ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-199/2021 от 12.04.2021 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело №2-199/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Осташковский межрайонный суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Кокаревой Н.А.,

при секретаре Антоновой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове

гражданское дело по иску Администрации Осташковского городского округа Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Бюро коммунальных услуг «Авторитет» о возложении обязанности ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Осташковского городского округа Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с исковым заявлением к ООО БКУ «Авторитет», в котором просит обязать ответчика ввести в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме №9 по ул. Рудинская в г.Осташкове Тверской области и обратить решение к немедленному исполнению.

Требования мотивированы тем, что ООО БКУ «Авторитет» является управляющей компанией многоквартирного дома №9 по ул.Рудинская в г.Осташков (договор управления от 03.12.2018 года), оказывающей услуги по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома.

В нарушение ч.1 ст.157, ст.161 Жилищного кодекса РФ, п.3 ст.9, ч.5,9 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491, прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме, проверку не прошел, в установленном законом порядке и сроки в эксплуатацию не введен. Указывает, что отсутствие приборов учета тепловой энергии в рабочем состоянии и не введение их в эксплуатацию нарушает интересы Российской Федерации, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, а также интересы неопределенного круга лиц – собственников жилых помещений, расположенных в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, для которых отсутствие приборов учета влияет на стоимость предоставляемой услуги по теплоснабжению.

В силу закона обязанность по поверке общедомовых приборов учета и введению их в эксплуатацию лежит на управляющей организации, поэтому на ООО БКУ «Авторитет» следует возложить обязанность по введению в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме №9 по ул.Рудинская в г.Осташков.

Поскольку при оборудовании многоквартирного дома приборами учета тепловой энергии потребители коммунальных услуг несут свои обязанности по оплате исходя из показаний прибора учета, отсутствие такового привело к начислению платы за отопление по нормативу потребления, что почти в 2 раза больше платы за данную услугу при оплате по показаниям прибора учета. Отсутствие прибора учета тепловой энергии нарушает права добросовестных потребителей коммунальных услуг, проживающих в многоквартирном жоме, среди которых пенсионеры, малообеспеченные семьи, семьи с н детьми, которых такое увеличение платы за коммунальную услугу ставит в тяжелую жизненную ситуацию, оставляя практически без средств к существованию, то есть приводит к причинению значительного ущерба собственникам МКД, поэтому считает, что решение суда необходимо обратить к немедленному исполнению.

Определением суда от 19 марта 2021 года к участию в деле для дачи заключения по делу привлечен Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г.Торжке.

Представитель истца Администрации Осташковского городского округа Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, направил в суд заявление, в котором исковые требования поддержал в полном объеме, по обстоятельствам и доводам, изложенным в иске, при этом просил рассмотреть данное дело в отсутствие своего представителя (л.д.49-50).

Представитель ответчика ООО БКУ «Авторитет» по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, уведомлена о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, направила в суд письменный отзыв на иск, в котором пояснила, что прибор учета тепловой энергии в доме №9 по ул.Рудинская в г.Осташкове демонтирован и вместе с подлинником паспорта на прибор учета отправлен в ФБУ «Тверской ЦСМ». Считает, требования истца в части возложения на ответчика обязанности по введению в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в данном МКД обоснованными, в связи с чем, в данной части исковые требования признает. При этом указала, что требование об обращении решения к немедленному исполнению предъявлено не правомерно, так как отсутствие общедомового прибора учета тепловой энергии не наносит ущерб истцу, не нарушает его права и интересы, в связи с чем в данной части заявленных исковых требований просила отказать.

Исследовав материалы дела, заключение Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г.Торжке, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что 03 декабря 2018 года между жителями многоквартирного дома №9 по ул.Рудинская в г.Осташкове Тверской области в лице председателя совета дома ФИО1 и ООО БКУ «Авторитет» заключен договор управления многоквартирным домом, предметом которого является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущество в доме, а также предоставление услуг ресурсоснабжающих организаций собственнику помещений и иным законным пользователям помещений собственника в доме на возмездной основе (л.д.16-22).

Согласно Выписке из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства ООО БКУ «Авторитет» имеет лицензию №069000309 от 06 июля 2018 года, выданную Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе домом №9 по ул.Рудинская в г.Осташкове. Начало периода управления указанным домом – 01 февраля 2019 года (л.д.12-15).

Таким образом, в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» (абз.5 преамбулы ФЗ №2300-1 от 07.02.1992 года) ООО БКУ «Авторитет» является исполнителем услуг. Жители г.Осташкова, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугой для хозяйственно-бытовых нужд являются потребителями (абз.3 преамбулы ФЗ №2300-1 от 07.02.1992 года, п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354.

Согласно п.5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1 и п.33 Правил потребитель имеет право на получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества, то есть коммунальных услуг, отвечающих санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставляемых услуг, а также условиям договора.

В соответствии с Приложением 1 Правил отопление - подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения №1 к настоящим Правилам.

Пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года №170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

Из указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года №170 следует, что организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.

Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.

Коллективный (общедомовой) прибор учета – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем.

Согласно п.п. «и,к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года №491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом«Об электроэнергетике».

В силу п.18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года №290 общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах является проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах).

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергоснабжении мероприятия по энергоснабжению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии (в том числе поверка приборов учета) возложена на лиц, ответственных за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Из письма ООО БКУ «Авторитет» №104 от 01.03.2021 года, направленного в адрес заместителя Главы Администрации Осташковского городского округа ФИО, следует, что дата снятия прибора учета тепловой энергии установленного в МКД по адресу: г.Осташковул.Рудинскаяд.9 на поверку запланирован на период ноябрь 2020 – январь 2021 года, дата ввода в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии после проведения поверки запланировано на 15-20 марта 2021 года (л.д.28-29).

Из ответа ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» №09-116 от 10.03.2021 года следует, что срок поверки общедомового прибора учета тепловой энергии многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> закончился 28.09.2020 года (л.д.33).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ООО БКУ «Авторитет» установленная действующим законодательством обязанность по своевременной поверке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии исполнена не была, в связи с чем, были нарушены права потребителей, в этой связи суд признает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению и принимает признание иска ответчиком ООО БКУ «Авторитет», как совершенное добровольно, в соответствии с законом, не нарушающее прав и охраняемых законом интересов третьих лиц. Последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, ответчику разъяснены и понятны, о чем имеется ссылка в заявлении представителя ответчика.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Осташковского городского округа Тверской области следует взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей, от уплаты которой истец при подаче искового заявления был освобожден.

Предусмотренных статьей 211 ГПК РФ оснований для немедленного исполнения решения суда, не имеется.

Руководствуясь ст.173, 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Осташковского городского округа Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Бюро коммунальных услуг«Авторитет» ввести в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме № 9 ул.Рудинская г.Осташков Тверской области.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Бюро коммунальных услуг«Авторитет» в доход бюджета Осташковского городского округа Тверской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 16 апреля 2021 года.

Судья

Дело №2-199/2021