Дело № 2-199/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2013 года г.Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Хлебородовой Г.Н.,
при секретаре – Поляковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального учреждения «Редакция газеты «Углегорские новости» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Сахалинской области № 7-216-14-ОБ/10/15/3 от 28 февраля 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
11 марта 2014 года муниципальное учреждение «Редакция газеты «Углегорские новости» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Сахалинской области № 7-216-14-ОБ/10/15/3 от 28 февраля 2014 года.
В обоснование требований в заявлении указано, что 28 февраля 2014 года Государственной инспекцией труда в Сахалинской области (ГИТ в Сахалинской области) вынесено предписание 7-216-14-ОБ/10/15/3, согласно которому на МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые выразились в том, что уволенным по сокращению штатов работникам организации ФИО4 с 19.08/.2013 года, ФИО5, ФИО6, ФИО7 с 02.10.2013 года, не выдана материальная помощь в размере двух окладов пропорционально отработанному времени.
В связи с этим, государственный орган, своим предписанием указал на необходимость произвести выплату материальной помощи в размере двух окладов пропорционально отработанному времени работникам организации ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7, уволенным в связи с сокращением штатов, на основании ст. 135 Трудового кодекса РФ, п. 1.3. «Положения о премировании» МУ «Редакция газеты «Углегорские новости», утвержденного 11.01.2011 года редактором.
С указанным предписанием ГИТ в Сахалинской области МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» не согласна и считает, что спор о выплате материальной помощи работникам, ранее состоявшим в трудовых отношениях с работодателем в соответствии с коллективным договором и Положением об оплате труда в силу ст. 381 Трудового кодекса РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по трудовым спорам, либо судом, в связи с чем инспектору труда не представлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Определением Углегорского городского суда от 11.03.2014 года приостановлено действие предписания ГИТ в Сахалинской области № 7-216-14-ОБ/10/15/3 от 28 февраля 2014 года до вступления в законную силу решения суда по данному делу.
20 марта 2014 года представитель ГИТ в Сахалинской области – главный государственный инспектор труда (по охране труда) ГИТ в Сахалинской области ФИО2 представил письменный отзыв на заявление МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» в котором указал, что коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. В соответствии с п. 1.3 Положения о премировании МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» производятся выплаты следующих видов премии: «материальная помощь в размере двух окладов пропорционально отработанному времени». Данное положение утверждено редактором МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» 11 января 2011 года и на него имеется ссылка п.п. 5.5.2., 5.5.3 раздела 5.5 «Премиальные выплаты» коллективного договора МУ «Редакция газеты «Углегорские новости», согласованного Председателем профсоюзного комитета 11 января 2011 года и утвержденного Редактором МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» 11 января 2011 года.
В соответствии со ст. 44 Трудового Кодекса РФ – изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.
Согласно п. 10.2.1. коллективного договора МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» - ни одна из сторон, заключивших настоящий Договор, не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
Работодатель при проведении проверки не представил документов, свидетельствующих об изменениях и дополнениях к коллективному договору, в том числе и об изменениях и дополнениях в Положении о премировании с участием как Работодателя, так и со стороны Профсоюзного комитета.
Работники предприятия, уволенные по сокращению штатов, пункт 2 части 1 ст. 81 Трудового Кодекса РФ – ФИО4 с 19.08.2013 года; ФИО5, ФИО6, ФИО7 с 03.10.2013 г., с 04.10.2013 г.; с 02.10.2013 г. соответственно, имеют право получить материальную помощь в размере двух окладов пропорционально отработанному времени за 2013 год на основании Положения о премировании МУ «Редакция газеты «Углегорские новости».
Для достижения целей надзора – восстановление нарушенных трудовых прав работников и руководствуясь ст.ст. 357-360 Трудового Кодекса РФ, просит выданное главным госинспектором труда предписание № 7-261-14-ОБ/10/15/3 от 28 февраля 2014 года оставить в силе, а требование МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» оставить без удовлетворения.
Определением Углегорского городского суда от 21.03.2014 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО5, ФИО6, ФИО7и ФИО4
В судебном заседании представитель заявителя МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» ФИО3, действующая на основании доверенности № 4 от 20.03.2014 года, сроком действия до 31.12.2014 года, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно суду сообщила, что материальная помощь относится к дополнительным выплатам, предусмотренным коллективным договором учреждения, а также п. 8.2 Положения об оплате труда работников редакции. Считает, что сфера действия данных документов распространяется только на штатных сотрудников редакции. В связи с тем, что на момент издания приказа о выплате материальной помощи за 2013 год № от 27.12.2013 года заинтересованные лица работниками МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» не являлись, материальная помощь им не была выплачена.
Кроме того, в соответствии со ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Положение о премировании, утвержденное 11.01.2011 года редактором МУ «Редакция газеты «Углегорские новости», на которое ссылается государственный инспектор, не согласовано с профсоюзным органом учреждения, а, значит, является недействующим.
Также отметила, что сумма материальной помощи высчитывается из средств, полученных учреждением от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности один раз по итогам отчетного периода, на конец года, порядок подсчета материальной помощи никакими локальными актами редакции не предусмотрен.
Представитель Государственной инспекции труда в Сахалинской области, главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Сахалинской области ФИО2, действующий на основании доверенности от 09.01.2013 года, сроком действия по 31.12.2014 года, в судебном заседании считает требования МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно суду сообщил, что материальная помощь не была выплачена ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО4, уволенным не по собственному желанию, а по сокращению штатов, хотя данная выплата предусмотрена коллективным договором учреждения, Положением о премировании и Положением об оплате труда работников редакции. В то же время материальная помощь была выплачена работникам, которые были приняты на работу в редакцию в середине года, что, по его мнению, является дискриминирующим фактором по отношению к бывшим работникам учреждения. Также считает, что государственный инспектор труда наделен такими же полномочиями, как и судебные органы, и имеет право выдавать обязательные к исполнению предписания.
Заинтересованные лица ФИО5, ФИО6, ФИО7и ФИО4 в судебном заседании считают, что заявление МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии коллективным договором учреждения, Положением о премировании и Положением об оплате труда работников редакции, им должна быть выплачена материальная помощь пропорционально отработанному времени. О том, что данная выплата производилась, заинтересованные лица узнали в январе-феврале нынешнего года, обращались с заявлениями по данному вопросу к руководителю редакции, но ответа так и не получили, в связи с чем были вынуждены обратиться за разъяснениями в ГИТ по Сахалинской области.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что в Государственную инспекцию труда по Сахалинской области (далее ГИТ в Сахалинской области) поступило обращение бывших сотрудников МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО4, уволенных по сокращению штатов, с просьбой разобраться по вопросу невыплаты им материальной помощи по итогам 2013 года, поскольку, по мнению указанных граждан, были нарушены их трудовые права (л.д. 13).
Распоряжением (приказом) и.о. руководителя ГИТ в Сахалинской области ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ была назначена внеплановая, документарная проверка в отношении МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» (л.д. 14), по результатам которой главным государственным инспектором труда (по охране труда) ГИТ в Сахалинской области ФИО2 составлен акт проверки N 7-261-14-ОБ/10/15/2 от 28.02.2014 года, в котором зафиксированы выявленные нарушения норм трудового законодательства (л.д. 15).
Одновременно с составлением акта проверки в адрес МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» вынесено предписание (л.д. 16-17).
Предписанием главного государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ в Сахалинской области N 7-261-14-ОБ/10/15/3 от 28.02.2014 года на МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
1. Работникам организации, уволенным по сокращению штатов - ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО5, ФИО6, ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ не выдана материальная помощь в размере двух окладов пропорционально отработанному времени.
Произвести выплату материальной помощи в размере двух окладов пропорционально отработанному времени работникам организации ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, уволенным в связи с сокращением штатов. Основание: ст. 135 Трудового кодекса РФ, п. 1.3. «Положения о премировании» МУ «Редакции газеты «Углегорские новости», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Редактором.
О выполнении предписания сообщить в срок до ДД.ММ.ГГГГ с приложением документов, подтверждающих факт его надлежащее исполнение.
Судом установлено, что ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 состояли в трудовых отношениях с МУ «Редакция газеты «Углегорские новости», что подтверждается приказами о приеме на работу указанных граждан и трудовыми договорами, заключенными МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» с данными работниками (л.д. 51-58).
Приказом главного редактора МУ «Редакции газеты «Углегорские новости» от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено действие трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ и главный бухгалтер ФИО4 уволена ДД.ММ.ГГГГ по сокращению численности работников (л.д. 59).
Приказом главного редактора МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» от ДД.ММ.ГГГГ № 122:
– прекращено действие трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ и сторож ФИО7 уволена ДД.ММ.ГГГГ по сокращению численности работников;
– прекращено действие трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ и сторож ФИО6 уволена ДД.ММ.ГГГГ по сокращению численности работников;
– прекращено действие трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ и сторож ФИО5ДД.ММ.ГГГГ уволена по сокращению численности работников (л.д. 60).
Согласно пункту 1.5.1. коллективного договора (далее Договор) на 2011-2013 годы МУ «Редакция газеты «Углегорские новости», зарегистрированного 15.04.2011 года агентством по труду Сахалинской области, регистрационный лист № 69, действие Договора распространяется на всех работников Редакции.
Пунктами 5.4.1., 5.4.4. Договора установлено, что под дополнительными выплатами понимается элемент постоянной части общего вознаграждения, наличие которого обусловлено особенностями труда работников и их достижениями. Порядок расчета дополнительных выплат регулируется Положением о премировании.
Согласно Положению о премировании МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» материальная помощь является одной из видов премии и выплачивается в размере двух окладов пропорционально отработанному времени. Выплата премии производится при условии выполнения плана по доходам, при отсутствии нарушений трудовой и производственной дисциплины.
В соответствии с разделом 5.5. коллективного договора под премиальными выплатами понимается переменная часть общего вознаграждения, связанная с наличием достижений в труде, достижением поставленных целей, выполнением показателей эффективности деятельности за отчетный период и имеющая стимулирующий и/или поощрительный характер, выплачиваемая за улучшение показателей деятельности каждого отдельного работника. Эти виды начислений не являются фиксированными выплатами и могут возникать время от времени. Премия начисляется на оклад за фактически отработанно время с учетом доплат и надбавок, перечисленных в Положении о премировании. Порядок расчета премиальных выплат регулируется локальными нормативными актами Редакции.
Пунктом 8.2 Положения об оплате труда работников МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» предусмотрена выплата материальной помощи работникам в размере двух окладов в год из средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Приказом главного редактора МУ «Редакции газеты «Углегорские новости» от ДД.ММ.ГГГГ № на основании Положения об оплате труда работников МУ «Редакции газеты «Углегорские новости» сотрудникам редакции выплачена материальная помощь в размере двух окладов за 2013 год пропорционально отработанному времени (л.д. 78).
По мнению суда из содержания предписания усматривается, что Государственной инспекцией труда в <адрес> фактически разрешен индивидуальный трудовой спор, и на МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» возложена обязанность по выплате работникам, уволенным по сокращению штатов, материальной помощи.
В соответствии со ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Из анализа разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 63 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" следует, что определяющее значение для квалификации спора, как индивидуального трудового, имеет неурегулированность разногласий сторон трудового договора по вопросам, связанным с трудовыми правоотношениями.
При разрешении индивидуального трудового спора между работником и работодателем должен соблюдаться баланс интересов сторон: работника и работодателя; в связи с чем законодатель определил порядок разрешения данных споров комиссиями по трудовым спорам или судами, при котором праву работника на обращение в соответствующий орган за защитой своего нарушенного права корреспондирует право работодателя представлять доказательства, установленные законом, освобождающие его от ответственности, в том числе и путем заявления о пропуске работником срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права.
Учитывая, что на момент издания приказа о выплате материальной помощи ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 в силу ст. 20 Трудового кодекса РФ работниками данного учреждения не являлись, а являлись работниками, ранее состоявшими в трудовых отношениях с данным работодателем, спор о выплате им материальной помощи в соответствии со ст. 381 ТК РФ относится к индивидуальным трудовым спорам, разрешение которых не относится к компетенции Государственной инспекции труда.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 356 ТК РФ, федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В силу п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами общих принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности при рассмотрении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения.
В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от ДД.ММ.ГГГГ г., ратифицированной Российской ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г., инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Таким образом, спор о выплате материальной помощи работникам, ранее состоявшим в трудовых отношениях с работодателем в силу ст. 381 ТК РФ, является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом. Кроме того, в оспариваемом предписании не указаны очевидные нарушения МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» норм трудового права по спорному вопросу.
На основании изложенного, суд считает заявление МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в <адрес> № 7-216-14-ОБ/10/15/3 от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные требования МУ «Редакция газеты «Углегорские новости» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Сахалинской области – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Сахалинской области № 7-216-14-ОБ/10/15/3 от 28 февраля 2014 года, вынесенное в отношении муниципального учреждения «Редакция газеты «Углегорские новости».
На решение может быть принесена апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено и оглашено 02 апреля 2014 года.
Судья
Углегорского городского суда Г.Н. Хлебородова