РЕШЕНИЕ
именем российской федерации
29 октября 2013 г. г. Новочеркасск
Новочеркасский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Меняйло А.Н., при секретаре Лапееве А.М., с участием представителя истца <данные изъяты> ФИО1, ответчика <данные изъяты> ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по иску командира войсковой части № к ФИО2 о возмещении ущерба, причиненного имуществу воинской части, -
УСТАНОВИЛ:
Командир войсковой части № через представителя ФИО3, как правопреемник войсковой части №, обратился в военный суд с иском о взыскании с бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> ФИО2 причиненного войсковой части № ущерба на сумму <данные изъяты> руб. В исковом заявлении истец указал, что ФИО2 в период исполнения обязанностей помощника командира войсковой части № по правовой работе провел правовую экспертизу приказов командира войсковой части № № № от ДД.ММ.ГГГГ., № № от ДД.ММ.ГГГГ., № № от ДД.ММ.ГГГГ № № от ДД.ММ.ГГГГ., в результате чего командиром войсковой части № были изданы вышеуказанные приказы, на основании которых незаконно выплачены денежные средства и поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О материальной ответственности военнослужащих», ФИО2 должен нести ограниченную материальную ответственность в размере <данные изъяты> руб., а также истец просил взыскать с ФИО2 судебные расходы.
Представитель истца ФИО1 в суде поддержал требования истца и просил суд привлечь ФИО2 к ограниченной материальной ответственности и взыскать с ответчика в пользу войсковой части № (правопреемника войсковой части №) ущерб в размере <данные изъяты> руб. и судебные расходы, состоящие из уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. Также ФИО1 в суде пояснил, что приказы командира войсковой части № № № от ДД.ММ.ГГГГ., № № от ДД.ММ.ГГГГ., № № от ДД.ММ.ГГГГ., № № от ДД.ММ.ГГГГ г. не отменены и являются действующими.
Ответчик ФИО2 в суде иск не признал, и сообщил, что правовую экспертизу приказов командира войсковой части № № № от ДД.ММ.ГГГГ., № № от ДД.ММ.ГГГГ., № № от ДД.ММ.ГГГГ., № № от ДД.ММ.ГГГГ. он провел в соответствии со своими функциональными обязанностями, данные приказы являются действующими и не отменены. Данные приказы были изданы командиром войсковой части №, который является единоначальником. Правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов, издаваемых в воинской части, носит для командира воинской части рекомендательный характер и поэтому он не должен нести материальную ответственность за совершение правомерных действий.
Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает иск командира войсковой части № не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из справки начальника штаба войсковой части № следует, что войсковая часть № как юридическое лицо ликвидирована, правопреемником является войсковая часть №.
Согласно ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 29 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, к материальной ответственности военнослужащие привлекаются за материальный ущерб, причиненный по их вине государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из предписаний ст. 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» следует, что военнослужащие несут ответственность по нормам данного Федерального закона в тех случаях, когда по их вине в результате именно их противоправных действий (бездействия) при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности, закрепленному за воинскими частями, причинен реальный ущерб. В связи с чем, привлечение к материальной ответственности предполагает необходимость доказывания не только реального ущерба, но и противоправности действий (бездействия) военнослужащего, его вины, а также причинной связи между действиями (бездействием) и ущербом (состава правонарушения).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
Законодателем четко разграничены условия привлечения к ограниченной либо полной материальной ответственности, которые изложены в ст.ст. 4-5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».
Указанный перечень условий является исчерпывающим и иному толкованию не подлежит.
Истцом не представлены допустимые доказательства, подтверждающие наличие оснований привлечения ответчика ФИО2 к ограниченной материальной ответственности.
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 207 «Об утверждении Типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти», юридическая служба подчиняется непосредственно руководителю федерального органа исполнительной власти.
Согласно ст. 106, 107 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, помощник командира полка по правовой работе подчиняется командиру полка, в мирное и военное время отвечает за всестороннее правовое обеспечение деятельности командования полка и соответствие законодательству Российской Федерации визируемых им проектов приказов, директив, договоров (контрактов) и других служебных документов, обязан в случае несоответствия представленных на подпись командиру полка проектов приказов и других служебных документов законодательству Российской Федерации, не визировать эти проекты, а давать соответствующие разъяснения или заключения с предложениями о разрешении рассматриваемых вопросов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых и иных актов во внутренних войсках МВД России, утвержденными приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ от 31 марта 2004 г. № 122 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых и иных правовых актов во внутренних войсках МВД России и образцов оформления проектов нормативных правовых и иных правовых актов во внутренних войсках МВД России и материалов к ним», проект нормативного правого акта, завизированный всеми заинтересованными структурными подразделениями органа военного управления с приложением всех необходимых документов, направляется на рассмотрение в соответствующие юридические подразделения (помощнику командира по правовой работе) перед представлением проекта нормативного правого акта на подпись командиру (начальнику).
Из копий приказов командира войсковой части № № № от ДД.ММ.ГГГГ № № от ДД.ММ.ГГГГ № № от ДД.ММ.ГГГГ № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что командиром войсковой части № в пределах предоставленных ему полномочий изданы настоящие приказы о выплате военнослужащим части денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха за выполнение служебно-боевых задач на территории <адрес>, данные приказы прошли правовую экспертизу.
Из выписок из актов документальной ревизии финансовой деятельности войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ., заключения по материалам административного расследования следует, что командиром войсковой части № в результате издания приказов о выплате денежной компенсации военнослужащим вместо предоставления дополнительных суток отдыха причинен ущерб государству.
В соответствии со ст. 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – УВС ВС РФ), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, приказ – это распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение. Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники). Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.
Согласно ст. 75 УВС ВС РФ, командир является единоначальником.
Согласно ст. 33 УВС ВС РФ, единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими и заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.
Командир, отдавший незаконный приказ, согласно пункту 3 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данная правовая позиция отражена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 года № 5-П.
Приказом МВД РФ от 25 июня 2008 года № 551 установлен порядок и условия выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, участвовавшим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, при этом в п. 13 Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 3 ноября 1997 г. № 721, выполнение внутренними войсками служебно-боевых задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации, отнесено к выполнению мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истец не представил суду доказательств того, что в отношении военнослужащих, выполнявших служебно-боевые задачи на территории <адрес>, командиром войсковой части № были незаконно изданы приказы о выплате денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха. При этом представитель истца в судебном заседании не оспаривал отнесение выполнения военнослужащими внутренних войск мероприятий по восстановлению конституционного порядка на территории <адрес>, к мероприятиям, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Таким образом, суд считает, что представленные истцом доказательства не подтверждают причинение ответчиком ФИО2 реального ущерба воинской части на сумму <данные изъяты>., а также его виновность в этом и противоправность его действий, поэтому исковые требования командира воинской части удовлетворению не подлежат.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении его требований, судебные расходы, в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, также не подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска командира войсковой части № о взыскании с бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> ФИО2 денежных средств в размере <данные изъяты>. в счет возмещения ущерба, причиненного войсковой части №, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Новочеркасский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.Н. Меняйло