ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-199/2021 от 15.12.2021 Мотыгинского районного суда (Красноярский край)

УИД 24RS0036-01-2021-000217-27

дело № 2-199/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2021 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.

при секретаре Поломаренко К.Д. с участием:

процессуального истца - помощника прокурора Ахтамьяновой Г.Р.

представителя ответчика ООО «Энергия» Черных С.А.

представителя ответчика - муниципального образования поселок Раздолинск, Кузьмина А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мотыгинского района Красноярского края Бородкина П.А. в интересах неопределенного круга лиц - жителей п. Раздолинск о признании незаконным бездействия администрации п. Раздолинск, ООО "Энергия", выраженное в непринятии мер, направленных на устранение аварийной ситуации и проведению ремонтных работ на сетях водоснабжения, расположенных на улицах Клубная, Линейная, Студенческая в п. Раздолинск,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мотыгинского района в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования п. Раздолинск, обратился в суд с иском к ООО «Энергия», администрации п. Раздолинск о признании незаконным бездействия администрации п. Раздолинск, ООО «Энергия», выраженное в непринятии мер, направленных на устранение аварийной ситуации и проведению ремонтных работ на сетях водоснабжения, расположенных на улицах Клубная, Линейная, Студенческая в п. Раздолинск.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Мотыгинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере. Установлено, что сети водоснабжения от насосной станции на реке Кривляжная, расположенные в <адрес> от насосной станции на реке Кривляжная до накопительных емкостей (резервуаров) до <адрес>, на реке Рыбная, расположенные от насосной станции на реке Рыбная, <адрес> до <адрес> (микрорайон пятиэтажных домов) переданы по договору аренды муниципального имущества, предназначенного для осуществления водоснабжения, эксплуатации и обслуживания объектов коммунальной инфраструктуры водопроводного хозяйства на территории муниципального образования <адрес> № 01-АН/2012 от 27.12.2012 ООО «Энергия».

Согласно пунктам 2.1., 4.4.5., 4.4.6. договора аренды целью заключения договора аренды является организация на территории муниципального образования п. Раздолинск водоснабжения потребителей. Арендатор обязан принимать все возможные меры к ликвидации возникших аварий. Арендатор обязан нести бремя содержания имущества, а именно: содержать арендуемое имущество в исправном состоянии и в надлежащем санитарном состоянии.

Постановлением главы п. Раздолинск от 06.04.2021 № 89 «Об определении единой гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования п. Раздолинск», ООО «Энергия» определена единой гарантирующей организацией в границах муниципального образования п. Раздолинск.

Проверка показала, что у жителей домов на ул. Клубная, Линейная, Студенческая в п. Раздолинск с 04.03.2021 по настоящее время отсутствует холодное водоснабжение, в связи с тем, что на водопроводной сети произошло перемерзание трубопровода. Несмотря на указанные обстоятельства администрацией п. Раздолинск, ООО «Энергия» меры к устранению аварийной ситуации и проведению ремонтных работ не принимаются.

Отсутствие водоснабжения, а также не проведение ремонтных работ в целях устранения аварийной ситуации нарушает права граждан - неопределенного круга лиц жителей муниципального образования п. Раздолинск, поскольку не обеспечивает надлежащего исполнения обязанности по организации водоснабжения в границах муниципального образования и не позволяет обеспечить безопасность систем централизованного водоснабжения. Помимо этого, отсутствие водоснабжения может привести к наступлению чрезвычайной ситуации в преддверии наступления пожароопасного сезона.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Мотыгинского района Красноярского края Ахтамьянова Г.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации п. Раздолинск, Кузьмин А.В., действующий на основании доверенности от 31.10.2021, в судебном заседании в удовлетворении иска к администрации п. Раздолинск просил отказать, поскольку обязанность по бесперебойному обеспечению водой населения поселка Раздолинск возложено на ООО "Энергия" по договору аренды муниципального имущество от 27.12.2012. Согласно п. 4.4.6. договора арендатор обязан нести бремя содержания имущества, а именно: содержать арендуемое имущество в исправном состоянии и в надлежащем санитарном состоянии, в том числе осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества, нести расходы по его содержанию.

Представитель ответчика - ООО «Энергия», в лице генерального директора Черных С.А., исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать. В судебном заседании пояснил, что ООО "Энергия" водопроводные сети переданы в ненадлежащем состоянии, что затрудняет их эксплуатацию. В письменных возражениях на иск указал, что трубопроводы по улицам Студенческая, Клубная, Линейная в п. Раздолинск выполнены из полиэтиленовых труб, что делает невозможным отогрев трубопровода с применением постоянного тока. Напротив, попытки провести ремонтные работы в условиях промерзания грунта на глубину более 3-х метров, что ниже глубины заложения трубопроводов, при остановке движения воды в трубопроводах приведет к замерзанию основных водопроводных магистралей и дальнейшему распространению замораживанию трубопроводов на значительную длину. При проведении ремонтных работ гарантирующий поставщик воды должен соблюдать баланс интересов всех абонентов, получающих воду как сырье для производства тепловой энергии и обеспечить максимальную сохранность централизованных водопроводных сетей. В сложившейся ситуации ООО "Энергия" как лицо, ответственное за надежное водоснабжение всех абонентов на территории поселка Раздолинск предприняло исчерпывающий перечень мер, по сохранению стабильного водоснабжения на территории поселка Раздолинск. В отношении водоснабжения отдельных домовладений, попавших под временное отключение водоснабжения в связи с перемерзанием отдельных участков водопроводной сети, обществом было организовано возобновление работы водоразборных колонок на магистральных сетях с удалением от отключенных домов не более 75 метров, о чем было сообщено прокуратуре Мотыгинского района.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора к ООО "Энергия" обоснованными и подлежащими удовлетворению, и не подлежащими удовлетворению требования, предъявленные к администрации п. Раздолинск.

В соответствии с п. 4 ч. 1, ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах сельского поселения водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района, на территории которого такое сельское поселение расположено.

Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу ч. 1.1 ст. 6 названного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ под организацией осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу ч. 4 той же статьи организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ установлено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ч.1).

Согласно п. 1 ч. 1 и ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения проводится в целях определения технических возможностей сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, по подготовке питьевой воды в соответствие с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений. Обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности. Согласно пункту 1.1.28 указанных Правил в функции организации ВКХ входят, в том числе, содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования; организация капитального и планово-предупредительных ремонтов.

При этом в задачи технической эксплуатации сети входят планово-предупредительный и капитальный ремонты на сети, ликвидация аварий.

Судом установлено, что в собственности муниципального образования <адрес> находится сеть водоснабжения от насосной станции на <адрес>, назначение: нежилое, протяженность 2237м. адрес (местонахождение) объекта: <адрес> р.<адрес>, от насосной станции на реке Рыбная (<адрес>) до <адрес> (мкр 5-ти эт. домов), а также сеть канализации, назначение: нежилое, общая площадь 8245 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес> рп. Раздолинск <адрес>, пер. Клубный, <адрес>, до КНС, от КНС до очистных сооружений.

27.12.2012 между администрацией <адрес> (арендодатель) и ООО "Энергия" (арендатор) был заключен договор аренды с целью организации на территории муниципального образования <адрес> водоснабжения потребителей, эксплуатации и обслуживания объектов коммунальной инфраструктуры. Предметом настоящего договора является предоставление арендатору во временное возмездное владение и пользование имущества, представляющего собой совокупность объектов водоснабжения, эксплуатация и обслуживания объектов коммунальной инфраструктуры.

Согласно приложению № 1 к договору аренды, арендодатель передал, а арендатор принял сети водоснабжения от насосной станции на реке Кривляжная, адрес объекта: р.<адрес> от насосной станции на реке Кривляжная до накопительных емкостей (резервуаров) до <адрес>.

Дополнительный соглашением от 19.04.2018 срок действия договора аренды продлен по 31.05.2032.

Согласно пунктам 2.1., 4.4.5., 4.4.6. договора аренды целью заключения договора аренды является организация на территории муниципального образования п. Раздолинск водоснабжения потребителей. Арендатор обязан принимать все возможные меры к ликвидации возникших аварий. Арендатор обязан нести бремя содержания имущества, а именно: содержать арендуемое имущество в исправном состоянии и в надлежащем санитарном состоянии.

Постановлением главы п. Раздолинск от 06.04.2021 № 89 «Об определении единой гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования <адрес>», ООО «Энергия» определена единой гарантирующей организацией в границах муниципального образования <адрес>.

С 04.03.2021 у жителей домов на <адрес> отсутствовало холодное водоснабжение.

В министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обратилась гражданка Путенко К.А. по факту отсутствия воды с 04.03.2021. В обращении указано, что подвоз воды не осуществляется.

Прокуратурой Мотыгинского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере.

По сведениям заместителя директора по производству ООО "Энергия" Лузгина С.В. (от 01.04.2021), остановка подачи холодной воды на <адрес>, произошла в результате замерзания воды, в водопроводе проложенного с нарушением норм СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84* Водоотведение. Наружные сети и сооружения 8.42. Глубина заложения труб, считая до низа, должна быть на 0,5 м. больше расчетной глубины проникания в грунт нулевой температуры. Так же пайка полиэтиленовых водопроводных труб проводилось с нарушением технологического процесса, в результате чего соединение полиэтиленовых труб выполнено некачественно, что приводит к периодическим порывам на данном участке водопроводной сети и исключает возможность отогрева трубопровода. У ООО "Энергия" нет технических возможностей произвести отогрев данного участка водопроводной сети из-за его большой протяженности и некачественного соединения полиэтиленовых труб. для обеспечения холодной водой населения проживающего в районе аварийного участка, в шаговой доступности установлены водоразборные колонки на <адрес>.

28.05.2021 был составлен акт возобновления качественного предоставления коммунальных услуг по водоснабжению. Согласно данного акта, путем проверки каждого дома комиссией установлено, что водоснабжение домов по адресу: <адрес> восстановлено. Согласно пояснениям граждан вода поступает в квартиры непрерывно с 28.05.2021.

06.07.2021 был составлен акт возобновления качественного предоставления коммунальных услуг по водоснабжению. Согласно данного акта, путем проверки каждого дома комиссией установлено, что водоснабжение домов по адресу: <адрес> восстановлено. Согласно пояснениям граждан вода поступает в квартиры непрерывно с 06.07.2021.

Таким образом, органом местного самоуправления полномочия по осуществлению водоснабжения и водоотведения в установленном законом порядке переданы ООО "Энергия" по договору аренды от 27.12.2012.

Отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия администрации <адрес>, суд считает что из представленных доказательств видно, что орган местного самоуправления принял все возможные меры, направленные организацию водоснабжения в поселении путем передачи муниципального имущества ООО "Энергия".

При этом, письмо зам. директора по производству ООО "Энергия" и прокурорская проверка по жалобам жителей поселка Раздолинск, оставшихся без воды в зимний период времени, показали, что ООО "Энергия" допустила бездействие, поскольку не обеспечило надлежащего исполнения обязанности по организации водоснабжения в границах муниципального образования.

Представителем ответчика ООО "Энергия" не представлены доказательства того какие меры, направленные на устранение аварийной ситуации и проведению ремонтных работы на сетях водоснабжения были приняты ООО "Энергия". Из материалов дела следует, что в марте 2021 года произошло замерзание участка трубопровода. Представитель ООО "Энергия" пояснил, что отогрев данного участка невозможен ввиду некачественного соединения полиэтиленовых труб. Акты возобновления водоснабжения от 28.05.2021 и 06.07.2021 свидетельствуют, о том, что водоснабжение было восстановлено естественным путем в весенне-летний период. Доводы представителя Черных С.А. о том, что водопроводные сети переданные в аренду, на момент заключения договора уже были проложены с нарушением технологического процесса, суд находит необоснованными, поскольку по договору ООО "Энергия" приняла на себя обязанность производить их капитальный и текущий ремонт.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Мотыгинского района Бородкина П.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ООО "Энергия", выраженное в не принятии мер, направленных на устранение аварийной ситуации и проведению ремонтных работ на сетях водоснабжения, расположенных на <адрес>.

Отказать прокурору Мотыгинского района Бородкину П.А. в удовлетворении исковых требований к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, выраженного в не принятии мер, направленных на устранение аварийной ситуации и проведению ремонтных работ на сетях водоснабжения, расположенных на ул. <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.М. Василькова