ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-19/2014 от 26.02.2014 Прокопьевского районного суда (Кемеровская область)

  Дело № 2-19/2014

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

 Резолютивная часть решения объявлена 26.02.2014 года

 Мотивированное решение составлено 03.03.2014 года

 г. Прокопьевск 26 февраля 2014 года

 Прокопьевский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего Герасимчук Т.А.,

 при секретаре Лукомской Ж.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по  иску Казаковой М.В. к администрации Прокопьевского муниципального района, Комитету по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района об обязании заключить договор аренды земельного участка,

 У С Т А Н О В И Л:

 Истец Казакова М.В. обратилась в суд с иском к ответчикам об обязании заключить договор аренды земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района с заявлением о выделении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Председатель КУМС Прокопьевского муниципального района сообщил ей, что в соответствии с Земельным кодексом РФ и Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» ей необходимо провести межевые работы в отношении выделенного земельного участка и поставить его на государственный кадастровый учет. В соответствии с ответом Председателя КУМС Прокопьевского муниципального района ею был заключен договор с кадастровым инженером, который произвел межевые работы в отношении выделенного ей участка и поставил данный земельный участок на кадастровый учет. В соответствии с кадастровым паспортом № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку был присвоен кадастровый номер: №; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. В процессе производства межевых работ администрацией <данные изъяты> сельского поселения выделенному участку был присвоен адрес: <адрес>. Также, после постановки земельного участка на кадастровый учет, Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района дал объявление в Прокопьевской районной газете «Сельская новь» (№ 54 (8266) от 24.07.2012 года), в котором уведомил о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков, в том числе и выделенного ею земельного участка: «земли населенных пунктов, площадь <данные изъяты> га, кадастровый номер: №, для индивидуального жилищного строительства, участок расположен по адресу: <адрес>. После постановки земельного участка на кадастровый учет, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в КУМС Прокопьевского муниципального района с заявлением № о предоставлении в аренду земельного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № председатель КУМС Прокопьевского муниципального района отказал ей в предоставлении земельного участка в аренду, указав, что земельный участок находится в лесном массиве <адрес>, на земельном участке расположены густые насаждения деревьев, и строительство дома без вырубки леса невозможно. Данный отказ является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Данный земельный участок был уже ранее выделен ей письмом от ДД.ММ.ГГГГ за №, где ей было предложено произвести межевые работы и поставить земельный участок на кадастровый учет. При этом, никаких оговорок относительно нахождения на земельном участке лесных насаждений в указанном письме не делалось. Администрацией <данные изъяты> сельского поселения выделенному земельному участку был присвоен адрес: <адрес>, при этом также никаких вопросов относительно нахождения лесных насаждений на земельном участке у специалистов администрации не возникло. Кроме того, в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, КУМС Прокопьевского муниципального района дал объявление в Прокопьевской районной газете «Сельская новь», в котором уведомил о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков, в том числе и выделенного ей земельного участка, указав, что земельный участок относится к землям населенных пунктов, предназначен для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, на момент дачи объявления, КУМС Прокопьевского района не видел никаких препятствий для передачи земельного участка в аренду в связи с нахождением на нем лесных насаждений. Иные заявления о предоставлении земельного участка не поступили, однако КУМС Прокопьевского муниципального района не исполнил обязанность по заключению с ней договора аренды. Также, в соответствии с кадастровым паспортом № от ДД.ММ.ГГГГ года, представленным в КУМС Прокопьевского муниципального района вместе с заявлением, весь земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов. Следовательно, утверждение Председателя КУМС Прокопьевского муниципального района об отнесении земельного участка к лесопарковой зоне голословно и необоснованно. Никаких доказательств отнесения спорного земельного участка к лесопарковой зоне не имеется, границы лесопарковой зоны на выделенном земельном участке не установлены в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, в соответствии с кадастровым паспортом, земельному участку установлено разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ ею был получен ответ, в соответствии с которым категория земель - земли населенных пунктов, указанная в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером №, не соответствует действительности, так как находится за чертой населенного пункта. Таким образом, ее заявление о предоставлении земельного участка в аренду было незаконно оставлено без удовлетворения. Просит обязать КУМС Прокопьевского муниципального района заключить с ней договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> га, с кадастровым номером №, для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>, на срок десять лет.

 Истец Казакова М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

 Представитель истца Казаковой М.В. – Плешивцев И.Н., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, поддержал заявленные исковые требования, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении, суду пояснил, что со стороны истца Казаковой М.В. исполнены все обязанности: она обратилась в КУМС Прокопьевского муниципального района с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>. У КУМС Прокопьевского муниципального района не было никаких сомнений, в связи с чем комитет подал объявление в газету о предоставлении желающим данного земельного участка в аренду. Никто из граждан с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду не обратился. В соответствии с императивной нормой закона, а именно в соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся с заявлением. Договор аренды земельного участка полежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. Данная норма закона является императивной, соответственно КУМС обязан предоставить гражданину, подавшему заявление, земельный участок в аренду. Решением Рудничного районного суда г. Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными действия администрации Прокопьевского муниципального района по снятию земельного участка с кадастровым номером № с кадастрового учета, земельный участок восстановлен в кадастре. Первое заявление Казаковой М.В. о предоставлении ей земельного участка по <адрес>, не имеет преюдициального значения, так как на тот момента адреса земельного участка не существовало, истец указала район, в котором находится земельный участок. При проведении межевания земельного участка ему был присвоен адрес: <адрес>. При этом именно истец взяла на себя расходы по оплате работ по межеванию земельного участка. В первом заявлении истец просит предоставить земельный участок в определенном районе, а во втором конкретный участок, который отмежёван и поставлен на кадастровый учет. По плану видно, что <адрес> и <адрес> находятся на пересечении. Истец указала земельный участок визуально на месте. Глава администрации <данные изъяты> сельского поселения посмотрел по схеме и указал адрес земельного участка: <адрес>. Схема расположения земельного участка согласована. На схеме прекрасно видно, что соседние земельные участки, расположенные с земельным участком по <адрес>, находятся в собственности, и что это земли населенных пунктов. Сам КУМС этим земельным участкам присвоил категорию земель: земли населенных пунктов. Второе заявление истец подала в рамках действующего законодательства. Только при наличии трех согласований: главы местного поселения, председателя КУМС и главного архитектора выделяется земельный участок. На схеме согласования границ земельного участка указан адрес земельного участка, стоит подпись Главы поселения. При наличии схемы согласования и адресной справки земельный участок ставится на кадастровый учет. И только после этого земельный участок является объектом гражданских правоотношений. Именно на отмежёванный земельный участок по <адрес> истец и обратилась с заявлением о предоставлении в аренду. Полагает, что ни представителем администрации Прокопьевского муниципального района, ни представителем КУМС Прокопьевского муниципального района не доказан факт нахождения лесных насаждений на спорном земельном участке по <адрес>. Ответчики не могут представить документы, подтверждающие данное обстоятельство. Истцом же представлены документы, подтверждающие отсутствие лесных насаждений, так в кадастровом паспорте земельного участка и в кадастровом плане разрешенное использование указано: для индивидуального жилищного строительства. Истец обращается к двум ответчикам, поскольку спорным объектом является земельный участок, при этом КУМС Прокопьевского муниципального района является самостоятельным распорядительным органом, а администрация Прокопьевского муниципального района – орган местного самоуправления – исполнительным органом. Просит обязать КУМС Прокопьевского муниципального района заключить с истцом Казаковой М.В. договор аренды земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, на срок десять лет. При этом, срок – 10 лет – определен истцом по ее желанию.

 Представитель ответчика – администрации Прокопьевского муниципального района – Лада А.И., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, не признала заявленные исковые требования, суду пояснила, что из первого заявления Казаковой М.В. видно, что она просит выделить земельный участок для строительства индивидуального 2-х этажного дома в <адрес>. Однако, межевые работы истец проводила в отношении иного земельного участка, а именно по <адрес>. Согласно приобщенной к материалам дела копии публичной карты, которая является общедоступной, видно, что <адрес> и <адрес> в <адрес> находятся в разных местах. Истец ввела в заблуждение КУМС. При принятии решения по второму заявлению истца на заключение договора аренды земельного участка по адресу: <адрес>, выяснилось, что на указанном участке имеются лесные насаждения, и строительство жилого дома без вырубки лесных насаждений невозможно. Вырубка лесных насаждений может привести к необратимым, неблагоприятным последствиям. Признает, что на момент подачи первого заявления на земельный участок по <адрес>, данный земельный участок на кадастровом учете не стоял, фактически не существовал. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

 Представитель ответчика – Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района – Кондратьева Е.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия три года, не признала заявленные исковые требования, суду пояснила, что первоначально истец подала заявление о предоставлении земельного участка по <адрес>, в <адрес>, после чего Казаковой было выдано направление на межевание данного земельного участка. Однако, Казакова отмежевала иной земельный участок, то есть земельный участок по <адрес>. Таким образом, отмежёванный земельный участок встал на кадастровый учет именно по второму заявлению. Без межевания земельного участка согласование границ земельного участка не возможно. Полагает, что земельный участок был согласован именно на <адрес>, а истец самовольно указала иной адрес. Именно к первому заявлению истец должна была приложить все документы: адресную справку, схему согласования границ земельного участка, кадастровый паспорт, а она это сделала ко второму заявлению. Представитель истца ссылается на ст. 31 ЗК РФ, однако, данная статья не применима в данном случае. Заявитель должна была сделать акт выбора земельного участка, который необходимо подписать в различных инстанциях. Когда истец подала заявление, было дано объявление в газету, но в процессе обработки второго заявления выяснилось, что истцом было подано первоначальное заявление на <адрес> и оно осталось неотработанным. Таким образом, второе заявление Казаковой подано незаконно. Межевание должно было быть проведено по первому заявлению. Истцом не соблюдена процедура межевания земельного участка, так как первоначальное заявление истец подавала на земельный участок по <адрес>. В первоначальном заявлении Казакова указала, что просит предоставить земельный участок для строительства двухэтажного жилого, площадью <данные изъяты> кв.м., на земельном участке площадь двухэтажного жилого дома составит <данные изъяты> кв.м. По архитектурным нормам прилегающая к дому территория не должна быть менее 3 метров. На указанном земельном участке деревья растут плотно, и без вырубки леса строительство жилого дома невозможно. Признает, что отсутствуют доказательства, подтверждающие нахождение на спорном земельном участке лесных насаждений и невозможность строительства жилого дома без вырубки данных насаждений. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

 Представитель третьего лица – администрации <данные изъяты> сельского поселения – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

 Суд, заслушав представителей истца и ответчиков, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

 В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1), и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).

 Согласно п.п. 2, 11 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 Пунктом 4 статьи 27 ЗК РФ установлен перечень земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности объектами, изъятых из оборота.

 В пункте 5 статьи 27 ЗК РФ к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда.

 В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

 В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

 Статьей 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

 В случаях, когда земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для жилищного строительства, положения статьи 30 ЗК РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 30.1 ЗК РФ.

 Согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не производится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.

 Пунктом 1 статьи 30.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

 Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ).

 В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

 В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом государственной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

 В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

 В соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

 - проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

 - определение разрешенного использования земельного участка;

 - принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

 - публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

 - проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

 - подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

 Системный анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что при поступлении заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, администрация вправе принять одно из двух решений: о предоставлении данного земельного участка на торгах (аукционе) либо о публикации сообщения в средствах массовой информации о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. При этом, приняв решение о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка, администрация вправе принять решение о предоставлении такого земельного участка на торгах только при наличии других заявлений граждан о предоставлении того же земельного участка.

 В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Казакова М.В. обратилась в администрацию Прокопьевского муниципального района с заявлением о выделении ей земельного участка, площадью <данные изъяты> га, для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек в <адрес> (л.д. №).

 ДД.ММ.ГГГГ председателем КУМС Прокопьевского муниципального района дан ответ Казаковой М.В. за №, в соответствии с которым истцу указано на необходимость в соответствии с Земельным кодексом и Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» провести межевые работы в отношении выделенного земельного участка и поставить его на государственный кадастровый учет, после чего представить вышеуказанные документы в КУМС Прокопьевского муниципального района (л.д. №).

 На основании сообщения председателя КУМС Прокопьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за № истец Казакова М.В. обратилась к кадастровому инженеру для проведения межевых работ в отношении выделяемого земельного участка.

 Схема границ выделяемого истцом земельного участка согласована ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации <данные изъяты> сельского поселения, председателем КУМС Прокопьевского муниципального района и Главным архитектором Прокопьевского муниципального района (л.д. №).

 ДД.ММ.ГГГГ администрацией <данные изъяты> сельского поселения дана справка о том, что выделенному Казаковой М.В. земельному участку присвоен адрес: <адрес> (л.д. №).

 ДД.ММ.ГГГГ выделенный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, выделенному земельному участку присвоен кадастровый номер №, площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, местоположение: <данные изъяты> (л.д. №).

 ДД.ММ.ГГГГ Казакова М.В. обратилась в администрацию Прокопьевского муниципального района с заявлением о заключении с ней договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. №).

 ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района в Прокопьевской районной газете «Сельская Новь» (номер № 54 (8266)) было опубликовано уведомление о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков, в том числе земельного участка, площадью <данные изъяты> га, с кадастровым номером №, для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес> (л.д. №).

 ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца Казаковой М.В. направлено сообщение, подписанное председателем КУМС Прокопьевского муниципального района, о невозможности предоставления ей в аренду испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку из представленного кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок расположен в лесном массиве <адрес>, в ходе осмотра специалистом КУМС Прокопьевского муниципального района испрашиваемого земельного участка установлено, что на данном участке расположены густые насаждения деревьев и строительство дома без вырубки леса невозможно, в соответствии с ч. 3 ст. 105 Лесного кодекса РФ в лесопарковых зонах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений (л.д. №).

 ДД.ММ.ГГГГ истец Казакова М.В. обратилась к Главе администрации Прокопьевского муниципального района с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. №).

 ДД.ММ.ГГГГ и.о.председателя КУМС Прокопьевского муниципального района дан ответ Казаковой М.В., в котором истцу указано, что категория земель (земли населенных пунктов), указанная в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером № не соответствует действительности, так как находится за чертой населенного пункта, в соответствии со ст. 83 ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства предназначены только земли населенных пунктов (л.д. №).

 ДД.ММ.ГГГГ представитель КУМС Прокопьевского муниципального района обратился в орган кадастрового учета с заявлением № о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, приложив распоряжение администрации Прокопьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии земельного участка с кадастрового учета». Решением органа кадастрового учета № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о земельном участке с кадастровым номером № были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (л.д. №).

 Решением Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 04.12.2013 года распоряжение администрации Прокопьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии земельного участка с кадастрового учета» признано незаконным, на Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области возложена обязанность восстановить в государственном кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером № (л.д. №). Решение Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 04.12.2013 года вступило в законную силу 09.01.2014 года. В связи с чем, в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные решением Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 04.12.2013 года, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного дела. В настоящее время сведения о земельном участке восстановлены в государственном кадастре недвижимости, что подтверждается представленным кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Суд находит неубедительными доводы представителей ответчиков – администрации Прокопьевского муниципального района и КУМС Прокопьевского муниципального района о том, что истцом нарушен порядок согласования местоположения испрашиваемого земельного участка, так как первоначально подано заявление на предоставление земельного участка по <адрес>, однако, межевые работы проведены в отношении земельного участка по <адрес>.

 Как следует из требований п. 11 ст. 30, п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Таким образом, одна из особенностей предоставления земельных участков для жилищного строительства заключается в том, что при предоставлении земельных участков не только в собственность, но и в аренду в целях такого строительства не требуется применение процедуры предварительного согласования мест размещения объектов. Процедура предоставления участков для жилищного строительства осуществляется в соответствии с требованиями п. 4 ст. 30, ст. 30.1 ЗК РФ без предварительного согласования местоположения земельного участка.

 Судом установлено, что первоначальное заявление истца Казаковой М.В. от ДД.ММ.ГГГГ не было исполнено по существу, истцу было указано на необходимость провести межевые работы в отношении выделенного земельного участка и поставить его на государственный кадастровый учет. Необходимость проведения межевых работ в отношении испрашиваемого земельного участка предусмотрена п. 4 ст. 30 ЗК РФ. После проведения межевых работ и присвоения земельному участку адреса, истец Казакова М.В. обратилась с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка по адресу: <адрес>. До проведения межевых работ земельный участок не имел адреса, что не оспаривается представителями ответчиков в судебном заседании. На момент подачи заявления о предоставлении в аренду земельного участка по <адрес>, в отношении данного земельного участка были выполнены межевые работы, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с установлением границ земельного участка и его местоположения.

 Также, неубедительны доводы представителя ответчика – КУМС Прокопьевского муниципального района о том, что земельный участок был согласован по <адрес>, а истец самовольно при постановке на кадастровый учет указала иной адрес. Так, в материалах дела имеется схема границ земельного участка, из которой видно, что ДД.ММ.ГГГГ были согласованы границы земельного участка именно по адресу: <адрес>, площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (л.д. №). При этом, границы земельного участка и его месторасположение согласованы Главой администрации <данные изъяты> сельского поселения, председателем КУМС Прокопьевского муниципального района и Главным архитектором Прокопьевского муниципального района. Таким образом, истцом представлены доказательства, подтверждающие согласование границ земельного участка именно по адресу: <адрес>.

 Кроме того, суд также находит неубедительными доводы ответчиков о том, что на выделенном истцом земельном участке находятся густые лесные насаждения, и строительство дома невозможно без вырубки данных насаждений, в соответствии нормами Лесного кодекса РФ, поскольку не представлено каких-либо доказательств в указанной части.

 Понятие лесного участка на законодательном уровне не определено.

 Согласно ст.ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ, с учетом ст. 11.1 ЗК РФ, лесной участок - это земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам (единицам проектирования лесных участков), их границам и площади.

 Статьей 67 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного Кодекса, в том числе и на землях населенных пунктов.

 Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 Согласно ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя:

 проектирование лесничеств и лесопарков;

 проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

 проектирование лесных участков;

 закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

 таксацию лесов.

 Согласно ст. 69 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.

 Вместе с тем, ответчиками не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие нахождение на испрашиваемом земельном участке лесного массива либо иных густых лесных насаждений, не позволяющих вести какое-либо капитальное строительство.

 Категория и разрешенное использование спорного земельного участка подтверждаются представленными истцом кадастровыми паспортами земельного участка, из которых видно, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Из публичной кадастровой карты данного кадастрового квартала, представленной представителем ответчика – администрации Прокопьевского муниципального района, следует, что земельный участок с кадастровым номером № не входит в земли лесного фонда, в непосредственной близости от данного земельного участка находятся земельные участки с кадастровыми номерами №, которые также являются землями населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. Спорный участок имеет общие границы с земельными участками с кадастровыми номерами №.

 В судебном заседании представители ответчиков подтвердили, что доказательств, подтверждающих наличие на спорном земельном участке густых лесных насаждений, представить не могут.

 Также ответчиками не подтверждены доводы о том, что земельный участок находится вне территории населенного пункта. Из представленных суду кадастровых документов следует, что земельный участок с кадастровым номером № расположен на территории населенного пункта – <адрес>. Администрацией <данные изъяты> сельского поселения местоположение спорного земельного участка также определено на территории <адрес>. При согласовании границ земельного участка установлено его местонахождение: <адрес>. При этом, согласование проведено с участием как главы сельской территории, так и с участием представителей ответчика – администрации Прокопьевского муниципального района. В ходе согласования также утверждены границы земельного участка, выделяемого истцом, расположение его в кадастровом квартале, площадь, категория и разрешенное использование (л.д. №). Также, доводы истца об отнесении спорного земельного участка к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства подтверждаются представленным кадастровым планом территории от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым земельные участки с кадастровыми номерами: № (<адрес>), № (<адрес>),№ (<адрес>), расположенные рядом с земельным участком, выделенным истцом, являются землями населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства (л.д. №).

 Кроме того, после подачи истцом в администрацию Прокопьевского муниципального района заявления о предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым номером №, в отношении которого были проведены межевые работы, ответчиком – КУМС Прокопьевского муниципального района – было опубликовано уведомление о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка, при этом были указаны кадастровый номер земельного участка - №, площадь, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, местоположение земельного участка: <адрес> (л.д. №). То есть, на момент подачи уведомления о наличии земельного участка, передаваемого в аренду, отсутствовали доказательства, свидетельствующие о невозможности передачи данного земельного участка в аренду. Указанные доказательства не представлены ответчиками и при рассмотрении дела.

 Таким образом, судом установлено, что Казакова М.В. обратилась с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, в отношении которого ею были проведены межевые работы, земельный участок был поставлен на кадастровый учет. После подачи Казаковой М.В. данного заявления, КУМС Прокопьевского муниципального района в районной газете было опубликовано уведомление о приеме заявлений о предоставлении указанного участка в аренду. При этом, суду не представлено каких-либо сведений о том, что иные лица обратились с заявлениями о предоставлении в аренду данного земельного участка. В связи с чем, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих невозможность передачи данного земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, земельный участок с кадастровым номером № должен был быть передан истцу в аренду в соответствии со ст. 30, 30.1 ЗК РФ. Однако, до настоящего времени земельный участок не передан истцу, договор аренды земельного участка с Казаковой М.В. не заключен.

 В силу п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

 Таким образом, исковые требования Казаковой М.В. об обязании КУМС Прокопьевского муниципального района заключить с ней договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, обоснованны и подлежат удовлетворению.

 Вместе с тем, требования Казаковой М.В. о заключении договора аренды на определенный срок – 10 лет суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению, в указанной части истцом не представлено подтверждающих доказательств, срок аренды не мотивирован.

 В силу п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

 В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

 Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

 В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

 Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества (п.п. 1, 3 ст. 610 ГК РФ).

 Согласно абз. 1 п. 1 ст. 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.

 Таким образом, учитывая, что действующим законодательством не предусмотрен конкретный срок, на который должен быть заключен договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или собственность на который не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, в силу п.п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон. Пункты 1, 4 ст. 421 ГК РФ, устанавливающие свободу сторон в определении условий договора, направлены на обеспечение свободы договора и баланса интересов его сторон. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание отсутствие обоснований истца на необходимость заключения договора аренды на срок 10 лет, суд не находит оснований для обязания ответчика заключить договор аренды земельного участка на определенный срок.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Казаковой М.В. удовлетворить частично.

 Обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района заключить с Казаковой М.В. договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> га, кадастровый номер №, для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>.

 В остальной части исковых требований отказать за необоснованностью.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд Кемеровской области в течение месяца.

 Председательствующий: Т.А. Герасимчук    (На момент опубликования решение в законную силу не вступило.)