ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1/19 от 16.01.2019 Спасск-дальнего гарнизонного военного суда (Приморский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Спасск-Дальний гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – судьи Паймина А.В.,

при секретаре Чагиной Е.А.,

с участием представителей истца ФИО1 и ФИО2, ответчика и его представителя адвоката Левита А.В., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению начальника <данные изъяты> о привлечении военнослужащего по контракту этой же <данные изъяты><данные изъяты>ФИО3 к материальной ответственности,

установил:

Как усматривается из искового заявления, ФИО3, проходящий военную службу в <данные изъяты> в должности водителя, в ходе исполнения своих должностных обязанностей допустил повреждение вверенного ему военного имущества, на общую сумму 1 168 007 рублей 20 копеек.

Полагая, что ФИО3 ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по военной службе и сохранность переданного ему под подотчет военного имущества не обеспечил, начальник <данные изъяты> в лице своего представителя, на основании статьи 8 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», обратился в суд с иском, в котором просит суд в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 8, статьи 5 закона «О материальной ответственности военнослужащих», привлечь ФИО3 к полной материальной ответственности в размере причиненного ущерба и взыскать с него в пользу <данные изъяты> 1 168 007 рублей 20 копеек.

В ходе судебного заседания представитель начальника <данные изъяты>, действующий на основании доверенности, ФИО1 на заявленных требованиях настаивал, при этом пояснил, что 14 мая 2018 года <данные изъяты>ФИО3 на автомобиле (государственный регистрационный знак ) осуществлял подвоз воды в отделение <данные изъяты>, по ранее утвержденному начальником этой <данные изъяты> маршруту движения. При проведении инструктажа, указанный маршрут был изменён начальником отделения в <данные изъяты><данные изъяты>М.. Во время движения автомобиля по мосту, расположенному на участке отделения <адрес>, произошло обрушение моста под тяжестью указанного автомобиля, что в свою очередь повлекло повреждение этого автомобиля и был причинён ущерб <данные изъяты>. Согласно заключению эксперта о стоимости восстановительного ремонта поврежденного грузового специализированного автомобиля (автоцистерны) марки «» стоимость автомобиля-аналога за вычетом износа и стоимости годных остатков составляет 1 348 000 рублей. Поскольку к материальной ответственности были привлечены ещё несколько должностных лиц, а также учитывая, что ФИО3 является материально-ответственным лицом за указанный автомобиль, остаточная сумма ущерба составляет 1 168 007 рублей 20 копеек, в связи с чем он настаивает на удовлетворении заявленных требований.

Ответчик ФИО3 в судебном заседании иск не признал, пояснив, что 14 мая 2018 года он на автомобиле (государственный регистрационный знак ) осуществлял подвоз воды в отделение <данные изъяты>, по ранее утвержденному начальником этой <данные изъяты> маршруту движения. Перед выездом, начальником отделения в <адрес><данные изъяты>М. была изменена схема движения на маршруте. Фактический объём воды в цистерне автомобиля после его заправки на станции составлял 3 тонны. Подъезжая к мосту, расположенному на участке отделения <адрес><данные изъяты>, он остановился и визуально произвёл осмотр этого моста, после чего медленно продолжил движение. Во время проезда автомобиля по мосту произошло его частичное обрушение, что повлекло повреждение автомобиля. О том, что при движении его автомобиля может произойти обрушение моста, он не предполагал. Кроме того, сумма исковых требований является завышенной, поскольку остаточная балансовая стоимость поврежденного автомобиля (государственный регистрационный знак ), закрепленного за ним составляет 582 321 рубль 65 копеек.

Представляющий интересы ответчика адвокат Левит А.В. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что его доверитель, двигаясь 14 мая 2018 года на автомобиле (государственный регистрационный знак ) по установленному начальником отдела в <адрес><данные изъяты><данные изъяты>М.. маршруту, остановился не более чем за 10 метров от названного моста для его осмотра. Не обнаружив каких-либо повреждений моста, он продолжил движение по мосту. В момент обрушения моста, он доехал примерно до его середины. При этом ФИО3 не мог развить скорость более 5 км\ч, так как с момента начала движения после остановки у моста проехал лишь около 20 метров. Помимо этого в заключении по результатам проведенного истцом административного расследования указано, что вес автомобиля составляет 10 620 кг. Поскольку управляемый ФИО3 автомобиль был загружен водой объемом не более 3 м3 в средней секции цистерны, то, следовательно, на момент обрушения моста полный вес автомобиля с грузом составил 13620 (10620 + 3000) кг и нагрузка на каждую из его трех осей не превышал 5 тонн. Кроме того, согласно имеющейся у истца документации на мост, грузоподъемность его не определена, паспорт моста отсутствует, сведениями о том, кем, когда и исходя из каких критериев перед мостом установлены изготовленные «кустарным» способом дорожные знаки, истец не обладает, осмотр места происшествия с составлением необходимых схем и планов произведен не был. При этом экспертиза или иное исследование причин обрушения моста не проводились и эти причины не установлены. Поскольку нарушений Правил дорожного движения он не допустил, то его вина в обрушении моста и, соответственно, в повреждении автомобиля отсутствует, и ФИО3 в данном случае не подлежит материальной ответственности.

Заслушав объяснения представителя истца, ответчика и его представителя, свидетелей по делу, ознакомившись с письменными доказательствами, суд находит изложенные доказательства, относящиеся к данному делу допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения этого дела, и считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

Статьёй 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерацииот 10 ноября 2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» предусмотрено, что военнослужащий обязан строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников).

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

При этом суд считает, что на военнослужащих может быть возложен указанный вид ответственности лишь при одновременном наличии нескольких условий. К ним относятся: наступление реального ущерба, противоправность поведения лица во время исполнения обязанностей военной службы, его вина, а также причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившим ущербом.

Статьей 5 указанного закона предусмотрено, что военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.

Согласно акту технического состояния от 26 ноября 2017 года № б/н <данные изъяты>ФИО3 принял автомобиль (государственный регистрационный знак ) в технически исправном состоянии и подлежащим дальнейшей эксплуатации.

В соответствии с нарядом на 14 мая 2018 года № 134, утвержденным начальником <данные изъяты> 11 мая 2018 года, <данные изъяты>ФИО3 на автомобиле (государственный регистрационный знак ) должен осуществить доставку воды в отделения <адрес> и <адрес>.

Из заключения административного расследования по факту возникновения материального ущерба от 13 июля 2018 года усматривается, что 14 мая 2018 года начальником отделения в <адрес><данные изъяты>ФИО18, при проведении инструктажа водителя группы материально-технического отделения <данные изъяты>ФИО3, в нарушение утвержденного начальником <данные изъяты> наряда на 14 мая 2018 года, был изменен маршрут движения автомобиля по доставке воды. В 8 часов 30 минут ФИО3, двигаясь на автомобиле (государственный регистрационный знак ) по определенному на инструктаже маршруту, проезжая мост, расположенный на участке отделения <адрес>, допустил обрушение этого моста, в результате чего автомобиль резко накренился на левый бок, а управление автомобиля было повреждено. Причинами обрушения моста явились: естественное старение и предельный износ железобетонных конструкций свайного основания, что обусловлено наличием на сваях, в местах контакта с водным потоком, участков с вымытым бетоном (при этом основная нагрузка распределялась на арматурные направляющие); превышение установленной скорости движения автомобиля по мосту; превышение допустимой нагрузки на мост указанными ограничительными знаками; отсутствие должного технического надзора за мостом и фактическим его состоянием. Виновным в повреждении грузового специального автомобиля , является, в том числе и <данные изъяты>ФИО3, который превысил безопасную скорость движения по мосту и допустимую массу, приходящуюся на ось транспортного средства, определённые знаками дорожного движения, установленными перед мостом, при этом вес автомобиля с грузом составил 16 938 килограмм, без учёта веса водителя, заправленного топлива и находящегося имущества в кабине автомобиля. В результате произошедшего обрушения моста поврежден автомобиль (государственный регистрационный знак ), за который материально-ответственным лицом является ФИО3.

В соответствии с заключением эксперта от 03 июня 2018 года о стоимости восстановительного ремонта поврежденного грузового специализированного автомобиля (автоцистерны) марки , выполненным индивидуальным предпринимателем М.1, техническое состояние автомобиля (государственный регистрационный знак ) не отвечает требованиям безопасности ГОСТ Р 51709-2001. Восстановление и капитальный ремонт нецелесообразны. Автотранспортное средство подлежит списанию. Стоимость автомобиля-аналога за вычетом износа и годных остатков составляет 1 348 000 рублей.

Согласно справке от 29 мая 2018 года на балансе <данные изъяты> числится автомобиль (государственный регистрационный знак ), балансовая стоимость которого составляет 2 717 500 рублей 50 копеек. По состоянию на 14 мая 2018 года остаточная стоимость составляет 582 321 рубль 65 копеек.

В судебном заседании, свидетель М., показал, что на 14 мая 2018 года был запланирован выезд автомобиля (государственный регистрационный знак ) для доставки питьевой воды в отделения <данные изъяты>. В ходе проведения инструктажа водителя указанного автомобиля <данные изъяты>ФИО3, он, являясь для последнего начальником, принял решение об изменении маршрута движения, исходя из дорожной обстановки по утвержденному маршруту. Об ограничительных знаках перед мостом он знал, в связи, с чем им был определен объём заправки автоцистерны меньшего количества воды. Считает, что указанный в административном расследовании объём в 6 м3 не соответствует действительно заправленному количеству воды в автоцистерну, поскольку такие выводы о загрузке автомобиля основываются только на предположении очевидцев, а из тех очевидцев, которые находились на месте ДТП, кроме водителя транспортного средства, каких-либо измерений никто не проводил, и фактически не владеют реальной информацией о заправке этой автоцистерны. Задачу о перевозке воды в 6 м3 заведомо зная, что знаки около моста ограничивают массу, он не отдавал. Так же в административном расследовании делаются выводы о превышении допустимой скорости движения автомобиля, которая указана на знаке перед мостом, однако, о проведении экспертизы моста для установления причин разрушения, ничего не сказано.

Свидетель К. в судебном заседании показал, что объяснения, данные им в ходе проведения административного расследования, в части заправки автомобиля под управлением ФИО3 на 14 мая 2018 года в двух заправленных цистернах весом около 6 тонн являются неверными, поскольку были написаны по указанию <данные изъяты>С., и исходили из фактической потребности водой заставой.

Из показаний свидетеля Ш., данных им в судебном заседании усматривается, что он 14 мая 2018 года производил отпуск воды для нужд <данные изъяты>. Отпуск воды производился по счетчику, согласно показаниям которого, ФИО3 было отпущено 3 680 тонн воды, о чем свидетельствует запись в требовании на отпуск воды. При этом, он также пояснил, 680 литров воды было слито, поскольку она не соответствовала качеству к ней предъявлявшейся.

Из показаний свидетеля Д., данных им в судебном заседании усматривается, что по прибытию на станцию отпуска воды, которая расположена в <адрес>, он расписывается в журнале за прибытие на автомобиле, а затем и в требовании на отпуск питьевой воды согласно объёму. Аналогичные действия были и в мае 2018 года, когда он, прибывал на эту станцию вместе с ФИО3. Кроме этого, он также пояснил, что если вода, предназначенная для нужд заставы не пригодна к употреблению, то она сливается.

Таким образом, из исследованных в судебном заседании доказательств видно, что обрушение моста явилось следствием не надлежащего исполнения должностных обязанностей должностными лицами <данные изъяты>, организующих своевременное проведение осмотров моста и обеспечивающих его надлежащее техническое состояние. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем истца и в судебном заседании.

Исходя из показаний свидетелей М., Ш., а также Д., и исследованных в суде письменных доказательств, суд отвергает выводы заключения по результатам административного расследования от 13 июля 2018 года о допустимой массе приходящей на ось транспортного средства, определёнными знаками дорожного движения и считает что на момент обрушения моста 14 мая 2018 года полный вес управляемого ФИО3 автомобиля (государственный регистрационный знак ) с грузом составил 13 620 килограмм, из чего суд делает вывод, что нагрузка на каждую из трёх осей автомобиля не превышала 5 тонн. Кроме того, ни в материалах административного расследования, ни в судебном заседании представителем истца не представлено допустимых доказательств нарушения ФИО3 установленного скоростного режима движения по мосту.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу о необходимости отказать истцу в привлечении ФИО3 к полной материальной ответственности и взыскании с него в пользу <данные изъяты> суммы 1 168 007 рублей 20 копеек в счет возмещения, причиненного им материального ущерба, поскольку в судебном заседании истцом не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что действия ФИО3 были противоправны, а обрушение моста произошло по его вине, в результате чего было повреждено автотранспортное средство.

Собранными по делу доказательствами, вина ФИО3, а также причинная связь между его действиями и наступившими последствиями не доказана.

Оценивая заявление представителя истца о том, что ФИО3, являясь материально-ответственным лицом за указанным автомобилем, ненадлежащим образом исполнил обязанности, в результате чего произошло обрушение моста, а вследствие чего и повреждение вверенного ему автотранспортного средства, в связи с чем был причинен материальный ущерб <данные изъяты>, суд считает его необоснованным и недоказанным, поскольку в судебном заседании вины ФИО3 не установлено, а кроме того, достоверно установлено, что ФИО3 исполнял приказ начальника, изменившего маршрут движения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194-199 ГПК РФ, военный суд,

решил:

Начальнику <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований о привлечении ФИО3 к полной материальной ответственности и взыскании денежных средств, в счет материального ущерба, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Спасск-Дальний гарнизонный военный суд в месячный срок со дня составления мотивированного решения.

Верно:

Председательствующий по делу

Судья

А.В. Паймин

Секретарь судебного заседания

Е.А. Чагина