ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-19/19 от 24.04.2019 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2- 19/2019

26RS0010-01-2018-002864-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2019 года г. Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Ивахненко Л.С.,

при секретаре Ломакиной А.О.,

с участием законного представителя истца ФИО1 ФИО2, представителя ФИО2 Ванесян Г.В., действующего по ордеру, ответчика ФИО3, представителя ответчика ФИО3Х-г. ФИО4, действующего по доверенности, адвоката ответчика ФИО3Х-г. ФИО5 по ордеру,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Мамедовой Шафике Хамит-гзы об исправлении реестровой ошибки,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в Георгиевский городской суд с иском ФИО3 г. о признании реестровой ошибкой сведения ЕГРН в части описания границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и внести изменения в сведения ЕГРН.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, адвокат ФИО1 Ванесян Г.В. поддержали исковые требования ФИО1 и в их обоснование суду пояснили, что ФИО1 является собственником земельного участка, площадью 493 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером Смежным собственником земельного участка с кадастровым номером по <адрес> является ФИО3 г. В связи с тем, что границы земельного участка истца не определена, возникла необходимость произвести межевание земельного участка и внести сведения о границах и площади земельного участка, в связи с чем истец обратилась к кадастровому инженеру ФИО7, которая в ходе проведения кадастровых работ выявила пересечение земельных уч астков истца и ответчика. При уточнении границ смежного земельного участка с кадастровым , был нарушен порядок согласования местоположения границ с истцом, что лишило ее возможности заявлять свои возражения относительного границ и местоположения, Согласно заключению кадастрового инженера ФИО7 в межевом плане усматривается, что границы смежного земельного участка с кадастровым номером не соответствуют фактическому прохождению границы при выносе уточненной границы, сведения о которой внесения в ЕГРН, было выявлено, что две газовые стойки, принадлежащие ФИО1 находятся в границах смежного участка, вдоль забора разделяющего эти смежные земельные участки. Реестровая граница земельного участка ответчика не соответствует фактической границе земельного участка, имеющего ограждение в виде забора и закрепленного на местности более 15 лет. Кадастровым инженером сделан вывод, что ошибка была допущена при определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером так как его реестровая граница не соответствует фактической закрепленной на местности более 15 лет границе. Проведенная по делу землеустроительная экспертиза не установила реестровую ошибку, считают, что эксперт обследовал не тот объект и не установил фактическое прохождение границ спорных земельных участков. Просили удовлетворить исковые требования ФИО1 в полном объеме.

Ответчик ФИО3 г. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении. Проведенная по делу землеустроительная экспертизы не установила реестровую ошибку, в связи с чем требования ФИО1 являются не обоснованными.

Представитель ответчика ФИО3Х-г. ФИО4, адвокат Самойленко С.А. в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку реестровая ошибка землеустроительной экспертизой не установлена.

Третье лицо кадастровый инженер ФИО7 в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения не заявляла.

С учетом мнения сторон суд счел возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствии не явившегося третьего лица.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав предоставленные сторонами доказательства, суд считает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а также к правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, но к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Согласно части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В силу статей 7, 8 данного закона Единый государственный реестр недвижимости состоит, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Аналогичные положения содержались в статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в статьях 1, 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ, утративший силу с 1 января 2017 года).

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ; часть 2 статьи 8 ФЗ от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).

Местоположение границ земельного участка в силу пункта 7 статьи 38 ФЗ N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года), части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

С 01 января 2017 года исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ.

В соответствии с положениями данной статьи, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).

На основании части 4 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Таким образом, исходя из указанных выше требований Закона, в судебном порядке может решаться вопрос об исправлении реестровой ошибки.

По смыслу закона, целью исправления реестровой (кадастровой) ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.

Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании свидетельства о праве собственности на землю ФИО1 принадлежит земельный участок, площадью 493 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.

Собственником смежного земельного участка с кадастровым номером расположенного по <адрес> является ФИО3 г.

Обратившись в суд с настоящим иском, истец ФИО1 обосновывает свои требования тем, что в результате проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером выявлено пересечение указанного земельного участка с земельным участком с кадастровым номером

В силу части 3 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в редакции до 01 января 2017 г. сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона состава сведений (в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости) и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Закона N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Закона о кадастре подлежали включению в ГКН, а с 01 января 2017 г. такие сведения подлежат включению в кадастр недвижимости в соответствии со статьями 8, 43 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

При внесении в ГКН сведений о земельных участках, права на которые возникли у правообладателей до вступления в силу Закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам Закона N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".

При не совершении данных действий такие правообладатели вправе уточнить границы участков путем составления межевого плана по правилам Закона о кадастре. Сведения об уточненных границах в этом случае подлежали внесению в кадастр по правилам Закона о кадастре, регламентирующим внесение изменений в ГКН в сведения об объекте недвижимости, а с 1 января 2017 года такие сведения подлежат включению в кадастр недвижимости по правилам Закона о регистрации.

Согласно части 10 статьи 22 Закона о регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с положениями Закона о кадастре местоположение границ земельных участков при их уточнении подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами в установленном этим Законом порядке (статьи 39, 40 Закона).

Аналогичное требование воспроизведено в пункте 2 части 6 статьи 43 Закона о регистрации, согласно которому местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Приведенные положения направлены на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 Закона о кадастре, статья 64 Земельного кодекса РФ, пункт 2 части 6 статьи 43 Закона о регистрации).

Из указанных положений закона следует, что отсутствие в межевом плане сведений о согласовании местоположения границ земельного участка при их уточнении, обусловленное нарушением установленного законом порядка или возражениями заинтересованного лица, свидетельствует о наличии спора о границах земельных участков; наличие спора о границах земельного участка, не разрешенного согласованием или посредством признания таких границ установленными, является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков. Соответственно, данное препятствие устраняется путем признания судом спорных границ установленными в порядке разрешения земельного спора.

Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в реестр объектов недвижимости.

Согласно пункту 69 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921, в случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, указываются результаты необходимых измерений, в частности, фрагмент описания местоположения границы объекта землеустройства с правильными значениями координат характерных точек и т.п.

По смыслу приведенных выше норм права решение суда об исправлении реестровой ошибки также должно содержать сведения, необходимые для исправления ошибки, то есть сведения о местоположении спорной части границы земельного участка по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством).

Как установлено судом в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. межевые планы, землеустроительные дела не подготавливались. Координаты характерных точек границы земельного участка в ЕГРН (КГН) не вносились.

Согласно сведениям Георгиевского отдела Управления россреестра по <адрес> в государственном фонде данных Георгиевского отдела Управления Россреестра по <адрес> сведения о межевании и границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> отсутствуют.

Границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> внесены в ЕГРН на основании данных указанных в межевом плане, подготовленным кадастровым инженером ФИО8 Однако в правоустанавливающих и правоподтверждающих документах отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ на указанный земельный участок.

В ходе судебного разбирательства судом была назначена землеустроительная экспертиза, на разрешение которой поставлены соответствующие вопросы, указанные в определении суда от 29 августа 2018 года.

Согласно материалам дела и заключению судебной землеустроительной экспертизы реестровая ошибка в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами и отсутствует.

Экспертиза проведена в порядке, установленном ст. 84 ГПК РФ, заключение эксперта выполнено в соответствии с требованиями ст. 86 ГПК РФ с исследованием всех материалов гражданского дела и непосредственным исследованием земельных участков сторон по делу, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

Оснований сомневаться в заключении эксперта ООО КЭУ « Гарант Эксперт» обладающего необходимой квалификацией и опытом работы в данной области у суда не имеется. Представленное заключение является объективным, последовательным и непротиворечивым, отвечающим требованиям закона, в связи с чем было принято судом в качестве допустимого доказательства по делу.

Суд, принимая во внимание, что предметом доказывания по иску об исправлении реестровой ошибки является возникшая в процессе осуществления кадастровых работ ошибка в документе, воспроизведенная в ЕГРН, наличие которой нарушает права истца, а юридически значимым обстоятельством при разрешении спора об исправлении кадастровой ошибки является установление правильных сведений о местоположении характерных точек части границ земельного участка, учитывает, что такое исправление реестровой ошибки допускается только в случае отсутствия спора о границах земельных участков.

Таким образом между сторонами имеется спор об установлении (определении) границ земельного участка и является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельных участков при наличии возражений, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ( спор о праве), в связи с этим и учитывая заключение экспертизы, суд приходит к выводу об отсутствии реестровой (кадастровой) ошибки и наличии спора о местоположении границы между смежными участками.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Мамедовой Шафике Хамит-гзы об исправлении реестровой ошибки отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд.

(Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2019 года)

Судья Л.С. Ивахненко