ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1994/2022 от 15.09.2022 Арзамасского городского суда (Нижегородская область)

Дело №2-1994/2022

УИД

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2022 года Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Годзевича В.О., при секретаре Костылевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о принятии мер по приведению противорадиационных укрытий в надлежащее состояние,

УСТАНОВИЛ:

Арзамасский городской прокурор Нижегородской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о принятии мер по приведению противорадиационных укрытий в надлежащее состояние. В обоснование заявленных требований указав, что Арзамасской городской прокуратурой Нижегородской области проведена проверка исполнения законодательства об объектах гражданской обороны.

Проверкой установлено, что на территории Арзамасского района расположены объекты гражданской обороны - противорадиационные укрытия по адресам:

- <адрес> (помещение средней школы); инвентарный ;

- <адрес> (помещение средней школы); инвентарный ;

- <адрес> (помещение детского сада); инвентарный ;

<адрес>Г (помещение МБОУ ДО ДЮЦ «Чкаловец»); инвентарный ;

<адрес> (помещение школы), инвентарный ;

- <адрес> (помещение детского сада), инвентарный ;

- <адрес> (помещение школы), инвентарный ;

- <адрес> (помещение детского сада); инвентарный в надлежащее состояние.

Указанные объекты являются муниципальной собственностью Арзамасского муниципального района.

В настоящее время указанные объекты не пригодны к эксплуатации в качестве ПРУ.

Таким образом, в настоящее время состояние защитного сооружения не отвечает требованиям законодательства и не готово к использованию по назначению, что недопустимо. Укрытиям требуется проведение ремонта.

Указанные объекты являются муниципальной собственностью, следовательно, обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений) возложена на администрацию Арзамасского муниципального района.

В связи с чем прокурор был вынужден обратиться в суд с иском.

В судебное заседание Арзамасский городской прокурор Нижегородской области не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против вынесения заочного решения.

Представитель ответчика администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, причины неявки не известны.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в заочном производстве.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5).

Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 2 данного закона, предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО являются одними из основных задач в области гражданской обороны.

Статьями 7 - 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" закреплено, что федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации в соответствии с представленными полномочиями обязаны поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В соответствии с ч. 1 п. 23 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 21, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся: убежище, укрытие.

Пунктом 23 ч. 1 ст. 14, п. 21 ч. 1 ст. 15, п. 28 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов отнесены организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу п.п. 2, 9 Порядка № 1309 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п.п. 2, 5, 6, 9, 10 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 содержание объектов ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Согласно п.3.2.11 Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

В соответствии с п. 6 ст. 1 ФЗ от 13.07.2015г № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

В соответствии с п. 2 Приказа МЧС России от 21.07.2005 N 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

Судом установлено, что Арзамасской городской прокуратурой Нижегородской области проведена проверка исполнения законодательства об объектах гражданской обороны.

Проверкой установлено, что на территории Арзамасского района расположены объекты гражданской обороны - противорадиационные укрытия по адресам:

- <адрес> (помещение средней школы); инвентарный ;

- <адрес> (помещение средней школы); инвентарный ;

- <адрес> (помещение детского сада); инвентарный ;

- р.<адрес>Г (помещение МБОУ ДО ДЮЦ «Чкаловец»); инвентарный ;

- р.<адрес> (помещение школы), инвентарный ;

- р.<адрес> (помещение детского сада), инвентарный ;

- с.Б.Туманово, <адрес> (помещение школы), инвентарный ;

- <адрес> (помещение детского сада); инвентарный в надлежащее состояние.

Указанные объекты являются муниципальной собственностью Арзамасского муниципального района.

В настоящее время указанные объекты не пригодны к эксплуатации в качестве ПРУ.

Таким образом, в настоящее время состояние защитного сооружения не отвечает требованиям законодательства и не готово к использованию по назначению, что недопустимо. Укрытиям требуется проведение ремонта.

Указанные объекты являются муниципальной собственностью, следовательно, обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений) возложена на администрацию Арзамасского муниципального района.

Как следует из материалов дела, техническое состояние указанных сооружений неудовлетворительное, системы жизнеобеспечения неисправны, требуется капитальный ремонт. Меры, направленные на приведение в надлежащее техническое состояние указанных объектов, собственником не принимаются.

Бездействие ответчика в виде непринятия мер по ненадлежащему содержанию вышеуказанных объектов гражданской обороны нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в условиях чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, исковые требования об обязании администрации Арзамасского муниципального района принять меры по приведению противорадиационных укрытий по адресам: - <адрес> (помещение средней школы); инвентарный ; - <адрес> (помещение средней школы); инвентарный ; - <адрес> (помещение детского сада); инвентарный ; - р.<адрес>Г (помещение МБОУ ДО ДЮЦ «Чкаловец»); инвентарный ; - р.<адрес> (помещение школы), инвентарный ; - р.<адрес> (помещение детского сада), инвентарный ; - с.Б.Туманово, <адрес> (помещение школы), инвентарный ; - <адрес> (помещение детского сада); инвентарный в надлежащее состояние., законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Арзамасского городского прокурора Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Арзамасского муниципального района принять меры по приведению противорадиационных укрытий по адресам:

- <адрес> (помещение средней школы); инвентарный ;

- <адрес> (помещение средней школы); инвентарный ;

- <адрес> (помещение детского сада); инвентарный ;

- р.<адрес>Г (помещение МБОУ ДО ДЮЦ «Чкаловец»); инвентарный ;

- р.<адрес> (помещение школы), инвентарный ;

- р.<адрес> (помещение детского сада), инвентарный ;

- с.Б.Туманово, <адрес> (помещение школы), инвентарный ;

- <адрес> (помещение детского сада); инвентарный в надлежащее состояние.

Ответчик вправе подать в Арзамасский городской суд Нижегородской области заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья В.О. Годзевич

Мотивированное решение изготовлено <дата>.