ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-199/19 от 12.04.2019 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 2-199/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2019 года г.Красноярск

Центральный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Дидур Н.Н.,

при секретаре Лейни Г.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству сельского хозяйства и торговли Красноярского края о взыскании задолженности по субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству сельского хозяйства и торговли Красноярского края о взыскании задолженности по субсидии. Свои требования мотивировала тем, что являлась главой крестьянско-фермерского хозяйства, в связи с чем получала субсидию из краевого бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выплатой заработной паты молодому специалисту в соответствии с Соглашением, заключенным ею, как главой КФХ, и Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, в период с 01.08.2017 года по 30.11.2014 года и с 01.01.2016 года по 30.04.2017 года (перерыв был обусловлен призывом работника в армию). Суммы субсидии были перечислены ответчиком истцу полностью по октябрь 2016 года включительно. За ноябрь 2016 года ответчиком перечислена сумма субсидии не в полном объеме, субсидия за период с декабря 2016 года по апрель 2017 года включительно, не была перечислена истцу без объяснения причин. В телефонном режиме сотрудники Министерства подтвердили, что субсидия за спорный период будет перечислена истцу в полном объеме, однако этого сделано не было. КФХ истца было ликвидировано 18.07.2017 года в связи с возникшим с 01.01.2017 года конфликтом интересов по основному месту работы ФИО1 в филиале № 8 ГУ Красноярское региональное отделение ФСС РФ, срок ликвидации КФХ был установлен до 20.07.2017 года. Несмотря на направленную в адрес ответчика претензию с требованием о погашении задолженности перед истцом по субсидии, указанные денежные средства перечислены ФИО1 не были. Просила взыскать с ответчика задолженность по субсидии КФХ ФИО1 за периоды: ноябрь 2016 года в сумме 14 138,26 руб., декабрь 2016 года в сумме 26 248,25 руб., январь 2017 года в сумме 26 248,25 руб., февраль 2017 года в сумме 26 248,25 руб., март 2017 года в сумме 26 248,25 руб., апрель 2017 года в сумме 26 248,25 руб., всего в сумме 140 649,26 руб.

В ходе рассмотрения дела истец уточнила заявленные требования, просила взыскать с ответчика задолженность по субсидии КФХ ФИО1 за периоды: декабрь 2016 года в сумме 21 518 руб., январь 2017 года в сумме 26 248,25 руб., февраль 2017 года в сумме 26 248,25 руб., март 2017 года в сумме 26 248,25 руб., апрель 2017 года в сумме 26 248,25 руб., всего в сумме 126 511 руб.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержала.

Представитель Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края ФИО2 (по доверенности от 05.04.2019 года) иск не признала, представила в материалы дела письменный отзыв с возражениями относительно заявленных требований. Пояснила, что истец имела право на получение субсидии из краевого бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выплатой заработной паты молодому специалисту за заявленный в иске период, однако на момент принятия решения о предоставлении ей указанной субсидии КФХ находилось в процессе ликвидации, что, в силу действующего законодательства, является основанием для отказа в осуществлении указанных выплат.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Правовое регулирование в сфере государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса края осуществляется на основании Закона Красноярского края от 21.02.2006 года № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края».

В силу ст. 2 Закона края № 17-4487, для целей настоящего Закона к субъектам агропромышленного комплекса края относятся сельскохозяйственные товаропроизводители, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные на территории края.

В соответствии со ст. 7 Закона края № 17-4487 (в редакции от 08.06.2017 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), субъект агропромышленного комплекса края для включения в перечень получателей субсидий и получения субсидий представляет в орган исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса заявление, справку-расчет на предоставление субсидий по формам, утвержденным органом исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса, и документы, предусмотренные настоящим Законом и (или) в случаях, установленных настоящим Законом, нормативными правовыми актами Правительства края.

Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидий, заключаемого между органом исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса и субъектом агропромышленного комплекса в соответствии с типовой формой, установленной финансовым органом исполнительной власти края (далее - соглашение о предоставлении субсидий), с установлением в нем показателей результативности.

Получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидий, получатели субсидий не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должны иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности.

Орган исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса ежемесячно не позднее 15-го числа представляет в финансовый орган исполнительной власти края сводную справку-расчет субсидий. По представлении сводных справок-расчетов финансовый орган исполнительной власти края оформляет распоряжение на зачисление бюджетных средств на лицевой счет органа исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса для последующего перечисления субсидий на расчетные счета получателей субсидий, указанные в соглашении о предоставлении субсидий, открытые ими в российских кредитных организациях.

В силу ч. 1 ст. 8 Закона края № 17-4487, средства государственной поддержки из краевого бюджета предоставляются субъектам агропромышленного комплекса края при соблюдении следующих условий:

а) включении в реестр субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки;

б) заключении и исполнении соглашения о предоставлении государственной поддержки с органом исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса;

в) отсутствии проведения в отношении субъектов агропромышленного комплекса края процедур банкротства и ликвидации в соответствии с действующим законодательством;

г) наличии квалифицированных специалистов в количестве, определенном согласно приложению к настоящему Закону;

д) иных условий, установленных настоящим Законом, а также нормативными правовыми актами Правительства края, в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Постановлением Правительства Красноярского края от 14.02.2014 года № 38-п утвержден «Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, вновь созданным сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию части затрат, связанных с выплатой заработной платы молодому специалисту, и их возврата в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, в том числе перечня, форм и сроков представления документов, необходимых для получения указанных субсидий».

В силу п. 2.1 Порядка, субсидии предоставляются получателю субсидий при соблюдении им условий, в том числе соблюдение требований, установленных пунктом 2.6 Порядка.

В соответствии с п. 2.2 Порядка, для получения субсидий получатель субсидий не позднее 3-го числа текущего месяца представляет в исполнительный орган местного самоуправления муниципального района Красноярского края на бумажном носителе лично, или почтовым отправлением, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление на предоставление субсидий по форме согласно приложению № 1 к Порядку и иные документы.

Орган местного самоуправления осуществляет сбор, проверку комплектности и правильности оформления документов, представленных в соответствии с пунктом 2.2 Порядка, регистрирует заявление и документы в день их поступления в порядке очередности в журнале регистрации, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью Органа местного самоуправления, рассматривает документы, предусмотренные пунктом 2.2 Порядка, и, при наличии оснований для отказа в приеме документов, направляет получателю субсидий в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления письменное уведомление об отказе в принятии документов к рассмотрению с указанием причин отказа.

В соответствии с п. 2.5 Порядка, В случае отсутствия оснований для отказа в приеме документов Главный распорядитель в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации заявления в соответствии с абзацем первым пункта 2.3 или абзацем вторым пункта 2.4 Порядка, рассматривает поступившие документы и принимает решение:

а) о предоставлении субсидий;

б) об отказе в предоставлении субсидий.

В случае принятия решения о предоставлении субсидий между Главным распорядителем и получателем субсидий в течение 3 рабочих дней с момента принятия данного решения заключается соглашение о предоставлении субсидий из краевого бюджета в соответствии с типовой формой, установленной министерством финансов Красноярского края (далее - Соглашение, Министерство финансов), для чего Главный распорядитель направляет получателю субсидий два экземпляра проекта Соглашения, подписанных и скрепленных печатью Главного распорядителя, для подписания.

Получатель субсидии подписывает два экземпляра проекта Соглашения, скрепляет их печатью (при ее наличии) и возвращает один экземпляр Соглашения Главному распорядителю.

Предоставление субсидий осуществляется на основании заключенного Соглашения.

Соглашение заключается при первом обращении получателя субсидий за получением субсидии в текущем финансовом году.

В силу п. 2.6 Порядка, получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения, должны соответствовать следующим требованиям:

а) у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

б) у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в краевой бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед краевым бюджетом;

в) получатели субсидий - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

г) получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

д) получатели субсидий не должны получать средства из краевого бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1.3 Порядка.

В рамках заключенного соглашения, в силу п. 2.10 Порядка, для подтверждения понесенных затрат, связанных с выплатой заработной платы молодому специалисту, и ежемесячного получения субсидий, получатель субсидий ежемесячно в срок не позднее 3-го числа каждого месяца представляет в Орган местного самоуправления на бумажном носителе лично, или почтовым отправлением, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом N 63-ФЗ, документы, предусмотренные подпунктами "д" - "л" пункта 2.2 Порядка.

Согласно п. 2.11 Порядка, орган местного самоуправления осуществляет сбор, проверку комплектности и правильности оформления документов, представленных в соответствии с пунктом 2.10 Порядка, регистрирует документы в день их поступления в порядке очередности в журнале регистрации, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью Органа местного самоуправления, рассматривает документы, предусмотренные пунктом 2.10 Порядка, и, при наличии оснований для отказа в приеме документов, направляет получателю субсидий в течение 5 рабочих дней со дня их регистрации письменное уведомление об отказе в принятии документов к рассмотрению с указанием причин отказа.

В случае отсутствия оснований для отказа в приеме документов Орган местного самоуправления не позднее 8-го числа месяца поступления документов, указанных в пункте 2.10 Порядка, представляет их Главному распорядителю.

Главный распорядитель регистрирует указанные документы в день их поступления в порядке очередности в Журнале.

В соответствии с п. 2.13 Порядка, в случае отсутствия оснований для отказа в приеме документов Главный распорядитель в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации документов в соответствии с абзацем первым пункта 2.11 или абзацем вторым пункта 2.12 Порядка, рассматривает поступившие документы и принимает решение:

а) о предоставлении субсидий;

б) об отказе в предоставлении субсидий.

В случае принятия решения о предоставлении субсидий Главный распорядитель не позднее 15 числа месяца, в котором было принято решение о предоставлении субсидий, формирует сводную справку-расчет субсидий по форме согласно приложению № 3 к Порядку и направляет ее в Министерство финансов.

В случае отказа в предоставлении субсидий Главный распорядитель делает соответствующую запись в Журнале и в течение 5 рабочих дней направляет получателю субсидий письменное уведомление об отказе в предоставлении субсидий с указанием причины отказа.

Основаниями для отказа получателю субсидий в предоставлении субсидий являются основания, предусмотренные абзацем десятым пункта 2.5 Порядка.

Министерство финансов на основании сводной справки-расчета субсидий, предусмотренной абзацем восьмым пункта 2.5 или абзацем четвертым пункта 2.13 Порядка, в течение 5 рабочих дней с момента ее получения оформляет зачисление бюджетных средств на лицевой счет Главного распорядителя (п. 2.14 Порядка).

Предоставление субсидий осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет получателя субсидий, указанный в Соглашении, открытый им в российской кредитной организации (п. 2.15 Порядка).

Как установлено судом, ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем - главой КФХ, осуществлявшего деятельность с 14.03.2013 года (по адресу: <...>), а также получателем субсидии из краевого бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выплатой заработной платы молодому специалисту (ФИО3) на основании Соглашения о предоставлении государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям по племенному животноводству, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, открытым акционерным обществам № 4/12 от 14.01.2015 года.

В соответствии с данным Соглашением, Министерство обязалось осуществлять распределение и предоставление средств государственной поддержки в пределах лимитов субсидий по каждому мероприятию государственной поддержки в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, на расчетный счет Субъекта агропромышленного комплекса, согласно предоставленной им информации.

Согласно журналу регистрации документов для получения государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса Администрации Бирилюсского района Красноярского края, пакет документов от ФИО1 с целью получения субсидии за период с декабря 2016 года по апрель 2017 года на общую сумму 126 511 руб. поступил в районную администрацию 05.05.2017 года.

Согласно журналу регистрации документов для получения государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса Красноярского края указанный пакет документов поступил в Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края 05.07.2017 года.

Доказательств фактической передачи указанных документов ответчику в более ранний период времени стороной истца в ходе рассмотрения дела не представлено, в связи с чем суд полагает возможным установить в качестве даты их поступления в Министерство дату регистрации в указанном журнале – 05.07.2017 года.

Также, из материалов дела следует, что КФХ истца прекратило свою деятельность 18.07.2017 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 14.12.2019 года.

По сведениям МИФНС № 4 по Красноярскому краю, ФИО1 снята с учета в качестве главы КФХ на основании представленного ею заявления от 11.07.2017 года о государственной регистрации прекращения КФХ.

Оценивая доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд принимает во внимание, что ФИО1, как глава КФХ имела право на получение субсидии из краевого бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выплатой заработной паты молодому специалисту (ФИО3) в соответствии с Соглашением от № 4/12 от 14.01.2015 года, за заявленный в иске период: декабрь 2016 года в сумме 21 518 руб., январь 2017 года в сумме 26 248,25 руб., февраль 2017 года в сумме 26 248,25 руб., март 2017 года в сумме 26 248,25 руб., апрель 2017 года в сумме 26 248,25 руб., всего в сумме 126 511 руб.

Пакет документов ФИО1 о предоставлении субсидии был принят Министерством 05.07.2017 года, основания для отказа в принятии не имелось.

Данные обстоятельства представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, как и расчет и размер заявленных ежемесячных сумм субсидий.

Вместе с тем, порядок предоставления ежемесячных субсидий регулируется пунктом 2.13 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, вновь созданным сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию части затрат, связанных с выплатой заработной платы молодому специалисту, и их возврата в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, в том числе перечня, форм и сроков представления документов, необходимых для получения указанных субсидий, из которого следует, что решение о предоставлении субсидий должно было быть принято Министерством в течение 10 рабочих дней (начиная с 05.07.2017 года), но не позднее 15 июля 2017 года.

Основанием для отказа в предоставлении данной меры государственной поддержки, в силу отсылочных норм п.п. 2.13, п. 2.5, п. 2.1, п. 2.6 Порядка предоставления субсидий, наряду с иными, является – нахождение юридического лица в процессе ликвидации.

Таким образом, на 15.07.2017 года КФХ ФИО1 находилось в стадии ликвидации, поскольку заявление о государственной регистрации прекращения КФХ было представлено истцом в налоговый орган 11.07.2017 года.

Данное обстоятельство, в силу изложенных норм, свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности по перечислению истцу заявленных в иске сумм субсидии.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Отказать ФИО1 в удовлетворении иска к Министерству сельского хозяйства и торговли Красноярского края о взыскании задолженности по субсидии.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке через Центральный районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Дидур