ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-19/2021 от 19.01.2021 Кировского районного суда (Ставропольский край)

Дело

(УИД 26RS0-65)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2021 года город Новопавловск

Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кулик П.П., при секретаре Царевой В.В., с участием помощника прокурора Кировского района Ставропольского края ФИО5, представителя ответчиков Министерства образования Ставропольского края и Правительства Ставропольского края ФИО6, действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда Ставропольского края гражданское дело по иску прокурора Кировского района Ставропольского края в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ <адрес>», МБОУ «Новопавловская СОШ », МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес>, Министерству образования Ставропольского края, Министерству финансов Ставропольского края, Правительству Ставропольского края об обязании предоставления субвенции бюджету Кировского городского округа Ставропольского края в целях приобретения оборудования для лингафонных кабинетов и оборудования лингафонных кабинетов,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в защиту интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ, с иском к МБОУ «СОШ <адрес>», МБОУ «Новопавловская СОШ », МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес>, Министерству образования <адрес> об обязании осуществления финансирования в целях приобретения оборудования для лингафонных кабинетов и оборудования лингафонных кабинетов.

В последующем определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство финансов Ставропольского края и Правительство Ставропольского края.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в деятельности общеобразовательных организаций, расположенных на территории Кировского городского округа.

В ходе проверки установлено, что в образовательных учреждениях МБОУ «СОШ <адрес>», МБОУ «Новопавловская СОШ », МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес> лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, отсутствуют.

Согласно информации образовательных учреждений, денежные средства для приобретения и оборудования лингафонных кабинетов, отсутствуют.

Полномочия по финансовому обеспечению приобретения лингафонных кабинетов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Согласно п. 1, подп. 4, 5 п. 9, Положения о министерстве образования Ставропольского края, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п (далее Положение), министерство образования Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции на территории Ставропольского края государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере образования, а также полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края.

Основными задачами министерства являются обеспечение государственных гарантий реализации права на образование, организация осуществления переданных полномочий Российской Федерации.

С учетом изложенного прокурор просил суд обязать Министерство образования Ставропольского края осуществить финансирование в целях приобретения оборудования для лингафонных кабинетов в срок до ДД.ММ.ГГГГ и обязать МБОУ «СОШ <адрес>», МБОУ «Новопавловская СОШ », МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес> оборудовать лингафонные кабинеты.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО5после изменения исковых требований,просила суд обязать <адрес>, Министерство образования <адрес> предоставить субвенцию бюджету Кировского городского округа <адрес> в целях приобретения оборудования для лингафонных кабинетов и обязать общеобразовательные учреждения оборудовать лингафонные кабинеты.

Представитель ответчиков МБОУ «СОШ <адрес>», МБОУ «Новопавловская СОШ », МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес>, в судебное заседание не явились, предоставив суду заявления о признании исковых требований и рассмотрении дела в их отсутствие.

Однако данные признания иска судом не принимаются, поскольку противоречат требованиям закона и нарушают права и законные интересы других лиц.

Представитель ответчиков Министерства образования Ставропольского края и Правительства Ставропольского края ФИО6 в судебном заседании исковые требования в части предъявленных к ним исковых требований не признала, пояснив суд, что отделу образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа СК ежегодно предоставляется субвенция включающая расходы на оплату труда руководящих работников и педагогических работников, приобретение учебников, средств обучения в соответствии с нормативными определяемыми органами государственной власти субъекта. По её мнению, выделяемые в рамках ежегодной субвенции средства отделом образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа СК расходуются нецелесообразно.

Представитель ответчика Министерства финансов Ставропольского края в судебное заседание не явился, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Допрошенная в качестве специалиста ФИО3 пояснила суду, чтоу них имеется соглашение. Сумма формируется из расчета норматива, который утверждается Правительством СК на одного ребенка. В зависимости от категорий детей, т.е. при сдаче комплектования на первое сентября сумма, которая выделена на начале года, уточняется. Эта сумма у них была 7 декабря, уведомление было 18 декабря, в том, что необходимо <данные изъяты> рублей резервного фонда. По расчету средней заработной платы, учебные расходы, установленные на одного ребенка составили <данные изъяты> рублей. Так же у них есть еще расходы на дистанционное обучение на одного ребенка - <данные изъяты> рублей в год. Затем у них норматив на одного руководителя категория работников управленческая - <данные изъяты> рублей, в расчете это тот норматив, который они не должны превышать. И остается сумма которая падает на их пед. работников, т.е. из остаточного фонда рассчитывается средняя зарплата. Педагогический фонд делится на численность работников на количество 12 месяцев и получается средняя зарплата, по соглашению - <данные изъяты> рублей. Меньше этой суммы они выплатить не могут. Есть еще соц. поддержка. Было выплачено больше, это меры соц. поддержки и они тоже входят в расчет средней заработной платы.

Специалист ФИО4 суду показала, что отправила в Министерство образования сведения о том, что средняя зарплата, с учетом классного руководства, <данные изъяты> рублей и те <данные изъяты> рублей, которые приходят им из Федерального бюджета дополнительно. Согласно таблицам, средняя зарплата по соглашению была <данные изъяты> рубля, без классного руководства. Они ее выполнили на 99 % и только классным руководством они ее довели до выполнения соглашения. В соглашении не написано, что не может превышать, а обязанность у них выполнить не менее чем на 100 %. Без классного руководства это субвенция исключительно Ставропольского края, а с классным - это деньги которые приходят из Федерального бюджета, но считают все вместе, включая премии. В расчете субвенции ее нет, это выделяется из Федерального бюджета.

Суд, ознакомившись с исковым заявлением, выслушав помощника прокурора Кировского района ФИО5, представителя ответчиков Министерства образования Ставропольского края и Правительства Ставропольского края ФИО6, свидетелей, изучив письменные заявления не явившихся ответчиков, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, считает, что данные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2, ч. 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с <данные изъяты> федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от <данные изъяты> утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Согласно положениям п. 24 Стандарта, организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.

Судом установлено, что прокуратурой Кировского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в деятельности общеобразовательных организациях, расположенных на территории Кировского городского округа.

В ходе указанной проведенной проверки было установлено, что в образовательных учреждениях МБОУ «СОШ № 13 г. Новопавловска», МБОУ «<данные изъяты>», МБОУ «<данные изъяты>» п. Комсомолец, МБОУ «<данные изъяты>» с. Горнозаводское, МБОУ «<данные изъяты>» с. Орловка отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.

Согласно информации отдела образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, в МБОУ «<данные изъяты>», МБОУ «<данные изъяты>», МБОУ «<данные изъяты> п. Комсомолец, МБОУ «<данные изъяты>» с. Горнозаводское, МБОУ «<данные изъяты>» с. Орловка отсутствуют лингафонные кабинеты. В рамках оснащения образовательных организаций к внедрению ФГОС в 2015-2016 годах получено учебно-лабораторное оборудование, необходимое для реализации ФГОС ООО, а именно оборудование для кабинетов биологии, географии, физики, химии, а также комплекты дидактических наглядных материалов.

С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. Таким образом, лингафонные кабинеты, согласно требованиям Федерального закона № 273-ФЗ, представляют собой средства обучения.

Статьей 99 Федерального закона № 273-ФЗ установлены особенности обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования.

Так, нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включаются в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Статьей 140 Бюджетного кодекса РФ установлено, что распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ между муниципальными образованиями утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию и в виду субвенций.

Исходя из вышеизложенного, нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также с учетом обеспечения средней заработной платы педагогических работников.

С целью реализации ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ, в Ставропольском крае приняты Закон Ставропольского края от 26.12.2013 года № 122-кз «Об утверждении методик распределения субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Ставропольского края из бюджета Ставропольского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях Ставропольского края, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях Ставропольского края, а также обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Ставропольского края» и Постановление Правительства СК от 25.12.2013 года № 507-п «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях Ставропольского края, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Ставропольского края».

На основании Закона Ставропольского края № 122-кз, постановления Правительства Ставропольского края № 507-п ежегодно осуществляется расчет субвенций, которые предоставляются муниципальным образованиям Ставропольского края, в том числе и Кировскому городскому округу СК.

Субвенция включает в себя такие направления расходов, как: расходы на оплату труда руководящих работников, расходы на оплату труда педагогических работников, расходы на приобретение учебников и средств обучения, расходы на организацию дистанционного обучения детей-инвалидов. Таким образом, размер субвенции определяется на текущий финансовый год исходя из норматива на одного обучающегося и количества обучающихся всего в отдельном муниципальном образовании СК.

При распределении средств субвенции по направлениям расходов орган местного самоуправления должен учесть потребность муниципальных общеобразовательных организаций в учебниках, учебных пособий и средств обучения и распределить средства таким образом, чтобы полностью её удовлетворить.

То есть, муниципальные образования СК при получении субвенции самостоятельно распределяют данные средства с учетом потребностей муниципальных общеобразовательных организаций соответствующего муниципального образования СК.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации.

Кроме того, в этой же статье Федерального закона № 273-ФЗ указано, что к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Отдел образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа СК являясь главным распорядителем бюджетных средств, а также учредителем школ при распределении средств выделяемой субвенции по направлениям расходов должен учесть потребности муниципальных общеобразовательных организаций Кировского городского округа СК в средствах обучения и принять необходимые меры по распределению средств таким образом, чтобы полностью удовлетворить такие потребности (в том числе потребности в приобретении лингафонных кабинетов для школ).

Как отмечалось ранее, лингафонные кабинеты представляют собой средства обучения, а следовательно расходы на них выделялись Кировскому городскому округу Ставропольского края в рамках ежегодной субвенции.

В судебном заседании также установлено, что учредительными документами образовательных учреждений (п. 2.3 Уставов) предусмотрено осуществление следующих основных видов деятельности: предоставление основных общеобразовательных программ начального общего образования; основных общеобразовательных программ основного общего образования; основных общеобразовательных программ среднего общего образования; дополнительных общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности, физкультурно-спортивной направленности, социально-педагогической направленности, военно-патриотической направленности, туристско-краеведческой направленности, эколого-биологической направленности; дополнительных профессиональных программ; программ профессионального обучения.

Разрешая заявленные исковые требования и установив, что обязанность по оборудованию лингафонных кабинетов, необходимых для осуществления образовательного процесса, общеобразовательными учреждениями Кировского городского округа в полной мере не выполняется, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиками обязанности по организации учебного процесса нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, в связи с чем, требования прокурора о возложении на образовательные учреждения обязанности оборудовать лингафонные кабинеты подлежат удовлетворению.

В то же время, учитывая, что субвенции, выделяемые из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования, Кировскому городскому округу предоставляются в полном объеме, суд приходит к выводу о необоснованности требований прокурора о возложении обязанности на Правительство СК и Министерство образования СК предоставить субвенцию бюджету Кировского городского округа в целях приобретения оборудования для лингафонных кабинетов в МБОУ Новопавловская СОШ № 2, МБОУ СОШ № 6 п. Комсомолец, МБОУ СОШ № 8 с. Горнозаводское, МБОУ СОШ № 10 с. Орловка, МБОУ СОШ № 13 г. Новопавловска.

Данный вывод суда основан на установленных по делу фактических обстоятельствах, подтвержденных исследованными в судебном заседании доказательствами и на основании требований закона, регулирующего спорные правоотношения (ст. ст. 5, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. п. 24, 26 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897).

Так, Министерство образования Ставропольского края осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета.

Предусмотренные Законом Ставропольского края № 122-кз, а также Постановлением Правительства СК от 25.12.2013 года № 507-п субвенции, выделяемые из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования, Кировскому городскому округу предоставлены в полном объеме.

Согласно п. 6.9 Уставов МОУ СОШ N 13, СОШ № 8, СОШ № 10, СОШ № 6, СОШ № 2 источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: субсидия на выполнение муниципального задания, в том числе на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием муниципальных услуг (работ) и содержание имущества; субсидии на иные цели; бюджетные инвестиции; имущество, переданное Учреждению его Собственником, а также приобретенное Учреждением; доходы от приносящей доход деятельности, разрешенной настоящим Уставом; добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий и частных лиц; средства, полученные от сдачи в аренду движимого и недвижимого имущества, иные источники, не противоречащие законодательству.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, относится к компетенции образовательного учреждения.

Оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования обеспечивается образовательным учреждением самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств (п. 24 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897).

Таким образом, финансирование обеспечения государственных гарантий прав граждан в сфере образования, осуществляется не только за счет выделяемых бюджетных средств, но и самостоятельно образовательная организация вправе привлекать для этих целей в порядке, установленном законодательством, дополнительные финансовые средства за счет осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом организации услуг, а также за счет добровольных пожертвований.

Доводы прокурора о том, что субвенций, выделяемых из краевого бюджета Ставропольского края местному бюджету недостаточно для оборудования лингафонных кабинетов образовательных организаций, что нарушает права несовершеннолетних обучающихся на получение гарантированного государством доступного общего образования, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку вышеприведенный материальный закон предусматривает самостоятельность общеобразовательного учреждения в решении вопросов оснащения образовательного процесса начального общего и основного общего образования, как за счет выделяемых бюджетных средств, так и за счет предусмотренных законом дополнительных источников финансирования.

При этом, судом учитывается то обстоятельство, что с соответствующим заявлением о выделении дополнительных средств для приобретения лингафонных кабинетов общеобразовательных учреждений Кировского городского округа, в связи с недостаточностью средств выделяемой из краевого бюджета субвенции, отдел образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа СК обратился только лишь 29.09.2020 года в ходе выявленных проводимой прокуратурой Кировского района проверки нарушений (л.д. 15-16), что свидетельствует о том, что до проведения проверки какая-либо объективная необходимость в дополнительных средствах на оборудование лингафонных кабинетов у отдела образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа СК отсутствовала.

Совокупность полученных в ходе судебного разбирательства доказательств, признанных судом относимыми, допустимыми и достаточными в рамках рассматриваемого дела позволила прийти к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кировского района Ставропольского края в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ <адрес>», МБОУ «Новопавловская СОШ », МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес>, Министерству образования Ставропольского края, Министерству финансов Ставропольского края, Правительству Ставропольского края об обязании предоставления субвенции бюджету Кировского городского округа <адрес>, в целях приобретения оборудования для лингафонных кабинетов и оборудования лингафонных кабинетов, удовлетворить частично.

Обязать МБОУ «СОШ <адрес>», МБОУ «Новопавловская СОШ », МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес> оборудовать лингафонные кабинеты.

В удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района Ставропольского края об обязании Правительства Ставропольского края, Министерство образования <адрес> предоставить субвенцию бюджету Кировского городского округа <адрес> в целях приобретения оборудования для лингафонных кабинетов в МБОУ «СОШ <адрес>», МБОУ «Новопавловская СОШ », МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

СУДЬЯ П.П. КУЛИК.