ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-19/13 от 09.01.2013 Ребрихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-19/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Ребриха 9 января 2013 года

Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Юдакова А.В., при секретаре Мелеховой О.Н.,

с участием помощника прокурора Ребрихинского района Алтайского края Ворониной Е.С.,

представителя Ребрихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ребрихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Ребрихинскому районному Совету народных депутатов Алтайского края об оспаривании нормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ребрихинского района Алтайского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Ребрихинскому районному Совету народных депутатов Алтайского края об оспаривании нормативного правового акта.

Свои требования прокурор района мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка соответствия Устава муниципального образования Ребрихинский район Алтайского края федеральному и региональному законодательству.

Согласно п.п. 1, 4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» (далее - Федеральный закон), по вопросам местного значения
населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами
местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления
принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые
акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации,
федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону,
другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам
Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным
нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации

В ходе проверки было установлено, что отдельные положения Устава вошли в противоречие с Федеральным законом.

Согласно п. 10 ст. 42 Устава Глава Администрации района,
замещающий свою должность не менее одного года, при увольнении по
соглашению сторон либо не назначении на указанную должность на
очередной срок продолжает получать денежное содержание (с учётом
индексации), выплачиваемое ему по должности главы Администрации
района, со дня прекращения его полномочий по указанным основаниям до
устройства на новое место работы, но не более одного года со дня
прекращения полномочий.

В случае, если глава Администрации района получает пособие по
безработице или на новом месте работы получает заработную плату ниже
размеров денежного содержания (с учётом индексации), выплачиваемого ему
по занимаемой ранее должности главы Администрации района, то ему производится доплата до уровня денежного содержания (с учетом индексации), выплачиваемого ему по должности главы Администрации
района, но не более одного года со дня прекращения его полномочий по этой
должности.

В судебном заседании помощник прокурора Ребрихинского района Воронина Е.С. заявленные прокурором требования поддержала, основываясь на доводах, изложенных в заявлении.

Представитель Ребрихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края ФИО1 в судебном заседании требования прокурора района признал необоснованными. Суду пояснил, что считает, что п. 10 ст. 42 Устава муниципального образования Ребрихинский район Алтайского края не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также законодательству Алтайского края.

Представитель Алтайского краевого Законодательного Собрания в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени судебного заседания был надлежащим образом уведомлен. Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признал возможным провести судебное заседание без участия АКЗС. В поступившем в адрес суда заявлении просил суд, рассмотреть дело без участия представителя АКЗС.

Заслушав помощника прокурора Воронину Е.С., представителя Ребрихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края ФИО1, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд считает, что требования прокурора района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации, какое бы то ни было прямое или косвенное установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Кроме того, согласно ст. 165 Трудового кодекса Российской Федерации помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ (части 1 и 2 статьи 3).

В силу пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования
муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные
гарантии.

По смыслу данной нормы, не являются гарантиями муниципальным
служащим льготы и преимущества, установленные лицам, утратившим
данный статус.

В связи с этим, установление подобных гарантий создает не
предусмотренные федеральным законом преимущества лицам, утратившим
статус главы Администрации района.

В настоящее время действующим федеральным законодательством не
предусмотрена возможность установления нормативным правовым актом
субъекта РФ дополнительных гарантий в виде компенсации в размере
денежного содержания на момент окончания срока полномочий лицам,
замещающим муниципальные должности, после прекращения ими
профессиональной деятельности.

Вопросы оплаты труда и установления гарантий отдельным категориям
работников относятся к полномочиям федеральных органов государственной
власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие
нормы трудового права; по вопросам, не отнесённым к ведению федеральных
органов государственной власти. Установление указанных гарантий выходит
за пределы как полномочий субъекта Российской Федерации, так и
полномочий муниципального образования.

Аналогичная позиция содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2012 года № 36-АПГ12-3, от 15 августа 2012 года № 34-АПГ12-2.

Согласно п. 10 ст. 42 Устава муниципального образования Ребрихинский район глава Администрации района,
замещающий свою должность не менее одного года, при увольнении по
соглашению сторон либо не назначении на указанную должность на
очередной срок продолжает получать денежное содержание (с учётом
индексации), выплачиваемое ему по должности главы Администрации
района, со дня прекращения его полномочий по указанным основаниям до
устройства на новое место работы, но не более одного года со дня
прекращения полномочий.

В случае, если глава Администрации района получает пособие по
безработице или на новом месте работы получает заработную плату ниже
размеров денежного содержания (с учётом индексации), выплачиваемого ему
по занимаемой ранее должности главы Администрации района, то ему производится доплата до уровня денежного содержания (с учетом индексации), выплачиваемого ему по должности главы Администрации
района, но не более одного года со дня прекращения его полномочий по этой
должности.

Прокурор района своим протестом от 8 октября 2012 года потребовал рассмотреть протест на ближайшей сессии Ребрихинского районного Совета депутатов, с участием представителя прокуратуры и привести Устав муниципального образования Ребрихинский район в соответствие с действующим законодательством.

Из решения Ребрихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края № 66 от 26 октября 2012 следует, что рассмотрев протест прокурора от 8 октября 2012 года, районный Совет народных депутатов, отказав в части отмены п. 10 ст. 42 Устава муниципального образования Ребрихинский район, поручил постоянной комиссии мандатной и по правовым вопросам совместно с Администрацией района провести работу по приведению Устава муниципального образования Ребрихинский район в соответствие с действующим законодательством на ближайшей сессии Ребрихинского Совета народных депутатов.

Таким образом, установление гарантий лицам, утратившим статус муниципальных служащих, незаконно как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне муниципального образования, в связи с чем, п. 10 ст. 42 Устава подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требования прокурора Ребрихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Ребрихинскому районному Совету народных депутатов об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.

Признать п. 10. ст. 42 Устава Муниципального образования Ребрихинский район в части устанавливающей гарантии лицам, утратившим статус муниципальных служащих, не действующим и не подлежащим применению с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 14 января 2013 года.

Председательствующий