ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-199/2022 от 18.03.2022 Кировского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-199/2022

25RS0018-01-2022-000277-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Кировский 18 марта 2022 г.

Кировский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Щербелева А.Ю.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Кировского района Катановой Е.В., третьего лица на стороне истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

при секретаре Гончарук А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района Приморского края в защиту прав и законных интересов ФИО1 к ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» в лице Лесозаводского отделения филиала ПАО «ДЭК»- «Дальэнергосбыт» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Кировского района Приморского края, действуя в защиту прав и интересов ФИО1, обратился в суд с иском к ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» в лице Лесозаводского отделения филиала ПАО «ДЭК»- «Дальэнергосбыт» о возложении обязанности на ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» в лице Лесозаводского отделения филиала ПАО «ДЭК»- «Дальэнергосбыт» произвести перерасчет платы за потребленную электрическую энергию по адресу: <адрес> (потребитель ФИО1) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из показаний индивидуального прибора учета ЦЭ6807Б . В обоснование исковых требований прокурор в исковом заявлении указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства в части организации надлежащего электроснабжения населения. В ходе проверки установлено, что по месту жительства ФИО1 по адресу: <адрес>, установлен индивидуальный прибор учета ЦЭ6807Б , срок межповерочного интервала которого истек ДД.ММ.ГГГГ. в связи с чем, начисления за потребленную электроэнергию за период с апреля по июнь 2020 года проведены ответчиком на основании пункта 60 Правил предоставления коммунальных услуг исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышенного коэффициента, величина которого составила 1,5. Между тем, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, приостановлено применение повышающего коэффициента к тарифу за использование потребителем приборов учета с истекшим межповерочным интервалом. Предписано при расчет оплаты использовать показания имеющихся приборов учета. При данных обстоятельствах, начисление ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, платы за потребленную электрическую с применением повышенного коэффициента и с применением норматива потребления является не обоснованными.

В судебном заседании помощник прокурора Катанова Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что в просительной части искового заявления допущена опечатка, правильным считать период, за который необходимо произвести перерасчет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные в его интересах прокурором исковые требования, с учетом уточнений, поддержал полностью.

Представитель ответчика ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» в лице Лесозаводского отделения филиала ПАО «ДЭК»- «Дальэнергосбыт» ФИО2 в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве, в котором указала, что из письма Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ следует, что приостановление действия пп. «д» п. 81(12) Правил № 354 исключает возможность начисления повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг в случаях, когда поводом для применения при расчете платы за жилищно-коммунальные услуги норматива потребления коммунальных услуг является истечение срока поверки прибора учета в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то действие Постановления № 424 не распространяется на межповерочный интервал индивидуального прибора с истекшим сроком до вступления в силу указанного Постановления № 424.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 201 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Договор энергоснабжения с потребителем электрической энергии заключается в порядке, предусмотренном ст.539 ГК РФ. Согласно указанной статье по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с п. 1 ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч. 1 ст.157 адрес кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности <адрес> на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании также установлено, что в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> предоставляются услуги электроэнергии ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» в лице Лесозаводского отделения филиала ПАО «ДЭК»- «Дальэнергосбыт», лицевой счёт .

Расчёт платы за электроэнергию осуществлялся по показаниям однофазного прибора учёта (дата поверки 4 квартал 2003 года, межповерочный интервал – 16 лет), срок поверочного интервала которого истёк ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Таким образом, потребители самостоятельно следят за сроком поверки индивидуальных приборов учета. По истечении межповерочного интервала собственник помещения в многоквартирном доме обязан заменить индивидуальный прибор учета или провести поверку ранее установленного прибора учета. В соответствии с подпунктом "д" пункта 81(12) Правил N 354 в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета прибор учета считается вышедшим из строя.

Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", согласно пункту 1 которого постановлено приостановить до 1 января 2021 г. действие положений подпункта "а" пункта 32 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), подпункта "д" пункта 81(12), подпункта "а" пункта 117, пункта 119, положений подпункта "а" пункта 148(23) в части права исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), пункта 159 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

В спорный период (с 06.04.2020 по 30.06.2020) не действовал пункт 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Постановление N 424 предписывало гарантирующему поставщику с 06 апреля 2020 года по 31 декабря 2020 года принимать показания приборов учета.

Таким образом, ресурсоснабжающие организации и управляющие компании начиная с 6 апреля 2020 года вплоть до 1 января 2021 года обязаны принимать показания всех бытовых приборов учета, в том числе с любым истекшим сроком поверки на момент вступления в силу постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 года N 424.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 года N 2184 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам" внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановление N 354 в пункте 80 (2) абзац первый изложен в следующей редакции: "80 (2). Установка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации, в случае если по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или ранее прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до ДД.ММ.ГГГГ, а в случае если по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до ДД.ММ.ГГГГ С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до даты проведения поверки соответствующего прибора учета его показания используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в порядке, установленном абзацем вторым пункта 80 (1) настоящих Правил. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено его соответствие метрологическим требованиям, то объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению должен быть пересчитан за указанный период в порядке, предусмотренном пунктом 59 настоящих Правил, исходя из среднемесячных показаний прибора учета электрической энергии или норматива потребления. В иных случаях установка, замена или поверка (с учетом положений пункта 80 (1) настоящих Правил) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев".

Судом учитывается, что целью принятия данных нормативно-правовых актов явились необходимость ограничения распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), минимизация контактов граждан с представителями ресурсоснабжающих организаций, в том числе и по вопросам порядка и механизма учета потребляемых коммунальных услуг.

Кроме того, как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъектах РФ введен режим повышенной готовности. В ряде регионов данная ситуация признана обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором).

Постановлением Губернатора Приморского края от 18.03.2020 N 21-пг, с 19.03.2020 введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), данная ситуация признана обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором).

Из письма Минстроя России от 19.05.2020 № 18848-ОЛ/04, на которое ссылается ответчик, следует, что приостановление действия пп. «д» п. 81(12) Правил № 354 исключает возможность начисления повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг в случаях, когда поводом для применения при расчете платы за жилищно-коммунальные услуги норматива потребления коммунальных услуг является истечение срока поверки прибора учета в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно опубликованной ДД.ММ.ГГГГ информации на официальном сайте Росстандарта, в чьи полномочия входит организация проведения в установленном порядке поверки средств измерений в Российской Федерации: «ресурсоснабжающие организации и управляющие компании начиная с ДД.ММ.ГГГГ вплоть до ДД.ММ.ГГГГ обязаны принимать показания всех бытовых приборов учета, в том числе с любым истекшим сроком поверки на момент вступления в силу Постановления № 424.»

Из ответа Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ/04 следует, что в случае, если межповерочный интервал индивидуального прибора истек до вступления в силу Постановления № 424, размер платы за коммунальную услугу производится в соответствии с пунктами 59 и 60 Правил №354, т.е. исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса за период не менее 6 месяцев, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения. По истечении указанного периода расчет производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.

Вместе с тем, суд учитывает то, что письма Минстроя РФ носят рекомендательный, а не нормативный характер, и при принятии настоящего решения не принимает во внимание относительно не распространения действия Постановления до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом того, что с ДД.ММ.ГГГГ на территории Приморского края введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), следовательно, суд исходит из сложившихся в Приморском крае с ДД.ММ.ГГГГ форс-мажорных обстоятельств, и считает, что действие Постановления № 424 распространяется на межповерочный интервал индивидуального прибора, который истек до вступления в силу Постановления № 424, то есть с 19.03.2020.

Поскольку, по причине соблюдения полной самоизоляции ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (даты истечения срока начисления за электроэнергию, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса), что не было опровергнуто ответчиком в судебном заседании, объективно исключается возможность приведения прибора учета электрической энергии, установленного в квартире ФИО1, являющегося инвалидом 2 группы, в соответствие с требованиями жилищного законодательства, то исключена возможность применения штрафных санкций в виде начисления задолженности по электроэнергии исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из чего, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения иска прокурора Кировского района Приморского края в защиту прав и законных интересов ФИО1 о понуждении ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» в лице Лесозаводского отделения филиала ПАО «ДЭК»- «Дальэнергосбыт» к проведению перерасчета платы за потребленную электрическую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из показаний индивидуального прибора учета .

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований имущественного характера, не подлежащего оценке.

В соответствии с указанной нормой закона и ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. в доход бюджета Кировского муниципального района Приморского края.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кировского района Приморского края в защиту прав и законных интересов ФИО1 к ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» в лице Лесозаводского отделения филиала ПАО «ДЭК»- «Дальэнергосбыт» о возложении обязанности, - удовлетворить.

Обязать ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» в лице Лесозаводского отделения филиала ПАО «ДЭК»- «Дальэнергосбыт» произвести перерасчет платы за потребленную электрическую энергию по адресу: <адрес> (потребитель ФИО1) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из показаний индивидуального прибора учета ЦЭ6807Б .

Взыскать с ПАО «ДЭК» - «Дальэнергосбыт» в лице Лесозаводского отделения филиала ПАО «ДЭК»- «Дальэнергосбыт» в доход бюджета Кировского муниципального района государственную пошлину за рассмотрение дела в суде в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Кировский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в мотивированной части составлено 18 марта 2022 года.

Судья: А.Ю. Щербелев