Дело № 2-19/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2017 года г. Горняк
Локтевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Девятко Н.В.,
при секретаре Назаровой А.Ю.,
с участием помощника прокурора Абращенко М.Е.,
представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Локтевского района в интересах ФИО2 к Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району об обязании произвести перерасчет субсидии,
УСТАНОВИЛ:
В Локтевский районный суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району об обязании произвести перерасчет субсидии обратился прокурор Локтевского района в интересах ФИО2.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Локтевского района по обращению ФИО2 проведена проверка исполнения сотрудниками УСЗН по Локтевскому району законодательства в рамках осуществления полномочий по предоставлению государственной услуги «Назначение и выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Проверочными мероприятиями выявлен факт ненадлежащего оказания государственной услуги, повлекший за собой назначение заявителю субсидии в сумме 0, 00 рублей.
В соответствии с ч.1, 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.3 Постановления Правительства РФ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Постановление) право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Согласно п.8 Постановления, для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов: копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства; документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектом Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственныу услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу требований ст.12 данного ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Статьей 6 Закона закреплена обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, предоставлять их в соответствии с административными регламентами.
Приказом Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Назначение и выплати субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
В силу п.2.7.1 Регламента, для принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) субсидии необходимы следующие документы: копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителя жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства; копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи; копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству РФ; документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в УСЗН с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив пакет документов.
Однако Управлением ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления принято решение о назначении ФИО2 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 0,00 рублей на период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку максимальная доля собственных расходов в совокупном доходе семьи превышает установленный стандарт стоимости ЖКУ, при этом при расчете применен стандарт для одиноко проживающего гражданина в индивидуальном жилом доме.
Вместе с тем, несмотря на тот факт, что ФИО2 предоставила весь необходимый пакет документов, в том числе у нее имеется кадастровый паспорт помещения, в котором указано, что жилое помещение по адресу: <адрес>1, <адрес> является квартирой в многоквартирном доме, Управлением при расчете субсидии применен стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для семьи, состоящей из четырех человек, проживающих в индивидуальном жилом доме, что повлекло за собой назначение ФИО2 субсидии в размере 0,00 рублей.
Управлением при расчете применен стандарт стоимости ЖКУ в размере 2336,52 рубля, тогда как в соответствии с Приложением №1 к Решению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26.12.2014 №676 «Об установлении размеров краевых стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на территории Алтайского края на 2015 год» стандарт стоимости ЖКУ для одиноко проживающего гражданина в многоквартирном доме в г. Горняке Локтевского района должен быть применен в 3239,76 рублей, в связи с чем, нарушение прав заявителя на получение субсидии очевидно.
Пунктом 2.7.2 Регламента предусмотрено, что если указанные и в подпункте 2.7.1 настоящего Административного регламента документы не представлены заявителем по собственной инициативе, содержащиеся в указанных документах сведения запрашиваются управлением в том числе с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия, в государственных органах, органах местного самоуправления, в распоряжении которых соответствующие сведения находятся. Непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Однако в нарушение вышеназванных норм закона, Управлением не был самостоятельно запрошен документ (кадастровый паспорт на жилой дом), в котором указывалось бы о том, что видом жилого помещений является квартира в многоквартирном доме, а вместо этого, в основу принятия решения при назначении субсидии была положена не основанная на законе информация администрации района о том, что жилое помещение по адресу: <адрес>1 <адрес> относится и индивидуальному жилищному фонду.
В соответствии с ч.1 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Ссылаясь на положения ст 45 ГПК РФ прокурор, полагая, что установлены нарушения прав заявителя на социальное обеспечение, гарантированное государством, инициировал направление настоящего искового заявления.
Прокурор просил суд признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Локтевскому району по назначению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО2 по размеру стандарта стоимости ЖКУ для одиноко проживающего гражданина в индивидуальном жилом доме в размере 2336,52 рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Управление социальной защиты населения по <адрес> произвести ФИО2 перерасчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по размеру стандарта стоимости ЖКУ для одиноко проживающего гражданина в многоквартирном жилом доме в размере 3239,76 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурор Абращенко М.Е. поддержала доводы поданного заявления по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании не признала заявленных требований, пояснила, что порядок и условия предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определены статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и
Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 (далее - Правила). Субсидия предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Для получения субсидии граждане предоставляют пакет документов, предусмотренный п.8 Правил. Среди таких документов кадастровый паспорт не предусмотрен. Сам по себе кадастровый паспорт является свидетельством того, что данное имущество существует, является индивидуально-определенной вещью.
Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) согласно пункту 20 Правил.
Размеры стандартов стоимости ЖКУ в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 09.07.2014 № 318 «О порядке установления краевых стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг» утверждаются управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов на основании сведений органов местного самоуправления. Стандарты стоимости ЖКУ определяются отдельно для многоквартирных и индивидуальных жилых домов. Согласно пункту 76 Методических рекомендаций в целях установления стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг при определении жилого дома или многоквартирного дома, который соответствует средним условиям в муниципальном образовании, учитывается:
а)уровень благоустройства дома - наличие инженерных систем предоставления коммунальных услуг: холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе газобаллонных установок), отопления (теплоснабжения), в том числе печного отопления; оборудование лифтом и мусоропроводом, а также степень благоустройства придомовой территории;
б)конструктивные и технические параметры дома - степень износа, этажность, материал стен и кровли.
Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги.
Управление не обладает самостоятельными полномочиями по определению типа домостроения, поэтому управлением был направлен запрос в Администрацию Локтевского района о предоставлении реестра многоквартирных и индивидуально-определенных домов, так как управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов утверждает размеры стандартов на основании сведений органов местного самоуправления.
По разъяснению администрации Локтевского района жилой дом истицы относится к дому блокированной застройки, в котором отсутствует общее имущество, тогда как для определения стандартов стоимости ЖКУ для многоквартирных домов типичным многоквартирным домом, соответствующим среднему уровню благоустройства в <адрес>, является многоквартирный дом с наличием общего имущества. Поэтому в предоставленном администрацией района списке многоквартирных домов <адрес> данный дом отсутствует.
21.10.2015 ФИО2 обратилась в Управление с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив пакет документов. В заявлении ФИО2 указала, что ее жилое помещение относится к индивидуальному дому с центральным топлением.
Совокупный доход семьи для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления. По представленным документам совокупный доход семьи составил 13070,46 рублей, а максимальная доля собственных расходов в совокупном доходе составляет 2352,68 рублей (13070,46рублейх0,18).
Согласно решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размеров краевых стандартов стоимости ЖКУ на территории Алтайского края на 2015 год» стандарт стоимости ЖКУ для одиноко проживающего гражданина в индивидуальном жилом доме в <данные изъяты>, оплачивающих услуги по отоплению в течение календарного года применяется в размере 2336,52 рублей. Размер субсидии определяется по формуле стандартс стоимости ЖКУ минус максимальная доля собственных расходов в совокупном доходе семьи (2336,52 рубля - 2352,68 = 16,16 рублей)
Размер субсидии с ДД.ММ.ГГГГ составил ноль, поскольку максимальная доля собственных расходов в совокупном доходе семьи превышает установленный стандарт ЖКУ.
В размер стандарта в сумме 3239,76 рублей, на который ссылается прокурор, включены дополнительные расходы платы за содержание жилого помещения, которые ФИО2 не оплачивает, учтены нормативы потребления за коммунальные услуги, применяемые поставщиком для начисления услуги за воду по указанному адресу.
Начисление коммунальной услуги «холодное водоснабжение» производится исходя из норматива потребления жилого дома с центральной системой холодного водоснабжения, без центральной системы водоотведения 2,22 куб.м.на 1 человека согласно Решению №118 от 19.11.2014 Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Представитель третьего лица – Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явился, был надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Согласно представленному письменному отзыву третье лицо считает исковые требовании необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии).
Согласно части 7 указанной выше статьи Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного требования Правительством Российской Федерации принято постановление от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Для получения данной субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, обязаны обратиться в уполномоченный орган по месту постоянного жительства с заявлением о предоставлении субсидии, а также представить документы, указанные в пункте 8 Правил.
Согласно пунктам 20, 21 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для определения в Алтайском крае размера субсидии решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26.12.2014 № 676 установлены размеры краевых стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на территории Алтайского края на 2015 год (далее - Стандарт).
Данный Стандарт позволяет рассчитать размер субсидии для граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах индивидуального жилищного фонда.
Порядок назначения и выплаты субсидии определяется Административным регламентом предоставления государственной услуги «Назначение и выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденным приказом Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите от 24.07.2015 № 248 (далее - Административный регламент).
Согласно подпункту 2.7.1 Административного регламента для принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) субсидии необходимы следующие документы:
копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителя жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также собственником жилого помещения;
копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 подпункта 2.6.1 Административного регламента;
копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации;
документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.
В соответствии с подпунктом 2.7.2 Административного регламента, если указанные в подпункте 2.7.1 Административного регламента документы не представлены заявителем либо его уполномоченным представителем по собственной инициативе, содержащиеся в указанных документах сведения запрашиваются управлением либо МФЦ, в том числе с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия, в государственных органах, органах местного самоуправления, в распоряжении которых соответствующие сведения находятся.
Вместе с тем, кадастровый паспорт на жилой дом, в соответствии с подпунктом 2.7.1 Административного регламента, не является необходимым документом для принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) субсидии. В связи с этим управление при принятии решения о предоставлении субсидии руководствовалось предоставленными установленными Административным регламентом документами и не нарушало положения Административного регламента, как на то указывает процессуальный истец.
Одним из документов, представленных истицей для получения субсидии, является свидетельство о государственной регистрации права от 24.08.2010.
Согласно данному свидетельству жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, является квартирой.
По мнению процессуального истца, поскольку жилое помещение ФИО2 является квартирой, то при расчете размера субсидии необходимо применять Приложение № 1 Стандарта (определяющего размер доли платы за твердое топливо в стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг для проживания в многоквартирном доме), а не Приложение № 2 (определяющего размер доли платы за твердое топливо в стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг для проживающих в жилом доме индивидуального жилищного фонда), которое было применено управлением при расчете субсидии.
Управление правомерно определило размер субсидии для ФИО3, применив Приложение № 2 Стандарта, поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, относится к индивидуальному жилищному фонду.
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ часть жилого дома относится к одному из видов жилого помещения.
Понятие части жилого дома в Жилищном кодексе РФ не дается. Однако из системного толкования статей 15, 16, 18 Жилищного кодекса РФ, статей 131, 252, 558 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.1980 № 4 «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом» следует, _что часть жилого дома может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений при условии, что эта часть является изолированной и может эксплуатироваться отдельно от других частей жилого дома.
В данном случае, как следует из искового заявления и приложенных к нему документов, спорный объект представляет собой квартиру, расположенную в двухквартирном доме, где имеется отдельный вход для каждого жилого помещения с прилегающим к нему земельным участком, то есть, фактически составляет часть жилого дома, которая эксплуатируется отдельно от других частей дома.
Также согласно письму администрации Локтевского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № № жилое помещение ФИО2 не относится к многоквартирному фонду (копия прилагается).
Кроме того, в соответствии с пунктом 22 Правил региональные стандарты для собственников жилых помещений дифференцируются на два вида: для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ обязаны вносить взносы на капитальный ремонт (подпункт «б»); для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями части 2 статьи 169 Жилищного кодекса РФ не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт, и собственников жилых домов (подпункт «в»).
Таким образом, для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт, и собственников жилых домов устанавливается единый региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Согласно части 2 статьи 169 Жилищного кодекса РФ взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным или подлежащем сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 7 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» следует, что собственники многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащем сносу, а также домов, в которых имеется менее чем три квартиры, взносы на капитальный ремонт не уплачиваются.
В представленных истицей документов о начисленных платежах за жилое помещение и коммунальные услуги взносы на капитальный ремонт отсутствуют, более того указано, что группа получателей субсидий, к которой относится истица: собственник без капитального ремонта.
Кроме того, в Алтайском крае сложилась судебная практика, согласно которой жилые помещения, являющиеся частью жилого дома, относятся к индивидуальному жилищному фонду.
Таким образом, расчет субсидии ФИО2 на оплату ЖКУ должен осуществляться с применением стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и размера доли платы за твердое топливо в стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг для проживающих в жилом доме индивидуального жилищного фонда (расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в течение календарного года).
Суд, выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, как каждое в отдельности, так и в их совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Согласно части 6 этой же нормы размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с данным Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761 (в редакции Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 734) утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила предоставления субсидий).
Согласно пункту 7 Правил, решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.
В соответствии с пунктом 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).
Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 21 Правил).
Субсидия рассчитывается на 6 календарных месяцев (пункт 41 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 734 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» пункт 22 изложен в новой редакции, согласно которой региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются для следующих групп получателей субсидий:
а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде и члены жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, которым жилое помещение предоставлено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до приобретения ими права собственности на такое жилое помещение;
б) собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны вносить взносы на капитальный ремонт;
в) собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт, и собственники жилых домов".
Кроме того, пункт 22 дополнен пунктом 22(1), согласно пункту «в» которого региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаются в зависимости от минимальных размеров взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, установленных для муниципального образования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг по Алтайскому краю на 2015 год утверждены решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26.12.2014 №676. В указанном Стандарте определены региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемые при определении прав граждан на субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 2015 год в муниципальных образованиях, которые дифференцируются по двум типам благоустройства: многоквартирные дома и жилые дома индивидуального жилищного фонда.
Согласно письму администрации Локтевского района в соответствии с Положением о порядке установления краевых стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 09.07.2014 №318 «О порядке установления краевых стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг», Администрация Локтевского района представляет в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов следующую информацию: о тарифах на коммунальные услуги, нормативах потребления коммунальных услуг, минимального размера взноса за капитальный ремонт, платы за пользование жилым помещением и платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, жилых домах индивидуального жилищного фонда, уровень благоустройства которых соответствует средним условиям в муниципальном образовании.
При расчете краевых стандартов такие многоквартирные дома, как 2-х, 4-х и более квартирные дома, имеющие самостоятельный выход на земельный участок, а не в места общего пользования, рассматриваются не как архитектурное строение (многоквартирный дом), а как получатель «набора» коммунальных услуг.
Учитывается следующее:
подобные многоквартирные дома не участвуют в программе капитального ремонта многоквартирного дома (собственники не платят обязательные взносы на капительный ремонт);
согласно жилищному законодательству не выбран один из трех обязательных способов управления МКД (собственники не платят за текущий ремонт и содержание многоквартирного дома в управляющую организацию, ТСЖ и прочее);
- собственники не платят за коммунальные услуги на общедомовые нужды МКД ввиду отсутствия общих тамбуров, подъездов, лестничных пролетов и т.д.;
- норматив на холодное водоснабжение для подобных домов применяется как для индивидуальных домов, так как в подобных домах отсутствуют общедомовые системы водоснабжения.
В связи с выше перечисленным, платежи за ЖКХ многоквартирных домов, имеющих самостоятельный выход на земельный участок, а не в места общего пользования, при расчете краевых стандартов учтены в категории индивидуальных домовладений. К многоквартирным домам в расчете краевых стандартов относятся все многоквартирные дома, квартиры которых имеют выход в места общего пользования.
Соответственно при расчете размера субсидии подобным многоквартирным домам, как <адрес>, применяется стандарт как для индивидуального жилого дома.
При этом администрацией Локтевского района приложено письмо, адресованное начальнику Управления социальной защиты населения по Локтевскому району, из которого следует, что в связи с вступлением в силу решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ № норматив потребления по холодному водоснабжению в многоквартирных домах блокированной застройки будет применяться как для жилого дома индивидуального жилого фонда, так как квартиры в домах данного типа имеют индивидуальные водопроводы. Для расчета размера краевых стандартов стоимости ЖКУ многоквартирных домов блокированной застройки будут учитываться в жилых домах индивидуального жилого фонда. В этом письме приведен перечень домов, которые относятся к многоквартирному жилому фонду.
Дома, расположенного по адресу: <адрес>1 в данном перечне нет.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась с соответствующим заявлением в Управление социальной защиты населения по Локтевскому району о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Тип домостроения указан заявителем как индивидуальный дом с центральным отоплением.
На основании заявления ФИО2 о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также предоставленных документов о доходах и начисленных платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, Управление социальной защиты населения предоставило ФИО2 субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,00 рублей.
При расчете ФИО2 субсидии ответчик применил региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленные Решением <адрес> по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ № для собственников жилых помещений жилых домов индивидуального жилищного фонда.
Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены в ст. 16 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
При этом прокурором не представлено суду доказательств, что квартира истицы имеет признаки многоквартирного дома, содержащего элементы общего имущества собственников помещений в силу приведенных выше норм законодательства.
В соответствии с пунктом 22 Правил предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N761 (в редакции Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 734) региональные стандарты для собственников жилых помещений дифференцируются на два вида: для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны вносить взносы на капитальный ремонт (подпункт «б»); для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт, и собственников жилых домов (подпункт «в»).
Таким образом, для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт, и собственников жилых домов устанавливается единый региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Согласно части 2 статьи 169 Жилищного кодекса РФ взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Из положений подпункта 1 пункта 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» следует, что собственники многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, а также домов, в которых имеется менее чем три квартиры, взносы на капитальный ремонт не уплачивают.
Судом установлено, что истица ФИО2 проживает в многоквартирном жилом доме, который имеет две квартиры, взносы на капитальный ремонт не уплачивает, что не оспаривалось, подтверждается представленными истицей в Управление социальной защиты населения по <адрес> документами о начисленных платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, в которых взносы на капитальный ремонт отсутствуют.
При таких обстоятельствах применение ответчиком при расчете ФИО2 субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг с применением регионального стандарта, установленного для собственников индивидуального жилищного фонда, является правильным.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Локтевского района в интересах ФИО2 к Управлению социальной защиты населения по Локтевскому району об обязании произвести перерасчет субсидии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.01.2017.
Судья Н.В. Девятко
Разрешаю публикацию на интернет – сайте суда.
И.о. председателя суда Н.В.Девятко