ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-19/20 от 21.01.2020 Обоянского районного суда (Курская область)

Дело № 2-19/2020г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2020 года город Обоянь

Обоянский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Романенко И.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анохиной Н.С., с участием представителя истца Седых Н.П., ответчика Кравченко Л.В. и её представителя Комарова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета агропромышленного комплекса Курской области к Кравченко Любови Владимировне о взыскании неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л:

Комитет агропромышленного комплекса Курской области (далее Комитет, истец) с учётом уточнения обратился в суд с иском к Кравченко Л.В. о взыскании неосновательного обогащения. Свои требования мотивировал тем, что ответчику в соответствии с Соглашением №10 от 07 июля 2014 года была предоставлена субсидии в виде гранта в размере 581 530 рублей и в виде единовременной помощи на поддержку начинающих фермеров Курской области в размере 113 310 рублей. В соответствии с условиями Соглашения ответчик обязалась один раз в полгода не позднее 10 числа месяца, следующего за отчётным полугодием, в течение 5 лет с даты получения гранта представлять в Комитет отчёт об использовании гранта. Кроме того, ответчик обязалась в течение не менее 5 лет со дня поступления гранта на расчётный счёт быть зарегистрированной в качестве главы КФХ и осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако в нарушение данного Соглашения КФХ ответчика прекратило свою деятельность 17 декабря 2018 года, то есть до истечения пятилетнего срока, и до 11 июля 2019 года не представила отчёт об использовании гранта. Требование истца о возврате средств субсидии, полученное ответчиком 08 июля 2019 года, оставлено последним без исполнения. В связи с изложенным, истец просит взыскать с ответчика в свою пользу средства гранта в сумме 694 840 рублей, в том числе средства областного бюджета в сумме 264 040 рублей, средства федерального бюджета в сумме 430 800 рублей.

В судебном заседании представитель истца исковые требования с учётом уточнения поддержала по изложенным в иске основаниям. При этом не оспаривала, что ответчик отчиталась за все предоставленные ей денежные средства в первый год после их предоставления.

Ответчик и её представитель против удовлетворения заявленных требований возражал. При этом факт прекращения деятельности КФХ ответчика 17 декабря 2018 года не оспаривали. Также указали на отсутствие у ответчика необходимости предоставления отчёта об использовании средств гранта на протяжении 5 лет, поскольку она отчиталась об их использовании в первый год после предоставления денежных средств. Полагали, что в Соглашение не правомерно включена обязанность ответчика в течение не менее 5 лет со дня поступления гранта на расчётный счёт быть зарегистрированной в качестве главы КФХ и осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку Правилами предоставления из областного бюджета субсидий в виде грантов и (или) субсидий в виде единовременной помощи на поддержку начинающим фермерам, утверждёнными постановлением Администрации Курской области от 11 апреля 2013 года №199-па «О реализации ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Курской области на 2013 - 2015 годы» такая обязанность не предусмотрена. Просили в случае удовлетворения исковых требований взыскать с ответчика денежные средства, пропорционально периоду, после которого КФХ ответчика прекратила свою деятельность.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года №166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» администрация Курской области своим постановлением от 11 апреля 2013 года №199-па «О реализации ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Курской области на 2013 - 2015 годы» (далее постановление от 11 апреля 2013 года №199-па) утвердило Правила предоставления из областного бюджета субсидий в виде грантов и (или) субсидий в виде единовременной помощи на поддержку начинающим фермерам (далее Правила).

Утвержденные Правила предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров в Курской области определяют цели, условия и порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, критерии конкурсного отбора начинающих фермеров для предоставления Грантов, а также порядок возврата Грантов в областной бюджет в случае нарушения условий, установленных Порядком.

Гранты выделяются для софинансирования затрат начинающего фермера, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, в целях создания и развития на территории сельских поселений Курской области крестьянского (фермерского) хозяйства.

Единовременная помощь выделяется для софинансирования затрат начинающего фермера в целях приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения; приобретения одного грузопассажирского автомобиля; приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения; подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, Интернету, водопроводу и канализации.

Судом установлено, что на основании Протокола №1 заседания Конкурсной комиссии от 24-26 июня 2014 года ИП Глава КФХ Кравченко Л.В. была включена в состав участников Программы.

07 июля 2014 года между сторонами заключено Соглашение №10 о предоставлении ответчику субсидии в виде гранта на поддержку начинающих фермеров Курской области в размере 581 530 рублей и единовременной помощи в размере 113 310 рублей. При этом ответчик взяла на себя обязательство по использованию денежных средств в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными постановлением от 11 апреля 2013 года №199-па и настоящим Соглашением (п.1.1).

Грант и единовременная помощь предоставлены на безвозмездной основе и подлежат возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Соглашением (п.1.4).

Ответчик обязалась быть зарегистрированной в качестве главы КФХ и осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее 5 лет со дня поступления гранта и единовременной помощи на её расчётный счёт (подпункт 2.3.7 пункта 2.3).

Факт перечисления ответчику денежных средств подтвержден платежными поручениями №№ 2955, 2978, 14932 и 14894 от 11 июля 2014 года, ответчиком не оспаривается.

Статьями 28 и 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В силу п.1 ст.78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.

Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (пп.3 п.3).

При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (пп.2 п.3 ст.78 БК РФ).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Между тем, в нарушение достигнутого соглашения крестьянское (фермерское) хозяйство под руководством ответчика прекратило свою деятельность 17 декабря 2018 года на основании решения членов крестьянского (фермерского) хозяйства, что следует из выписки из ЕГРИП и ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.

Комитет об указанном обстоятельстве не уведомлен, ответчиком действий о расторжении соглашения, возврату денежных средств не предпринято.

Так, полученное ответчиком 08 июля 2019 года требование истца о возврате средств субсидии, направленное в соответствии с требованиями Правил и Соглашения, оставлено ответчиком без исполнения.

Обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соглашения, судом не установлено, не представлено доказательств наличия таковых и стороной ответчика.

11 марта 2015 года между сторонами заключено дополнительное соглашение №1 к Соглашению №10 от 07 июля 2014 года, согласно которому пункт 2.13.12 изложен в следующей редакции: ответчик раз в полгода не позднее 10 числа месяца, следующего за отчётным полугодием, в течение 5 лет с даты получения гранта представлять в Комитет отчёт об использовании гранта и единовременной помощи.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на нарушение ответчиком указанного пункта. Однако, по мнению суда, невыполнение ответчиком пункт 2.13.12, в редакции дополнительного соглашения от 11 марта 2015 года, не влечёт взыскания с ответчика предоставленных ей денежных средств в виде гранта и единовременной помощи, поскольку судом установлено и сторонами не оспаривается, что предоставленные ответчику денежные средства были ею использованы в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными постановлением от 11 апреля 2013 года №199-па и Соглашением, в течение первого года со дня поступления денежных средств на расчётный счёт ответчика, о чём последней были предоставлены соответствующие отчёты. Нарушений целей, условий и порядка использования ответчиком денежных средств Комитетом не установлено. Дублирование данных отчётов целям Программы и Правилам не соответствует. Поэтому непредставление отчетов при неоспоренности факта целевого использования денежных средств не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств.

Однако, поскольку ответчиком нарушены условия достигнутого Соглашения, так как крестьянское (фермерское) хозяйство под её руководством прекратило свою деятельность 17 декабря 2018 года, то есть до истечения установленного Соглашением срока, в течение которого ответчик обязалась быть зарегистрированной в качестве главы КФХ и осуществлять предпринимательскую деятельность, исковые требования являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объёме

Доводы стороны ответчика об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду несоответствия Соглашения, обязывающего ответчика быть зарегистрированной в качестве главы КФХ и осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее 5 лет со дня поступления гранта и единовременной помощи на её расчётный счёт, постановлению от 11 апреля 2013 года №199-па не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям. Приведённое постановление принято в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года №717. Согласно указанной Программе предоставляемые в целях её реализации гранты (субсидии) имеют назначением не только создание начинающего крестьянского (фермерского) хозяйства, но и его развитие, предполагающее длительность существования хозяйства - не менее пяти лет. Поэтому указание в Соглашении срока деятельности КФХ соответствует требованиям названных нормативно-правовых актов и исполнение ответчиком достигнутого Соглашения являлось для неё обязательным.

Утверждение о частичном удовлетворении заявленных требований пропорционально сроку, оставшемуся после прекращения деятельности КФХ под руководством ответчика, на законе не основана и противоречит вышеприведённым положениям БК РФ.

Учитывая, что истец при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, суд в силу ч.1 ст.103 ГПК РФ считает необходимым взыскать с ответчика в соответствии с пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ в доход бюджета Обоянского муниципального района Курской области государственную пошлину пропорционально удовлетворённым требованиям в сумме 10 148 рублей 40 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Комитета агропромышленного комплекса Курской области к Кравченко Любови Владимировне о взыскании неосновательного обогащения, удовлетворить.

Взыскать с Кравченко Любови Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу Комитета агропромышленного комплекса Курской области средства гранта и единовременной помощи в сумме 694 840 рублей, в том числе средства областного бюджета в сумме 264 040 рублей, средства федерального бюджета в сумме 430 800 рублей.

Взыскать в доход Муниципального района «Обоянский район» Курской области с Кравченко Любови Владимировны государственную пошлину в размере 10 148 рублей 40 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда через Обоянский районный суд Курской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, то есть с 28 января 2020 года.

Председательствующий