ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-199/2016 от 10.10.2016 Дмитровского районного суда (Орловская область)

Дело № 2-199/2016РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2016 года г. Дмитровск Орловской области

Дмитровский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Фомичевой Н.А.,

при секретаре Котовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Кудрявцева Ю.А. к администрации Дмитровского района Орловской области о принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставлении жилого помещения,

установил:

Кудрявцев Ю.А. обратился в суд с иском к администрации Дмитровского района Орловской области о принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как его мать отказалась от его воспитания. С малолетнего возраста находился на воспитании и полном государственном обеспечении в различных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. СДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находится в доме ребенка. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в «Мценском детском доме для детей дошкольного возраста». В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год воспитывался и обучался в Тельченской специальной (коррекционной) школе-интернате для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучался в ГОУ «ПУ-» в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ год проходил обучение в Дмитровском филиале БОУ ОО СПО «Орловский техникум агротехнологий и транспорта» (ранее Профессиональное училище <адрес>), при этом истец находился на полном государственном обеспечении. Истец является инвалидом 3 группы с детства, постоянного жилья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцев Ю.А. обратился с заявлением в администрацию Дмитровского района Орловской области о постановке на учет его как лицо, оставшееся без попечения родителей, однако, ему было отказано. Просит суд поставить его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставить благоустроенное жилое помещение.

В судебном заседании истец Кудрявцев Ю.А., его представитель по доверенности Ермакова О.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили суд принять Кудрявцева Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся и имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, обязать администрацию Дмитровского района Орловской области предоставить Кудрявцеву Ю.А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, в соответствии с Законом Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ общей площадью в размере не менее 28-33 квадратных метров по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек. Суду пояснили, что истец Кудрявцев Ю.А., обучаясь в государственных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до исполнения совершеннолетия не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Истец не был осведомлен администрацией учреждений, где обучался и воспитывался, органами опеки и попечительства, местной администрацией о самой возможности встать на учет и о праве на получение жилья. Учитывая диагноз Кудрявцева Ю.А., для него было затруднительно самостоятельно осуществлять защиту своих прав. Полагают, что отсутствие родителей Кудрявцева Ю.А., его пребывание в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полном государственном обеспечении, свидетельствует о статусе ребенка, оставшегося без попечения родителей, и, соответственно, о наличии оснований для предоставления Кудрявцеву Ю.А. жилого помещения. В настоящее время жилья не имеет, проживает и зарегистрирован по месту пребывания в общежитии училища, где ранее обучался.

Представитель ответчика - администрации Дмитровского района Орловской области, по доверенности Мороз Л.П. возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что истцом пропущен срок для обращения с указанными требованиями, установленный ФЗ РФ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу не может быть возложена на администрацию <адрес>, ввиду отсутствия денежных средств у ответчика.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Департамент финансов <адрес> и Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес>, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, извещенные о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, в суд не явились, предоставили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В представленных возражениях представитель третьих лиц по доверенности Морозова Ю.А. указала, что правом пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки лицам из числа детей-сирот предоставлено до достижения ими возраста 23 лет, поэтому Кудрявцев Ю.А., 1985 года рождения, впервые обратившись с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 29 лет, данное право утратил. Уважительных причин пропуска срока не предоставил. Полагает, что наличие у истца заболевания и инвалидности не является уважительной причиной пропуска срока обращения в уполномоченный орган местного самоуправления, поскольку истец не лишен дееспособности. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.

В силу части 5 статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В соответствии с указанной нормой, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Согласно протоколу медико-педагогического обследования Кудрявцева Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ, мать несовершеннолетнего ребенка – К.Г.С. подкинула ребенка в 5-ти месячном возрасте, осуждена приговором суда к 2 годам лишения свободы.

Факт утраты истцом попечения родителей подтверждается представленными истцом доказательствами: копией приговора Заводского районного суда <адрес> в отношении К.Г.С. (матери истца), сообщением Черемисиновского РОВД <адрес> от 2002 года о месте нахождения К.Г.С., сообщением администрации <адрес> о розыске К.Г.С.

Таким образом, Кудрявцев Ю.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. к лицам, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Порядок и процедура принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ урегулированы Жилищным кодексом РСФСР.

Пунктом 2 статьи 27 Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).

Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, были также предусмотрены социальные гарантии по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 статьи 57).

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (алее по тексту – ЖК РФ) (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №158-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГГГг. -ОЗ).

Согласно данному Закону учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в Книге учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда ( ст.2.1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1).

Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен ст. 3 Закона, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения.

По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.

В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 7 квадратных метров.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.

Судом установлено, что Кудрявцев Ю.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес><адрес>, что подтверждается копией свидетельства о рождении серии I-ЖК от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. Его родителями были: мать – К.Г.С., отец – К.А.Т.. Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Из копии путевки Орловского облздравотдела от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кудрявцев Ю.А. был направлен в Орловский дом ребенка. Мать ребенка – К.Г.С. отбывает наказание.

Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кудрявцев Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находился в доме ребенка на основании путевки облздравотдела, решения исполкома, приговора суда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцев Ю.А. переведен в Мценский детский дом. Мать несовершеннолетнего ребенка – К.Г.С. находится в тюрьме.

Из сообщения казенного дошкольного образовательного учреждения Орловской области «<адрес> детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста» следует, что Кудрявцев Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на воспитании в учреждении на полном государственном обеспечении. Выбыл для дальнейшего обучения и воспитания в Тельченскую школу-интернат <адрес>. Сведения о родственниках: указана – мать, одинокая, осуждена к 2 годам лишения свободы, что также подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справок КОУ <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», Кудрявцев Ю.А. обучался в этой школе-интернате в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год. По окончании школы-интерната был переведен для получения начального профессионального образования в Никольское ПУ. Кудрявцеву Ю.А. установлен диагноз: «Олигофрения в стадии дебильности».

Из справки, выданной директором филиала БО <адрес> СПО «<адрес> сельскохозяйственный техникум» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Кудрявцев Ю.А. действительно обучался в ГОУ «Профессиональное училище » <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справок руководителя филиала БПОУ <адрес> «Орловский техникум агротехнологий и транспорта» (ранее Профессиональное училище <адрес>), Кудрявцев Ю.А. обучался в Дмитровском Профессиональном училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по различным специальностям. Находился на полном государственном обеспечении как ребенок – сирота.

Довод представителя ответчика, третьих лиц о том, что реализация права на предоставление жилого помещения ограничена достижением возраста 23 лет, после чего лицо утрачивает право на предусмотренные Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, судом не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Действительно, вышеприведенные нормы права предписывают, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на льготное обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Как указал Верховный суд РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Обзор), правильным подходом к разрешению вопроса о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилой площадью заключается в тoм, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения, в связи с чем необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Так, правило о том, что включение в список нуждающихся не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, органы опеки и попечительства, образовательные и иные учреждения, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список, должно применяться в любом случае.

Судом установлено, что Кудрявцев Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрациюДмитровского района Орловской областипо месту фактического своего жительства по вопросу обеспечения жилым помещением, однако ему было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих статус ребенка-сироты.

В 2016 году истец повторно обратился в администрацию Дмитровского района Орловской области с заявлением о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кудрявцеву Ю.А. снова было отказано по указанным выше причинам.

В силу статьи 147 Семейного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент пребывания истца в образовательном учреждении (данная статья утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 49-ФЗ), детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.

Из положений части 3 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

При этом, правовой статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в части жилищных прав предполагает соблюдение законодательно закрепленных условий реализации прав в сфере жилищного обеспечения.

Данных о том, что при направлении истца в образовательное учреждение за ним закреплялось жилое помещение, материалы дела не содержат.

На момент достижения Кудрявцевым Ю.А. совершеннолетнего возраста он обучался в ГОУ «Профессиональное училище » <адрес>, а затем в Профессиональном училище <адрес>, где им было продолжено обучение и в последующие годы по различным специальностям.

Данные о том, что образовательными учреждениями принимались меры по постановке Кудрявцева Ю.А. на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеющих право на предоставление жилых помещений, до достижения им 23 лет, а также что истцу было разъяснено право на самостоятельное обращение в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о постановке на такой учет, в материалах дела отсутствуют.

Какое-либо жилое помещение после окончания обучения в образовательном учреждении за истцом не было закреплено.

Учитывая несовершеннолетний возраст истца на момент возникновения у него права на обеспечение жильем, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, суд полагает, что Кудрявцев Ю.А. не мог нести ответственность за бездействие органов опеки и попечительства, образовательных учреждений.

Кроме того, из копий справок серии МСЭ-2006 , МСЭ-2006, МСЭ-2007 видно, что ДД.ММ.ГГГГ годах Кудрявцеву Ю.А. повторно установливалась третья группа инвалидности, он является инвалидом с детства с диагнозом: «Олигофрения в стадии дебильности».

В настоящее время Кудрявцев Ю.А. состоит на учете в психиатрическом кабинете Дмитровской ЦРБ с диагнозом: «умственная <данные изъяты>» (справки БУЗ <адрес> «<адрес> больница»).

Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу об уважительности причины несвоевременного обращения истца для постановки на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении.

При указанных обстоятельствах истец не может быть лишен гарантированного и нереализованного права, а соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности поставить его на такой учет при установлении факта нуждаемости в жилом помещении.

Установлено, что в настоящее время Кудрявцев Ю.А. имеет регистрацию и проживает в общежитии училища, в котором ранее обучался, по адресу: <адрес>-в, <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года (копия паспорта серии , выданного Свердловским РОВД <адрес>ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно справке ГУП <адрес> «МБТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год сведения о наличии у Кудрявцева Ю.А. в собственности жилого помещения отсутствуют.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними отсутствует информация о правах Кудрявцева Ю.А. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории <адрес>.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в настоящее время Кудрявцев Ю.А. не имеет жилого помещения по независящим от его воли обстоятельствам.

Таким образом, давая оценку вышеприведенным доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу, что Кудрявцев Ю.А. – инвалид с детства, до 18 лет являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, а затем до 23 лет – лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в силу состояния своего здоровья (психическое заболевание) не мог в полной мере самостоятельно осуществлять свои права и защищать свои интересы; Кудрявцев Ю.А. не имел закрепленного за ним жилого помещения на праве собственности, по договору социального найма или другом законном основании.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст.39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Судом установлено, что для Кудрявцева Ю.А. государственная поддержка, в виде обеспечения его жилым помещением, является единственной возможностью получения жилья. Соответственно, право Кудрявцева Ю.А. на обращение в суд с иском о принятии на учет по месту жительства и обязании предоставить жилое помещение, основано на законе.

Разрешая вопрос о возложении на администрацию Дмитровского района Орловской области обязанность по предоставлению истцу указанного жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Орловской области и переданного в муниципальную собственность, суд исходит из того, что установление законом субъекта Российской Федерации – Орловской области порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка, приема документов и предоставление конкретному нуждающемуся лицу соответствующей категории жилья, что в соответствии с действующим законодательством Орловской области возложено на органы местного самоуправления. Доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств на данные цели, суд не принимает во внимание, как не имеющие правового значения.

Установив юридически значимые обстоятельства по делу, учитывая, что Кудрявцевым Ю.А. право на предоставление жилого помещения реализовано не было, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме и на администрацию Дмитровского района Орловской области подлежит возложению обязанность по принятию Кудрявцева Ю.А. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся и имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и предоставлении Кудрявцеву Ю.А. на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда общей площадью в размере 33 квадратных метров; в случае отсутствия жилых помещений общей площадью 33 квадратных метра из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека может быть уменьшен не более чем на 5 квадратных метров или увеличен не более чем на 7 квадратных метров.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кудрявцева Ю.А. к администрации Дмитровского района Орловской области о принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Обязать администрацию Дмитровского района Орловской области принять Кудрявцева Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся и имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Обязать администрацию Дмитровского района Орловской области предоставить Кудрявцеву Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда в соответствии с Законом Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-03 общей площадью в размере не менее 28-33 квадратных метров по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Дмитровский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 15 октября 2016 года включительно.

Судья Н.А. Фомичева

Дело № 2-199/2016РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2016 года г. Дмитровск Орловской области

Дмитровский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Фомичевой Н.А.,

при секретаре Котовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому аявлению Кудрявцева Ю.А. к администрации Дмитровского района Орловской области о принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставлении жилого помещения,

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кудрявцева Ю.А. к администрации Дмитровского района Орловской области о принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Обязать администрацию Дмитровского района Орловской области принять Кудрявцева Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся и имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Обязать администрацию Дмитровского района Орловской области предоставить Кудрявцеву Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда в соответствии с Законом Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-03 общей площадью в размере не менее 28-33 квадратных метров по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Дмитровский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 15 октября 2016 года включительно.

Судья Н.А. Фомичева