ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-19/15 от 21.01.2015 Пучежского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2-19/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пестяковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Губиной О.Н.,

при секретаре Сутягиной С.В.,

с участием помощника прокурора Пестяковского района Ивановской области

Эверстова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы постановления № 62 от 17 июля 2014 года, обязаниии администрацию провести антикоррупционную экспертизу постановления № 62 от 17 июля 2014 года,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пестяковского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы постановления № 62 от 17 июля 2014 «О порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим <данные изъяты> сельского поселения за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», об обязаниии администрацию провести антикоррупционную экспертизу указанного выше постановления.

В обоснование заявления прокурор ссылается на то, что прокуратурой района в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в администрации <данные изъяты> сельского поселения. В результате проверки установлено, что администрацией принято постановление № 62 от 17 июля 2014 года «О порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим <данные изъяты> сельского поселения за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», которое обладает признаками нормативно правового акта, однако антикоррупционная экспертиза данного постановления администрацией не проведена. Непроведение антикоррупционной экспертизы противоречит требованиям ст.ст.2-4 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающих проводить таковую экспертизу нормативных правовых актов, ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей отнесение к вопросам местного значения осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения. Бездействие администрации является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Пестяковского района Эверстов А.В. заявление поддержал по основаниям, указанным в нем.

Представитель заинтересованного лица - администрации <данные изъяты> сельского поселения в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Глава администрации представила суду заявление о рассмотрении дела без ее участия, в виду нахождения на больничном, с заявлением прокурора согласна.

Выслушав помощника прокурора Пестяковского района, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Пестяковского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливаются Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Согласно подпункту 3 пункта 1, пункту 4 статьи 3 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (подпункт 2 пункта 1 статьи 4 Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ).

Необходимость проведения экспертизы каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта с целью обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы, определена пунктом 2 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.

Из ч.4 ст.6 Закона Ивановской области от 18.06.2009 № 61-ОЗ «О противодействии коррупции в Ивановской области» следует, что экспертиза на коррупциогенность в отношении нормативных правовых актов (и проектов указанных документов) Губернатора Ивановской области, Правительства Ивановской области и органов исполнительной власти Ивановской области проводится в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Ивановской области на основании федерального законодательства.

Согласно п.1.2. Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 14.10.2009 № 293-п (ред. от 21.08.2013) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Ивановской области проводится в соответствии с настоящим Порядком и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В п.1.3 приведенного выше Порядка указано, что при разработке проектов нормативных правовых актов Ивановской области исполнительные органы государственной власти Ивановской области, структурные подразделения аппарата Правительства Ивановской области (далее - разработчики) учитывают нормы действующего антикоррупционного законодательства, предотвращая включение в проект нормативного правового акта норм, содержащих коррупциогенные факторы.

Анализ вышеприведенных норм материального права, позволяет сделать вывод о том, что антикоррупционная экспертиза проводится проекта нормативного правового акта и при принятии самого нормативного правового акта.

В судебном заседании установлено, что 25-29 декабря 2014 г. прокуратурой Пестяковского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции администрацией <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района.

В результате проверки установлено, что администрацией принято постановление № 62 от 17 июля 2014 года «О порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим <данные изъяты> сельского поселения за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», антикоррупционная экспертиза которого не проводилась. Между тем в силу действующего законодательства проведение антикоррупционной экспертизы указанного выше постановления является обязанностью администрации, поскольку является одним из способов борьбы с коррупцией.

Обстоятельства, установленные в судебном заседании, подтверждаются ответом администрации <данные изъяты> сельского поселения от 29.12.2014 г. № 431 на запрос прокурора и не оспаривается администрацией.

Учитывая изложенное выше, заявление прокурора обосновано и подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Пестяковского района Ивановской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы постановления администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района № 62 от 17 июля 2014 года «О порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим <данные изъяты> сельского поселения за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции».

Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района провести антикоррупционную экспертизу принятого ею постановления № 62 от 17 июля 2014 года «О порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим <данные изъяты> сельского поселения за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции».

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пестяковский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.Н. Губина