ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-199/2021 от 09.03.2021 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Гр.дело ...

УИД:...

Решение в окончательной форме изготовлено 9 марта 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 марта 2021 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Помишиной Л.Н., при секретаре судебного заседания Тобоеве П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Правительству Республики Бурятия, Администрации МО «город Улан-Удэ», ООО «ЭкоАльянс» об обязании принять меры по организации деятельности и ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, представитель Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности Юрьев И.В. согласно уточненным требованиям просил:

обязать Правительство Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с загрязненного отходами земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала ... с кадастровым номером ... на площади 1474 кв.м.,

обязать Правительство Республики Бурятия в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, переместить отходы производства и потребления в санкционированные места размещения отходов с земельного участка с кадастровым номером ... на площади

обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с загрязненного отходами земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала ... с кадастровым номером ... на площади 1474 кв.м.,

обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение 6 месяцев со дня
вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по защите
земель от загрязнения отходами производства и потребления, переместить
отходы производства и потребления в санкционированные места
размещения отходов с земельного участка в кадастровом квартале
... на площади

обязать ООО «ЭкоАльянс» в течение 6 месяцев со дня
вступления решения суда в законную силу, принять меры по организации
деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с
загрязненного отходами земельного участка расположенного в границах
кадастрового квартала ... а также с земельного участка с
кадастровым номером ... на площади

В обоснование иска указывал, что в связи с обращениями граждан в результате планового (рейдового) обследования установлено, что на земельном участке хаотичным образом складированы твердые коммунальные и строительные отходы. Земельный участок представляет собой карьер (котлован) площадью около 41500 кв.м., в котором какие-либо работы по обслуживанию свалки не обнаружены. В месте скопления отходов на данном участке зафиксированы координаты. Согласно сведениям Управления Росреестра по Республике Бурятия по представленным координатам точек на местности проведен пересчет географических координат точек в систему координат МКС-03. Согласно сведениям Управления Росреестра по РБ по представленным координатам точек на местности проведен пересчет географических координат точек со сведениями ЕГРН и установлено: точки т1, т2, т3, т8 расположены в границах кадастрового квартала ... при этом сведения о сформированных земельных участках отсутствуют. Точки т4, т5, т6, т7 расположены в границах земельного участка с кадастровым номером ... находящегося в собственности Республики Бурятия. Площадь загрязненной территории составляет 1474 кв.м. Филиалом «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» представлены экспертные заключения, согласно которым на рассматриваемых земельных участках размещены производственные и бытовые отходы, относящиеся к 4 и 5 классам опасности, а именно: отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы коры, опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные, отходы при сжигании твердого и жидкого топлива.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «ЭкоАльянс», в качестве третьих лиц - Министерство природных ресурсов РБ, Министерство имущественных и земельных отношений РБ, Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Юрьев И.В. исковые требования поддержал с учетом заявленных уточнений в части наименования отходов – твердые коммунальные отходы, по требованию об обязании принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Пояснил, что обязанность по принятию мер по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложена на Правительство РБ, обязанность принять участие в организации данной деятельности лежит на Администрации г. Улан-Удэ. Поскольку экспертными заключениями установлены также иные видов отходов, кроме отходов от жилищ, являющихся твердыми коммунальными отходами, ответчики Правительство РБ и Администрация г. Улан-Удэ, как собственники обязаны провести мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, переместить данные отходы в санкционированные места.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «город Улан-Удэ» по доверенности Ардонова А.В. с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве, полагала образовавшиеся скопления твердых коммунальных отходов является результатом ненадлежащего исполнения региональным оператором ООО «ЭкоАльянс» предусмотренных законодательством и условиями Соглашения обязанностей по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Представитель ответчика Правительства Республики Бурятия по доверенности Романова О.С. с исковыми требованиями не согласилась, также ссылаясь на письменный отзыв. Пояснила, что Правительство РБ не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку с введением института регионального оператора установлен специальный порядок ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов. Органом исполнительной власти все необходимые меры по организации деятельности с твердыми коммунальными отходами приняты, в том числе обеспечено необходимое правовое регулирование посредством заключения соглашения Министерством природных ресурсов РБ с региональным оператором.

Представитель ответчика ООО «ЭкоАльянс» по доверенности Васильева М.П. с иском не согласилась, представила письменный отзыв, пояснила, что права и обязанности регионального оператора не распространяются на потоки твердых коммунальных отходов, не определенных в территориальной схеме, то есть на правоотношения, связанные с вывозом твердых коммунальных отходов из мест их несанкционированного размещения. О существовании данной несанкционированной свалки региональный оператор узнал в ходе рассмотрения настоящего дела, уведомлений от Администрации города или Министерства природных ресурсов РБ о ее ликвидации не поступало.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов РБ Гармаева Л.В. также возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представители третьих лиц Министерство имущественных и земельных отношений РБ, Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ в суд не явились, извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Пунктом 1 ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года « 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Международный стандарт. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 6, ст. 8 названного Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

В соответствии с ч.1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно п. 4 ст. 24.6 вышеуказанного Федерального закона юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. № 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Тем самым, анализ вышеприведенных норм федерального законодательства и нормативных правовых актов свидетельствует о том, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения также отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно п. 6 ч. 3 ст. 21, ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходы на охрану окружающей среды, экологический контроль, сбор, удаление отходов и очистка сточных вод являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 указанной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

С учетом изложенного, органы местного самоуправления, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированных свалок на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.

Охрана земель согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязаны проводить мероприятия защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления городских округов вправе осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно ст. 8 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 г. № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 6 августа 2020 года в результате планового (рейдового) осмотра на территории земельного участка, расположенного по адресу: ...

Указанное обследование проведено ввиду сообщения Уполномоченного по правам человека в Республике Бурятия по обращению председателя ТОС «Эрдэни» Советского района г. Улан-Удэ от лица жителей улиц Летняя, Символическая, Встречная, Лунная, Монгольская, Перепелиная, Былинная, Стольная, Бесконечная, Бастионная по факту образования крупной несанкционированной свалки отходов и потребления вблизи Промышленного парка.

Согласно сведениям Управления Росреестра по РБ от ДД.ММ.ГГГГ по представленным координатам точек на местности проведен пересчет географических координат точек со сведениями ЕГРН и установлено: точки т1, т2, т3, т8 расположены в границах кадастрового квартала ... при этом сведения о сформированных земельных участках отсутствуют.

Таким образом, зарегистрированные права на указанный земельный участок отсутствуют, земельный участок не поставлен на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости, несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории города Улан-Удэ.

В тоже время точки т4, т5, т6, т7 расположены в границах земельного участка с кадастровым номером ... находящегося в собственности Республики Бурятия.

Согласно выписке их ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем земельного участка с кадастровым номером ... является Республика Бурятия, вид разрешенного использования: производственные и промышленные предприятия; ограничений прав и обременений объекта недвижимости не зарегистрировано.

В ходе рейдового мероприятия специалистами Бурятского отдела Испытательного центра «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» осуществлен отбор проб отходов для определения компонентного состава отходов и их класса опасности, а также, произведена фиксация географических координат по периметру земельного участка, непосредственно подвергшегося захламлению твердыми коммунальными и строительными отходами.

По результатам лабораторных исследований, экспертных заключений установлено, что на указанном земельном участке размещены отходы 4 и 5 класса опасности, а именно: отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы коры, опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные, отходы при сжигании твердого и жидкого топлива.

Управлением в адрес Правительства РБ, Администрации г. Улан-Удэ направлены письма о принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, что следует из писем от 21 октября 2020 года, от 22 октября 2020 года. Так, из Минприроды РБ поступил ответ от 6 ноября 2020 года о том. Что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на неразграниченных землях, законом возлагается на органы местного самоуправления. Из администрации г. Улан-Удэ поступил ответ от 16 ноября 2020 года согласно которому, ликвидацию выявленных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории г. Улан-Удэ в соответствии с требованиями законодательства осуществляет региональный оператор – ООО «ЭкоАльянс».

Материалами дела подтверждено, а также участниками процесса не оспаривалось наличие данной свалки, как на момент проверки, так и на момент рассмотрения настоящего дела в суде.

При таких обстоятельствах, заявленные Управлением Росприроднадзора по РБ исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом вышеприведенных правовых норм суд считает надлежащими ответчиками по делу Правительство РБ и Администрацию г.Улан-Удэ.

Возлагая на ответчиков обязанность по принятию мер по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, суд, руководствуется вышеприведенными нормами права, в том числе Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Земельного кодекса РФ, согласно которым данными полномочиями обладают субъект РФ и орган муниципального образования в пределах их полномочий.

При этом доводы представителя Правительства РБ, согласно которым им приняты исчерпывающие меры по организации деятельности по обращению с твердыми бытовыми отходами со ссылкой на заключение соглашения с региональным оператором, основанием для отказа в удовлетворении иска не являются.

Кроме того, Правительство РБ являясь правообладателем земельного участка с кадастровым номером ... обязано провести мероприятия по защите земель от загрязнения отходами и производства и потребления, переместить отходы производства и потребления с указанного земельного участка. Аналогичная обязанность законом возложена на Администрацию г. Улан-Удэ, осуществляющую полномочия собственника нераспределенным земельным участком в кадастровом квартале ...

В рассматриваемом случае непринятие достаточных и надлежащих мер по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, а также бездействие ответчиков по решению вопроса в части принятия мер по организации деятельности по обращению с отходами в пределах их компетенций, уведомленных истцом о наличии несанкционированной свалки, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду и на благоприятную среду обитания, проживающих на территории муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство.

Оснований для возложения на регионального оператора ООО «ЭкоАльянс» обязанности по принятию мер по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с рассматриваемого загрязненного отходами земельного участка суд не усматривает.

Так, деятельность регионального оператора регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В частности, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст.24.7 Федерального закона).

Как указывалось ранее в соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно Соглашению №1 от 14 мая 2018 года, заключенного между Минприроды Республики Бурятия и ООО «ЭкоАльянс», региональный оператор обязался обеспечивать деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в пределах зоны деятельности регионального оператора в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами (п. 1.1, п. 1.2. Соглашения).

В силу п. 3 ст. 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта РФ и данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта РФ, сведения о зонах деятельности регионального оператора, электронную модель территориальной схемы обращения с отходами

Территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока твердых коммунальных отходов от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и не определяет механизм сбора твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения. Права и обязанности регионального оператора не распространяются на потоки твердых коммунальных отходов, не определенных в территориальной схеме, то есть на правоотношения, связанные с вывозом твердых коммунальных отходов из мест их несанкционированного размещения.

В рассматриваемом случае информация о данной свалке не включена в территориальную схему, утвержденную Приказом Минприроды РБ от 29 апреля 2020 года № 159-ПР «Об утверждении территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия».

При таких обстоятельствах, оснований для возложения на регионального оператора обязательств по ликвидации несанкционированной свалки в судебном порядке не имеется, поскольку согласно п. 2.1.23 Соглашения от 14 мая 2018 года ООО «ЭкоАльянс» обязался ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Уведомлений о наличии на рассматриваемом земельном участке несанкционированного размещения отходов в адрес регионального оператора не направлялось, предложений о заключении договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов ООО «ЭкоАльян» не поступало, обратное из материалов дела и пояснений сторон не следует.

Доводы представителя ответчика Правительства РБ об отсутствии указаний в иске объема отходов, не влечет вывода о необоснованности требований Росприроднадзора, поскольку не освобождает ответчика от обязанности обеспечивать организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, возложенную на ответчика в силу вышеприведенных норм.

Разрешение вопроса об установлении объема несанкционированный свалки возможно и на стадии исполнения решения суда, более того, данных о том, что с момента проверки несанкционированная свалка не захламляется и ее объемы не изменяются, суду не представлено.

Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора обращается с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, поскольку захламление земель твердыми коммунальными отходами, отходами производства и потребления способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия от негативного воздействия.

Тем самым, в связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковые требования, заявленные к Правительству РБ и Администрации г. Улан-Удэ, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ, учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить срок выполнения обязательств – в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования удовлетворить частично.

Обязать Правительство Республики Бурятия в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала ... с кадастровым номером ... на площади с координатами:

N51.80316° Е107.504520

N51.80338° Е107.50428°

N51.80359° Е107.50423°

N51.80375° Е107.50415°

N51.80390° Е107.50394°

N51.80416° Е107.50417°

N51.80387° Е107.50426°

N51.80343° Е107.50455°

Обязать Правительство Республики Бурятия в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, переместить отходы производства и потребления в санкционированные места размещения отходов с земельного участка с кадастровым номером ... на площади с координатами:

N51.80375° Е107.50415°

N51.80390° Е107.50394°

N51.80416° Е107.50417°

N51.80387° Е107.50426°

Обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала ... с кадастровым номером ... на площади с координатами:

N51.80316° Е107.504520

N51.80338° Е107.50428°

N51.80359° Е107.50423°

N51.80375° Е107.50415°

N51.80390° Е107.50394°

N51.80416° Е107.50417°

N51.80387° Е107.50426°

N51.80343° Е107.50455°

Обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение 6 месяцев со дня
вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по защите
земель от загрязнения отходами производства и потребления, переместить
отходы производства и потребления в санкционированные места
размещения отходов с земельного участка в кадастровом квартале
03:24:011901 на площади 917,87 кв.м., с координатами:

N51.80316° Е107.504520 N51.80338° Е107.50428° N51.80359° Е107.50423° N51.80343° Е107.50455°

В удовлетворении исковых требований Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ООО «ЭкоАльянс» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья Л.Н. Помишина