваемое право.

При изложенных обстоятельствах размер процентов в связи с недоплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 40 867 руб. 11 коп. за период с 07.04.2021 по 30.05.2022 составит 10 323 руб. 4 коп.

Размер процентов в связи с недоплатой компенсации за неиспользованный отпуск в размере 6 378 руб. 35 коп. за период с 07.04.2021 по 30.05.2022 составит 1611 руб. 17 коп.

Итого размер процентов (денежной компенсации) в связи с невыплатой указанных выше сумм составит 11 934 руб. 21 коп.

При этом суд учитывает, что денежная компенсация, предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, освобождается от обложения НДФЛ на основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (Письмо Минфина России от 28.02.2017 N 03-04-05/11096).

Таким образом, исковые требования Трегуб Т.Ю. подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Трегуб ФИО6 удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю в пользу Трегуб ФИО7 суммы недоплаты: компенсационной выплаты при увольнении в размере 40 867 руб. 11 коп., компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 6 738 руб. 35 коп. с возложением обязанности произведения удержания налогов и сборов и перечисления их в соответствующие бюджеты Российской Федерации.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю в пользу Трегуб ФИО8 компенсацию за задержку выплат в размере 11 934 руб. 21 коп

В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья А.А. Шелковникова