ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-19/2018 от 12.02.2018 Олонецкого районного суда (Республика Карелия)

Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 февраля 2018 года город Олонец

Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи А.Н. Хольшева,

при секретаре О.В. Загитовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой В.Л. к администрации Олонецкого городского поселения, администрации Олонецкого национального муниципального района о признании незаконным распоряжения о снятии с учета и восстановлении в очереди граждан нуждающихся в жилых помещениях,

у с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд к администрации Олонецкого городского поселения с требованием признать распоряжение главы Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. по исключению ее и членов ее семьи из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным и восстановить Семенову В.Л. вместе с членами семьи в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, обосновав свои требования тем, что она состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с хх.хх.хх г.. хх.хх.хх г. ей было вручено распоряжение Главы Олонецкого городского поселения о том, что ее снимают с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа осуществляющего принятие на учет.

С названным решением истец не согласна, считает его незаконным, необоснованным, нарушающим ее права. Истец на протяжении почти 40 лет дожидалась содействия в улучшении жилищных условий. В доме по адресу .... котором она проживает общая площадь составляет .... кв.м., в том числе жилая .... кв.м. По состоянию на хх.хх.хх г. проживает шесть человек, при этом решением Совета от хх.хх.хх г. для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий учетная норма жилья на человека составляет от 11 кв.м. и менее, от жилой площади.

Поскольку с учетом членов семьи до хх.хх.хх г. истец состояла в очереди на улучшение жилищных условий, с введением в действие Жилищного кодекса РФ за ней сохранилось право состоять в очереди на улучшение жилищных условий.

Определением Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Семенова Л.В., Гаврилова Е.В., Гаврилов П.В., Семенова П.В., Гаврилова М.П. В качестве государственного органа компетентного давать заключения в порядке ст. 47 ГПК РФ привлечен орган опеки и попечительства администрации Олонецкого национального муниципального района.

Определением Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Семенов В.Я.

Определением Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. в качестве соответчика привлечена администрация Олонецкого национального муниципального района.

В судебном заседании истец Семенова В.Л. настаивала на удовлетворении иска, пояснила, что после заключения брака с Семеновым В.Я. у них с супругом не было своего жилья и они жили у родителей супруга по адресу .....(прежнее наименование ....). В .... году решением исполкома Олонецкого городского Совета истец была поставлена на учет для получения жилой площади на 2 человек по общему списку. На момент принятия указанного решения по адресу ....(.... проживали 4 человека, а именно родители мужа и она с мужем. Брак с Семеновым В.Я. был расторгнут в .... году. В .... году супруг по договору дарения передал .... в ...., ранее подаренный ему родителями, дочерям Семеновой Е.В. и Семеновой Л.В. В настоящее время истец проживает по указанному адресу.

Третьи лица Семенова Л.В., Гаврилова Е.В., Гаврилов П.В., Семенова П.В., Гаврилова М.П.в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Орган опеки и попечительства в суд своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель администрации Олонецкого городского поселения в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель администрации Фомина А.А., действующая на основании доверенности не соглашаясь с иском указала, что необходимость вынесения оспариваемого распоряжения возникла ввиду неправомерной выдачи решения исполкома Олонецкого городского Совета хх.хх.хх г. о постановке на учет для получения жилой площади. Данное решение не соответствует действующему законодательству, необходимые основания для постановки на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отсутствуют.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2003 № 132-П «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений по договору найма в Республике Карелия» нуждающимися в улучшении жилищных условий для получения жилых помещений признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 6 кв.м. и менее.

На момент постановки на учет Семеновой В.Л. ее семья проживала по тому же адресу, что и сейчас. Жилая площадь дома оставляла .... кв.м. на 2 членов семьи, что больше учетной нормы (6 кв.м.)

На сегодняшний день семья Семеновой В.Л. так же не может быть признана нуждающейся, в связи с тем, что суммированная обеспеченность общей площади семьи более учетной нормы, установленной решением Совета Олонецкого городского поселения № 2 от 05.02.2008 года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения» установлена в размере 11 кв.м. и менее.

Кроме этого представитель ответчика указала, что администрация Олонецкого городского поселения является ненадлежащим ответчиком ввиду того, что в соответствии с Уставом муниципального образования «Олонецкое городское поселение» Советом Олонецкого городского поселения принято Решение № 25 от 26.12.2017 «О ликвидации администрации Олонецкого городского поселения». В связи с этим 01.01.2018 исполнение и обеспечение полномочий органов местного самоуправления поселения по решению вопросов местного значения, в том числе и по признанию нуждающихся в улучшении жилищных условий возложено на администрацию Олонецкого национального муниципального района.

Представитель администрации Олонецкого национального муниципального района в суд не явился, представил отзыв, в котором в удовлетворении иска просил отказать.

Принимая во внимание отсутствие ответчиков при рассмотрении дела, суд приходит к выводу о рассмотрении дела заочно, по имеющимся доказательствам с тем, чтобы отсутствующая сторона при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства, их подтверждающие. Истец не возражал против вынесения заочного решения. При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть данное дело в порядке заочного производства.

Заслушав истца, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу:

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, понятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п.1,3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Из приведенных норм ч. 2 ст. 6 Вводного закона следует, что названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть после 1 марта 2005 года, в соответствии с ч. 2 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В судебном заседании установлено, что решением исполкома Олонецкого городского Совета № 17 от 10.02.1977 «О рассмотрение заявлений граждан о постановке на учет для получения жилой площади» Семенова В.Л. принята на учет для получения жилой площади на состав из двух человек.

Распоряжением главы Олонецкого городского поселения № 279-р от 30.11.2016 «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ и ст.9 ст.39 Устава Олонецкого городского поселения Семенова В.Л. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Из пояснений администрации Олонецкого городского поселения на обращение Семеновой В.Л. относительно перерегистрации ее как нуждающейся в предоставлении жилого помещения, следует, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2003 № 132-П «О утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений по договору найма в Республике Карелия» нуждающимися в улучшении жилищных условий для получения жилых помещений признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 6 кв.метров и менее.

Жилая площадь дома .... составляет .... кв.м., общая площадь составляет .... кв.м. На момент вынесения решения в доме было зарегистрировано 2 человека, соответственно обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи была более установленной учетной нормы.

Согласно выписки из домовой (поквартирной) книги Семенова В.Л. по адресу .... была зарегистрирована хх.хх.хх г.., это же обстоятельство подтверждается копией паспорта истца с отметкой паспортно-визовой службы. Из пояснений истца следует, что на момент вынесения решения о постановки ее на учет, она проживала с родителями супруга по адресу .....

Таким образом, на момент вынесения исполкомом Олонецкого городского Совета решения о постановке Семеновой В.Л. на учет она не была зарегистрирована по адресу: ...., сведений о наличии иного жилья у Семеновой В.Л. на момент вынесения решения ответчики не предоставили. Так же, из имеющихся у суда документов следует, что бывший супруг Семеновой В.Л. так же не был зарегистрирован по указанному выше адресу, что свидетельствует о том, что супруги Семеновы не имели жилья, ввиду чего в отношении них было вынесено решение о постановке на учет как нуждающихся в жилом помещении. Иных сведений об обеспеченности Семеновых жильем на момент принятия решения ответчик не представил.

Исходя из изложенного, следует, что ответчиком при вынесении решения о снятии Семеновой В.Л. с учета не установлено неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, ввиду чего снятие Семеновой В.Л. с учета по названным основаниям является незаконным.

Поскольку Семенова В.Л. была поставлена на учет нуждающихся в составе семьи из 2 человек, то восстановление ее в очереди не может повлечь принятие на учет иных членов ее семьи. В связи с этим в требовании о восстановлении ее в очереди вместе с членами семьи следует отказать.

Возражая относительно иска представитель администрации Олонецкого городского поселения сослался на то, что администрация не является надлежащим ответчиком ввиду принятия Советом Олонецкого городского поселения решения о ликвидации администрации Олонецкого городского поселения.

Вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены п. 6 ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с ч. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо- прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Как следует из решения Совета Олонецкого городского поселения № 25 от 26.12.2017 «О ликвидации администрации Олонецкого городского поселения» решено ликвидировать администрацию Олонецкого городского поселения.

Поскольку процедура ликвидации администрации Олонецкого городского поселения не завершена названное юридическое лицо считается действующим, ввиду чего рассматриваемые требования правомерно обращены к администрации городского поселения.

Довод представителя администрации городского поселения о том, что полномочия связанные с решением жилищных вопросов переданы администрации Олонецкого национального муниципального района с 01.01.2018 не подтверждены соответствующими доказательствами.

В соответствии с разъяснениями комитета Государственной Думы РФ о применении части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 24.12.2010 № 3.20-22/686, для согласования процедуры перехода к осуществлению полномочий администрации поселения администрацией муниципального района необходимо заключить соглашение между представительным органом поселения и представительным органом муниципального района, в котором определить порядок и сроки внедрения новой схемы осуществления полномочий администрации поселения.

Доказательств перехода полномочий от администрации городского поселения к администрации Олонецкого национального муниципального района суду не представлено.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина оплаченная им при подаче иска в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск удовлетворить частично.

Признать распоряжение Главы Олонецкого городского поселения от хх.хх.хх г. о снятии Семеновой В.Л. (состав семьи 2 человека) с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет- незаконным.

Восстановить Суменову В.Л. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи 2 человека.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

В удовлетворении иска к администрации Олонецкого национального муниципального района -отказать.

Взыскать с администрации Олонецкого городского поселения в пользу Семеновой В.Л. государственную пошлину в размере 300 рублей.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано в Олонецкий районный суд в течение 7 дней со дня получения копии решения. В заявлении об отмене заочного решения должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и указаны доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также в заявлении должны быть указаны обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы через Олонецкий районный суд Республики Карелия.

Судья Хольшев А.Н.