Дело № 2-19/2022
УИД24RS0036-01-2021-000347-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2022 года Мотыгинский районный суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при секретаре: Беляускас В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мотыгинского района Красноярского края Бородкина П.А. в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования п. Мотыгино к ООО «Энергия» о возложении обязанности по обращению в Министерство тарифной политики Красноярского края с заявлением на утверждение тарифа на услуги теплоснабжения по котельной № 4 п. Мотыгино,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мотыгинского района Красноярского края Бородкин П.А. в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования п. Мотыгино обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения тебований законодательства о тарифном регулировании в деятельности ООО «Энергия», в результате которой установлено следующее.
Котельная № 4 расположена в <адрес> В находится в собственности ООО «Энергия» с 29.06.2010 на основании договора купли - продажи от 28.04.2010 г. протокола о результатах торгов в форме -конкурса по продаже имущества ММУПРЗП «Лесоруб» от 28.04.2010 г., акта приема - передачи от 25.05.2010 г.
Тепловые сети от котельной № 4 по <адрес> Б, адрес объекта: <адрес> протяжённостью 2710,7 м., инв. №, лит.1, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию посёлок Мотыгино.
От теплового источника, расположенного в котельной № 4 обеспечено теплоснабжение в 147 квартирах (девять многоквартирных домов, 38 домов блокированной застройки).
В Министерство тарифной политики Красноярского края ООО «Энергия» с заявлением на утверждение тарифа на услуги теплоснабжения по котельной № 4 в п. Мотыгино в 2020 году и истекшем периоде 2021 года не обращалось.
В этой связи, начисление и взимание платы за коммунальные услуги пототребителям в п. Мотыгино в отсутствие утвержденного тарифа является нарушением законодательства о ценообразовании.
Просит возложить на ООО «Энергия» обязанность но обращению в Министерство тарифной политики Красноярского края с заявлением на утверждение тарифа на услуги теплоснабжения по котельной № 4 в п. Мотыгино в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании определения Мотыгинского районного суда от 17.02.2022 г. к рассмотрению данного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено ООО «Ангарская ТГК».
На основании определения Мотыгинского районного суда от 28.02.2022 г. к рассмотрению данного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено АО «Красноярская региональная энергетическая компания».
В судебном заседании помощник прокурора Мотыгинского района Ахтамьянова Г.Р. на удовлетворении заявленных требований настаивала, по основаниям, изложенным в иске. Просила возложить на ООО «Энергия» обязанность но обращению в Министерство тарифной политики Красноярского края с заявлением на утверждение тарифа на услуги теплоснабжения по котельной № 4 в п. Мотыгино в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Энергия», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Ангарская ТГК» - генеральный директор ФИО1, не возражал против удовлетворения искового заявления. В связи с тем, что процедура обращения в Министерство тарифной политики Красноярского края с заявлением об утверждении тарифа на услуги теплоснабжения требует временных затрат, просил увеличить срок для обращения до трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации п. Мотыгино - ФИО2, действующий на основании доверенности от 07.10.2021г., считает исковые требования прокурора Мотыгинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку тепловые сети от котельной № принадлежат на праве собственности администрации п. Мотыгино, таким образом, источник тепловой энергии, принадлежащий администрации п. Мотыгино расположен в здании котельной № 4. От теплового источника, расположенного в котельной № 4 обеспечено теплоснабжение 147 квартир. Начисление и взимание платы за коммунальные услуги потребителям п. Мотыгино возможно лишь при наличии установленного тарифа для потребителей п. Мотыгино.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства тарифной политики Красноярского края не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, представили письменный отзыв на исковое заявление в котором указали, что ООО «Энергия» в Министерство тарифной политики Красноярского края с заявлением на утверждение тарифа на услуги теплоснабжения по котельной № 4 в п. Мотыгино в 2020г., 2021г., в истекшем периоде 2022 г. не обращалось. Обществу установлены тарифы приказом Министерства от 26.11.2018 г. № 38-п « Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО « Энергия». Начисление и взимание платы за коммунальные услуги потребителям п. Мотыгино возможно лишь при наличии установленного тарифа для потребителей п. Мотыгино. Просили судебное заседание провести в отсутствие представителя.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора АО «Красноярская региональная энергетическая компания» не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении дела не ходатайствовали.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
С учётом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, материального истца, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Выслушав мнение помощника прокурора Ахматьяновой Г.Р., представителя ответчика ООО «Энергия», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Ангарская ТГК» ФИО1, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации п. Мотыгино ФИО2, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии п. 1 ст. 7 Федерального Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В соответствии п. 3 ст. 11 Федерального закона № 190-ФЗ тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии п. 4 ст. 11 Федерального закона № 190-ФЗ, установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2, частью 1 статьи 5, подпунктом 1 части 2 статьи 5, частями 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии (теплоносителя). Установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен, тарифов. К основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения федеральный законодатель относит обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 190-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 8 Основ ценообразования предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной и в области государственного регулирования тарифов. Указанные предельные уровни сроком действия один финансовый год устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
В пункте 15 Основ ценообразования определено, срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Предельные (минимальные и максимальные) уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства
Согласно пункту 94 Основ ценообразования единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Законом о теплоснабжении, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены в том числе Основы ценообразования, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5. пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
В судебном заседании установлено, что согласно пунктам 3.8-3.14.8, 3.49 Положения о Министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.07.2018 № 380-п, к компетенции Министерства тарифной политики Красноярского края отнесены полномочия по урегулированию тарифов в сфере теплоснабжения, а также полномочие по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Котельная № 4 расположена в <адрес> В, находится в собственности ООО «Энергия» с 29.06.2010г. на основании договора купли - продажи от 28.04.2010 г., протокола о результатах торгов в форме -конкурса по продаже имущества ММУПРЗП «Лесоруб» от 28.04.2010 г., акта приема - передачи от 25.05.2010 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.06.2010г.
Тепловые сети от котельной № 4 по <адрес> Б, адрес объекта: <адрес> протяжённостью 2710,7 м., инв. №, лит.1, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию посёлок Мотыгино.
От теплового источника, расположенного в котельной № 4 обеспечено теплоснабжение в 147 квартирах (девять многоквартирных домов, 38 домов блокированной застройки).
30.12.2021 г. между ООО «Энергия» и ООО « Ангарская ТГК» был заключен договор аренды имущества, по условиям которого ООО «Энергия» предоставило ООО « Ангарская ТГК» во временное владение и пользование нежилое здание котельной, расположенной по адресу: <адрес><адрес> сроком по 25.12.2022г.
Как следует из соглашения о расторжении договора аренды имущества от 01.03.2022г., договор аренды имущества от 30.12.2021г., заключенный между ООО «Энергия» и ООО « Ангарская ТГК» был расторгнут 01.03.2022г.
Постановлениями Министерства тарифной политики Красноярского края от 30.07.2020 г., 18.05.2021г. ООО « Энергия» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренный ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Кроме этого, 27.05.2020г. прокурором Мотыгинского района Красноярского края Бородкиным П.А. в адрес генерального директора ООО « Энергия» ФИО1 было направлено представление об устранении нарушений законодательства о тарифном регулировании.
Из ответа генерального директора ООО « Энергия» ФИО1 от 16.06.2020г. в прокуратуру Мотыгинского района следует, что в целях устранения допущенных нарушений ООО « Энергия» планирует обратиться в органы государственного регулирования тарифов не позднее 01.12.2020 г.
Как следует из материалов дела, ООО «Энергия» в Министерство тарифной политики Красноярского края с заявлением на утверждение тарифа на услуги теплоснабжения по котельной № 4 в п. Мотыгино в 2020г., 2021 г. и истекшем периоде 2022 года не обращалось, что так же подтвердил в судебном заседании генеральный директор ООО «Энергия» ФИО1
В связи с чем, начисление и взимание платы за коммунальные услуги потребителям в п. Мотыгино в отсутствие утвержденного тарифа является нарушением законодательства о ценообразовании.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора Мотыгинского района Красноярского края Бородкина П.А. в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования п. Мотыгино к ООО « Энергия» о возложении обязанности по обращению в Министерство тарифной политики Красноярского края с заявлением на утверждение тарифа на услуги теплоснабжения по котельной № 4 п. Мотыгино подлежат удовлетворению.
При установлении срока для исполнения решения суд исходит из того, что процедура обращения в Министерство тарифной политики Красноярского края с заявлением об утверждении тарифа на услуги теплоснабжения требует временных затрат, исходя из изложенного, суд, считает, что три месяца с момента вступления решения суда в законную силу будет достаточно для исполнения решения суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Мотыгинского района Красноярского края Бородкина П.А. в интересах неопределенного круга лиц жителей муниципального образования п. Мотыгино к ООО « Энергия» о возложении обязанности по обращению в Министерство тарифной политики Красноярского края с заявлением на утверждение тарифа на услуги теплоснабжения по котельной № 4 п. Мотыгино – удовлетворить.
Обязать ООО « Энергия» обратиться в Министерство тарифной политики Красноярского края с заявлением на утверждение тарифа на услуги теплоснабжения по котельной № 4 в п. Мотыгино в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Петушкова О.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 09 марта 2022 года.