Дело № Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и <адрес> 22.02.2019 г. Ирафский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего федерального судьи ФИО3, при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге, У С Т А Н О В И Л: Представитель Казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» ФИО5 обратилась в Ирафский районный суд с исковым заявлением к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге. В исковом заявлении указано следующее. ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 38 минут на пункте весового контроля Казенного учреждения Удмуртской Республики «Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики», расположенном на автомобильной дороге «Ижевск-Воткинск», 52 км, выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов транспортным средством - PETERBILT 387, государственный, регистрационный номер – <***>, принадлежащим ФИО2 под управлением водителя ФИО1 Составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось. В связи с реорганизацией Казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» в форме присоединения к нему Казенного учреждения Удмуртской Республики «Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики», правопреемником с ДД.ММ.ГГГГ является Казенное учреждение Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики». По результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения осевой нагрузки, в том числе, грузовой автомобиль имел осевые нагрузки по полной массе – 63,08 тонны, при допустимой нагрузке - 44.00 тонны, на вторую ось - 15.23 тонн с учетом погрешности - 15.19 тонн, при допустимой нагрузке - 8.00 тонн, на третью ось - 5.18 тонн с учетом погрешности - 15.14 тонн, при допустимой нагрузке - 8.00 тонн, на четвертую ось - 10.08 тонн с учетом погрешности - 10.04 тонн, при допустимой нагрузке-7.50 тонн, на пятую ось - 9.78 тонн с учетом погрешности - 9.74 тонн, при допустимой нагрузке - 7.50 тонн, на шестую ось - 8.09 тонн с учетом погрешности - 8.05 тонн, при допустимой нагрузке - 7.50 тонн. На момент осуществления перевозки у ответчика отсутствовало специальное разрешение, в соответствии с которым допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Согласно Постановлению Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения", при определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения применяются показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации". Согласно расчету размера причиненного вреда, он составил 393 622 рубля. Согласно пункту 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Просила суд взыскать в пользу Казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» с ФИО2 ущерб, причиненный автомобильным дорогам Удмуртской Республики в размере 393 622 руб. ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя истца судом произведена замена ненадлежащего ответчика – ФИО2 надлежащим – ФИО1, ФИО2 освобождена от участия в деле в качестве ответчика и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Представитель Казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» ФИО5 в судебное заседание не явилась, просила гражданское дело рассмотреть в ее отсутствие. Ответчик ФИО1, должным образом извещенный о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился. Ранее допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 показал, что, действительно, в указанный период управлял тягачом. Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе подписал, привлечен к административной ответственности за это, штраф уплатил. В 2016 г. он действовал на основании договора аренды автомобиля с собственником ФИО2, однако, указанный договор инспектором ГИБДД на момент проверки документов не был истребован, по собственной инициативе он также не предъявил его. В 2017 и 2018 г.г. он также владел транспортным средством - PETERBILT 387, государственный, регистрационный номер <***>, заключив с ФИО2 договоры аренды транспортного средства, занимается перевозками. Расчет стоимости вреда, причиненного транспортным средством под его управлением произведен с учетом коэффициента 2,9, применяемого в период временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с неблагоприятными климатическими условиями. Однако, он хорошо помнит о том, что дорожных знаков о временных ограничениях на указанном отрезке автодороги не было, о существующих ограничениях он не мог знать. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что является собственником транспортного средства - PETERBILT 387, государственный регистрационный номер <***>. С 2016 г. автомашиной на праве аренды владеет ФИО1 Выслушав третье лицо ФИО2, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 38 минут на пункте весового контроля Казенного учреждения Удмуртской Республики «Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики», расположенном на автомобильной дороге «Ижевск-Воткинск», 52 км, выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов транспортным средством - PETERBILT 387, государственный, регистрационный номер – <***>, принадлежащий ФИО2 под управлением водителя ФИО1 В соответствии с п.1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно ст. 1079 Гражданского кодекса РФ, обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, на основании пункта 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Согласно представленным документам, собственником транспортного средства - PETERBILT 387, государственный регистрационный номер <***> является ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ указанным транспортным средством владеет ФИО1 на праве аренды. Представителем истца составлен следующий расчет размера причиненного вреда: 1)перевозка груза осуществлялась в период временного ограничения движения ТС (весенний период), введённого приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. № «О временном ограничении движения ТС по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения в Удмуртской Республики в 2016 году». Примечание: выдержка из приказа пункт 1. «Ввести в период с 15 апреля по ДД.ММ.ГГГГ временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Удмуртской Республике, за исключением автодороги «Обход <адрес> на подъездной автодороге к городу Перми» на участках км 0+000 - 14+000; 14+000 - 25+000; 25+500 - 39+400. 2)Маршрут автотранспортного средства, по которому осуществлялась перевозка тяжеловесного груза по дорогам Удмуртской Республики протяжённостью 225 км, состоял из участков дорог, рассчитанных на осевую нагрузку транспортного средства не более 10.00 тонн/ось. 3)При составлении актов «О превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось», в отношении владельцев транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, протяжённость маршрута указывается согласно списку автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Удмуртской Республики, утверждённого Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики. 4)Согласно технической характеристике, автотранспортное средство, на котором перевозился тяжеловесный груз, имеет 6 осей, из них: три оси на тягаче (передняя ось - одиночная (односкатная), а вторая и третья оси - сдвоенные с двухскатными колёсами и три оси на полуприцепе (трёхосная тележка) с односкатными колёсами, оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской. 5)Нормативная расчетная осевая нагрузка транспортного средства высчитывается в соответствии с Приложением № к «Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому нормативная расчетная осевая нагрузка для сдвоенных и строенных осей автотранспортных средств определяется, как сумма осевых масс путём деления на количество осей. Примечание: - для дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10.00 тонн/ось сумма осевых масс для сдвоенных осей с двухскатными колёсами, с указанным в акте межосевым расстоянием, составляет - 16 тонн, а для строенных осей с односкатными колёсами, оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской, с указанным в акте межосевым расстоянием, составляет - 22.5 тонн. Следовательно, исходя из расчетных осевых нагрузок автомобильной дороги, по которым следовало транспортное средство, в соответствии с Приложением № Постановления нормативная расчетная осевая нагрузка транспортного средства, составляет: первая ось не более 9.00 тонн, вторая и третья оси не более 8.00 тонн на ось, четвёртая, пятая и шестая оси не более 7.50 тонн на ось. 6)Размер платы в счёт возмещения вреда, причинённого транспортным средством, осуществлявшего перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Удмуртской Республики рассчитывается в зависимости от превышения значений допустимых осевых нагрузок над нормативными, установленных Приложением № к «Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Исходя из допустимых осевых нагрузок, указанных выше, высчитывается превышение предельно допустимых осевых нагрузок в процентах по отношению к фактически взвешенным на каждую ось транспортного средства. По акту № величина превышения осевой нагрузки по отношению к предельно допустимой, составляет: Pпoм1 - 0%; Рпом2 - 89.88 % или 7.19 тонн; Рпом3 - 89.25 % или 7.14 тонн; Рпом4 - 33.87 %; Рпом5- 29.87 %; Рпом6- 7.33%. 7)В зависимости от процентного превышения, согласно Приложению к постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ по таблице 1 (графа <адрес>) выбран размер вреда, причинённого транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Удмуртской Республики, рассчитанный на осевую нагрузку 10 тонн/ось (рублей на 100 км). 8)Согласно данной таблице, размер вреда, причинённого транспортным средством, при превышении значений допустимых осевых нагрузок на одну ось, составляет: Рпом4 - 5887 рублей, Рпом5 - 3887 рублей, Рпом6 - 1520 рублей. 9)В период временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с неблагоприятными климатическими условиями значения размера вреда, установленные в таблице 1, увеличиваются в 2,9 раза, следовательно, фактически размер вреда, составляет: Рпом4 - 17034.6 рублей, Рпом5- 11272.3 рублей, Рпом6 - 4408 руб. Примечание: превышение предельно допустимой осевой нагрузки транспортного средства на 2 и 3 осях, составляет свыше 60%, поскольку размер вреда при таком уровне превышения процентов не прописан в таблице 1 постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с «Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», размер возмещения вреда рассчитывается, согласно методике расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по формуле: Ппомi= Кдкз x Ккан.рем. х Ксез. х Рисх х(1+0.2хП ось1,92х(а/Н-Ь)), где: Кдкз - (1.67)- коэффициент, учитывающий условия дорожно-климатических зон, из таблицы 2 Постановления; Ккап.рем -(0.94)- коэффициент, учитывающий относительную стоимость выполнения работ по капитальному ремонту и ремонту в зависимости от расположения автомобильной дороги на территории Российской Федерации; Ксез - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия. Принимается равным единице при неблагоприятных природно-климатических условиях; Рисх- (1840) - исходное значение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении допустимых осевых нагрузок для автомобильной дороги, рассчитанной под нагрузку не более 10.00 тонн/ось, из таблицы 1 Постановления; Н - нормативная (расчетная) осевая нагрузка для автомобильной дороги, тонн/ось; а, b - постоянные коэффициенты из таблицы 1 Постановления. <адрес>: а).37.7; b).2.4.; Пось - величина превышения фактической осевой нагрузки над допустимой для автомобильной дороги, рассчитанной под нагрузку 10.00 тонн/ось; Рпом2 - 7.19 тонн; Рпом3 - 7.14 тонн. 10)После проведения необходимых математических действий размер вреда, причинённого транспортным средством, при превышении значений допустимой осевой нагрузки на 2 и 3 осях транспортного средства (рублей на 100 км), рассчитанной под нагрузку не более 10.00 тонн/ось - составляет: Рпом2=1.67x0.94x1x1840х(1+0.2х7.191,92х(37.7/10-2.4))= 37829.18 рублей; Рпомз=1.67х0.94х1х1*840х(1+0.2х7.141,92х(37.7/10-2.4))= 37364.15 рублей. Итого, размер платы (в рублях) в счет возмещения вреда, причинённого транспортным средством при перевозке тяжеловесного груза по автодороге протяжённостью 225 км, составляет: Пр=(0+(0+17034.6+11272.3+4408+37829.178+37364.147)х 2,25х1.6212202914 =393 621,76 руб. С указанным расчетом размера платы в счет возмещения вреда, причинённого транспортным средством автомобильным дорогам, произведенным истцом, суд не может согласиться по следующим основаниям. Требования к официальному опубликованию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации. В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. На момент издания приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. № «О временном ограничении движения ТС по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения в Удмуртской Республики в 2016 году», Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики являлось исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, к полномочиям которого отнесено принятие в форме приказов нормативным правовых актов по временному ограничению движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения в Удмуртской Республики. Данный приказ, являясь нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятый в пределах компетенции, подлежала опубликованию на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики– WWW.mindortrans.su и (или) в периодическом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа исполнительной власти субъекта РФ. Как установлено в судебном заседании, в газете «Известия» Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ опубликована выдержка из Приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. № «О временном ограничении движения ТС по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения в Удмуртской Республики в 2016 году». В соответствии с п.1 вышеуказанного Приказа в период с 15 апреля по ДД.ММ.ГГГГ введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Удмуртской Республике. Полностью с текстом Приказа, согласно статье, опубликованной в газете «Известия», можно было ознакомиться на сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики– WWW.mindortrans.su. Вместе с тем, доказательств опубликования полной версии Приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. № «О временном ограничении движения ТС по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения в Удмуртской Республики в 2016 году» на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики истцом не представлено, не добыты они и в судебном заседании. Суд приходит к выводу о том, что Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. № «О временном ограничении движения ТС по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения в Удмуртской Республики в 2016 году» не размещен в сети "Интернет" на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики– WWW.mindortrans.su, тем самым не обеспечена возможность ознакомления с этим актом тех лиц, права и свободы которых он затрагивает, что является целью опубликования нормативного правового акта и свидетельствовало бы о соблюдении порядка опубликования (обнародования) оспариваемого приказа. В связи с этим, при подсчетах размера платы в счет возмещения вреда, причинённого транспортным средством автомобильным дорогам Удмуртской Республики по акту № от ДД.ММ.ГГГГ, коэффициент 2.9 применяемый в период временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с неблагоприятными климатическими условиями значения, также не подлежит применению. Согласно, расчету размера платы в счет возмещения вреда, причинённого транспортным средством автомобильным дорогам Удмуртской Республики по акту № от ДД.ММ.ГГГГ, без коэффициента 2.9 составил 137 150 рублей. Суд считает, что расчет размера платы в счет возмещения вреда, причинённого транспортным средством автомобильным дорогам Удмуртской Республики по акту № от ДД.ММ.ГГГГ, составленные без учета коэффициента 2,9, произведенные истцом, арифметически верны. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ, истцом оплачена государственная пошлина в размере 7136,22 руб. С учетом размера удовлетворенных исковых требований – 137 150 рублей 35 копеек, с ответчика ФИО1 подлежат возмещению судебные расходы в размере 3 943 рубля. Оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины, судом не установлено. На основании изложенного, руководствуясь ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 98, 194 - 198 ГПК Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Исковые требования Казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге, удовлетворить частично. Взыскать с ФИО1 в пользу Казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» сумму вреда, причиненного тяжеловесным транспортным средством при проезде по автомобильной дороге общего пользования федерального значения Удмуртской республики в размере 137 150 (сто тридцать семь тысяч сто пятьдесят) рублей. Взыскать с ФИО1 в пользу Казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 943 (три тысячи девятьсот сорок три) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме через Ирафский районный суд. Председательствующий Темирова О.С. |